Безопасность дорожного движения (БДД) зависит от количественного и качественного состава парка транспортных средств (ТС). Чем больше количество ТС и ниже уровень их технического состояния, тем больше вероятность аварий. Количество легковых автомобилей (ЛА) в республике Коми (РК) с 2009 по 2014 год увеличилось на 32 %. Количество дтп в этот период возросло на 54 %, причем по причине технически неисправных транспортных средств увеличение составило более 980 %. Это напрямую связано с отстающим развитием количества средств технического сервиса от роста парка легковых автомобилей в РК. Однако данная проблема не исследована в должной степени и не получила должного общественного резонанса.
Территориально РК расположена на севере европейской части Российской Федерации (РФ), отсюда – природные особенности, влияющие на БДД. Это, прежде всего, более продолжительный зимний период года с преобладанием темного времени суток, большого количества атмосферных осадков в виде снега, большей вероятностью обледенения дорожного покрытия. Поэтому статистические показатели ДТП, приведенные во введении, могут отличаться от данных по РФ. Так, при практически таком же темпе прироста числа легковых автомобилей в Российской Федерации [3, 6], как и в РК (рис. 1) [8], количество ДТП не увеличивается за последние годы.
Рис. 1. Динамика количества легковых транспортных средств в РК
Однако имеет место заметный скачек количества ДТП в РФ из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств (ЭТНТС) в 2013 году (на 50 % по сравнению с 2012 г.), и еще на 24 % в 2014 г. В РК, как уже показано во введении, имеет место прирост общего количества ДТП за последние 6 лет на 65 %. Увеличение же количества ДТП по причине ЭТНТС идет еще более ускоренными темпами (рис. 2), с каждым годом возрастает разрыв по сравнению с предыдущим годом [5,6, 8]. Так, за 2014 г. прирост составил 195,5 %, а за первые три месяца 2015 года на 81 %.
Рис. 2. Статистика количества ДТП в РК
На данном рисунке и некоторых других маркерами обозначены статистические данные, линиями – их линии тренда (линии регрессии) и приведены уравнения регрессии, вычисленные методом наименьших квадратов с помощью Microsoft Excel. Здесь и в других подобных вычислениях адекватность уравнений статистическим данным описывается критерием достоверной аппроксимации R2 [5]:
,
где – количество автомобилей в i-й год;
– среднее количество автомобилей в год за рассматриваемый период; п – количество значений в ряду.
Корреляция является абсолютной, если R2=1. Считается, что два параметра корреляционно связаны между собой, если R2>0,7.
Более 1/5 всех автомобилей РК сосредоточено в ее столице – г. Сыктывкаре (рис. 3). Парк легковых транспортных средств, находящихся в собственности граждан г. Сыктывкара на 31.12.2013 года, составил 67 387 единиц транспортных средств.
Рис. 3. Наличие легкового автомобильного транспорта в собственности граждан по городам
С учётом того, что в регионе проживает 939,8 тысяч человек, то на каждую тысячу человек рынка Республики Коми приходится порядка 270 автомобилей (рис. 4), что примерно соответствует среднему показателю по России (273 единицы).
а
б
Рис. 4. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения в РК (а) и по городам (б)
Увеличение количества ДТП по причине ЭТНТС вызвано снижением технического уровня ЛА, которое может быть обусловлено в основном двумя причинами: повышением возраста автомобилей и ухудшением технического сервиса.
Проанализируем первую причину. Согласно исследованиям [2] потребность легкового индивидуального автомобиля в проведении обслуживания и ремонта по годам эксплуатации изменяются следующим образом относительно средних значений за весь период эксплуатации: 1–2 года – 10 %; 3–5 лет – 70; 6–8 лет – 139; 9–16 лет – 145 %. Т.о., чем старше парк автомобилей, тем больше потребное количество ремонтных мощностей.
Согласно данным агентства «Автостат» [2], средний возраст ЛА, находящихся в эксплуатации в РФ, за последние пять лет не изменяется и составляет в среднем 12…12,5 лет, причем для отечественных автомобилей – 14,9 лет, для иномарок – 9 лет. Анализ статистических данных ГИБДД [8] показывает, что средний срок службы автомобилей РК, находящихся в собственности юридических лиц, составляет 7,4 года, физических – 9,2 года (рис. 5), что меньше соответственно на 40 % и 25 % аналогичных данных по РФ.
Рис. 5. Возрастная структура легковых транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц
Среди автомобилей, находящихся в эксплуатации, большую часть составили автомобили отечественных марок: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, а в пятерку лидеров зарубежных марок автомобилей входят Ford, Mitsubishi, Volkswagen, Chevrolet, Toyota.
Можно сделать вывод: т.к. средний возраст ЛА в РК не увеличивается, то его влияние на количество ДТП из-за ЭТНТС отсутствует. Тогда определяющей причиной роста количества ДТП из-за ЭТНТС становится ухудшение технического сервиса.
Согласно нашим исследованиям [1], рост пропускной способности предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей в РК за последние пять лет составил лишь 10 %. За этот же период количество ЛА в РК увеличилось на 32 %. Значит, в среднем автомобили стали получать меньше сервисных услуг, что ухудшило техническое состояние парка ЛА. Это естественном образом отразилось на росте ДТП.
Неблагоприятное положение дел усугубляется тем фактом, что в малонаселенных районах РК дефицит сервисных центров значительно выше, чем в крупных населенных пунктах.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод: необходимо развивать сеть сервисных центров РК, учитывая региональную потребность.
Рецензенты:
Евтюков С.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург;
Репин С.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург.