Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS OF CAR FLEET KOMI REPUBLIC

Golovko V.A. 1
1 Saint-Petersburg State University of Economics
The analysis of the dynamics of the car fleet in the Komi Republic in recent years. It is shown that the age structure of the car fleet. The average age of cars owned by individuals amounted to more than 9 years. The interrelation of the number of road accidents and the number of cars in the Republic of Komi. Established growth in the number of road accidents. The overall increase in the number of accidents from 2008 to 2014 was 65 percent. The increase in the number of accidents due to poor technical condition of vehicles was more than 1,200 percent. The article concludes that the main reason for this situation - the gap in the development of services of technical service of the growing number of cars in the Republic of Komi. The ways of solving this problem.
the technical condition of vehicles
road safety
traffic accident
vehicle
cars

Безопасность дорожного движения (БДД) зависит от количественного и качественного состава парка транспортных средств (ТС). Чем больше количество ТС и ниже уровень их технического состояния, тем больше вероятность аварий. Количество легковых автомобилей (ЛА) в республике Коми (РК) с 2009 по 2014 год увеличилось на 32 %. Количество дтп в этот период возросло на 54 %, причем по причине технически неисправных транспортных средств увеличение составило более 980 %. Это напрямую связано с отстающим развитием количества средств технического сервиса от роста парка легковых автомобилей в РК. Однако данная проблема не исследована в должной степени и не получила должного общественного резонанса.

Территориально РК расположена на севере европейской части Российской Федерации (РФ), отсюда – природные особенности, влияющие на БДД. Это, прежде всего, более продолжительный зимний период года с преобладанием темного времени суток, большого количества атмосферных осадков в виде снега, большей вероятностью обледенения дорожного покрытия. Поэтому статистические показатели ДТП, приведенные во введении, могут отличаться от данных по РФ. Так, при практически таком же темпе прироста числа легковых автомобилей в Российской Федерации [3, 6], как и в РК (рис. 1) [8], количество ДТП не увеличивается за последние годы.

Рис. 1. Динамика количества легковых транспортных средств в РК

Однако имеет место заметный скачек количества ДТП в РФ из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств (ЭТНТС) в 2013 году (на 50 % по сравнению с 2012 г.), и еще на 24 % в 2014 г. В РК, как уже показано во введении, имеет место прирост общего количества ДТП за последние 6 лет на 65 %. Увеличение же количества ДТП по причине ЭТНТС идет еще более ускоренными темпами (рис. 2), с каждым годом возрастает разрыв по сравнению с предыдущим годом [5,6, 8]. Так, за 2014 г. прирост составил 195,5 %, а за первые три месяца 2015 года на 81 %.

Рис. 2. Статистика количества ДТП в РК

На данном рисунке и некоторых других маркерами обозначены статистические данные, линиями – их линии тренда (линии регрессии) и приведены уравнения регрессии, вычисленные методом наименьших квадратов с по­мощью Microsoft Excel. Здесь и в других подобных вычислениях адекватность уравнений статистическим данным описывается критерием досто­верной аппроксимации R2 [5]:

,

где – количество автомобилей в i-й год; – среднее количество автомобилей в год за рассматриваемый период; п – количество значе­ний в ряду.

Корреляция является абсолют­ной, если R2=1. Считается, что два параметра корреляционно связа­ны между собой, если R2>0,7.

Более 1/5 всех автомобилей РК сосредоточено в ее столице – г. Сыктывкаре (рис. 3). Парк легковых транспортных средств, находящихся в собственности граждан г. Сыктывкара на 31.12.2013 года, составил 67 387 единиц транспортных средств.

Рис. 3. Наличие легкового автомобильного транспорта в собственности граждан по городам

С учётом того, что в регионе проживает 939,8 тысяч человек, то на каждую тысячу человек рынка Республики Коми приходится порядка 270 автомобилей (рис. 4), что примерно соответствует среднему показателю по России (273 единицы).

а   б

Рис. 4. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения в РК (а) и по городам (б)

Увеличение количества ДТП по причине ЭТНТС вызвано снижением технического уровня ЛА, которое может быть обусловлено в основном двумя причинами: повышением возраста автомобилей и ухудшением технического сервиса.

Проанализируем первую причину. Согласно исследованиям [2] потребность легкового ин­дивидуального автомобиля в проведении обслуживания и ремонта по годам эксплуатации изменяют­ся следующим образом относи­тельно средних значений за весь период эксплуатации: 1–2 го­да – 10 %; 3–5 лет – 70; 6–8 лет – 139; 9–16 лет – 145 %. Т.о., чем старше парк автомобилей, тем больше потребное количество ремонтных мощностей.

Согласно данным агентства «Автостат» [2], средний возраст ЛА, находящихся в эксплуатации в РФ, за последние пять лет не изменяется и составляет в среднем 12…12,5 лет, причем для отечественных автомобилей – 14,9 лет, для иномарок – 9 лет. Анализ статистических данных ГИБДД [8] показывает, что средний срок службы автомобилей РК, находящихся в собственности юридических лиц, составляет 7,4 года, физических – 9,2 года (рис. 5), что меньше соответственно на 40 % и 25 % аналогичных данных по РФ.

Рис. 5. Возрастная структура легковых транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Среди автомобилей, находящихся в эксплуатации, большую часть составили автомобили отечественных марок: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, а в пятерку лидеров зарубежных марок автомобилей входят Ford, Mitsubishi, Volkswagen, Chevrolet, Toyota.

Можно сделать вывод: т.к. средний возраст ЛА в РК не увеличивается, то его влияние на количество ДТП из-за ЭТНТС отсутствует. Тогда определяющей причиной роста количества ДТП из-за ЭТНТС становится ухудшение технического сервиса.

Согласно нашим исследованиям [1], рост пропускной способности предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей в РК за последние пять лет составил лишь 10 %. За этот же период количество ЛА в РК увеличилось на 32 %. Значит, в среднем автомобили стали получать меньше сервисных услуг, что ухудшило техническое состояние парка ЛА. Это естественном образом отразилось на росте ДТП.

Неблагоприятное положение дел усугубляется тем фактом, что в малонаселенных районах РК дефицит сервисных центров значительно выше, чем в крупных населенных пунктах.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод: необходимо развивать сеть сервисных центров РК, учитывая региональную потребность.

Рецензенты:

Евтюков С.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург;

Репин С.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург.