Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Акимова Е.Ф. 1 Шварева О.В. 2 Синюкина О.В. 1
1 МБОУ ДОД Дом детства и юношества (ДДиЮ) «Факел» структурное подразделение Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива»
2 ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
Проведено диагностическое обследование обучающихся первого и пятого классов общеобразовательных школ с целью выявления у них рисков, препятствующих социальной адаптации к условиям обучения в школе. У диагностируемых выявлены следующие факторы риска: низкая мотивация, преобладание отрицательных эмоций (нетерпимость, конфликтность, тревожность), наличие низкой или завышенной самооценки, низкий энергетический баланс и др. Установлено, что при отсутствии целенаправленной работы по устранению выявленных рисков возникает дезадаптация. С целью психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации обучающихся разработана и реализуется в условиях сетевого взаимодействия Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Я - целый мир». Отличительная особенность Программы заключается в ее мобильности, вариативности. Одним из ее направлений является развитие универсальных учебных действий обучающихся классными руководителями, к реализации чего они готовятся с помощью кейс-метода. Предварительные результаты повторной диагностики показали повышение уровня социальной адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе и позволили обозначить перспективы реализации Программы.
подростки
социальная адаптация
дезадаптация
кейс-метод
сетевое взаимодействие
универсальные учебные действия.
1. Концепция развития дополнительного образования детей : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. - URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 11.11.2016).
2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://zakonobobrazovanii.ru (дата обращения: 15.11.2016).
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования : Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.05.2015). - URL: http://cito.edusite.ru/docs/oo_docs/fgos/fgos_noo.pdf (дата обращения: 15.11.2016).
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» : Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 09.11.2016).
5. Шварева О.В. Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - №1. С. 29-32.

Стремительно изменяющиеся социально-экономические условия, модернизация образования, увеличение негативных проявлений со стороны подрастающего поколения во взаимодействии со сверстниками, взрослыми и др. акцентируют внимание педагогов различных образовательных организаций на одной из актуальных проблем - психолого-педагогическом сопровождении социальной адаптации подрастающего поколения. Подтверждение этому находим в Концепции развития дополнительного образования детей [1]; Приказе Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования» [3]; Приказе Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"» [4] и др.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать Комплексную дополнительную общеразвивающую программу психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации младших школьников и младших подростков с применением кейс-метода в условиях сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.

Материалы и методы исследования

С психолого-педагогической точки зрения социальная адаптация, являющаяся одним из видов адаптации, - постоянный процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, связанный с периодами кардинальных изменений его деятельности и окружения, а также результат этого процесса. В рамках данной работы психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации - комплексная система психолого-педагогической поддержки и помощи специалистами разного профиля, действующими согласованно, обучающемуся и его родителям (законным представителям) в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации.

На протяжении всего периода обучения младшие школьники и младшие подростки сталкиваются с различными рисками дезадаптации - психическое состояние человека, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, затрудняющей или вовсе отменяющей возможность приспособления. В результате анализа специальной литературы и собственного практического опыта пришли к выводу о том, что успешность адаптации школьника к обучению зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. В рамках данного направления и осуществляет свою деятельность Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» - структурное подразделение (СП) МБОУ ДОД Дом детства и юношества (ДДиЮ) «Факел» г. Томска.

Введенный с сентября 2011 г. ФГОС НО в школы г. Томска, ориентирующий на использование потенциала учреждений дополнительного образования детей (УДОД) в реализации блока внеурочной деятельности с применением механизма сетевого взаимодействия, поспособствовал осуществлению деятельности Центра «Альтернатива» г. Томска через сетевое взаимодействие. В настоящее время обозначенная деятельность включает следующие этапы: индивидуальное диагностическое обследование младших школьников и подростков каждого класса с целью выявления у них рисков дезадаптации, готовности к школьному обучению; минимизацию (снижение) выявленных рисков дезадаптации обучения в школе через разработку и реализацию Комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Я - целый мир» в условиях сетевого взаимодействия; итоговое мониторинговое диагностическое обследование младших школьников и подростков.

Характеристика этапов

В диагностическом обследовании приняли участие 1585 человек, из них 314 первоклассников, 820 четвероклассников, 451 пятиклассник. Базой исследования стали общеобразовательные организации г. Томска, РФ (МОУ «СОШ № 4 им. И.С. Черных»; МАОУ «Лицей № 1 им. А.С. Пушкина»; МАОУ «СОШ № 32»; МАОУ «СОШ № 35»; МБОУ «СОШ № 49»; МАОУ «СОШ № 51»). Диагностическое обследование младших школьников (первоклассников) и младших подростков (пятиклассников) с целью выявления у них рисков дезадаптации, готовности их к обучению в школе было осуществлено специалистами Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска с применением мониторингового исследования «Риски дезадаптации», разработанного ФГБНУ «Институт возвратной физиологии РАО» г. Москвы по запросу Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска. Учитывая то, что успешная адаптация младших школьников и младших подростков (далее - обучающихся) зависит от развития у них универсальных учебных действий (УУД) (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных), исследование на первом этапе состояло из двух фаз: уточнения уровня развития познавательных и регулятивных УУД обучающихся; на второй фазе – коммуникативных и личностных УУД обучающихся.

Полученные данные в ходе мониторингового диагностического исследования на первом этапе представлены в таблице.

Результаты мониторингового диагностического исследования на первом этапе

«Риски дезадаптации»

УУД

Показатель

Обучающиеся

1-х классов

(кол-во и % от числа прошедших обследование)

4-х классов (кол-во и % от числа прошедших обследование)

5-х классов

(кол-во и % от числа прошедших обследование)

Высокий  уровень 

Средний  уровень 

Низкий  уровень 

Высокий  уровень 

Средний  уровень 

Низкий  уровень 

Высокий  уровень 

Средний  уровень 

Низкий  уровень 

Личностные

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения 

11,7

52,4

35,9

26,1

58,5

15,4

16,1

60,7

23,2

Эмоциональное благополучие 

27,1

51,3

21,6

7,8

68,1

24,1

8,1

53,5

38,4

Регулятивные

Целеполагание  

8,9

21,9

69,2

28,7

60,2

11,1

23,9

63,0

13,1

Самоконтроль 

23,5

61,3

15,2

32,6

50

17,4

13,2

43,2

43,6

Познавательные

Учебная активность 

27,3

48,2

24,5

32,1

30,8

37,1

30,7

29,4

39,9

Усвоение знаний, успеваемость 

18,4

52,4

29,2

26,1

57,4

16,5

25,6

43,7

30,7

Коммуникативные

Взаимоотношения с одноклассниками 

16,8

58,1

25,1

50,9

37,3

11,8

34,1

36,4

29,5

Взаимоотношения с учителями 

13,4

71

15,6

41,6

44,3

14,1

13,1

59,7

27,2

 

Из таблицы следует, что вышеперечисленные риски способны помешать обучающимся в успешной адаптации, привести к учебной неуспеваемости, нарушению социальных контактов как со сверстниками, так и с взрослыми (учителями, родителями) и, как следствие, провоцировать нарушение социальных норм, девиантное поведение. У младших школьников преобладание отрицательных эмоций (нетерпимость, конфликтность, тревожность), наличие низкой или завышенной самооценки, низкий энергетический баланс, речевые нарушения и низкий уровень когнитивного развития также могут привести к дезадаптации детей, проблемам их социализации. Выявленные факторы риска (высокий уровень тревожности, нестабильность эмоционально-волевой сферы, низкий уровень мотивации и развития когнитивной сферы) в развитии подростков также могут стать причиной их дезадаптации.

Выявленные факторы риска, если не заниматься их минимизацией через включение детей в специально разработанные образовательные программы, могут стать причиной дезадаптации детей как начальной, так и основной школы. Полученные данные в ходе мониторингового диагностического исследования «Риски дезадаптации» актуализировали необходимость разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации младших школьников и младших подростков. В связи с этим, совместно с классными руководителями школ, специалисты ДДиЮ «Факел» г. Томска разработали в 2015 г. Комплексную дополнительную общеразвивающую программу «Я - целый мир» (далее по тексту – Комплексная программа). Отличительной ее особенностью является приоритет развития универсальных учебных действий.

Руководствуясь ст. 13, 15, 16, 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» [2], специалистами Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска разработан комплект Рабочих программ как механизм реализации Комплексной программы с использованием сетевой формы. Комплексная программа представляет собой комплект из двадцати двух самодостаточных Рабочих дополнительных общеразвивающих программ, объединенных по определенному принципу и направленных на решение общих целей и задач по социально-педагогической направленности (например, «Школьник – это Я!», «Учимся управлять собой», «Я - пятиклассник», «Юный эрудит», «"Я" в социальном мире» и др.). В основе каждой из них заложены индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с обучающимися, работа с родителями и классными руководителями.

При разработке Комплексной программы учитывали принципы, закрепленные Концепцией развития дополнительного образования детей: Рабочие программы комплекта методически и идеологически согласованы друг с другом, в то же время каждая Рабочая программа может выступать как самостоятельная; каждая Рабочая программа имеет самостоятельную цель, достигаемую при ее освоении; Рабочие программы построены на идеях, не противоречащих друг другу, и на одном методическом основании и др. [1]. Модель проектирования Комплексной программы основана на обеспечении модульности ее содержания; свободы выбора (отбора) модулей - рабочих программ и режима их освоения; соответствия программ и форм возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников и обучающихся; вариативности, гибкости и мобильности; а также ориентации на творческий, продуктивный, открытый и сетевой характер ее реализации.

Сетевая форма реализации Комплексной программы обеспечивает возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов МБОУ ДОД Дом детства и юношества «Факел» и школ г. Томска. Использование сетевой формы реализации Рабочих программ осуществляется на основании договора между взаимодействующими организациями, составленного с учетом требований ст. 15 Закона «Об образовании» [2].

В настоящее время минимизация выявленных факторов риска обучающихся осуществляется в рамках Комплексной программы через:

- адресную психолого-педагогическую помощь каждому обучающемуся с помощью различных профилактических мероприятий (индивидуальные занятия, консультирование, рекомендации педагогам и родителям, диагностическое исследование по выявлению трудностей в развитии), направленную на формирование их компетенций осуществлять универсальные учебные действия, т.е. умение учиться жизненным навыкам для участников программы становится основным условием их успешного развития и социализации. Содержание и организация занятий встраивается на основе полученных результатов проведенного диагностического обследования среди обучающихся;

- различные модели обучения, дающие возможность классным руководителям встраивать работу с обучающимися в зависимости от содержательной актуальности (тематической) модуля Рабочей программы;

- взаимодействие администрации, педагогов, узких специалистов (педагога-психолога, логопеда, социального педагога), родителей и детей.

Перед осуществлением Комплексной программы специалистами Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» г. Томска оказывается информационная помощь классным руководителям как одним из участников ее исполнения, с применением кейс-метода. Работа с классными руководителями с применением кейс-метода организуется и проводится один раз в месяц разработчиками Комплексной программы на методических семинарах в образовательных организациях, входящих в сетевое взаимодействие. При работе с классными руководителями использовались как реальные кейсы, так и написанные на основе художественных произведений. Структура написания кейса и его решения на методическом семинаре - традиционная [5].

Ниже приведен пример кейса «Жизнь как лабиринт», представленного классным руководителям для работы на методическом семинаре перед реализацией Рабочей программы «Нет конфликтам», входящей в Комплексную программу.

Кейс «Жизнь как лабиринт»

«Жизнь современных подростков наполнена тревогами, разбавленными разочарованием, непонятным для взрослых счастьем и неудачами. Когда мама пятиклассницы Софии перевела ее в новую школу, то и не могла подозревать, с какими моральными трудностями столкнется ее дочь.

София была застенчивой, впечатлительной, "некомпанейской" девочкой, но, несмотря на это, у нее были подруги в прошлом классе. Вместо школы, где Софии казались скучными уроки, "залпом" перечитывала книги, стремясь узнать новое (особенно ее интересовала история). Но, понимая, что обучение в школе – необходимость, София работала над собой и заставляла себя плестись в нее каждый будний день, привыкнуть к назиданиям учителей и их пустяковым одергиваниям.

В новом классе София не смогла найти подруг, стала изгоем и еще больше чувствовала неуверенность в себе. Одноклассники не упускали момент выпустить в ее строну колкую шуточку, передразнить и съязвить. Учителя часто вместе с обучающимися смеялись над внешностью Софии, ее застенчивостью, а при ответе торопили, не давая "собраться с мыслями".

От постоянных моральных издевательств София, идя каждое утро в класс, ждала, что в ее сторону сейчас опять полетит оскорбительная фраза».

После прочтения кейса «Жизнь как лабиринт» классным руководителям было предложено обратиться к социально-педагогической литературе и ответить на следующие вопросы, выполнить задания:

- Перечислите условия и признаки успешной социальной адаптации подростков.

- Определите позицию Софии в классе. Произошла/не произошла социальная адаптация Софии в классе? По какой причине?

- Разработайте план действий по социальной адаптации героини ситуации с учетом форм и стадий адаптационного процесса, этапов консультативной беседы («знакомство», «суть проблемы», «желаемый результат», «альтернатива», «обобщение»).

В завершение каждого методического семинара с классными руководителями организовывалась рефлексия, в процессе которой они отмечали, что использование кейс-метода позволяет актуализировать имеющиеся социально-психолого-педагогические знания, необходимые для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; отработать алгоритм деятельности при возникновении подобных ситуаций с обучающимися; внести коррективы в работу с родителями обучающихся и самими обучающимися с использованием кейс-метода.

Результаты исследования и их обсуждение

Указав изложенное выше, отметим: так как Комплексная программа в настоящее время продолжает реализовываться, представим предварительные итоги. По результатам повторного мониторингового диагностического исследования «Риски дезадаптации» пришли к выводу о результативности Комплексной программы, так как у обучающихся отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных УУД на 13,8%; личностных УУД – 15,4%; регулятивных УУД на 18,7%; познавательных УУД на 21,3%. В переходный адаптационный период с помощью реализации Комплексной программы удалось минимизировать риски дезадаптации, так как Рабочие программы были адаптированы к каждому отдельному классу, учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень готовности к обучению в школе, их социализации.

Выводы

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: реализованная Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Я – целый мир», обладая мобильностью и вариативностью, позволила достичь наибольшего эффекта в достижении результатов успешной социальной адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе. Однако следует продолжить работу с обозначенными выше специалистами по использованию методов и приемов стимулирования и мотивации учения, использованию ими в своей практике эффективных мотивационных стилей, формированию их компетенции по учету в деятельности с обучающимися родительских ожиданий.


Библиографическая ссылка

Акимова Е.Ф., Шварева О.В., Синюкина О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26121 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074