В нашем исследовании наряду с диагностикой психодинамических качеств мы проводили диагностику социально-психологических профессионально важных качеств будущего учителя безопасности жизнедеятельности (БЖ), основываясь на психограмме данных профессий. При этом ставилась такая же, как и для психодинамических качеств, задача по определению и апробации средств коррекции профессионально важных качеств и умений в соответствии с требованиями рассматриваемых профессий.
В группу «успешных» вошли 8 испытуемых, 13 составили группу «обычных». Все профессионально важные качества, выделенные в психограмме, можно объединить в блок «социально-психологические свойства».
Подбор методов диагностики проводился с учетом особенностей описанных выше групп качеств. В процедуру исследования вошли такие методы, как наблюдение, беседа, тест на общительность (В.Ф. Ряховского) [9], методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей), методика К. Томаса [9], тест на выявление стиля саморегуляции деятельности (Г.С. Парыгина), шкала личностной тревожности (Ч. Спилбергера) [9] и другие.
Исходя из психограммы, самодостаточность личности как стиль саморегуляции выступает важным профессиональным качеством в деятельности учителя БЖ [2]. Для диагностики стиля саморегуляции деятельности нами использовалась методика Г.С. Парыгина «ССД» [10], которая дает возможность определить «автономность» или «зависимость» личности.
Анализ результатов исследования по первой выборке показал, что у группы «успешных» ярко выражена автономность в саморегуляции деятельности Хср=15,75. Группа «обычных» не имеет сформированного стиля саморегуляции деятельности. Об этом свидетельствует среднее значение данного показателя (Хср=8,24). У отдельных лиц встречается как «автономность», так и «зависимость» регуляции деятельности.
Что же касается испытуемых второй выборки, то здесь получены следующие результаты: «успешным» присущ автономный стиль регуляции деятельности (Хср=9,32), а «обычным» присущ как один, так и другой стиль саморегуляции деятельности.
Исходя из выявленных данных, можно считать, что развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы, так называемая самодостаточность личности является важным фактором для успешности профессиональной деятельности обследованных.
Для исследования особенностей самоконтроля в межличностных отношениях мы использовали методику УСК (Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд A.M.) [1], в которой в отличие от методики Дж. Ротера [8] есть вопросы, измеряющие экстернальность - интернальность в межличностных и семейных отношениях, т.к. авторы считают, что описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты: у «успешных» испытуемых первой выборки ярко выражена интернальность: показатель (Хср=34,4); у «обычных» испытуемых этот показатель ниже (Хср=24,3), что также свидетельствует о преобладании интернальности как локуса субъективного контроля над экстернальностью у испытуемых данной группы. Анализ результатов по данной методике у второй выборки показал: у «успешных» (Хср=26,3) и у группы «обычных» (Хср=25,4) выраженную интернальность.
Сопоставление показателей данной методики с параметрами методики «ССД» выявило между ними тесную корреляционную зависимость на уровне r1=0,568; r2=0,536 при р<0,001 у группы первой выборки; r1=0,603; r2=0,545; при р<0,001 - у группы второй выборки. Эти результаты диагностики указывают на то, что обе методики примерно одинаково оценивают особенности социально-психологических качеств у испытуемых.
Результаты констатирующих экспериментальных исследований, а также анализ теоретико-методологических основ позволил обосновать профессионально важные качества, необходимые для будущего учителя БЖ.
Среди данных профессионально важных качеств можно выделить (табл. 1):
- коммуникативность и организованность студентов, что, в свою очередь, является важной предпосылкой развития профессиональных качеств педагогов;
- творческое мышление и освоение действительности, которые целесообразно осуществлять на основе традиционных и новейших методов формирования специальных способностей;
- навыки накопления студентами знаний профессионально-психологического содержания, которые находят отражение в разнообразных специфических знаниях студентов (знаний профориентационного, профессиографического, психографического содержания);
- умение актуализировать мотивационные факторы профессионального и личностного роста;
- волевые качества и культуру саморегуляции, что предполагает наличие социальных зон безопасного поведения, где бы студенты могли осуществлять собственную инициативу, что напрямую связано с безопасной жизнедеятельностью.
- готовность к риску как направленность личности на достижение цели или избегание неудачи, которая проявляется в поведении, действиях, суждениях, особенно в экстремальных или опасных ситуациях.
Таблица 1 - Распределение испытуемых по показателям социально-психологических свойств
№ п/п |
Показатели |
Средние показатели по I группе |
Средние показатели по II группе |
Средние показатели по III группе |
1 |
Коммуникативные способности |
0,76 |
0,74 |
0,46 |
2 |
Организаторские способности |
0,81 |
0,70 |
0,55 |
3 |
Самодостаточность |
13,67 |
10,45 |
6,85 |
4 |
«Управленческий интеллект» |
9,24 |
6,85 |
4,24 |
5 |
Склонность к риску (по Г. Шуберту) |
34,8 |
18,54 |
8.31 |
6 |
Стремление к риску и уровень мотивации достижения цели и успеха (по Т. Элерсу) |
23,08 |
13,60 |
7,75 |
7 |
Стремление к самозащите (по Т. Элерсу) |
20,59 |
11.23 |
8,28 |
Рецензенты:
- Синявский Н.И., д.п.н., профессор Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.
- Яковлев Б.Н., д.псх.н., профессор Сургутского государственного университета, г. Сургут.
Работа получена 11.11.2011