Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Липунова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Изложены результаты анализа психологических исследований роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности. Проведен анализ представлений современных исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблемы адаптации и человека в процессе его личностного развития, проявлений эмоциональной сферы в структуре личности при дезадаптивном поведении. Установлено, что эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Показано, что нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.
эмоции
поведение
адаптация
дезадаптация
1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 272 с.
2. Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.
3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Просвещение, 1984. – С. 172.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 295 с.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
8. Вострокнутов Н.В. Динамика отклоняющегося поведения при формирующихся психопатиях в подростково-юношеском возрасте // Международный симпозиум детских психиатров социалистических стран, 7-й: Тезисы докладов. – М., 1986. – С.16.
9. Выготский Л.С. Педология подростка: соч.: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т.4. – С.5-71.
10. Изард К. Э. Психология эмоций / перев. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
11. Иовчук Н.М. Механизмы школьной дезадаптации при различных заболеваниях у детей и подростков // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 15.
12. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.: Педагогика, 1988. – 167 с.
13. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М.: Педагогика, 1977. – 565 с.
14. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 208 с.
15. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно–нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. – М., 1979. – С. 3.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер-Ком, 1999. – 720 с.
17. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – Л.: Медицина, 1987. – 183 с.
18. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 236 с.
19. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. – М.: Просвещение, 1966. – 150 с.
20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С.3.
21. Сухарев А.В Информационный подход к психической адаптации человека // Журнал прикладной психологии. – 1998. – № 5. – С.3.
22. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестн. Москв. ун-та. – Сер.14, Психология. – 1990. – № 4. – С. 57.
23. Фелинская Н.И. Клиническая дифференциация пограничных состояний // Журн. Невропатол. и психиатр. – 1976. – Вып. 6. – С.875.
24. Экелова–Багалей Е.М. Нарушенные нормы поведения у детей и подростков и их профилактика // Профилактика психоневрологических расстройств у школьников и учащихся подростков. – Харьков, 1980. – С.105.
25. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.
26. Яссман Л. В. Психология отклоняющегося поведения (юридическая психология). – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. – 176 с.
Эмоциональная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции, по мнению Л.С. Выготского, участвуют в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента, поэтому особенности развития эмоциональной сферы не могут не повлиять на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения [3; 10; 13;16; 18].

Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности  [3; 10; 12].

Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие; все эмоции обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего  [9; 10; 13].

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции рассматриваются рядом исследователей как внутренний регулятор деятельности.  Выполняя мобилизационную, интегративно-защитную функцию, эмоции производят практически моментальную интеграцию всех функций организма, выступают абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к  расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности [9; 10; 13].

Многими авторами  описано  влияние эмоций на поведение в условиях эмоциональной патологии.  Исследователи отмечают, что в структуре неэффективного поведения личности занимают большое место действия, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний. В качестве таких состояний авторы указывают эмоциональную неустойчивость, гипертимность, агрессивность, повышенную ригидность, личностную и реактивную тревожность, фрустрацию, страхи различного генеза, депрессию, повышенное психоэмоциональное возбуждение, аффективную насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения  [4; 11; 22; 24; 26]. 

Отклоняющееся, дезадаптивное поведение  характеризуется  различной  степенью расстройств адаптации к среде, способности управлять своими  действиями и корригировать  их, выраженностью  и  спецификой  психических  изменений.  Важнейшими  и  наиболее  значимыми  из  них являются  эмоциональные  расстройства  [2; 4; 9; 15; 19; 24; 26].

В связи с вышесказанным, нами проанализированы представления исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблема  адаптации и  человека в процессе его личностного  развития, проявления  эмоциональной  сферы  в  структуре личности при  дезадаптивном   поведении.

Изучение  подходов  к  исследованию  роли  эмоциональной  сферы  в  психической  адаптации  человека  показало  неоднозначность  разрешения  этого  вопроса  в  работах  исследователей  разных  лет  и  разных  направлений.  Одни  исследователи рассматривают  функцию  эмоций  как  разрушающую  и  дезорганизующую  поведение  человека, другие  приписывают  эмоциям  позитивную  роль  в  организации  мотивации  и  подкреплении  поведения.  Эмоции, комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Ряд  отечественных  и  зарубежных, представляя  различные  точки  зрения, в  целом  склонны  признавать  центральную  роль  эмоций  в  мотивации, социальной  коммуникации, познании  и  поведении.  Многие  авторы  являются  сторонниками  теории  дифференциальных  эмоций, которая  признает  за  эмоциями  функцию  детерминант  поведения  в  широчайшем  диапазоне  его  проявлений.  С  позиции  данной  теории  эмоции  рассматриваются  не  только  как  основная  мотивационная  система  организма, но  и  в  качестве  фундаментальных  личностных  процессов, придающих  смысл  и  значение  человеческому  существованию.  Им  отводится  важная  роль  как  в  поведении  человека, так  и  в  его  внутреннем  мире [3; 10; 13; 16; 18].

Согласно теории      дифференциальных  эмоций, личность - это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая из систем до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым    образом   соотносится   с   остальными. Гомеостатическая  и побудительная системы неизбежно взаимодействуют с эмоциями, и именно в силу этого взаимодействия они играют важную роль в организации личности и поведении [10].

Для  организации  личности, для  ее  социального  взаимодействия  принципиально  важны  четыре  системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная  и  моторная.  Их  взаимодействие  формирует  основу  истинно  человеческого  поведения.  Результатом  гармонии  во  взаимоотношениях  систем  становится  эффективное  поведение.  И  наоборот, неэффективное  поведение, дезадаптация - прямое  следствие  нарушения  или  неправильного  осуществления  системного  взаимодействия.

Сторонники  теории  дифференциальных  эмоций  заявляют, что  каждая  из  фундаментальных  эмоций  имеет  свои  уникальные  мотивационные  и  адаптивные  функции.  Каждая  эмоция, по  их  мнению, работает  на  нас  и  для  нас, и  то,  что  она  делает, обычно  идет  нам  на  пользу.  Исключением  из  этого  правила являются  случаи, когда  эмоция  становится  более  интенсивной, чем  того  требует  ситуация - тогда  она  оказывает  дезорганизующее, разрушительное  воздействие.  Но  в  целом, заявляет  К. Изард, эмоция  все  же  несет  в  себе  конструктивное  начало [10].

В исследованиях Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, Б.С. Братуся, С.Н. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Сухарева и др. адаптация человека рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих развития личности как субъекта социальной среды в соответствии с  позитивной ролью субъекта во взаимоотношениях с другими людьми, в соответствии с общественной значимостью его жизненных целей и стоящих за ними мотивов,  способов  поведения применительно к своим целям и задачам [1; 6; 20; 21].

В ряде исследований подчеркивается системная организация психической адаптации  и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. Исследователи рассматривают психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, при этом на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы [1; 6].

В целом адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой.  Психическая адаптация связана  с психической активностью человека  или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе). Процесс психической адаптации  характеризуется целостностью его сторон - когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой. Дизъюнктивность,  «разрывность» различных сторон процесса   психической адаптации обусловливает дезадаптацию, проявляющуюся в возникновении  психических, поведенческих расстройств [16; 21].

По мнению современных исследователей, важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность.  В настоящее время термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии этот термин обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние годы в научной литературе все чаще встречаются термины «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних исследованиях  дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных  форм поведения, в других исследованиях этим понятием пользуются для объяснения сущности тех или иных патопсихологических явлений, в  ряде исследований - придают ему статус клинических понятий [4; 7; 8; 11; 12; 17; 19; 22; 23; 26].

Одни авторы трактуют понятие «дезадаптация» широко, относят к нему как легкие нарушения, так и психические расстройства. Другие под термином психическая дезадаптация понимают преимущественно группу расстройств непатологического характера, используя при этом термины «стресс», «кризис», «кризисное состояние», «повышенный риск», «акцентуация», «препсихотическое состояние» [1; 14].

Анализ понятия дезадаптация личности показывает, что оно содержит довольно широкий континуум состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представ­ляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом - адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами непсихотического уровня, и даже патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Нарушения  в  эмоциональной  сфере  у  личности  с  отклоняющимся, неэффективным  поведением  по  своим  проявлениям  неоднородны. Наиболее  частыми  и  значимыми  в  плане  неадаптивного поведения, считают  авторы, являются  три  основных  клинико-психологических  варианта  нарушений  аффективной  сферы: с  преобладанием  явлений  психической  неустойчивости; с  преобладанием  явлений  аффективной  возбудимости; с  преобладанием  расторможенности  влечений [12; 15].

Характерным показателем  эмоциональных  нарушений  в  структуре  дезадаптивного поведения, возникающих  в процессе  формирования  личности, выступает своеобразная  «эмоциональная  дезорганизация» - потеря  избирательного  и  адекватного  ситуации  характера  эмоциональной  регуляции [7].

Начиная  с  подросткового  возраста,  характерными являются  такие  специфические  эмоциональные  проявления, как  импульсивность, устойчивый  «аффект  неадекватности».  Появляясь еще  в  младшем  школьном  возрасте, «аффект  неадекватности»  становится  в  подростковом  возрасте  одним  из  средств  защиты  «Я-образа».  У  подростков  эмоциональный  дефект может  быть  представлен и неспецифическими эмоциональными нарушениями: пассивность, вялость, различные  депрессивные  состояния [7; 19].

Г.М. Бреслав подчеркивает, что  отклонения в  эмоциональной  сфере  представлены, прежде  всего, искажением  предметности, ситуативности, избирательности  и  других  свойств  эмоциональной  регуляции.  При  этом  эмоциональное  состояние  распредмечивается  и  теряет  свою  связь  с  реальной  жизненной  ситуацией.  Исследователи отмечают  необходимость  учета  эмоционального  дефекта  при  изучении особенностей проявления неэффективного, неадаптивного  поведения [7; 20; 25].

Таким образом, основные критерии эмоционального дефекта в  структуре состояния дезадаптации таковы: эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, тревожная настроенность, неуверенность, лабильность фона настроения, немотивированные страхи, депрессивные реакции, вспыльчивость, психоэмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

Изучение роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности,  о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе  ее адаптации.

Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и  функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности.

Эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к  расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.

В структуре дезадаптивного поведения личности большое место занимают нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенная ригидность, личностная и реактивная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения. 

Проявления эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности занимают одно из ведущих мест, выступая и в качестве одной из возможных причин дезадаптивного  состояния и в качестве критериев дезорганизации психической деятельности, усугубляющих данное состояние.

Рецензенты:

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.

Денисова Р.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.


Библиографическая ссылка

Липунова О.В. ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15507 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252