Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

EMOTIONS, BEHAVIOR AND PERSONALITY AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM

Lipunova O.V. 1
1 FGBOU VPO «Amursk State Humanitarian Pedagogical University»
Изложены результаты анализа психологических исследований роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности. Проведен анализ представлений современных исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблемы адаптации и человека в процессе его личностного развития, проявлений эмоциональной сферы в структуре личности при дезадаптивном поведении. Установлено, что эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Показано, что нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.
The results of the analysis of psychological research on the role of the emotional sphere in the implementation of effective behavior of the individual are expounded. Analyzed of representations of current research on the role of the emotional sphere in the regulation of individual behavior, the problem of human adaptation in the process of personal development and manifestations of emotional sphere in the personality structure with maladaptive behavior. Established that emotions, acting as regulators of behavior, perform an important adaptive function, organizing interplay between the subject with the environment, providing the active forms of his life. It is shown that violations of emotional regulation of behavior, according to recent studies that directly lead to adjustment disorder, social and psychological strain identity.
emotions
behavior
adaptation
disadaptation
Эмоциональная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции, по мнению Л.С. Выготского, участвуют в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента, поэтому особенности развития эмоциональной сферы не могут не повлиять на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения [3; 10; 13;16; 18].

Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности  [3; 10; 12].

Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие; все эмоции обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего  [9; 10; 13].

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции рассматриваются рядом исследователей как внутренний регулятор деятельности.  Выполняя мобилизационную, интегративно-защитную функцию, эмоции производят практически моментальную интеграцию всех функций организма, выступают абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к  расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности [9; 10; 13].

Многими авторами  описано  влияние эмоций на поведение в условиях эмоциональной патологии.  Исследователи отмечают, что в структуре неэффективного поведения личности занимают большое место действия, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний. В качестве таких состояний авторы указывают эмоциональную неустойчивость, гипертимность, агрессивность, повышенную ригидность, личностную и реактивную тревожность, фрустрацию, страхи различного генеза, депрессию, повышенное психоэмоциональное возбуждение, аффективную насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения  [4; 11; 22; 24; 26]. 

Отклоняющееся, дезадаптивное поведение  характеризуется  различной  степенью расстройств адаптации к среде, способности управлять своими  действиями и корригировать  их, выраженностью  и  спецификой  психических  изменений.  Важнейшими  и  наиболее  значимыми  из  них являются  эмоциональные  расстройства  [2; 4; 9; 15; 19; 24; 26].

В связи с вышесказанным, нами проанализированы представления исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблема  адаптации и  человека в процессе его личностного  развития, проявления  эмоциональной  сферы  в  структуре личности при  дезадаптивном   поведении.

Изучение  подходов  к  исследованию  роли  эмоциональной  сферы  в  психической  адаптации  человека  показало  неоднозначность  разрешения  этого  вопроса  в  работах  исследователей  разных  лет  и  разных  направлений.  Одни  исследователи рассматривают  функцию  эмоций  как  разрушающую  и  дезорганизующую  поведение  человека, другие  приписывают  эмоциям  позитивную  роль  в  организации  мотивации  и  подкреплении  поведения.  Эмоции, комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Ряд  отечественных  и  зарубежных, представляя  различные  точки  зрения, в  целом  склонны  признавать  центральную  роль  эмоций  в  мотивации, социальной  коммуникации, познании  и  поведении.  Многие  авторы  являются  сторонниками  теории  дифференциальных  эмоций, которая  признает  за  эмоциями  функцию  детерминант  поведения  в  широчайшем  диапазоне  его  проявлений.  С  позиции  данной  теории  эмоции  рассматриваются  не  только  как  основная  мотивационная  система  организма, но  и  в  качестве  фундаментальных  личностных  процессов, придающих  смысл  и  значение  человеческому  существованию.  Им  отводится  важная  роль  как  в  поведении  человека, так  и  в  его  внутреннем  мире [3; 10; 13; 16; 18].

Согласно теории      дифференциальных  эмоций, личность - это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая из систем до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым    образом   соотносится   с   остальными. Гомеостатическая  и побудительная системы неизбежно взаимодействуют с эмоциями, и именно в силу этого взаимодействия они играют важную роль в организации личности и поведении [10].

Для  организации  личности, для  ее  социального  взаимодействия  принципиально  важны  четыре  системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная  и  моторная.  Их  взаимодействие  формирует  основу  истинно  человеческого  поведения.  Результатом  гармонии  во  взаимоотношениях  систем  становится  эффективное  поведение.  И  наоборот, неэффективное  поведение, дезадаптация - прямое  следствие  нарушения  или  неправильного  осуществления  системного  взаимодействия.

Сторонники  теории  дифференциальных  эмоций  заявляют, что  каждая  из  фундаментальных  эмоций  имеет  свои  уникальные  мотивационные  и  адаптивные  функции.  Каждая  эмоция, по  их  мнению, работает  на  нас  и  для  нас, и  то,  что  она  делает, обычно  идет  нам  на  пользу.  Исключением  из  этого  правила являются  случаи, когда  эмоция  становится  более  интенсивной, чем  того  требует  ситуация - тогда  она  оказывает  дезорганизующее, разрушительное  воздействие.  Но  в  целом, заявляет  К. Изард, эмоция  все  же  несет  в  себе  конструктивное  начало [10].

В исследованиях Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, Б.С. Братуся, С.Н. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Сухарева и др. адаптация человека рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих развития личности как субъекта социальной среды в соответствии с  позитивной ролью субъекта во взаимоотношениях с другими людьми, в соответствии с общественной значимостью его жизненных целей и стоящих за ними мотивов,  способов  поведения применительно к своим целям и задачам [1; 6; 20; 21].

В ряде исследований подчеркивается системная организация психической адаптации  и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. Исследователи рассматривают психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, при этом на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы [1; 6].

В целом адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой.  Психическая адаптация связана  с психической активностью человека  или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе). Процесс психической адаптации  характеризуется целостностью его сторон - когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой. Дизъюнктивность,  «разрывность» различных сторон процесса   психической адаптации обусловливает дезадаптацию, проявляющуюся в возникновении  психических, поведенческих расстройств [16; 21].

По мнению современных исследователей, важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность.  В настоящее время термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии этот термин обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние годы в научной литературе все чаще встречаются термины «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних исследованиях  дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных  форм поведения, в других исследованиях этим понятием пользуются для объяснения сущности тех или иных патопсихологических явлений, в  ряде исследований - придают ему статус клинических понятий [4; 7; 8; 11; 12; 17; 19; 22; 23; 26].

Одни авторы трактуют понятие «дезадаптация» широко, относят к нему как легкие нарушения, так и психические расстройства. Другие под термином психическая дезадаптация понимают преимущественно группу расстройств непатологического характера, используя при этом термины «стресс», «кризис», «кризисное состояние», «повышенный риск», «акцентуация», «препсихотическое состояние» [1; 14].

Анализ понятия дезадаптация личности показывает, что оно содержит довольно широкий континуум состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представ­ляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом - адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами непсихотического уровня, и даже патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Нарушения  в  эмоциональной  сфере  у  личности  с  отклоняющимся, неэффективным  поведением  по  своим  проявлениям  неоднородны. Наиболее  частыми  и  значимыми  в  плане  неадаптивного поведения, считают  авторы, являются  три  основных  клинико-психологических  варианта  нарушений  аффективной  сферы: с  преобладанием  явлений  психической  неустойчивости; с  преобладанием  явлений  аффективной  возбудимости; с  преобладанием  расторможенности  влечений [12; 15].

Характерным показателем  эмоциональных  нарушений  в  структуре  дезадаптивного поведения, возникающих  в процессе  формирования  личности, выступает своеобразная  «эмоциональная  дезорганизация» - потеря  избирательного  и  адекватного  ситуации  характера  эмоциональной  регуляции [7].

Начиная  с  подросткового  возраста,  характерными являются  такие  специфические  эмоциональные  проявления, как  импульсивность, устойчивый  «аффект  неадекватности».  Появляясь еще  в  младшем  школьном  возрасте, «аффект  неадекватности»  становится  в  подростковом  возрасте  одним  из  средств  защиты  «Я-образа».  У  подростков  эмоциональный  дефект может  быть  представлен и неспецифическими эмоциональными нарушениями: пассивность, вялость, различные  депрессивные  состояния [7; 19].

Г.М. Бреслав подчеркивает, что  отклонения в  эмоциональной  сфере  представлены, прежде  всего, искажением  предметности, ситуативности, избирательности  и  других  свойств  эмоциональной  регуляции.  При  этом  эмоциональное  состояние  распредмечивается  и  теряет  свою  связь  с  реальной  жизненной  ситуацией.  Исследователи отмечают  необходимость  учета  эмоционального  дефекта  при  изучении особенностей проявления неэффективного, неадаптивного  поведения [7; 20; 25].

Таким образом, основные критерии эмоционального дефекта в  структуре состояния дезадаптации таковы: эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, тревожная настроенность, неуверенность, лабильность фона настроения, немотивированные страхи, депрессивные реакции, вспыльчивость, психоэмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

Изучение роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности,  о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе  ее адаптации.

Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и  функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности.

Эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к  расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.

В структуре дезадаптивного поведения личности большое место занимают нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенная ригидность, личностная и реактивная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения. 

Проявления эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности занимают одно из ведущих мест, выступая и в качестве одной из возможных причин дезадаптивного  состояния и в качестве критериев дезорганизации психической деятельности, усугубляющих данное состояние.

Рецензенты:

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.

Денисова Р.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.