Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Головко В.А. 1
1 ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Проведен анализ динамики парка легковых автомобилей в республике Коми за последние годы. Показана возрастная структура парка легковых автомобилей. Средний возраст автомобилей, находящихся в собственности физических лиц, составил более 9 лет. Исследована взаимосвязь количества дорожно-транспортных происшествий и количества автомобилей в республике Коми. Установлен рост числа дорожно-транспортных происшествий. Общий прирост количества ДТП с 2008 по 2014 год составил 65 процентов. Увеличение количества ДТП из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств составило более 1200 процентов. В статье делается вывод, что основная причина данной ситуации – это отставание в развитии служб технического сервиса от роста количества автомобилей в республике Коми. Рассматриваются пути решения данной проблемы.
техническое состояние транспортных средств
безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортное происшествие
транспортное средство
легковые автомобили
1. Исследование рынка автосервиса и разработка проекта сервисного центра по тюнингу автомобилей (на примере модели ВАЗ 2110): Отчет о НИР (заключ.) / С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики, Сыктывкарский филиал; Рук. Чесноков В.П. – Сыктывкар, 2010. – 397 с.
2. Особенности технической эксплуатации индивидуальных автомобилей // Лекции ТЭТХЧАиСОБД / Камская Государственная Инженерно-Экономическая Академия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3180266/page:8/. (дата обращения: 18.05.15).
3. Российский парк легковых автомобилей // Аналитическое агентство «Автостат» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/20115/ (дата обращения 18.04.15).
4. Салманов О.Н. Математическая экономика с применением Mathcad и Excel. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2003. – 464 с.
5. Сведения о безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/stat/files/f560/14/1187/1187-560-4.xls (дата обращения: 17.04.15).
6. Статистика ДТП в России за январь-декабрь 2014 года [Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.1gai.ru/514264-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-dekabr-2014-goda-1str.html] (дата обращения 18.04.15).
7. Структура парка легковых автомобилей в России // Аналитическое агентство «Автостат». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/20567/ (дата обращения: 19.05.15).
8. Транспорт в Республике Коми. Статистический справочник. – Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2014. – 102 с.

Безопасность дорожного движения (БДД) зависит от количественного и качественного состава парка транспортных средств (ТС). Чем больше количество ТС и ниже уровень их технического состояния, тем больше вероятность аварий. Количество легковых автомобилей (ЛА) в республике Коми (РК) с 2009 по 2014 год увеличилось на 32 %. Количество дтп в этот период возросло на 54 %, причем по причине технически неисправных транспортных средств увеличение составило более 980 %. Это напрямую связано с отстающим развитием количества средств технического сервиса от роста парка легковых автомобилей в РК. Однако данная проблема не исследована в должной степени и не получила должного общественного резонанса.

Территориально РК расположена на севере европейской части Российской Федерации (РФ), отсюда – природные особенности, влияющие на БДД. Это, прежде всего, более продолжительный зимний период года с преобладанием темного времени суток, большого количества атмосферных осадков в виде снега, большей вероятностью обледенения дорожного покрытия. Поэтому статистические показатели ДТП, приведенные во введении, могут отличаться от данных по РФ. Так, при практически таком же темпе прироста числа легковых автомобилей в Российской Федерации [3, 6], как и в РК (рис. 1) [8], количество ДТП не увеличивается за последние годы.

Рис. 1. Динамика количества легковых транспортных средств в РК

Однако имеет место заметный скачек количества ДТП в РФ из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств (ЭТНТС) в 2013 году (на 50 % по сравнению с 2012 г.), и еще на 24 % в 2014 г. В РК, как уже показано во введении, имеет место прирост общего количества ДТП за последние 6 лет на 65 %. Увеличение же количества ДТП по причине ЭТНТС идет еще более ускоренными темпами (рис. 2), с каждым годом возрастает разрыв по сравнению с предыдущим годом [5,6, 8]. Так, за 2014 г. прирост составил 195,5 %, а за первые три месяца 2015 года на 81 %.

Рис. 2. Статистика количества ДТП в РК

На данном рисунке и некоторых других маркерами обозначены статистические данные, линиями – их линии тренда (линии регрессии) и приведены уравнения регрессии, вычисленные методом наименьших квадратов с по­мощью Microsoft Excel. Здесь и в других подобных вычислениях адекватность уравнений статистическим данным описывается критерием досто­верной аппроксимации R2 [5]:

,

где – количество автомобилей в i-й год; – среднее количество автомобилей в год за рассматриваемый период; п – количество значе­ний в ряду.

Корреляция является абсолют­ной, если R2=1. Считается, что два параметра корреляционно связа­ны между собой, если R2>0,7.

Более 1/5 всех автомобилей РК сосредоточено в ее столице – г. Сыктывкаре (рис. 3). Парк легковых транспортных средств, находящихся в собственности граждан г. Сыктывкара на 31.12.2013 года, составил 67 387 единиц транспортных средств.

Рис. 3. Наличие легкового автомобильного транспорта в собственности граждан по городам

С учётом того, что в регионе проживает 939,8 тысяч человек, то на каждую тысячу человек рынка Республики Коми приходится порядка 270 автомобилей (рис. 4), что примерно соответствует среднему показателю по России (273 единицы).

а   б

Рис. 4. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения в РК (а) и по городам (б)

Увеличение количества ДТП по причине ЭТНТС вызвано снижением технического уровня ЛА, которое может быть обусловлено в основном двумя причинами: повышением возраста автомобилей и ухудшением технического сервиса.

Проанализируем первую причину. Согласно исследованиям [2] потребность легкового ин­дивидуального автомобиля в проведении обслуживания и ремонта по годам эксплуатации изменяют­ся следующим образом относи­тельно средних значений за весь период эксплуатации: 1–2 го­да – 10 %; 3–5 лет – 70; 6–8 лет – 139; 9–16 лет – 145 %. Т.о., чем старше парк автомобилей, тем больше потребное количество ремонтных мощностей.

Согласно данным агентства «Автостат» [2], средний возраст ЛА, находящихся в эксплуатации в РФ, за последние пять лет не изменяется и составляет в среднем 12…12,5 лет, причем для отечественных автомобилей – 14,9 лет, для иномарок – 9 лет. Анализ статистических данных ГИБДД [8] показывает, что средний срок службы автомобилей РК, находящихся в собственности юридических лиц, составляет 7,4 года, физических – 9,2 года (рис. 5), что меньше соответственно на 40 % и 25 % аналогичных данных по РФ.

Рис. 5. Возрастная структура легковых транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Среди автомобилей, находящихся в эксплуатации, большую часть составили автомобили отечественных марок: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, а в пятерку лидеров зарубежных марок автомобилей входят Ford, Mitsubishi, Volkswagen, Chevrolet, Toyota.

Можно сделать вывод: т.к. средний возраст ЛА в РК не увеличивается, то его влияние на количество ДТП из-за ЭТНТС отсутствует. Тогда определяющей причиной роста количества ДТП из-за ЭТНТС становится ухудшение технического сервиса.

Согласно нашим исследованиям [1], рост пропускной способности предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей в РК за последние пять лет составил лишь 10 %. За этот же период количество ЛА в РК увеличилось на 32 %. Значит, в среднем автомобили стали получать меньше сервисных услуг, что ухудшило техническое состояние парка ЛА. Это естественном образом отразилось на росте ДТП.

Неблагоприятное положение дел усугубляется тем фактом, что в малонаселенных районах РК дефицит сервисных центров значительно выше, чем в крупных населенных пунктах.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод: необходимо развивать сеть сервисных центров РК, учитывая региональную потребность.

Рецензенты:

Евтюков С.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург;

Репин С.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Головко В.А. ДИНАМИКА ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21860 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674