Современные динамичные изменения в государственном устройстве и проводимые реформы в экономике, здравоохранении, военной сфере, науке и образовании затронули также и дошкольное образование. Разрабатывая современные теории и концепции образования, педагогическая наука опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для дошкольных образовательных организаций, в котором значительная роль отводится всестороннему развитию детей дошкольного возраста с учетом особенностей возрастной периодизации всего дошкольного детства, создает условия для содействия и совместного сотрудничества детей, их родителей и педагогов.
Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольного поведения, но и эффективному развитию эмоциональной сферы детей. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2014 г. (ФГОС ДО) также предусмотрено развитие у детей эмоциональных представлений и эмоциональной отзывчивости, сопереживания как при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, так и при восприятии художественных произведений [1].
По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, А.П.Усовой, В.С. Мухиной, образы героев детских сказок и литературных рассказов, репродукции художников портретистов являются доступным для восприятия детьми материалом, на основе которого возможно формирование у них представлений о выразительности образов [2]. Е.А. Флерина также отмечает, что сознательное отражение ребенком в рисовании способствует формированию эмоционального отношения к изображенному [3].
Вопросы обучения детей рисунку человека разрабатывали Т.Г. Казакова, Г.В. Лабунская и другие исследователи, но аспект использования портрета для развития эмоциональной сферы старших дошкольников и формирования у них умения создавать при рисовании эмоционально выразительный образ человека в научной литературе отражен недостаточно.
Проблема развития у дошкольников эмоциональной сферы на основе эстетического восприятия искусства раскрыта в работах Н. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Т.Г. Казаковой, Т.А. Буяновой и др. ученых. Например, к особенностям детского рисования Н.П. Сакулина относит продолжительность усвоения способов выразительного изображения и отмечает склонность дошкольников к замене выразительности и содержания рисунка словами [4].
Рисование - это не только доступная ребенку деятельность, но и возможность проявить себя творчески, выразить свое эмоциональное отношение к событиям, окружающим предметам и явлениям, сверстникам и взрослым, как можно точнее отразить или выразить свои представления о мире.
Продуктивная деятельность ребенка, в том числе и художественная, не является четкой диагностикой для определения интеллекта и других психических процессов, как считали зарубежные психологи Керн Йиерасик и Ф. Гудинаф в рисуночных тестах по изображению образа человека, но позволяет выявить предрасположенность ребенка к определенным видам деятельности, творческим способностям и общий запас представлений об окружающем мире. Дети с удовольствием осваивают разные способы изображения. И главной фигурой в обучении и творчестве детей является воспитатель, как подчеркивается в образовательных стандартах.
Создать выразительные образы человека становится возможным только при овладении ручной умелостью, которую Т.С. Комарова рассматривает как результат обучения детей технике рисования и формообразующим движениям при сформированности сенсомоторных движений [5]. Однако в настоящее время ощущается недостаток исследований, раскрывающих методическое и дидактическое обеспечение обучения детей дошкольного возраста технике рисования человека с передачей его эмоционального состояния.
Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа человека с помощью портрета как одного из жанров изобразительного искусства, в котором основным образом является человек, мы изучили особенности выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке. Для этого на базе Автономного образовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка - детского сада № 26 «Незабудка» с 2010 г. по 2014 г. нами проведено исследование, в котором приняли участие 100 детей седьмого года жизни из подготовительных к школе групп. Для начала был сформирован творческий коллектив, ориентированный на организацию и реализацию инновационного процесса, на выдвижение новых целей и задач ФГОС, создания технологий и методик развития творческих способностей дошкольников. На начальном этапе проведения работы по развитию творческих способностей детей необходимо осуществить анализ и экспертизу требований ФГОС - учет образовательной программы, целей и задач, материальное и методическое оснащение. Наметить пошаговый алгоритм методической работы с учетом планирования.
На первом этапе исследования дошкольникам предлагали рассмотреть иллюстрации к уже знакомым сказкам «Царевна-лягушка», «Сказка о Царе-Салтане», к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?», изображающие героев с ярко выраженными чертами характера;
- знакомили детей с произведениями художников-портретистов - с работами «Всадница» К. Брюллова; «Дети» В. Серова; «Портрет матери» А. Шилова; «Иван-царевич и серый Волк», «Аленушка» В.М. Васнецова; «Актеры и клоуны» П.Пикассо;
- привлекали внимание старших дошкольников к разным по контрасту и цвету образам, к их мимическому выражению;
- помогали устанавливать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.
- На втором этапе исследования мы предлагали детям выполнить портреты мамы или папы, портрет друга, изобразить сказочного человека и любимого клоуна.
- Нас интересовала заинтересованность дошкольников в изображении образа человека, умение передать его эмоциональное состояние с помощью мимики и движения, словесно выразить отношение к создаваемому образу, использовать в рисунке формы и цвета, тщательно прорисовывать черты лица, владеть пастелью, карандашом и красками.
- Перед началом рисования мы обсуждали с дошкольниками возможности выражения в рисунке характера и настроения человека. Например, перед выполнением рисунка «Мой любимый клоун» в гости к детям пришли клоуны, которые контрастно отличались - один толстый и добрый, другой худой и капризный. В игровых ситуациях клоуны задавали дошкольникам вопросы: Скажите, у кого из вас веселое лицо? У кого лицо грустное? Как определить настроение другого человека? Как изобразить грустного человека? Как изобразить веселого клоуна? Можно ли передать настроение человека с помощью цвета?
Дети предположили, что настроение можно показать с помощью цветовой гаммы и узоров: веселый клоун будет в костюме из ярких теплых тонов с горошинками и ромашками, а грустный клоун - в костюме неярких и холодных тонов с геометрическими фигурами, на лице у него будут изображения капелек слез.
Перед изображением сказочного героя детям предложили рассмотреть иллюстрации к сказкам, картины художников- портретистов, дидактических кукол сказочных героев, обратив их внимание на одежду и украшения, на прорисовку общей композиции четкими штрихами с сильным нажимом на карандаш. Дошкольники отметили, что у Кащея Бессмертного вытянутые конечности и туловище, нос крючком, подбородок заострен, одежды у него черно-серых тонов, с символами змеи и дракона. Дети также заметили, что мимические морщины у рта Кащея опущены вниз, брови сдвинуты к носу.
- Для выявления успешности детей при выполнении выразительного образа человека мы использовали представленные ниже критерии, которые соотнесли с достаточным, средним и низким уровнями успешности.
Достаточный уровень
- ребенок проявляет заинтересованность в выполнении рисунка на протяжении всего времени работы; он оживлен, задает уточняющие вопросы; у него наблюдаются мимические и пантомимические проявления устойчивой положительной эмоциональной реакции;
- ребенок правильно изображает форму частей тела и пропорции тела;
- дошкольник передает в рисунке эмоциональное состояние человека с помощью изображения его мимики и движений;
- рисунок выполнен аккуратно, тщательно прорисованы наиболее значимые для передачи информации об эмоциональном состоянии детали - брови, уголки губ, цвет лица;
- дошкольник владеет штрихом, использует разнообразие цветовой гаммы;
- ребенок самостоятельно словесно выражает свое отношение к создаваемому образу.
- Средний уровень
- ребенок проявляет заинтересованность в выполнении рисунка, которая снижается к концу выполнения работы; он несколько оживлен, задает отдельные уточняющие вопросы; у него наблюдаются неярко выраженные мимические и пантомимические проявления положительной эмоциональной реакции;
- дошкольник изображает форму частей тела и пропорции тела с ошибками;
- ребенок затрудняется передать эмоциональное состояние персонажа в рисунке, присутствует скупое изображение мимики при отсутствии пантомимы;
- рисунок выполнен не совсем аккуратно, схематично обозначены наиболее значимые для передачи информации об эмоциональном состоянии детали - брови, уголки губ, цвет лица;
- дошкольник плохо владеет штрихом, использует цветовую гамму 5-7 цветов;
- ребенок затрудняется самостоятельно словесно выразить свое отношение к создаваемому образу.
Низкий уровень
- ребенок проявляет поверхностный интерес к выполнению рисунка, который быстро исчезает, и не задает уточняющие вопросы; эмоциональный отклик во время работы отсутствует, мимические и пантомимические проявления положительной эмоциональной реакции не наблюдаются;
- дошкольник испытывает стойкие затруднения при изображении формы частей тела и пропорций тела;
- в рисунке отсутствует изображение мимики и пантомимы персонажей;
- рисунок выполнен неаккуратно, черты лица на портрете неправильно и плохо прорисованы, образ человека трудно узнаваем;
- ребенок не владеет штрихом, использует бедную цветовую гамму (3-4 цвета);
- ребенок затрудняется самостоятельно словесно выразить свое отношение к создаваемому образу.
Приведем основные результаты исследования, полученные при наблюдении за детьми и анализе выполненных работ.
Проявили заинтересованность в выполнении рисунка на протяжении всего времени работы 38 % детей. Мы наблюдали у них оживление, мимические и пантомимические проявления устойчивой положительной эмоциональной реакции, по ходу работы дошкольники задавали уточняющие вопросы.
У 56 % детей наблюдался частичный интерес в создании рисунка на протяжении творческой изобразительной деятельности. Дошкольники постепенно включались в художественно-творческий процесс, проявляли любознательность. Они живо вступали в диалог с педагогом, высказывали свое мнение при принятии художественных решений, тщательно и аккуратно начинали изображать на листе бумаги образ сказочного героя или человека, пытались прорисовать черты лица и части тела, отобразить мимические морщины; они закрашивали формы, не выходя за линии. Однако в процессе изобразительной деятельности их интерес угасал, штриховка становилась неаккуратной, краски растекались. Оставляли рисунок незаконченным 38 % дошкольников. Мы объясняем это тем, что дошкольники увлекались словесным описанием в противовес изображению на бумаге, требующих определенных умений, которыми дети не владеют. Некоторые дети не закончили рисунок, потому что устали, так как «зацикливались» на изображении мелких узоров и сложных элементов одежды, а не прорисовки лица. Другие жаловались, что у них «Выходит не красиво», «Не получается». Большинство детей отдавали предпочтение изображению положительного героя, а не отрицательного. Мальчики отдавали предпочтение изображению мужского портрета, а девочки - женского. Поэтому при изображении женского образа интерес у мальчиков падал: «Мне надоело рисовать одежду для девочек».
Отсутствовал интерес к рисунку у 6 % дошкольников, словесные рекомендации не мотивировали их к художественной деятельности. Эти дети слабо владеют техническими навыками изображения образа, у них плохо сформирована ручная умелость, недостаточно представлений о возможностях изобразительного искусства.
Анализ рисунков показал, что только 27 % детей при передаче эмоционального состояния персонажей использовали изображения мимики и движений. Например, эти дошкольники нарисовали портреты клоуна, в которых его настроение и характер изображены при помощи пропорций тела, линий и штрихов, палитры красок, использования разных форм, мелкой прорисовки черт лица - прорисованы мимические морщинки вокруг глаз и губ, приподняты уголки рта, брови угловатой формы.
Настроение Царевны Несмеяны ребенок показал, используя прием примакивания по всему фону рисунка, и объяснил это «морем слез». При изображении Кащея-бессмертного были изображены черные тучи, молнии, цепи. При изображении Бабы-яги дети рисовали у нее на носу большую бородавку, густые брови, горб на спине, длинные спутанные волосы темно-серого цвета, вытянутые пальцы с длинными ногтями и большой зуб, торчащий изо рта. Цветовая гамма костюма была от темных оттенков к светлым тонам, одежда в заплатках и с большими пуговицами. На лице много линий, изображающих морщины, уголки рта и глаз опущены вниз.
Затруднились передать эмоциональное состояние персонажа в рисунке 58 % детей, мы отметили скупое изображение мимики: форма рта символично заменена палочкой, вместо глаз условные точки, нос заменен прямой линией. Эти дошкольники рисовали портреты схематично, без чувства формы человеческого тела, и отдавали предпочтение изображению крупным планом лица, туловище они не рисовали совсем или обозначали контуром. Например, на вопрос «Где ноги у твоего клоуна?», ребенок ответил: «Они спрятались под костюмом».
В рисунках у 15 % детей отсутствует изображение мимики и пантомимы персонажей; рисунок выполнен неаккуратно, черты лица на портрете неправильно и плохо прорисованы, образ человека трудно узнаваем.
Владеют штрихом, при помощи нажима руки создают переход от светлого тона к темному 15 % дошкольников. Помимо использования основных цветов они пытались экспериментировать в работе с цветом: смешивать цвета разными способами (наложение, вливание, смешение), использовать оттенки (красный-розовый, черный-серый) и разнообразие цветовой гаммы в целом для передачи настроения и характера героя.
Стремление к использованию одного или нескольких ведущих цветов палитры проявилось у 65% детей, например, они предпочли различные теплые цвета и оттенки при создании положительного образа героя. У 10 % дошкольников мы отметили 3-4 холодных цвета без бликов и оттенков при изображении отрицательных героев.
Умение самостоятельно пользоваться изобразительными материалами (пастель, акварель, гуашь, фломастеры, карандаш) продемонстрировали 65 % дошкольников, комбинируя их в своих рисунках. 35 % детей недостаточно владели умением и навыками работать с акварелью, они не могли осуществлять заливку, не пользовались способом примакивания, изображение мазкам, не использовали в единстве пастель и краски. У 10 % детей мы отметили слабый нажим руки на карандаш, нечеткие формообразующие движения, штрихи и линии;
Изобразили с ошибками форму частей тела и пропорции тела, асимметрично располагали на лице глаза и губы 70 % дошкольников. Эти дети не могли придать волосам прическу, изображали их очень условно.
Диспропорции тела человека и конечностей мы отметили на рисунках 10 % дошкольников. Они заменяли конечности условными знаками: руки - «палочки», ноги - «клюшки». Голова клоуна на некоторых работах была больше, чем туловище. Эти дошкольники чаще изображали героя в статической позе, затруднялись передать движение.
Сформированность единства чувства цвета, формы, элементарных композиционных умений мы отметила на рисунках только 27 % дошкольников, их успешность при выражении эмоционального состояния человека в рисунке мы отнесли к достаточному уровню. Среднему уровню успешности соответствовали рисунки 55 % детей; низкому уровню успешности - рисунки 18 % старших дошкольников.
Результаты анализа выполненных детьми рисунков:
- при эмоциональном восприятии персонажа дошкольники лучше и тщательнее прорисовывают элементы портрета, делают рисунки насыщенными, эмоционально яркими, композиционно богатыми;
- старшие дошкольники затрудняются изображать персонаж в полной гамме его мимики, пантомимики, они не владеют в достаточной степени техниками изображения человека;
Таким образом, для выражения эмоционального состояния человека в рисунках старших дошкольников необходимы как обучение техникам изображения человека, знакомство с возможностями передачи эмоционального состояния при помощи цветовой гаммы, прорисовки мелких элементов, деталей костюма, аксессуаров, так и мотивация детей, их заинтересовать в передаче собственного отношения к изображаемому.
Поставленные цели и задачи с учетом программных требований и образовательных областей ФГОС были достигнуты, отмечена положительная динамика сформированности эмоционального отношения к человеческим образам и технике их изображения в рисовании детей 6-7 лет, поэтому еще раз подтверждается знание о том, что художественно-эстетическое развитие ребенка и детское изотворчество является примером тому, что уже ребенок-дошкольник не просто учиться, а он способен создавать общественно значимые художественные ценности!
Рецензенты:
Комарова Т.С., д.п.н., научный руководитель, профессор, заведующий кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, г. Москва;
Зацепина М.Б., д.п.н., профессор кафедры начального образованияи педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, г. Москва.