Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE USE OF SOCIOMETRIC STUDIES IN THE EDUCATIONAL WORK OF THE COACH AT AEROBIC FITNESS

Popova A.O. 1 Ivanova L.A. 1 Danilova A.M. 1 Kazakova O.A. 1
1 Samara State University of Economics
The article focuses on the means of physical culture and sports, which are powerful factors in ideological education of young generation, forming of community, friendship, camaraderie, fostering a sense of patriotism and love of country. The authors call for the right to use these tools pedagogically expedient to build bodied tional work in training and competitive process as the individual athlete and overall sports team. Conducted research work to identify the degree of development of moral, volitional, organizational, and intellectual qualities of the athletes, compliance with social status, assessments and self-assessments of these qualities. Interpersonal indicators are determined the eligibility of athletes who can take the team, are social characteristics of the individual athletes. According to the authors, the study helps to create a sports camp a favorable socio-psychological climate in the team, to facilitate the organization of the training and performance of athletes in important competitions.
educational work
training classes
differentiation of athletes
the social characteristics of athletes
performance of interpersonal acceptability

В настоящее время все больше людей занимаются физиче­ской культурой и спортом. Занятия физической культурой и спортом несут в себе познавательные, воспитательные и оздоровительные функции. Средства физи­ческой культуры и спорта представляют собой мощные факторы в идейном воспита­нии людей, формирований у них коллективизма, дружбы, товарищества, воспитания чувства патриотизма и любви к Родине. Поэтому перед педагогами в сфере физической культуры и спорта стоит очень важная задача – правильно использовать эти средства, пе­дагогически целесообразно строить воспита­тельную работу в тренировочно-соревновательном процессе как отдельного спортсмена, так и в целом спортивном коллективе.

Вопросы воспитательной работы со спортсменами различного возраста и уров­ня мастерства освещены в исследованиях: В.В. Бондаревской, В.К. Бальсевича, И.Н. Решетеня, А.И. Михеева, М.И. Фроловой и др.

В научно-исследовательской литературе многие авторы часто употребляют термин «учебно-воспитательная работа», но мало кто останавливается на пояснениях, как эта работа осуществляется в отдельном тренировочном занятии спортсмена. Мы не обнаружили работы, специально исследую­щие вопросы воспитания в достаточно новом виде спорта фитнес-аэробике. Данный вид спорта является командным, и воспитательная работа, как с отдельным спортсменом, так и со всей командой, на наш взгляд, является первоочередной.

Мы согласны с мнением ученных О.Н. Степановой, А.С. Махова, Л.А. Мокеевой, Е.Н. Латушкиной, Ю.С. Берниной, Z.N. Kanivec, В.Н. Мазина и др., считающих, что важно обеспечить содействие максимальному духовно-нравственному развитию личности спортсмена в условиях вуза, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека и гражданина Отечества [1; 4; 6].

В целом анализ научных публикаций показывает, что факты, связанные с воспитанием и социализацией спортсменов, постоянно наблюдаемые в спортивной деятельности, не имеют достаточного научного объяснения, а механизмы, лежащие в основе воспитательной работы тренера-преподавателя, до сих пор должным образом не описаны [5].

Поэтому цель нашего исследования: изучение взаимоотношений студентов-спортсменов в команде является актуальной.

Ав­торы провели исследование по изучению содержания, форм и ме­тодов воспитательной работы в деятельности тренеров-преподавателей по фитнес-аэробике, в форме воздействия на взаимоотношения студентов-спортсменов в командах при подготовке на чемпионат России. В исследовании особое внимание уделялось взаимоотношениям спортсменов в коллекти­ве, так как хорошие, основанные на дружбе и товариществе взаимоотношения спортсме­нов в команде во многом предопределяют моральный климат коллектива, способствуют достижению высоких спортивных результа­тов.

В нашем исследовании были поставлены сле­дующие задачи: 1) изучить взаимоотноше­ния спортсменов в команде; 2) выявить личностные качества тренера-преподавателя и его спортсменов; 3) оп­ределить уровень психического состояния студентов-спортсменов; 4) наметить пути воспитания положительных взаимоотношений студентов в коллективе.

Методы исследования

Для решения поставленных задач ис­пользовались методы: эвристического анализа и обобщения данных литературы, касающиеся проблематики, педагогическое наб­людениe, опрос, социометрия, шкала прием­лемости, независимые характеристики и тестирование по Айзенку и Тейлор. Об­следовались члены сборных команд по фитнес-аэробике (20 чел.) в период их подготовки к чемпионату России в г. Москве. Воз­раст испытуемых колебался от 18 до 21 года, уровень спортивного мастерства находился в диапазоне от I разряда до кандидата в мастера спорта.

Вначале изучались взаимоотношения спортсменов в команде по четырем социо­метрическим критериям: «руководство», «отдых», «труд» и «товарищество».

Выбранные критерии дают тренеру-преподавателю воз­можность определить функциональные (де­ловые) и эмоциональные (межличностные)
отношения, положение каждого спортсме­на в группе в различных ситуациях и выя­вить лидеров в команде. Установлено, что для функциональных отношений в команде характерно выделение ярко выраженных лидеров, а для эмоциональных – нет. Групповые по­казатели дифференциации спортсменов по фитнес-аэробике выше в эмоциональном, чем в функциональ­ном отношении. Ярко выраженными лиде­рами по всем критериям явились два лидера (один из них является капитаном команды), набравшие наибольшее количество выборов и взаимовыборов. Эти спортсмены на про­тяжении четырех лет обучения в университете проявили себя как сильные и надежные атлеты, умеющие повести за собой осталь­ных товарищей к победе. В их поведении ярко выражено чувство товарищества, взаимовыручки, про­являющееся как во время тренировок, так и в учебном процессе. Им присуще трудо­любие не только на тренировках, но и во время проведения суб­ботников и воскресников, легко соглашаются на любую дополнительную работу безвозмездно. Они умеют себя вести, ровны в общении с людьми, нередко становятся душой коллектива. Именно на них тренеру следует опираться в первые дни сборов. Ведь на сборах превалируют дело­вые отношения как между педагогами и спортсменами, так и между самими спорт­сменами. Авторитет лидеров позволяет соз­дать такую атмосферу в команде, которая способствует полноценной подготовке к от­ветственным соревнованиям. Следует отме­тить, что на функциональные отношения приходится наибольший процент спортсме­нов, не получивших ни одного выбора (так называемые изолированные) – 30 %. В эмо­циональных отношениях процент изолиро­ванных вдвое меньше, однако это не сви­детельствует о нормальном положении в команде. По всем критериям группы изоли­рованных и пренебрегаемых составили 55– 65 % участников сборов.

Результаты

Материалы социометрического исследо­вания позволили условно по характеру взаимоотношений, а следовательно, по воз­можностям межличностного общения, вы­делить определенные группы спортсменов и на этой основе дать рекомендации трене­рам по совершенствованию учебно-воспи­тательного процесса. Результаты социомет­рических исследований информируют тренера не только об имеющихся, но и о желае­мых отношениях.

Тот факт, что в число пренебрегаемых и изолированных по всем критериям попало значительное число участников команды, объясняется, по нашему мнению, недостат­ками в воспитательной работе во внетренировочное время. Не все студенты-спортсме­ны интересуются жизнью друг друга, многих интересуют только общие спортивные достиже­ния. Особенно данный факт проявляется у запасных членов команды, спортсмены часто тренирова­лись отдельно от коллектива, ни разу не собирались вместе и не выполняли никаких совместных дел. Так, по всем четырем кри­териям изолированным оказался один уча­стник. Студентка замкнута, вся ушла в себя, ни с кем не дружит, во время совместных тренировок большей частью отмалчивается. И если не считать тренировок, то в остальном она инертна и необщительна.

По трем критериям в число изолирован­ных попали 4 человека, по двум – 5 спортсменок. Такое положение в команде подсказы­вает тренерам, какую воспитательную ра­боту нужно вести на тренировках и в сво­бодное время, кто из спортсменов требует особого внимания.

Результаты социометрического исследова­ния перепроверялись и дополнялись обсле­дованием команды по шкале приемлемости В.Г. Степанова, Н.В. Бахаревой [1; 3].

Для изучения взаимоотношений спорт­сменов моделировались две ситуации: 1 – комплектование основного состава сборной команды и 2 – подбор группы для трудного туристского похода. Мы полагали, что в первом слу­чае спортсмены при выборе товарищей бу­дут руководствоваться их спортивными ре­зультатами и способностями, а во вто­ром – учитывать нравственные качества товарищей.

Взаимоотношения спортсменов изучались в трех аспектах: 1 – отношение каждого члена к каждому и к команде в целом, высчитывался коэффициент приемлемости Ар; 2 – отношение команды к каждому чле­ну, высчитывался коэффициент приемлемо­сти Аgr, 3 – на основе сложившихся взаи­моотношений определялась сплоченность команды, высчитывался коэффициент спло­ченности U.

Для удобства возможного сопоставления уровня приемлемости с другими социальными характеристиками группы берем не абсолютную величину приемлемости, а отношение ее к наиболее возможной. Тогда показатель приемлемости каждым членом группы будет:

http://refdb.ru/images/1220/2438549/m9dc01f.png

показатель приемлемости группой каждого члена:

http://refdb.ru/images/1220/2438549/m55ab754d.png

Но средневзвешенная величина нивелирует различия как в оценках каждым группы, так и в оценках группой каждого.

Сплоченность группы, мера единения ее определяются разностью сумм взаимных положительных и взаимных отрицательных выборов, деленной на п(п – I). Сплоченность (п) тем выше, чем коэффициент ближе к +1 (высшая степень разобщенности будет при U= – V):

http://refdb.ru/images/1220/2438549/4be6925b.png

2. Социальная экспансивность группы (показатель динамики социальной жизни группы) определяется арифметической суммой положительных и отрицательных выборов, деленной на п(п – I)[3] :

http://refdb.ru/images/1220/2438549/m5507e307.png

Помимо этого получены и другие пока­затели, характеризующие взаимоотношения спортсменов в команде. Результаты обсле­дования представлены в таблице.

Показатели межличностной приемлемости спортсменов

Показатели

Комплектование сборных команд

Подбор группы для турпохода

U

0,43

0,32

E

0,75

0,70

C, %

19

57,2

Ap

1. 0,23–0,5

2. 0,52–0,65

 

1. 0,02–0,5

2. 2. 0,58–0,9

Agr

1. 0,13–0,5

2. 0,58–0,95

 

1. 0,02–0,5

2. 2. 0,52–0,79

Q

3,4

8,58

 

Как видно из таблицы, диапазон колебаний коэффициента в графе «Комплек­тование команды» широк и равен от 0,23 до 0,65, а в графе «Туристский поход» он еще шире: от 0,02 до 0,9. И в том и в дру­гом случаях результаты низкие потому, что студенты-спортсмены еще мало знали друг друга, особенно студенты-первокурс­ники.

В графе «Комплектование команды» ре­зультаты несколько выше и связаны с вы­бором товарищей по спортивному резуль­тату. В «Туристском походе» результаты ниже, так как здесь учитываются еще и нравственные качества участников. Поз­нать эти качества друг друга участники сразу не успели в условиях организа­ции команды.

Социальные характеристики индивида, по­ложение индивида и его статус в группе определяются коэффициентом приемлемо­сти его группой. Как в графе «Комплекто­вание команды», так и в графе «Туристский поход» колебания коэффициента достаточно вели­ки, особенно во втором случае. Так, вели­чины их колеблются от 0,13 до 0,95 в гра­фе «Комплектование команды» и от 0,02 до 0,79 – в обстановке «Подбор группы для турпохода».

Все это еще раз говорит о том, что мно­гие спортсмены почти не знали друг друга в отно­шении нравственных качеств, которые це­нятся в первую очередь в обстановке туристского похода.

Социальная характеристика группы выяв­ляется с помощью коэффициента сплочен­ности U, определяющего меру ее единения. Результаты сплоченности группы по обеим графам низкие. По графе «Комплектование команды» коэффициент сплоченности равен + 0,43, а по «Подбору группы для турпохо­да» – еще ниже +0,32 (наивысшая сте­пень сплоченности достигается при резуль­татах, близких +1). Эти результаты подт­верждаются еще и тем, что в обоих случа­ях показатель динамики социальной жизни группы Е также низок: по графе «Комп­лектование команды» он равен 0,75, а по «Подбору группы для турпохода» — 0,70. Другие показатели (С и A) свидетельству­ют о напряженных отношениях между от­дельными участниками первых сборов.

Моделирование двух ситуаций выявило, что показатели взаимоотношений спортсме­нов выше там, где выбор определяется спортивными способностями, по сравнению с показателями, где выбор зависит от нравственных качеств товарищей (соответ­ственно Agr = 0,95 и 0,79). Однако, несмот­ря на то, что сплоченность команды в пер­вом случае выше (0,43), чем во втором (0,32), эти показатели скорее говорят об отсутствии воспитательной работы в коман­де, нежели о каком-то преимуществе.

Помимо взаимоотношений изучались так­же личностные качества спортсменов с по­мощью независимых характеристик [5]. Это позволило выявить уровень развития нрав­ственных, волевых, организаторских и ин­теллектуальных качеств каждого спортсме­на, соответствие социального статуса, оце­нок и самооценок этих качеств. Установле­но, что у членов обследуемой команды уро­вень развития нравственных качеств более высок, чем волевых и интеллектуальных. У спортсменов с высоким социальным ста­тусом более развиты нравственные и орга­низаторские качества, чем у спортсменов с низким социальным статусом. Тренеру-преподавателю не­обходимо с учетом этих показателей строить тренировочный процесс (распреде­ление спортсменов по командам) и воспитательную работу в свободное время (распределение общественных поручений, определение ха­рактера выполнения совместных дел, выбор тематики фильмов, обсуждение статей с определенной направленностью, проведение встреч и т. д.).

При подготовке спортсменов к ответст­венным соревнованиям тренеру-преподавателю необходимо знать уровень их психического состояния, изучаемого с помощью тестов Айзенка и Тейлор [2; 3]. По степени выраженности всех по­казателей состав испытуемых довольно не­однороден. Среди спортсменов преобла­дают интроверты (60 %), нежели экстравер­ты (40 %) [4].

Состояние тревожности у 55 % спортсменов в целом ниже допустимых границ, хотя встречаются студенты (30 %), находящиеся в критическом положе­нии.

Полученные материалы, показывающие уровень психического состояния каждого студента-спортсмена, способствуют лучшей орга­низации тренировок, проведению индиви­дуальной работы со спортсменами, а также оказывают помощь тренеру по руководству спортсменами во время их выступления на соревнованиях.

Таким образом, обследование команд по фитнес-аэробике в СГЭУ с помощью комплекса простейших методов позволяет тренеру всесторонне узнать спорт­сменов и правильно организовать их жизнь и деятельность в условиях сборов.

Проведенное исследование и полученные показатели свидетельствуют о слабой вос­питательной работе в период учебно-трени­ровочного сбора по подготовке на чемпионат России.

Результаты данной работы позво­ляют наметить следующие пути воспитания положительных взаимоотношений в командах:

1. Систематическое проведение общих собраний по различным вопросам.

2. Налаживание системы деловых отно­шений в команде через включение участни­ков команд в общественную деятельность.

3. Планирование разнообразных совмест­ных коллективных дел.

4. Организация встреч с известными спортсменами и тренерами по специализации.

5. Четкая организация учебно-тренировоч­ного процесса.

Таким образом, претворение в жизнь этих мероприятий позволит создать на сборах благоприятный социально-психологический климат в коман­де, способствующий организации полноцен­ной подготовки и лучшему выступлению спортсменов в ответственных соревнованиях.