В настоящее время все больше людей занимаются физической культурой и спортом. Занятия физической культурой и спортом несут в себе познавательные, воспитательные и оздоровительные функции. Средства физической культуры и спорта представляют собой мощные факторы в идейном воспитании людей, формирований у них коллективизма, дружбы, товарищества, воспитания чувства патриотизма и любви к Родине. Поэтому перед педагогами в сфере физической культуры и спорта стоит очень важная задача – правильно использовать эти средства, педагогически целесообразно строить воспитательную работу в тренировочно-соревновательном процессе как отдельного спортсмена, так и в целом спортивном коллективе.
Вопросы воспитательной работы со спортсменами различного возраста и уровня мастерства освещены в исследованиях: В.В. Бондаревской, В.К. Бальсевича, И.Н. Решетеня, А.И. Михеева, М.И. Фроловой и др.
В научно-исследовательской литературе многие авторы часто употребляют термин «учебно-воспитательная работа», но мало кто останавливается на пояснениях, как эта работа осуществляется в отдельном тренировочном занятии спортсмена. Мы не обнаружили работы, специально исследующие вопросы воспитания в достаточно новом виде спорта фитнес-аэробике. Данный вид спорта является командным, и воспитательная работа, как с отдельным спортсменом, так и со всей командой, на наш взгляд, является первоочередной.
Мы согласны с мнением ученных О.Н. Степановой, А.С. Махова, Л.А. Мокеевой, Е.Н. Латушкиной, Ю.С. Берниной, Z.N. Kanivec, В.Н. Мазина и др., считающих, что важно обеспечить содействие максимальному духовно-нравственному развитию личности спортсмена в условиях вуза, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека и гражданина Отечества [1; 4; 6].
В целом анализ научных публикаций показывает, что факты, связанные с воспитанием и социализацией спортсменов, постоянно наблюдаемые в спортивной деятельности, не имеют достаточного научного объяснения, а механизмы, лежащие в основе воспитательной работы тренера-преподавателя, до сих пор должным образом не описаны [5].
Поэтому цель нашего исследования: изучение взаимоотношений студентов-спортсменов в команде является актуальной.
Авторы провели исследование по изучению содержания, форм и методов воспитательной работы в деятельности тренеров-преподавателей по фитнес-аэробике, в форме воздействия на взаимоотношения студентов-спортсменов в командах при подготовке на чемпионат России. В исследовании особое внимание уделялось взаимоотношениям спортсменов в коллективе, так как хорошие, основанные на дружбе и товариществе взаимоотношения спортсменов в команде во многом предопределяют моральный климат коллектива, способствуют достижению высоких спортивных результатов.
В нашем исследовании были поставлены следующие задачи: 1) изучить взаимоотношения спортсменов в команде; 2) выявить личностные качества тренера-преподавателя и его спортсменов; 3) определить уровень психического состояния студентов-спортсменов; 4) наметить пути воспитания положительных взаимоотношений студентов в коллективе.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались методы: эвристического анализа и обобщения данных литературы, касающиеся проблематики, педагогическое наблюдениe, опрос, социометрия, шкала приемлемости, независимые характеристики и тестирование по Айзенку и Тейлор. Обследовались члены сборных команд по фитнес-аэробике (20 чел.) в период их подготовки к чемпионату России в г. Москве. Возраст испытуемых колебался от 18 до 21 года, уровень спортивного мастерства находился в диапазоне от I разряда до кандидата в мастера спорта.
Вначале изучались взаимоотношения спортсменов в команде по четырем социометрическим критериям: «руководство», «отдых», «труд» и «товарищество».
Выбранные критерии дают тренеру-преподавателю возможность определить функциональные (деловые) и эмоциональные (межличностные)
отношения, положение каждого спортсмена в группе в различных ситуациях и выявить лидеров в команде. Установлено, что для функциональных отношений в команде характерно выделение ярко выраженных лидеров, а для эмоциональных – нет. Групповые показатели дифференциации спортсменов по фитнес-аэробике выше в эмоциональном, чем в функциональном отношении. Ярко выраженными лидерами по всем критериям явились два лидера (один из них является капитаном команды), набравшие наибольшее количество выборов и взаимовыборов. Эти спортсмены на протяжении четырех лет обучения в университете проявили себя как сильные и надежные атлеты, умеющие повести за собой остальных товарищей к победе. В их поведении ярко выражено чувство товарищества, взаимовыручки, проявляющееся как во время тренировок, так и в учебном процессе. Им присуще трудолюбие не только на тренировках, но и во время проведения субботников и воскресников, легко соглашаются на любую дополнительную работу безвозмездно. Они умеют себя вести, ровны в общении с людьми, нередко становятся душой коллектива. Именно на них тренеру следует опираться в первые дни сборов. Ведь на сборах превалируют деловые отношения как между педагогами и спортсменами, так и между самими спортсменами. Авторитет лидеров позволяет создать такую атмосферу в команде, которая способствует полноценной подготовке к ответственным соревнованиям. Следует отметить, что на функциональные отношения приходится наибольший процент спортсменов, не получивших ни одного выбора (так называемые изолированные) – 30 %. В эмоциональных отношениях процент изолированных вдвое меньше, однако это не свидетельствует о нормальном положении в команде. По всем критериям группы изолированных и пренебрегаемых составили 55– 65 % участников сборов.
Результаты
Материалы социометрического исследования позволили условно по характеру взаимоотношений, а следовательно, по возможностям межличностного общения, выделить определенные группы спортсменов и на этой основе дать рекомендации тренерам по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Результаты социометрических исследований информируют тренера не только об имеющихся, но и о желаемых отношениях.
Тот факт, что в число пренебрегаемых и изолированных по всем критериям попало значительное число участников команды, объясняется, по нашему мнению, недостатками в воспитательной работе во внетренировочное время. Не все студенты-спортсмены интересуются жизнью друг друга, многих интересуют только общие спортивные достижения. Особенно данный факт проявляется у запасных членов команды, спортсмены часто тренировались отдельно от коллектива, ни разу не собирались вместе и не выполняли никаких совместных дел. Так, по всем четырем критериям изолированным оказался один участник. Студентка замкнута, вся ушла в себя, ни с кем не дружит, во время совместных тренировок большей частью отмалчивается. И если не считать тренировок, то в остальном она инертна и необщительна.
По трем критериям в число изолированных попали 4 человека, по двум – 5 спортсменок. Такое положение в команде подсказывает тренерам, какую воспитательную работу нужно вести на тренировках и в свободное время, кто из спортсменов требует особого внимания.
Результаты социометрического исследования перепроверялись и дополнялись обследованием команды по шкале приемлемости В.Г. Степанова, Н.В. Бахаревой [1; 3].
Для изучения взаимоотношений спортсменов моделировались две ситуации: 1 – комплектование основного состава сборной команды и 2 – подбор группы для трудного туристского похода. Мы полагали, что в первом случае спортсмены при выборе товарищей будут руководствоваться их спортивными результатами и способностями, а во втором – учитывать нравственные качества товарищей.
Взаимоотношения спортсменов изучались в трех аспектах: 1 – отношение каждого члена к каждому и к команде в целом, высчитывался коэффициент приемлемости Ар; 2 – отношение команды к каждому члену, высчитывался коэффициент приемлемости Аgr, 3 – на основе сложившихся взаимоотношений определялась сплоченность команды, высчитывался коэффициент сплоченности U.
Для удобства возможного сопоставления уровня приемлемости с другими социальными характеристиками группы берем не абсолютную величину приемлемости, а отношение ее к наиболее возможной. Тогда показатель приемлемости каждым членом группы будет:
показатель приемлемости группой каждого члена:
Но средневзвешенная величина нивелирует различия как в оценках каждым группы, так и в оценках группой каждого.
Сплоченность группы, мера единения ее определяются разностью сумм взаимных положительных и взаимных отрицательных выборов, деленной на п(п – I). Сплоченность (п) тем выше, чем коэффициент ближе к +1 (высшая степень разобщенности будет при U= – V):
2. Социальная экспансивность группы (показатель динамики социальной жизни группы) определяется арифметической суммой положительных и отрицательных выборов, деленной на п(п – I)[3] :
Помимо этого получены и другие показатели, характеризующие взаимоотношения спортсменов в команде. Результаты обследования представлены в таблице.
Показатели межличностной приемлемости спортсменов
Показатели |
Комплектование сборных команд |
Подбор группы для турпохода |
U |
0,43 |
0,32 |
E |
0,75 |
0,70 |
C, % |
19 |
57,2 |
Ap |
1. 0,23–0,5 2. 0,52–0,65
|
1. 0,02–0,5 2. 2. 0,58–0,9 |
Agr |
1. 0,13–0,5 2. 0,58–0,95
|
1. 0,02–0,5 2. 2. 0,52–0,79 |
Q |
3,4 |
8,58 |
Как видно из таблицы, диапазон колебаний коэффициента в графе «Комплектование команды» широк и равен от 0,23 до 0,65, а в графе «Туристский поход» он еще шире: от 0,02 до 0,9. И в том и в другом случаях результаты низкие потому, что студенты-спортсмены еще мало знали друг друга, особенно студенты-первокурсники.
В графе «Комплектование команды» результаты несколько выше и связаны с выбором товарищей по спортивному результату. В «Туристском походе» результаты ниже, так как здесь учитываются еще и нравственные качества участников. Познать эти качества друг друга участники сразу не успели в условиях организации команды.
Социальные характеристики индивида, положение индивида и его статус в группе определяются коэффициентом приемлемости его группой. Как в графе «Комплектование команды», так и в графе «Туристский поход» колебания коэффициента достаточно велики, особенно во втором случае. Так, величины их колеблются от 0,13 до 0,95 в графе «Комплектование команды» и от 0,02 до 0,79 – в обстановке «Подбор группы для турпохода».
Все это еще раз говорит о том, что многие спортсмены почти не знали друг друга в отношении нравственных качеств, которые ценятся в первую очередь в обстановке туристского похода.
Социальная характеристика группы выявляется с помощью коэффициента сплоченности U, определяющего меру ее единения. Результаты сплоченности группы по обеим графам низкие. По графе «Комплектование команды» коэффициент сплоченности равен + 0,43, а по «Подбору группы для турпохода» – еще ниже +0,32 (наивысшая степень сплоченности достигается при результатах, близких +1). Эти результаты подтверждаются еще и тем, что в обоих случаях показатель динамики социальной жизни группы Е также низок: по графе «Комплектование команды» он равен 0,75, а по «Подбору группы для турпохода» — 0,70. Другие показатели (С и A) свидетельствуют о напряженных отношениях между отдельными участниками первых сборов.
Моделирование двух ситуаций выявило, что показатели взаимоотношений спортсменов выше там, где выбор определяется спортивными способностями, по сравнению с показателями, где выбор зависит от нравственных качеств товарищей (соответственно Agr = 0,95 и 0,79). Однако, несмотря на то, что сплоченность команды в первом случае выше (0,43), чем во втором (0,32), эти показатели скорее говорят об отсутствии воспитательной работы в команде, нежели о каком-то преимуществе.
Помимо взаимоотношений изучались также личностные качества спортсменов с помощью независимых характеристик [5]. Это позволило выявить уровень развития нравственных, волевых, организаторских и интеллектуальных качеств каждого спортсмена, соответствие социального статуса, оценок и самооценок этих качеств. Установлено, что у членов обследуемой команды уровень развития нравственных качеств более высок, чем волевых и интеллектуальных. У спортсменов с высоким социальным статусом более развиты нравственные и организаторские качества, чем у спортсменов с низким социальным статусом. Тренеру-преподавателю необходимо с учетом этих показателей строить тренировочный процесс (распределение спортсменов по командам) и воспитательную работу в свободное время (распределение общественных поручений, определение характера выполнения совместных дел, выбор тематики фильмов, обсуждение статей с определенной направленностью, проведение встреч и т. д.).
При подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям тренеру-преподавателю необходимо знать уровень их психического состояния, изучаемого с помощью тестов Айзенка и Тейлор [2; 3]. По степени выраженности всех показателей состав испытуемых довольно неоднороден. Среди спортсменов преобладают интроверты (60 %), нежели экстраверты (40 %) [4].
Состояние тревожности у 55 % спортсменов в целом ниже допустимых границ, хотя встречаются студенты (30 %), находящиеся в критическом положении.
Полученные материалы, показывающие уровень психического состояния каждого студента-спортсмена, способствуют лучшей организации тренировок, проведению индивидуальной работы со спортсменами, а также оказывают помощь тренеру по руководству спортсменами во время их выступления на соревнованиях.
Таким образом, обследование команд по фитнес-аэробике в СГЭУ с помощью комплекса простейших методов позволяет тренеру всесторонне узнать спортсменов и правильно организовать их жизнь и деятельность в условиях сборов.
Проведенное исследование и полученные показатели свидетельствуют о слабой воспитательной работе в период учебно-тренировочного сбора по подготовке на чемпионат России.
Результаты данной работы позволяют наметить следующие пути воспитания положительных взаимоотношений в командах:
1. Систематическое проведение общих собраний по различным вопросам.
2. Налаживание системы деловых отношений в команде через включение участников команд в общественную деятельность.
3. Планирование разнообразных совместных коллективных дел.
4. Организация встреч с известными спортсменами и тренерами по специализации.
5. Четкая организация учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, претворение в жизнь этих мероприятий позволит создать на сборах благоприятный социально-психологический климат в команде, способствующий организации полноценной подготовки и лучшему выступлению спортсменов в ответственных соревнованиях.
Библиографическая ссылка
Попова А.О., Иванова Л.А., Данилова А.М., Казакова О.А. ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТРЕНЕРА- ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26085 (дата обращения: 12.10.2024).