Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РИСУНКЕ

Аникина А.П. 1, 2
1 Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка – детский сад № 26 «Незабудка»
2 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетического воспитания, формирования познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольного поведения, но и эффективного развития эмоциональной сферы детей. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2014 г. (ФГОС ДО) также предусмотрено развитие у детей эмоциональных представлений и эмоциональной отзывчивости, сопереживания как при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, так и при восприятии художественных произведений. Создать выразительные образы человека становится возможным только при овладении ручной умелостью, которую Т.С. Комарова рассматривает как результат обучения детей технике рисования и формообразующим движениям при сформированности сенсомоторных движений. Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа человека с помощью портрета как одного из жанров изобразительного искусства, в котором основным образом является человек, мы изучили особенности выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке.
развитие личности
эмоциональные переживания
отношение к окружающему
эстетическое мышление
творчество
эмоции
рисование
закономерность
художественный образ
чувственное восприятие
формирование ценностей
красота
окружающий мир
выразительные средства
эмоциональная оценка
индивидуальный образ
формирование выразительного образа
эстетическое развитие
эмоционально-выразительный образ человека в рисунке
дошкольники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве издательство. – M.: Просвещение, 1965. – 344 с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Мозаика-Синтез. – М., 2008. – 160 с.
4. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.

Современные  динамичные изменения  в государственном  устройстве и проводимые реформы в экономике, здравоохранении, военной сфере, науке и образовании затронули также и дошкольное образование. Разрабатывая современные теории и концепции образования, педагогическая наука опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для дошкольных образовательных организаций, в котором значительная роль отводится всестороннему развитию детей дошкольного возраста с учетом  особенностей возрастной периодизации всего дошкольного детства,  создает условия для содействия и  совместного сотрудничества детей, их родителей и педагогов.

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольного поведения, но и эффективному развитию эмоциональной сферы детей. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2014 г. (ФГОС ДО) также предусмотрено развитие у детей эмоциональных представлений и эмоциональной отзывчивости, сопереживания как при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, так и при восприятии художественных произведений [1].

По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, А.П.Усовой, В.С. Мухиной, образы героев детских сказок и литературных рассказов, репродукции художников портретистов являются доступным для восприятия детьми материалом, на основе которого возможно формирование у них представлений о выразительности образов [2]. Е.А. Флерина также отмечает, что сознательное отражение ребенком в рисовании способствует формированию эмоционального отношения к изображенному [3].

Вопросы обучения детей рисунку человека разрабатывали Т.Г. Казакова, Г.В. Лабунская и другие исследователи, но аспект использования портрета для развития эмоциональной сферы старших дошкольников и формирования у них умения создавать при рисовании эмоционально выразительный образ человека в научной литературе отражен недостаточно.

 Проблема развития у дошкольников эмоциональной сферы на основе эстетического восприятия искусства раскрыта в работах Н. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой,  Г.В. Лабунской, Т.Г. Казаковой, Т.А. Буяновой и др. ученых. Например, к особенностям детского рисования Н.П. Сакулина относит продолжительность усвоения способов выразительного изображения и отмечает склонность дошкольников к замене выразительности и содержания рисунка словами [4].

Рисование - это не только доступная ребенку деятельность, но и возможность проявить себя творчески, выразить свое эмоциональное отношение к событиям, окружающим предметам и явлениям, сверстникам и взрослым, как можно точнее  отразить или выразить свои представления о мире.

Продуктивная деятельность ребенка, в том числе и художественная, не является четкой диагностикой для определения интеллекта и других психических процессов, как считали зарубежные психологи Керн Йиерасик и Ф. Гудинаф в рисуночных тестах по изображению образа человека, но позволяет выявить предрасположенность ребенка к определенным видам деятельности, творческим способностям и общий запас представлений об окружающем мире. Дети с удовольствием осваивают разные способы изображения. И главной фигурой в обучении и творчестве детей является воспитатель, как подчеркивается в образовательных стандартах.

Создать выразительные образы человека становится возможным только при овладении ручной умелостью, которую Т.С. Комарова рассматривает как результат обучения детей технике рисования и формообразующим движениям при сформированности сенсомоторных движений [5].  Однако в настоящее время ощущается недостаток исследований, раскрывающих методическое и дидактическое обеспечение обучения детей дошкольного возраста технике рисования человека с передачей его эмоционального состояния.

Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа человека с помощью портрета как одного из жанров изобразительного искусства, в котором основным образом является человек, мы изучили особенности выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке. Для этого на базе Автономного образовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка - детского сада № 26 «Незабудка»  с 2010 г. по 2014 г. нами проведено исследование, в котором приняли участие 100 детей седьмого года жизни из подготовительных к школе групп. Для начала был сформирован  творческий коллектив, ориентированный на организацию и реализацию инновационного процесса, на выдвижение новых целей и задач ФГОС, создания технологий и методик развития творческих способностей дошкольников. На начальном этапе проведения работы по развитию творческих способностей детей необходимо осуществить анализ и экспертизу требований ФГОС - учет образовательной программы, целей и задач, материальное и методическое оснащение. Наметить пошаговый алгоритм методической работы с учетом планирования.

На первом этапе исследования дошкольникам предлагали рассмотреть иллюстрации к уже знакомым сказкам «Царевна-лягушка», «Сказка о Царе-Салтане», к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?», изображающие героев с ярко выраженными чертами характера;

  • знакомили детей с произведениями художников-портретистов - с работами «Всадница» К. Брюллова; «Дети» В. Серова; «Портрет матери» А. Шилова; «Иван-царевич и серый Волк», «Аленушка» В.М. Васнецова; «Актеры и клоуны» П.Пикассо;
  • привлекали внимание старших дошкольников к разным по контрасту и цвету образам, к их мимическому выражению;
  • помогали устанавливать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.
  • На втором этапе исследования мы предлагали детям выполнить портреты мамы или папы, портрет друга, изобразить сказочного человека и любимого клоуна.
  • Нас интересовала заинтересованность дошкольников в изображении образа человека, умение передать его эмоциональное состояние с помощью мимики и движения, словесно выразить отношение к создаваемому образу, использовать в рисунке формы и цвета, тщательно прорисовывать черты лица, владеть пастелью, карандашом и красками.
  • Перед началом рисования мы обсуждали с дошкольниками возможности выражения в рисунке характера и настроения человека. Например, перед выполнением рисунка «Мой любимый клоун» в гости к детям пришли клоуны, которые контрастно отличались - один толстый и добрый, другой худой и капризный. В игровых ситуациях клоуны задавали дошкольникам вопросы: Скажите, у кого из вас веселое лицо? У кого лицо грустное? Как определить настроение другого человека? Как изобразить грустного человека? Как изобразить веселого клоуна? Можно ли передать настроение человека с помощью цвета?

Дети предположили, что настроение можно показать с помощью цветовой гаммы и узоров: веселый клоун будет в костюме из ярких теплых тонов с горошинками и ромашками, а грустный клоун - в костюме неярких и холодных тонов с геометрическими фигурами, на лице у него будут изображения капелек слез.

Перед изображением сказочного героя детям предложили рассмотреть иллюстрации к сказкам, картины художников- портретистов, дидактических кукол сказочных героев,  обратив  их внимание на одежду и украшения, на прорисовку общей композиции четкими штрихами с сильным нажимом на карандаш. Дошкольники отметили, что у Кащея Бессмертного вытянутые конечности и туловище, нос крючком, подбородок заострен, одежды у него черно-серых тонов, с символами змеи и дракона. Дети также заметили, что мимические морщины у рта Кащея опущены вниз, брови сдвинуты к носу.

  • Для выявления успешности детей при выполнении выразительного образа человека мы использовали представленные ниже критерии, которые соотнесли с достаточным, средним и низким уровнями успешности.

Достаточный уровень

  • ребенок проявляет заинтересованность в выполнении рисунка на протяжении всего времени работы; он оживлен, задает уточняющие вопросы; у него наблюдаются мимические и пантомимические проявления устойчивой положительной эмоциональной реакции;
  • ребенок правильно изображает форму частей тела и пропорции тела;
  • дошкольник передает в рисунке эмоциональное состояние человека с помощью изображения его мимики и движений;
  • рисунок выполнен аккуратно, тщательно прорисованы наиболее значимые для передачи информации об эмоциональном состоянии детали - брови, уголки губ, цвет лица;
  • дошкольник владеет штрихом, использует разнообразие цветовой гаммы;
  • ребенок самостоятельно словесно выражает свое отношение к создаваемому образу.
  • Средний уровень
  • ребенок проявляет заинтересованность в выполнении рисунка, которая снижается к концу выполнения работы; он несколько оживлен, задает отдельные уточняющие вопросы; у него наблюдаются неярко выраженные мимические и пантомимические проявления положительной эмоциональной реакции;
  • дошкольник изображает форму частей тела и пропорции тела с ошибками;
  • ребенок затрудняется передать эмоциональное состояние персонажа в рисунке, присутствует скупое изображение мимики при отсутствии пантомимы;
  • рисунок выполнен не совсем аккуратно, схематично обозначены наиболее значимые для передачи информации об эмоциональном состоянии детали - брови, уголки губ, цвет лица;
  • дошкольник плохо владеет штрихом, использует цветовую гамму 5-7 цветов;
  • ребенок затрудняется самостоятельно словесно выразить свое отношение к создаваемому образу.

Низкий уровень

  • ребенок проявляет поверхностный интерес к выполнению рисунка, который быстро исчезает, и не задает уточняющие вопросы; эмоциональный отклик во время работы отсутствует, мимические и пантомимические проявления положительной эмоциональной реакции не наблюдаются;
  • дошкольник испытывает стойкие затруднения при изображении формы частей тела и пропорций тела;
  • в рисунке отсутствует изображение мимики и пантомимы персонажей;
  • рисунок выполнен неаккуратно, черты лица на портрете неправильно и плохо прорисованы, образ человека трудно узнаваем;
  • ребенок не владеет штрихом, использует бедную цветовую гамму (3-4 цвета);
  • ребенок затрудняется самостоятельно словесно выразить свое отношение к создаваемому образу.

Приведем основные результаты исследования, полученные при наблюдении за детьми и анализе выполненных работ.

Проявили заинтересованность в выполнении рисунка на протяжении всего времени работы 38 % детей. Мы наблюдали у них оживление, мимические и пантомимические проявления устойчивой положительной эмоциональной реакции, по ходу работы дошкольники задавали уточняющие вопросы.

У 56 % детей наблюдался частичный интерес в создании рисунка на протяжении творческой изобразительной деятельности. Дошкольники постепенно включались в художественно-творческий процесс, проявляли  любознательность. Они  живо вступали в диалог с педагогом, высказывали свое мнение при принятии художественных решений, тщательно и аккуратно начинали изображать на листе бумаги образ сказочного героя или человека, пытались прорисовать черты лица и части тела, отобразить мимические морщины; они закрашивали формы, не выходя за линии. Однако в процессе изобразительной деятельности их интерес угасал, штриховка становилась неаккуратной, краски растекались. Оставляли рисунок незаконченным 38 % дошкольников. Мы объясняем это тем, что дошкольники увлекались словесным описанием в противовес изображению на бумаге, требующих определенных умений, которыми дети не владеют. Некоторые дети не закончили рисунок, потому что устали, так как «зацикливались» на изображении мелких узоров и сложных элементов одежды, а не прорисовки лица. Другие жаловались, что у них «Выходит не красиво», «Не получается». Большинство детей отдавали предпочтение изображению положительного героя, а не отрицательного. Мальчики отдавали предпочтение изображению мужского портрета, а девочки - женского. Поэтому при изображении женского образа интерес у мальчиков падал: «Мне надоело рисовать одежду для девочек».

Отсутствовал интерес к рисунку у 6 % дошкольников, словесные рекомендации не мотивировали их к художественной деятельности. Эти дети слабо владеют техническими навыками изображения образа, у них плохо сформирована ручная умелость, недостаточно представлений о возможностях  изобразительного искусства.

Анализ рисунков показал, что только 27 % детей при передаче эмоционального состояния персонажей использовали изображения  мимики и движений. Например, эти дошкольники нарисовали  портреты клоуна, в которых его настроение и характер изображены при помощи пропорций тела, линий и штрихов, палитры красок,  использования разных форм, мелкой прорисовки черт лица - прорисованы мимические морщинки вокруг глаз и губ, приподняты уголки рта, брови угловатой формы.

Настроение Царевны Несмеяны ребенок показал, используя прием примакивания по всему фону рисунка, и объяснил это «морем слез». При изображении Кащея-бессмертного были изображены черные тучи, молнии, цепи. При изображении Бабы-яги дети рисовали у нее на носу большую бородавку, густые брови, горб на спине, длинные спутанные волосы темно-серого цвета, вытянутые пальцы с длинными ногтями и большой зуб, торчащий изо рта. Цветовая гамма костюма была от темных оттенков к светлым тонам, одежда в заплатках и с большими пуговицами. На лице много линий, изображающих морщины, уголки рта и глаз опущены вниз.

Затруднились передать эмоциональное состояние персонажа в рисунке 58 % детей, мы отметили скупое  изображение мимики: форма рта символично заменена палочкой, вместо глаз условные точки, нос заменен прямой линией. Эти дошкольники рисовали портреты схематично, без чувства формы человеческого тела, и отдавали предпочтение изображению крупным планом лица, туловище они не рисовали совсем или обозначали контуром.  Например, на вопрос «Где ноги у твоего клоуна?», ребенок ответил: «Они спрятались под костюмом».

В рисунках у 15 % детей отсутствует изображение мимики и пантомимы персонажей; рисунок выполнен неаккуратно, черты лица на портрете неправильно и плохо прорисованы, образ человека трудно узнаваем.

Владеют штрихом, при помощи нажима руки  создают переход от  светлого тона к темному 15 % дошкольников. Помимо использования основных цветов они пытались экспериментировать в работе с цветом: смешивать цвета разными способами (наложение, вливание, смешение), использовать оттенки (красный-розовый, черный-серый) и разнообразие цветовой гаммы в целом для передачи настроения и характера героя.

Стремление к использованию одного или нескольких ведущих цветов палитры проявилось у 65% детей, например, они предпочли  различные теплые цвета и оттенки при создании положительного образа героя. У 10 % дошкольников мы отметили 3-4 холодных цвета без бликов и оттенков при изображении отрицательных героев.

Умение самостоятельно пользоваться изобразительными материалами (пастель, акварель, гуашь, фломастеры, карандаш) продемонстрировали 65 % дошкольников, комбинируя их в своих рисунках. 35 % детей недостаточно владели умением и навыками работать с акварелью, они не могли осуществлять заливку, не пользовались способом примакивания, изображение мазкам, не использовали в единстве пастель и краски. У 10 % детей мы отметили слабый нажим руки на карандаш, нечеткие формообразующие движения, штрихи и линии;

Изобразили с ошибками форму частей тела и пропорции тела,  асимметрично располагали на лице глаза и губы 70 % дошкольников. Эти дети не могли придать волосам прическу, изображали их очень условно.

Диспропорции тела человека и конечностей мы отметили на рисунках 10 % дошкольников. Они заменяли конечности условными знаками: руки - «палочки», ноги - «клюшки». Голова клоуна на некоторых работах была больше, чем туловище. Эти дошкольники чаще изображали героя в статической позе, затруднялись передать движение.

Сформированность единства чувства цвета, формы, элементарных композиционных умений мы отметила на рисунках только 27 % дошкольников, их успешность при выражении эмоционального состояния человека в рисунке мы отнесли к достаточному уровню. Среднему уровню успешности соответствовали рисунки 55 % детей; низкому уровню успешности -  рисунки 18 % старших дошкольников.

Результаты анализа выполненных детьми рисунков:

- при эмоциональном восприятии персонажа дошкольники лучше и тщательнее прорисовывают элементы портрета, делают рисунки насыщенными, эмоционально яркими, композиционно богатыми;

- старшие дошкольники затрудняются изображать персонаж в полной гамме его мимики, пантомимики, они не владеют в достаточной степени техниками изображения человека;

Таким образом, для выражения эмоционального состояния человека в рисунках старших дошкольников необходимы как обучение техникам изображения человека, знакомство с возможностями передачи эмоционального состояния при помощи цветовой гаммы, прорисовки мелких элементов, деталей костюма, аксессуаров, так и мотивация детей, их заинтересовать в передаче собственного отношения к изображаемому.

Поставленные цели   и задачи с учетом программных требований и образовательных областей ФГОС  были достигнуты, отмечена положительная динамика сформированности эмоционального отношения к человеческим образам и технике их изображения в рисовании детей 6-7 лет, поэтому еще раз подтверждается знание о том, что художественно-эстетическое развитие ребенка и детское изотворчество является примером тому, что уже ребенок-дошкольник не просто учиться, а он способен создавать общественно значимые художественные ценности! 

Рецензенты:

Комарова Т.С., д.п.н., научный руководитель,  профессор, заведующий кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, г. Москва;

Зацепина М.Б., д.п.н., профессор кафедры  начального образованияи педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Аникина А.П. ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РИСУНКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22080 (дата обращения: 02.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674