Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТРЕНЕРА- ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

Попова А.О. 1 Иванова Л.А. 1 Данилова А.М. 1 Казакова О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Самарский Государственный экономический университет»
В статье делается акцент на средства физи¬ческой культуры и спорта, которые являются мощными факторами в идейном воспитании молодого поколения, формирования у них коллективизма, дружбы, товарищества, воспитания чувства патриотизма и любви к Родине. Авторы призывают правильно использовать эти средства, пе¬дагогически целесообразно строить воспита¬тельную работу в тренировочно-соревновательном процессе, как отдельного спортсмена, так и в целом спортивного коллектива. Проводится научно-исследовательская работа по выявлению степени развития нрав-ственных, волевых, организаторских и ин¬теллектуальных качеств спортсме¬нов, соответствия социальному статусу, оце¬нок и самооценок этих качеств. Определяются показатели межличностной приемлемости спортсменов, которых можно взять в сборную команду, даются социальные характеристики личности спортсменов. По мнению авторов, проведенное исследование помогает создать на спортивных сборах благоприятный социально-психологический климат в коман¬де, способствующий организации полноцен¬ной подготовки и лучшему выступлению спортсменов в ответственных соревнованиях.
показатели межличностной приемлемости
социальные характеристики спортсменов
дифференциация спортсменов
спортивно-тренировочные занятия
воспитательная работа
1. Иванова Л.А., Шиховцов Ю.В., Николаева И.В. Сущность и педагогические условия применения личностно-ориентированного обучения студентов в процессе самодвижения к здоровому образу жизни. – Самара, 2013. – 140 с.
2. Мазин В.Н. Воспитательная работа тренера-преподавателя как средство формирования у воспитанника ментальных образов и схем // Вестник Московского государственного областного университета. – 2015.– № 1. – С. 132-139.
3. Марщук В.Л. Методики психодиагностики в спорте [Текст] / В.Л. Марщук, Ю. М. Блудов, А.Д. Плахтиенко, Л.К. Серова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2438549-p8.html(дата обращения 1.11.2016).
4. Мокеева Л.А. Влияние личностных особенностей на выбор спортивной деятельности / Л.А. Мокеева, Ю.С. Вдовина //OlumPlus. Гуманитарная версия. – 2016. – № 1 (2). – С. 13-15.http://elibrary.ru/title_about.asp?id=55631.
5. Савельева О.В., Иванова Л.А., Окунева Л.Б. Социальная интеграция и социализация в адаптивном спорте высшей школы // OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2015. – № 1. – С. 138-140.
6. Kanivec Z.N. Development of Poltavanet works ports school sand inspection of state sports activitiesin 50–70 years of XX Century // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2013. – № 11. – С . 22-27.

В настоящее время все больше людей занимаются физиче­ской культурой и спортом. Занятия физической культурой и спортом несут в себе познавательные, воспитательные и оздоровительные функции. Средства физи­ческой культуры и спорта представляют собой мощные факторы в идейном воспита­нии людей, формирований у них коллективизма, дружбы, товарищества, воспитания чувства патриотизма и любви к Родине. Поэтому перед педагогами в сфере физической культуры и спорта стоит очень важная задача – правильно использовать эти средства, пе­дагогически целесообразно строить воспита­тельную работу в тренировочно-соревновательном процессе как отдельного спортсмена, так и в целом спортивном коллективе.

Вопросы воспитательной работы со спортсменами различного возраста и уров­ня мастерства освещены в исследованиях: В.В. Бондаревской, В.К. Бальсевича, И.Н. Решетеня, А.И. Михеева, М.И. Фроловой и др.

В научно-исследовательской литературе многие авторы часто употребляют термин «учебно-воспитательная работа», но мало кто останавливается на пояснениях, как эта работа осуществляется в отдельном тренировочном занятии спортсмена. Мы не обнаружили работы, специально исследую­щие вопросы воспитания в достаточно новом виде спорта фитнес-аэробике. Данный вид спорта является командным, и воспитательная работа, как с отдельным спортсменом, так и со всей командой, на наш взгляд, является первоочередной.

Мы согласны с мнением ученных О.Н. Степановой, А.С. Махова, Л.А. Мокеевой, Е.Н. Латушкиной, Ю.С. Берниной, Z.N. Kanivec, В.Н. Мазина и др., считающих, что важно обеспечить содействие максимальному духовно-нравственному развитию личности спортсмена в условиях вуза, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека и гражданина Отечества [1; 4; 6].

В целом анализ научных публикаций показывает, что факты, связанные с воспитанием и социализацией спортсменов, постоянно наблюдаемые в спортивной деятельности, не имеют достаточного научного объяснения, а механизмы, лежащие в основе воспитательной работы тренера-преподавателя, до сих пор должным образом не описаны [5].

Поэтому цель нашего исследования: изучение взаимоотношений студентов-спортсменов в команде является актуальной.

Ав­торы провели исследование по изучению содержания, форм и ме­тодов воспитательной работы в деятельности тренеров-преподавателей по фитнес-аэробике, в форме воздействия на взаимоотношения студентов-спортсменов в командах при подготовке на чемпионат России. В исследовании особое внимание уделялось взаимоотношениям спортсменов в коллекти­ве, так как хорошие, основанные на дружбе и товариществе взаимоотношения спортсме­нов в команде во многом предопределяют моральный климат коллектива, способствуют достижению высоких спортивных результа­тов.

В нашем исследовании были поставлены сле­дующие задачи: 1) изучить взаимоотноше­ния спортсменов в команде; 2) выявить личностные качества тренера-преподавателя и его спортсменов; 3) оп­ределить уровень психического состояния студентов-спортсменов; 4) наметить пути воспитания положительных взаимоотношений студентов в коллективе.

Методы исследования

Для решения поставленных задач ис­пользовались методы: эвристического анализа и обобщения данных литературы, касающиеся проблематики, педагогическое наб­людениe, опрос, социометрия, шкала прием­лемости, независимые характеристики и тестирование по Айзенку и Тейлор. Об­следовались члены сборных команд по фитнес-аэробике (20 чел.) в период их подготовки к чемпионату России в г. Москве. Воз­раст испытуемых колебался от 18 до 21 года, уровень спортивного мастерства находился в диапазоне от I разряда до кандидата в мастера спорта.

Вначале изучались взаимоотношения спортсменов в команде по четырем социо­метрическим критериям: «руководство», «отдых», «труд» и «товарищество».

Выбранные критерии дают тренеру-преподавателю воз­можность определить функциональные (де­ловые) и эмоциональные (межличностные)
отношения, положение каждого спортсме­на в группе в различных ситуациях и выя­вить лидеров в команде. Установлено, что для функциональных отношений в команде характерно выделение ярко выраженных лидеров, а для эмоциональных – нет. Групповые по­казатели дифференциации спортсменов по фитнес-аэробике выше в эмоциональном, чем в функциональ­ном отношении. Ярко выраженными лиде­рами по всем критериям явились два лидера (один из них является капитаном команды), набравшие наибольшее количество выборов и взаимовыборов. Эти спортсмены на про­тяжении четырех лет обучения в университете проявили себя как сильные и надежные атлеты, умеющие повести за собой осталь­ных товарищей к победе. В их поведении ярко выражено чувство товарищества, взаимовыручки, про­являющееся как во время тренировок, так и в учебном процессе. Им присуще трудо­любие не только на тренировках, но и во время проведения суб­ботников и воскресников, легко соглашаются на любую дополнительную работу безвозмездно. Они умеют себя вести, ровны в общении с людьми, нередко становятся душой коллектива. Именно на них тренеру следует опираться в первые дни сборов. Ведь на сборах превалируют дело­вые отношения как между педагогами и спортсменами, так и между самими спорт­сменами. Авторитет лидеров позволяет соз­дать такую атмосферу в команде, которая способствует полноценной подготовке к от­ветственным соревнованиям. Следует отме­тить, что на функциональные отношения приходится наибольший процент спортсме­нов, не получивших ни одного выбора (так называемые изолированные) – 30 %. В эмо­циональных отношениях процент изолиро­ванных вдвое меньше, однако это не сви­детельствует о нормальном положении в команде. По всем критериям группы изоли­рованных и пренебрегаемых составили 55– 65 % участников сборов.

Результаты

Материалы социометрического исследо­вания позволили условно по характеру взаимоотношений, а следовательно, по воз­можностям межличностного общения, вы­делить определенные группы спортсменов и на этой основе дать рекомендации трене­рам по совершенствованию учебно-воспи­тательного процесса. Результаты социомет­рических исследований информируют тренера не только об имеющихся, но и о желае­мых отношениях.

Тот факт, что в число пренебрегаемых и изолированных по всем критериям попало значительное число участников команды, объясняется, по нашему мнению, недостат­ками в воспитательной работе во внетренировочное время. Не все студенты-спортсме­ны интересуются жизнью друг друга, многих интересуют только общие спортивные достиже­ния. Особенно данный факт проявляется у запасных членов команды, спортсмены часто тренирова­лись отдельно от коллектива, ни разу не собирались вместе и не выполняли никаких совместных дел. Так, по всем четырем кри­териям изолированным оказался один уча­стник. Студентка замкнута, вся ушла в себя, ни с кем не дружит, во время совместных тренировок большей частью отмалчивается. И если не считать тренировок, то в остальном она инертна и необщительна.

По трем критериям в число изолирован­ных попали 4 человека, по двум – 5 спортсменок. Такое положение в команде подсказы­вает тренерам, какую воспитательную ра­боту нужно вести на тренировках и в сво­бодное время, кто из спортсменов требует особого внимания.

Результаты социометрического исследова­ния перепроверялись и дополнялись обсле­дованием команды по шкале приемлемости В.Г. Степанова, Н.В. Бахаревой [1; 3].

Для изучения взаимоотношений спорт­сменов моделировались две ситуации: 1 – комплектование основного состава сборной команды и 2 – подбор группы для трудного туристского похода. Мы полагали, что в первом слу­чае спортсмены при выборе товарищей бу­дут руководствоваться их спортивными ре­зультатами и способностями, а во вто­ром – учитывать нравственные качества товарищей.

Взаимоотношения спортсменов изучались в трех аспектах: 1 – отношение каждого члена к каждому и к команде в целом, высчитывался коэффициент приемлемости Ар; 2 – отношение команды к каждому чле­ну, высчитывался коэффициент приемлемо­сти Аgr, 3 – на основе сложившихся взаи­моотношений определялась сплоченность команды, высчитывался коэффициент спло­ченности U.

Для удобства возможного сопоставления уровня приемлемости с другими социальными характеристиками группы берем не абсолютную величину приемлемости, а отношение ее к наиболее возможной. Тогда показатель приемлемости каждым членом группы будет:

http://refdb.ru/images/1220/2438549/m9dc01f.png

показатель приемлемости группой каждого члена:

http://refdb.ru/images/1220/2438549/m55ab754d.png

Но средневзвешенная величина нивелирует различия как в оценках каждым группы, так и в оценках группой каждого.

Сплоченность группы, мера единения ее определяются разностью сумм взаимных положительных и взаимных отрицательных выборов, деленной на п(п – I). Сплоченность (п) тем выше, чем коэффициент ближе к +1 (высшая степень разобщенности будет при U= – V):

http://refdb.ru/images/1220/2438549/4be6925b.png

2. Социальная экспансивность группы (показатель динамики социальной жизни группы) определяется арифметической суммой положительных и отрицательных выборов, деленной на п(п – I)[3] :

http://refdb.ru/images/1220/2438549/m5507e307.png

Помимо этого получены и другие пока­затели, характеризующие взаимоотношения спортсменов в команде. Результаты обсле­дования представлены в таблице.

Показатели межличностной приемлемости спортсменов

Показатели

Комплектование сборных команд

Подбор группы для турпохода

U

0,43

0,32

E

0,75

0,70

C, %

19

57,2

Ap

1. 0,23–0,5

2. 0,52–0,65

 

1. 0,02–0,5

2. 2. 0,58–0,9

Agr

1. 0,13–0,5

2. 0,58–0,95

 

1. 0,02–0,5

2. 2. 0,52–0,79

Q

3,4

8,58

 

Как видно из таблицы, диапазон колебаний коэффициента в графе «Комплек­тование команды» широк и равен от 0,23 до 0,65, а в графе «Туристский поход» он еще шире: от 0,02 до 0,9. И в том и в дру­гом случаях результаты низкие потому, что студенты-спортсмены еще мало знали друг друга, особенно студенты-первокурс­ники.

В графе «Комплектование команды» ре­зультаты несколько выше и связаны с вы­бором товарищей по спортивному резуль­тату. В «Туристском походе» результаты ниже, так как здесь учитываются еще и нравственные качества участников. Поз­нать эти качества друг друга участники сразу не успели в условиях организа­ции команды.

Социальные характеристики индивида, по­ложение индивида и его статус в группе определяются коэффициентом приемлемо­сти его группой. Как в графе «Комплекто­вание команды», так и в графе «Туристский поход» колебания коэффициента достаточно вели­ки, особенно во втором случае. Так, вели­чины их колеблются от 0,13 до 0,95 в гра­фе «Комплектование команды» и от 0,02 до 0,79 – в обстановке «Подбор группы для турпохода».

Все это еще раз говорит о том, что мно­гие спортсмены почти не знали друг друга в отно­шении нравственных качеств, которые це­нятся в первую очередь в обстановке туристского похода.

Социальная характеристика группы выяв­ляется с помощью коэффициента сплочен­ности U, определяющего меру ее единения. Результаты сплоченности группы по обеим графам низкие. По графе «Комплектование команды» коэффициент сплоченности равен + 0,43, а по «Подбору группы для турпохо­да» – еще ниже +0,32 (наивысшая сте­пень сплоченности достигается при резуль­татах, близких +1). Эти результаты подт­верждаются еще и тем, что в обоих случа­ях показатель динамики социальной жизни группы Е также низок: по графе «Комп­лектование команды» он равен 0,75, а по «Подбору группы для турпохода» — 0,70. Другие показатели (С и A) свидетельству­ют о напряженных отношениях между от­дельными участниками первых сборов.

Моделирование двух ситуаций выявило, что показатели взаимоотношений спортсме­нов выше там, где выбор определяется спортивными способностями, по сравнению с показателями, где выбор зависит от нравственных качеств товарищей (соответ­ственно Agr = 0,95 и 0,79). Однако, несмот­ря на то, что сплоченность команды в пер­вом случае выше (0,43), чем во втором (0,32), эти показатели скорее говорят об отсутствии воспитательной работы в коман­де, нежели о каком-то преимуществе.

Помимо взаимоотношений изучались так­же личностные качества спортсменов с по­мощью независимых характеристик [5]. Это позволило выявить уровень развития нрав­ственных, волевых, организаторских и ин­теллектуальных качеств каждого спортсме­на, соответствие социального статуса, оце­нок и самооценок этих качеств. Установле­но, что у членов обследуемой команды уро­вень развития нравственных качеств более высок, чем волевых и интеллектуальных. У спортсменов с высоким социальным ста­тусом более развиты нравственные и орга­низаторские качества, чем у спортсменов с низким социальным статусом. Тренеру-преподавателю не­обходимо с учетом этих показателей строить тренировочный процесс (распреде­ление спортсменов по командам) и воспитательную работу в свободное время (распределение общественных поручений, определение ха­рактера выполнения совместных дел, выбор тематики фильмов, обсуждение статей с определенной направленностью, проведение встреч и т. д.).

При подготовке спортсменов к ответст­венным соревнованиям тренеру-преподавателю необходимо знать уровень их психического состояния, изучаемого с помощью тестов Айзенка и Тейлор [2; 3]. По степени выраженности всех по­казателей состав испытуемых довольно не­однороден. Среди спортсменов преобла­дают интроверты (60 %), нежели экстравер­ты (40 %) [4].

Состояние тревожности у 55 % спортсменов в целом ниже допустимых границ, хотя встречаются студенты (30 %), находящиеся в критическом положе­нии.

Полученные материалы, показывающие уровень психического состояния каждого студента-спортсмена, способствуют лучшей орга­низации тренировок, проведению индиви­дуальной работы со спортсменами, а также оказывают помощь тренеру по руководству спортсменами во время их выступления на соревнованиях.

Таким образом, обследование команд по фитнес-аэробике в СГЭУ с помощью комплекса простейших методов позволяет тренеру всесторонне узнать спорт­сменов и правильно организовать их жизнь и деятельность в условиях сборов.

Проведенное исследование и полученные показатели свидетельствуют о слабой вос­питательной работе в период учебно-трени­ровочного сбора по подготовке на чемпионат России.

Результаты данной работы позво­ляют наметить следующие пути воспитания положительных взаимоотношений в командах:

1. Систематическое проведение общих собраний по различным вопросам.

2. Налаживание системы деловых отно­шений в команде через включение участни­ков команд в общественную деятельность.

3. Планирование разнообразных совмест­ных коллективных дел.

4. Организация встреч с известными спортсменами и тренерами по специализации.

5. Четкая организация учебно-тренировоч­ного процесса.

Таким образом, претворение в жизнь этих мероприятий позволит создать на сборах благоприятный социально-психологический климат в коман­де, способствующий организации полноцен­ной подготовки и лучшему выступлению спортсменов в ответственных соревнованиях.


Библиографическая ссылка

Попова А.О., Иванова Л.А., Данилова А.М., Казакова О.А. ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТРЕНЕРА- ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26085 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674