Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Танкенов А.С. 1
1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия
В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов образования изменяются требования, предъявляемые к профессионально важным качествам будущего учителя безопасности жизнедеятельности. В нашем исследовании мы попытались провести диагностику профессионально важных качеств будущего учителя БЖ, основываясь на психограмме данной профессии. При этом ставилась задача по определению социально-психологических свойств личности и уровня их влияния на формирование профессионально важных качеств будущего учителя безопасности жизнедеятельности.
профессионально важные качества будущего учителя безопасности жизнедеятельности
социально-психологические свойства
психограмма профессии
социальная эргичность
1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 3. - С. 152-162.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Междунар. пед. акад. - 1995. - 212 с.
3. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С. 124-126.
4. Измайлова М.А. Деловое общение : учебное пособие. - М. : Дашков и К, 2009. - 250 с.5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. : ДиректМедиа, 2005. - 416 с.
6. Ковалев А.К. Системный подход к подготовке специалистов // Alma mater. Вестник высшей школы. - 1992. - № 1. - С. 19-25.
7. Котик М.А. Психология и безопасность. - Таллин : Валгус, 1987. - С. 256-282.
8. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. - СПб., 1994.
9. Михайлов Л.А. Основы проектирования подготовки учителя безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 73-75.
10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб. : НЕ УП,1999. - 592 с.
Совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности - важнейшая и актуальная задача в подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием, и особенно специалиста безопасности жизнедеятельности. Без проектирования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности невозможно организовать учебный процесс, так как будет отсутствовать система обучения, не будет организована взаимосвязь всех элементов профессиональной подготовки с учетом дидактических особенностей образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит избежать распыленности в обучении учителя безопасности жизнедеятельности, перегруженности второстепенными вопросами, даст возможность концентрации на формировании доминантных качеств учителя безопасности жизнедеятельности, определяемых заказом общества [9].

В нашем исследовании наряду с диагностикой психодинамических качеств мы проводили диагностику социально-психологических профессионально важных качеств будущего учителя безопасности жизнедеятельности (БЖ), основываясь на психограмме данных профессий. При этом ставилась такая же, как и для психодинамических качеств, задача по определению и апробации средств коррекции профессионально важных качеств и умений в соответствии с требованиями рассматриваемых профессий.

В группу «успешных» вошли 8 испытуемых, 13 составили группу «обычных». Все профессионально важные качества, выделенные в психограмме, можно объединить в блок «социально-психологические свойства».

Подбор методов диагностики проводился с учетом особенностей описанных выше групп качеств. В процедуру исследования вошли такие методы, как наблюдение, беседа, тест на общительность (В.Ф. Ряховского) [9], методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей), методика К. Томаса [9], тест на выявление стиля саморегуляции деятельности (Г.С. Парыгина), шкала личностной тревожности (Ч. Спилбергера) [9] и другие.

Исходя из психограммы, самодостаточность личности как стиль саморегуляции выступает важным профессиональным качеством в деятельности учителя БЖ [2]. Для диагностики стиля саморегуляции деятельности нами использовалась методика Г.С. Парыгина «ССД» [10], которая дает возможность определить «автономность» или «зависимость» личности.

Анализ результатов исследования по первой выборке показал, что у группы «успешных» ярко выражена автономность в саморегуляции деятельности Хср=15,75. Группа «обычных» не имеет сформированного стиля саморегуляции деятельности. Об этом свидетельствует среднее значение данного показателя (Хср=8,24). У отдельных лиц встречается как «автономность», так и «зависимость» регуляции деятельности.

Что же касается испытуемых второй выборки, то здесь получены следующие результаты: «успешным» присущ автономный стиль регуляции деятельности (Хср=9,32), а «обычным» присущ как один, так и другой стиль саморегуляции деятельности.

Исходя из выявленных данных, можно считать, что развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы, так называемая самодостаточность личности является важным фактором для успешности профессиональной деятельности обследованных.

Для исследования особенностей самоконтроля в межличностных отношениях мы использовали методику УСК (Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд A.M.) [1], в которой в отличие от методики Дж. Ротера [8] есть вопросы, измеряющие экстернальность - интернальность в межличностных и семейных отношениях, т.к. авторы считают, что описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты: у «успешных» испытуемых первой выборки ярко выражена интернальность: показатель (Хср=34,4); у «обычных» испытуемых этот показатель ниже (Хср=24,3), что также свидетельствует о преобладании интернальности как локуса субъективного контроля над экстернальностью у испытуемых данной группы. Анализ результатов по данной методике у второй выборки показал: у «успешных» (Хср=26,3) и у группы «обычных» (Хср=25,4) выраженную интернальность.

Сопоставление показателей данной методики с параметрами методики «ССД» выявило между ними тесную корреляционную зависимость на уровне r1=0,568; r2=0,536 при р<0,001 у группы первой выборки; r1=0,603; r2=0,545; при р<0,001 - у группы второй выборки. Эти результаты диагностики указывают на то, что обе методики примерно одинаково оценивают особенности социально-психологических качеств у испытуемых.

Результаты констатирующих экспериментальных исследований, а также анализ теоретико-методологических основ позволил обосновать профессионально важные качества, необходимые для будущего учителя БЖ.

Среди данных профессионально важных качеств можно выделить (табл. 1):  

  • коммуникативность и организованность студентов, что, в свою очередь, является важной предпосылкой развития профессиональных качеств педагогов;
  • творческое мышление и освоение действительности, которые целесообразно осуществлять на основе традиционных и новейших методов формирования специальных способностей;
  • навыки накопления студентами знаний профессионально-психологического содержания, которые находят отражение в разнообразных специфических знаниях студентов (знаний профориентационного, профессиографического, психографического содержания);
  • умение актуализировать мотивационные факторы профессионального и личностного роста;
  • волевые качества и культуру саморегуляции, что предполагает наличие социальных зон безопасного поведения, где бы студенты могли осуществлять собственную инициативу, что напрямую связано с безопасной жизнедеятельностью.
  • готовность к риску как направленность личности на достижение цели или избегание неудачи, которая проявляется в поведении, действиях, суждениях, особенно в экстремальных или опасных ситуациях.

Таблица 1 - Распределение испытуемых по показателям социально-психологических свойств

№ п/п

Показатели

Средние показатели по I группе

Средние показатели по II группе

Средние показатели по III группе

1

Коммуникативные способности

0,76

0,74

0,46

2

Организаторские способности

0,81

0,70

0,55

3

Самодостаточность

13,67

10,45

6,85

4

«Управленческий интеллект»

9,24

6,85

4,24

5

Склонность к риску

(по Г. Шуберту)

34,8

18,54

8.31

6

Стремление к риску и уровень мотивации достижения цели и успеха (по Т. Элерсу)

23,08

13,60

7,75

7

Стремление к самозащите (по Т. Элерсу)

20,59

11.23

8,28

 

Рецензенты:

  • Синявский Н.И., д.п.н., профессор Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.
  • Яковлев Б.Н., д.псх.н., профессор Сургутского государственного университета, г. Сургут.

Работа получена 11.11.2011


Библиографическая ссылка

Танкенов А.С. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4928 (дата обращения: 19.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074