Стремительно изменяющиеся социально-экономические условия, модернизация образования, увеличение негативных проявлений со стороны подрастающего поколения во взаимодействии со сверстниками, взрослыми и др. акцентируют внимание педагогов различных образовательных организаций на одной из актуальных проблем - психолого-педагогическом сопровождении социальной адаптации подрастающего поколения. Подтверждение этому находим в Концепции развития дополнительного образования детей [1]; Приказе Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования» [3]; Приказе Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"» [4] и др.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать Комплексную дополнительную общеразвивающую программу психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации младших школьников и младших подростков с применением кейс-метода в условиях сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.
Материалы и методы исследования
С психолого-педагогической точки зрения социальная адаптация, являющаяся одним из видов адаптации, - постоянный процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, связанный с периодами кардинальных изменений его деятельности и окружения, а также результат этого процесса. В рамках данной работы психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации - комплексная система психолого-педагогической поддержки и помощи специалистами разного профиля, действующими согласованно, обучающемуся и его родителям (законным представителям) в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации.
На протяжении всего периода обучения младшие школьники и младшие подростки сталкиваются с различными рисками дезадаптации - психическое состояние человека, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, затрудняющей или вовсе отменяющей возможность приспособления. В результате анализа специальной литературы и собственного практического опыта пришли к выводу о том, что успешность адаптации школьника к обучению зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. В рамках данного направления и осуществляет свою деятельность Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» - структурное подразделение (СП) МБОУ ДОД Дом детства и юношества (ДДиЮ) «Факел» г. Томска.
Введенный с сентября 2011 г. ФГОС НО в школы г. Томска, ориентирующий на использование потенциала учреждений дополнительного образования детей (УДОД) в реализации блока внеурочной деятельности с применением механизма сетевого взаимодействия, поспособствовал осуществлению деятельности Центра «Альтернатива» г. Томска через сетевое взаимодействие. В настоящее время обозначенная деятельность включает следующие этапы: индивидуальное диагностическое обследование младших школьников и подростков каждого класса с целью выявления у них рисков дезадаптации, готовности к школьному обучению; минимизацию (снижение) выявленных рисков дезадаптации обучения в школе через разработку и реализацию Комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Я - целый мир» в условиях сетевого взаимодействия; итоговое мониторинговое диагностическое обследование младших школьников и подростков.
Характеристика этапов
В диагностическом обследовании приняли участие 1585 человек, из них 314 первоклассников, 820 четвероклассников, 451 пятиклассник. Базой исследования стали общеобразовательные организации г. Томска, РФ (МОУ «СОШ № 4 им. И.С. Черных»; МАОУ «Лицей № 1 им. А.С. Пушкина»; МАОУ «СОШ № 32»; МАОУ «СОШ № 35»; МБОУ «СОШ № 49»; МАОУ «СОШ № 51»). Диагностическое обследование младших школьников (первоклассников) и младших подростков (пятиклассников) с целью выявления у них рисков дезадаптации, готовности их к обучению в школе было осуществлено специалистами Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска с применением мониторингового исследования «Риски дезадаптации», разработанного ФГБНУ «Институт возвратной физиологии РАО» г. Москвы по запросу Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска. Учитывая то, что успешная адаптация младших школьников и младших подростков (далее - обучающихся) зависит от развития у них универсальных учебных действий (УУД) (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных), исследование на первом этапе состояло из двух фаз: уточнения уровня развития познавательных и регулятивных УУД обучающихся; на второй фазе – коммуникативных и личностных УУД обучающихся.
Полученные данные в ходе мониторингового диагностического исследования на первом этапе представлены в таблице.
Результаты мониторингового диагностического исследования на первом этапе
«Риски дезадаптации»
УУД |
Показатель |
Обучающиеся |
||||||||
1-х классов (кол-во и % от числа прошедших обследование) |
4-х классов (кол-во и % от числа прошедших обследование) |
5-х классов (кол-во и % от числа прошедших обследование) |
||||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||
Личностные |
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения |
11,7 |
52,4 |
35,9 |
26,1 |
58,5 |
15,4 |
16,1 |
60,7 |
23,2 |
Эмоциональное благополучие |
27,1 |
51,3 |
21,6 |
7,8 |
68,1 |
24,1 |
8,1 |
53,5 |
38,4 |
|
Регулятивные |
Целеполагание |
8,9 |
21,9 |
69,2 |
28,7 |
60,2 |
11,1 |
23,9 |
63,0 |
13,1 |
Самоконтроль |
23,5 |
61,3 |
15,2 |
32,6 |
50 |
17,4 |
13,2 |
43,2 |
43,6 |
|
Познавательные |
Учебная активность |
27,3 |
48,2 |
24,5 |
32,1 |
30,8 |
37,1 |
30,7 |
29,4 |
39,9 |
Усвоение знаний, успеваемость |
18,4 |
52,4 |
29,2 |
26,1 |
57,4 |
16,5 |
25,6 |
43,7 |
30,7 |
|
Коммуникативные |
Взаимоотношения с одноклассниками |
16,8 |
58,1 |
25,1 |
50,9 |
37,3 |
11,8 |
34,1 |
36,4 |
29,5 |
Взаимоотношения с учителями |
13,4 |
71 |
15,6 |
41,6 |
44,3 |
14,1 |
13,1 |
59,7 |
27,2 |
Из таблицы следует, что вышеперечисленные риски способны помешать обучающимся в успешной адаптации, привести к учебной неуспеваемости, нарушению социальных контактов как со сверстниками, так и с взрослыми (учителями, родителями) и, как следствие, провоцировать нарушение социальных норм, девиантное поведение. У младших школьников преобладание отрицательных эмоций (нетерпимость, конфликтность, тревожность), наличие низкой или завышенной самооценки, низкий энергетический баланс, речевые нарушения и низкий уровень когнитивного развития также могут привести к дезадаптации детей, проблемам их социализации. Выявленные факторы риска (высокий уровень тревожности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, низкий уровень мотивации и развития когнитивной сферы) в развитии подростков также могут стать причиной их дезадаптации.
Выявленные факторы риска, если не заниматься их минимизацией через включение детей в специально разработанные образовательные программы, могут стать причиной дезадаптации детей как начальной, так и основной школы. Полученные данные в ходе мониторингового диагностического исследования «Риски дезадаптации» актуализировали необходимость разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации младших школьников и младших подростков. В связи с этим, совместно с классными руководителями школ, специалисты ДДиЮ «Факел» г. Томска разработали в 2015 г. Комплексную дополнительную общеразвивающую программу «Я - целый мир» (далее по тексту – Комплексная программа). Отличительной ее особенностью является приоритет развития универсальных учебных действий.
Руководствуясь ст. 13, 15, 16, 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» [2], специалистами Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска разработан комплект Рабочих программ как механизм реализации Комплексной программы с использованием сетевой формы. Комплексная программа представляет собой комплект из двадцати двух самодостаточных Рабочих дополнительных общеразвивающих программ, объединенных по определенному принципу и направленных на решение общих целей и задач по социально-педагогической направленности (например, «Школьник – это Я!», «Учимся управлять собой», «Я - пятиклассник», «Юный эрудит», «"Я" в социальном мире» и др.). В основе каждой из них заложены индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с обучающимися, работа с родителями и классными руководителями.
При разработке Комплексной программы учитывали принципы, закрепленные Концепцией развития дополнительного образования детей: Рабочие программы комплекта методически и идеологически согласованы друг с другом, в то же время каждая Рабочая программа может выступать как самостоятельная; каждая Рабочая программа имеет самостоятельную цель, достигаемую при ее освоении; Рабочие программы построены на идеях, не противоречащих друг другу, и на одном методическом основании и др. [1]. Модель проектирования Комплексной программы основана на обеспечении модульности ее содержания; свободы выбора (отбора) модулей - рабочих программ и режима их освоения; соответствия программ и форм возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников и обучающихся; вариативности, гибкости и мобильности; а также ориентации на творческий, продуктивный, открытый и сетевой характер ее реализации.
Сетевая форма реализации Комплексной программы обеспечивает возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов МБОУ ДОД Дом детства и юношества «Факел» и школ г. Томска. Использование сетевой формы реализации Рабочих программ осуществляется на основании договора между взаимодействующими организациями, составленного с учетом требований ст. 15 Закона «Об образовании» [2].
В настоящее время минимизация выявленных факторов риска обучающихся осуществляется в рамках Комплексной программы через:
- адресную психолого-педагогическую помощь каждому обучающемуся с помощью различных профилактических мероприятий (индивидуальные занятия, консультирование, рекомендации педагогам и родителям, диагностическое исследование по выявлению трудностей в развитии), направленную на формирование их компетенций осуществлять универсальные учебные действия, т.е. умение учиться жизненным навыкам для участников программы становится основным условием их успешного развития и социализации. Содержание и организация занятий встраивается на основе полученных результатов проведенного диагностического обследования среди обучающихся;
- различные модели обучения, дающие возможность классным руководителям встраивать работу с обучающимися в зависимости от содержательной актуальности (тематической) модуля Рабочей программы;
- взаимодействие администрации, педагогов, узких специалистов (педагога-психолога, логопеда, социального педагога), родителей и детей.
Перед осуществлением Комплексной программы специалистами Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска оказывается информационная помощь классным руководителям как одним из участников ее исполнения, с применением кейс-метода. Работа с классными руководителями с применением кейс-метода организуется и проводится один раз в месяц разработчиками Комплексной программы на методических семинарах в образовательных организациях, входящих в сетевое взаимодействие. При работе с классными руководителями использовались как реальные кейсы, так и написанные на основе художественных произведений. Структура написания кейса и его решения на методическом семинаре - традиционная [5].
Ниже приведен пример кейса «Жизнь как лабиринт», представленного классным руководителям для работы на методическом семинаре перед реализацией Рабочей программы «Нет конфликтам», входящей в Комплексную программу.
Кейс «Жизнь как лабиринт»
«Жизнь современных подростков наполнена тревогами, разбавленными разочарованием, непонятным для взрослых счастьем и неудачами. Когда мама пятиклассницы Софии перевела ее в новую школу, то и не могла подозревать, с какими моральными трудностями столкнется ее дочь.
София была застенчивой, впечатлительной, "некомпанейской" девочкой, но, несмотря на это, у нее были подруги в прошлом классе. Вместо школы, где Софии казались скучными уроки, "залпом" перечитывала книги, стремясь узнать новое (особенно ее интересовала история). Но, понимая, что обучение в школе – необходимость, София работала над собой и заставляла себя плестись в нее каждый будний день, привыкнуть к назиданиям учителей и их пустяковым одергиваниям.
В новом классе София не смогла найти подруг, стала изгоем и еще больше чувствовала неуверенность в себе. Одноклассники не упускали момент выпустить в ее строну колкую шуточку, передразнить и съязвить. Учителя часто вместе с обучающимися смеялись над внешностью Софии, ее застенчивостью, а при ответе торопили, не давая "собраться с мыслями".
От постоянных моральных издевательств София, идя каждое утро в класс, ждала, что в ее сторону сейчас опять полетит оскорбительная фраза».
После прочтения кейса «Жизнь как лабиринт» классным руководителям было предложено обратиться к социально-педагогической литературе и ответить на следующие вопросы, выполнить задания:
- Перечислите условия и признаки успешной социальной адаптации подростков.
- Определите позицию Софии в классе. Произошла/не произошла социальная адаптация Софии в классе? По какой причине?
- Разработайте план действий по социальной адаптации героини ситуации с учетом форм и стадий адаптационного процесса, этапов консультативной беседы («знакомство», «суть проблемы», «желаемый результат», «альтернатива», «обобщение»).
В завершение каждого методического семинара с классными руководителями организовывалась рефлексия, в процессе которой они отмечали, что использование кейс-метода позволяет актуализировать имеющиеся социально-психолого-педагогические знания, необходимые для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; отработать алгоритм деятельности при возникновении подобных ситуаций с обучающимися; внести коррективы в работу с родителями обучающихся и самими обучающимися с использованием кейс-метода.
Результаты исследования и их обсуждение
Указав изложенное выше, отметим: так как Комплексная программа в настоящее время продолжает реализовываться, представим предварительные итоги. По результатам повторного мониторингового диагностического исследования «Риски дезадаптации» пришли к выводу о результативности Комплексной программы, так как у обучающихся отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных УУД на 13,8%; личностных УУД – 15,4%; регулятивных УУД на 18,7%; познавательных УУД на 21,3%. В переходный адаптационный период с помощью реализации Комплексной программы удалось минимизировать риски дезадаптации, так как Рабочие программы были адаптированы к каждому отдельному классу, учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень готовности к обучению в школе, их социализации.
Выводы
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: реализованная Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Я – целый мир», обладая мобильностью и вариативностью, позволила достичь наибольшего эффекта в достижении результатов успешной социальной адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе. Однако следует продолжить работу с обозначенными выше специалистами по использованию методов и приемов стимулирования и мотивации учения, использованию ими в своей практике эффективных мотивационных стилей, формированию их компетенции по учету в деятельности с обучающимися родительских ожиданий.