Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности [3; 10; 12].
Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие; все эмоции обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего [9; 10; 13].
Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции рассматриваются рядом исследователей как внутренний регулятор деятельности. Выполняя мобилизационную, интегративно-защитную функцию, эмоции производят практически моментальную интеграцию всех функций организма, выступают абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности [9; 10; 13].
Многими авторами описано влияние эмоций на поведение в условиях эмоциональной патологии. Исследователи отмечают, что в структуре неэффективного поведения личности занимают большое место действия, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний. В качестве таких состояний авторы указывают эмоциональную неустойчивость, гипертимность, агрессивность, повышенную ригидность, личностную и реактивную тревожность, фрустрацию, страхи различного генеза, депрессию, повышенное психоэмоциональное возбуждение, аффективную насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения [4; 11; 22; 24; 26].
Отклоняющееся, дезадаптивное поведение характеризуется различной степенью расстройств адаптации к среде, способности управлять своими действиями и корригировать их, выраженностью и спецификой психических изменений. Важнейшими и наиболее значимыми из них являются эмоциональные расстройства [2; 4; 9; 15; 19; 24; 26].
В связи с вышесказанным, нами проанализированы представления исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблема адаптации и человека в процессе его личностного развития, проявления эмоциональной сферы в структуре личности при дезадаптивном поведении.
Изучение подходов к исследованию роли эмоциональной сферы в психической адаптации человека показало неоднозначность разрешения этого вопроса в работах исследователей разных лет и разных направлений. Одни исследователи рассматривают функцию эмоций как разрушающую и дезорганизующую поведение человека, другие приписывают эмоциям позитивную роль в организации мотивации и подкреплении поведения. Эмоции, комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.
Ряд отечественных и зарубежных, представляя различные точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Многие авторы являются сторонниками теории дифференциальных эмоций, которая признает за эмоциями функцию детерминант поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. С позиции данной теории эмоции рассматриваются не только как основная мотивационная система организма, но и в качестве фундаментальных личностных процессов, придающих смысл и значение человеческому существованию. Им отводится важная роль как в поведении человека, так и в его внутреннем мире [3; 10; 13; 16; 18].
Согласно теории дифференциальных эмоций, личность - это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая из систем до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными. Гомеостатическая и побудительная системы неизбежно взаимодействуют с эмоциями, и именно в силу этого взаимодействия они играют важную роль в организации личности и поведении [10].
Для организации личности, для ее социального взаимодействия принципиально важны четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Их взаимодействие формирует основу истинно человеческого поведения. Результатом гармонии во взаимоотношениях систем становится эффективное поведение. И наоборот, неэффективное поведение, дезадаптация - прямое следствие нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.
Сторонники теории дифференциальных эмоций заявляют, что каждая из фундаментальных эмоций имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Каждая эмоция, по их мнению, работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация - тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом, заявляет К. Изард, эмоция все же несет в себе конструктивное начало [10].
В исследованиях Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, Б.С. Братуся, С.Н. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Сухарева и др. адаптация человека рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих развития личности как субъекта социальной среды в соответствии с позитивной ролью субъекта во взаимоотношениях с другими людьми, в соответствии с общественной значимостью его жизненных целей и стоящих за ними мотивов, способов поведения применительно к своим целям и задачам [1; 6; 20; 21].
В ряде исследований подчеркивается системная организация психической адаптации и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. Исследователи рассматривают психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, при этом на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы [1; 6].
В целом адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе). Процесс психической адаптации характеризуется целостностью его сторон - когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой. Дизъюнктивность, «разрывность» различных сторон процесса психической адаптации обусловливает дезадаптацию, проявляющуюся в возникновении психических, поведенческих расстройств [16; 21].
По мнению современных исследователей, важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность. В настоящее время термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии этот термин обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние годы в научной литературе все чаще встречаются термины «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних исследованиях дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных форм поведения, в других исследованиях этим понятием пользуются для объяснения сущности тех или иных патопсихологических явлений, в ряде исследований - придают ему статус клинических понятий [4; 7; 8; 11; 12; 17; 19; 22; 23; 26].
Одни авторы трактуют понятие «дезадаптация» широко, относят к нему как легкие нарушения, так и психические расстройства. Другие под термином психическая дезадаптация понимают преимущественно группу расстройств непатологического характера, используя при этом термины «стресс», «кризис», «кризисное состояние», «повышенный риск», «акцентуация», «препсихотическое состояние» [1; 14].
Анализ понятия дезадаптация личности показывает, что оно содержит довольно широкий континуум состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом - адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами непсихотического уровня, и даже патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.
Нарушения в эмоциональной сфере у личности с отклоняющимся, неэффективным поведением по своим проявлениям неоднородны. Наиболее частыми и значимыми в плане неадаптивного поведения, считают авторы, являются три основных клинико-психологических варианта нарушений аффективной сферы: с преобладанием явлений психической неустойчивости; с преобладанием явлений аффективной возбудимости; с преобладанием расторможенности влечений [12; 15].
Характерным показателем эмоциональных нарушений в структуре дезадаптивного поведения, возникающих в процессе формирования личности, выступает своеобразная «эмоциональная дезорганизация» - потеря избирательного и адекватного ситуации характера эмоциональной регуляции [7].
Начиная с подросткового возраста, характерными являются такие специфические эмоциональные проявления, как импульсивность, устойчивый «аффект неадекватности». Появляясь еще в младшем школьном возрасте, «аффект неадекватности» становится в подростковом возрасте одним из средств защиты «Я-образа». У подростков эмоциональный дефект может быть представлен и неспецифическими эмоциональными нарушениями: пассивность, вялость, различные депрессивные состояния [7; 19].
Г.М. Бреслав подчеркивает, что отклонения в эмоциональной сфере представлены, прежде всего, искажением предметности, ситуативности, избирательности и других свойств эмоциональной регуляции. При этом эмоциональное состояние распредмечивается и теряет свою связь с реальной жизненной ситуацией. Исследователи отмечают необходимость учета эмоционального дефекта при изучении особенностей проявления неэффективного, неадаптивного поведения [7; 20; 25].
Таким образом, основные критерии эмоционального дефекта в структуре состояния дезадаптации таковы: эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, тревожная настроенность, неуверенность, лабильность фона настроения, немотивированные страхи, депрессивные реакции, вспыльчивость, психоэмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.
Изучение роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.
Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности, о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе ее адаптации.
Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности.
Эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.
В структуре дезадаптивного поведения личности большое место занимают нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенная ригидность, личностная и реактивная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения.
Проявления эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности занимают одно из ведущих мест, выступая и в качестве одной из возможных причин дезадаптивного состояния и в качестве критериев дезорганизации психической деятельности, усугубляющих данное состояние.
Рецензенты:
Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.
Денисова Р.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.
Библиографическая ссылка
Липунова О.В. ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15507 (дата обращения: 12.10.2024).