Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бучкин А.В. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Политехнический Колледж № 50
Раскрыты отличительные черты учреждения среднего профессионального образования адаптивного типа. Все направления деятельности адаптивно-образовательного профессионального колледжа условно разделены на три сферы: учебную, профессиональную, воспитательную. Приведена модель социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования, раскрыты методологические основания формируемой модели, определены критерии социально-педагогической адаптации обучающихся. В ходе реализации адаптационной модели были разработаны этапы, включающие социально-психологический и профессиональный аспекты. Отличительной особенностью разработанной модели является ее ориентация на социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности, служащий основанием для формирования системы целей образования. В этой системе значимым компонентом является готовность молодого человека к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений. Это достигается путем создания в колледже адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных и комфортных условий для всестороннего развития каждого учащегося.
среднее профессиональное образование
социально-педагогическая адаптация
1. Горленко Л.А. Совершенствование общеучебных умений как элемент управления качеством обучения в системе СПО // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». – 2006. – № 4. – С. 86-90.
2. Сорокин И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования : дис. … канд. пед. наук. – Калуга, 2003. – 155 с.
3. Чистова И.В. Программа психолого-педагогической адаптации учащихся / И.В. Чистова, М.В. Рогачева // Профессиональное образование. – 2004. – № 11. – С. 14.
4. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегия адаптации / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психологический журнал. – 1996. – № 1. – С. 19-34.
5. Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 36-43.
В условиях обновления и развития системы профессионального образования, ее ориентации на требования рынка труда и социально-экономических условия, особую актуальность приобретает социально-педагогическая адаптация студентов среднего профессионального образования. В ответ на меняющиеся условия должна быть сформирована такая модель социальной адаптации, которая позволит создать особую учебно-воспитательную среду. Результатом реализации такой модели должна стать готовность студентов к вхождению в социальные, трудовые отношения и производственную деятельность.

Под моделью, нами понимается «...такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [3].

Как отмечают А.Т. Глазунов и В.Б. Золотарев, модель и моделируемая система находятся в отношениях изофункционализма (сохранение в модели основных функций моделируемой системы), изоморфизма и гомоморфизма (сохранение основных структурных компонентов моделируемой системы) [1].

В основу моделирования нами положен линейно-функциональный принцип [1], суть которого состоит в том, что руководители подразделений по ступеням управления осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения, привлекаются специалисты. Последние выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления; они готовят решение, но принимает его руководитель - единоначальник.

Опираясь на отличительные черты учреждения среднего профессионального образования адаптивного типа, такие как открытость, динамичность, сложность и автономность, были сформированы методологические основания, в качестве которых в выстраиваемой модели выступают антропологический, личностно ориентированный, деятельностный, синергетический подходы, концепция развития, мотивации деятельности и поведения.

 Антропологический подход находит свое отражение в выяснении для педагога значения личности обучающегося как самой большой ценности, а также в поиске путей ее формирования, развития и воспитания.

Личностно ориентированный подход позволяет создать условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д. Сущность подхода связывается не только с уникальностью и самобытностью обучающегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в осваиваемой профессии.

Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

С точки зрения синергетики многовариативность, разнообразие ходов, случайность и даже хаотичность альтернативы являются конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем, в том числе системы адаптации студентов среднего профессионального образования к современным требованиям и условиям.

В ходе реализации модели адаптационного образовательного процесса в профессиональном колледже были выделены следующие компоненты:

  • - деятельность педагога - прямая причинная связь (личностно ориентированное обучение, выстраивание субъект-субъектных отношений, компетентностный подход и пр.);
  • - деятельность учащегося - обратная рефлексивная связь (вариативность деятельности, формирование субъектности, формирование профессиональной культуры и пр.);
  • - психологическая структура деятельности (как педагога, так и обучаемого);
  • - общетрудовые и общепедагогические функции;
  • - принципы дидактического конструирования содержания педагогического образования;
  • - принципы обучения;
  • - контрольно-оценочный компонент (педагогическая диагностика);
  • - уровни подготовки.

Все направления деятельности адаптивно-образовательного профессионального колледжа условно можно разделить на три сферы: учебную, профессиональную, воспитательную.

Учебная сфера предполагает входной контроль, мониторинг учебной деятельности, ведение дневника наблюдений и диагностической карты роста, развития интеллектуальных способностей, приобщение студентов к участию в научно-исследовательской и проектной деятельности, научно-практических конференциях, конкурсах и олимпиадах; внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий; рефлексию педагогической деятельности, причин ее низкой эффективности и трудоемкости.

Профессиональная сфера. Профессиональное обучение в учреждениях среднего профессионального образования представлено ступенями начального и среднего образования и включает три раздела: теоретическое обучение (общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические и общие естественно-научные
дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины); производственное обучение (в мастерских колледжа); производственная практика (на предприятии).

Воспитательная сфера. Охватывает весь педагогический процесс: учебные занятия, внеучебную жизнь, разнообразную деятельность и общение как в стенах колледжа, так и за его пределами.

Конструирование адаптационного образовательного процесса было основано на принципах сотрудничества (создание благоприятного климата и высокого уровня работоспособности коллектива), деятельностного опосредования формирования личностных качеств обучающихся (осуществляется и закрепляется отношение молодого человека к окружающим его людям), вариативности (обеспечение многообразия видов деятельности, дополнительных образовательных услуг, уровней образования, технологий обучения), открытости (активное взаимодействие с различными общественными организациями, государственными и коммерческими предприятиями, культурными и спортивно-оздоровительными центрами, образовательными учреждениями различного типа).

Исследование проблемы позволило определить критерии социально-педагогической адаптации обучающихся, включающие: характер первоначальной установки на выбор профессиональной деятельности и образовательного учреждения; степень соответствия предварительной информации о процессе и содержании профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности реальным условиям; характер, форма, условия труда и производственного обучения; уровень развития обучающихся и учебных групп, собственных самооценок и притязаний обучающихся с возможностями и реалиями социальной сферы; система взаимоотношений в педагогическом коллективе, реализация активности в определенном виде деятельности в условиях колледжа.

Применительно к современной социально-экономической ситуации в России и конкретно к городу Москве в разряд первоочередных задач выдвигается создание условий для самореализации, саморазвития учащихся, активизации интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и прочих их направлений развития. Эта задача выступала одной из главных при разработке и реализации модели адаптивно-образовательного профессионального колледжа. Моделирование образовательного пространства позволило создать особую учебно-воспитательную среду, в которой возможны адаптация и самореализация учащегося. Основным фактором адаптации учащихся служит социально и профессионально вариативная среда образовательного учреждения, состоящая из дисциплинарных и производственных (образовательных), социально-поведенческих (воспитательных), профориентационных частей, организованных на принципах сотрудничества и заинтересованности педагогов в процессе развития учащихся. Адаптация происходит за счет активной самостоятельной реализации обучающихся в разнообразных видах деятельности в образовательном процессе, на основе учета возрастных и индивидуальных потребностей личности и мотивационных механизмов деятельности.

В ходе реализации адаптационной модели были разработаны этапы, включающие социально-психологический и профессиональный аспекты. Работа включала четыре этапа.

Первый этап - первичной адаптации, направлен на обеспечение бесконфликтного вхождения каждого первокурсника в новую социальную среду с ее особыми нормами поведения и педагогическими требованиями, выстраивание первичных отношений с группой и педагогическим коллективом.

Второй этап - индивидуализации, направлен на раскрытие личностных
особенностей и склонностей каждого обучающегося, выявление интересов,
способностей к тому или иному виду деятельности, становление
межличностных отношений (симпатий и антипатий), приобщение к
самоуправлению, формирование положительной трудовой и профессиональной мотивации.

Третий этап - интеграция, предусматривает активизацию процесса самореализации учащихся посредством практической, творческой и спортивной деятельности и общения (в том числе во внеучебной деятельности), закрепление позитивных тенденций в групповых отношениях.

Четвертый этап - идентификация, включает выстраивание дальнейшего профессионального самоопределения учащихся, самоорганизацию творческой деятельности, самореализации средствами проектно-производственной деятельности, развитие профессионально важных качеств. Работа по формированию эффективно работающего коллектива, включающая: вовлечение педагогов в адаптационный процесс; организацию разнообразной творческой деятельности, способствующей получению удовлетворения от процесса самореализации учащегося; усиление функций управления и самоуправления; организацию взаимодействия администрации образовательного учреждения и педагогических работников по созданию условий для решения социальных проблем учащихся и вариативных возможностей для профессионального самоопределения.

Процесс социально-педагогической адаптации студентов требует принятия и понимания необходимости этого процесса со стороны педагогического коллектива. Это потребовало со стороны инженерно-педагогических работников проведения самоанализа (анкетирование), а со стороны руководства колледжа проведения анализа (тестирование, наблюдение) профессионально-педагогической деятельности инженерно-педагогических работников.

Анализ профессионально-педагогической деятельности выявил следующие характерные установки педагогического коллектива колледжа: приверженность авторитарным методам в преподавании, отрицание возможности единой и целенаправленной воспитательной системы, способной изменить ситуацию в колледже.

Представленная модель была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы (2008-2011 гг.). На всех этапах разработки и реализации модели проводилась поэтапная целенаправленная работа со всеми субъектами образовательного взаимодействия (педагогами, мастерами производственного обучения, учащимися, родителями).

На основе вышеизложенного можно выделить существенные черты адаптивно-образовательного профессионального колледжа:

  • 1) способность гибко реагировать на потребности рынка труда, осуществляя подготовку кадров для различных отраслей производства;
  • 2) многоуровневость, обеспечивающая обучающимся возможность выбора образовательного направления в соответствии с их интересами, способностями и возможностями;
  • 3) многопрофильность (реализация программ профессионального и общего образования, интегрированные программы начального и среднего профессионального образования; программы нравственного и художественно-эстетического воспитания и дополнительного образования);
  • 4) наличие ресурсов для осуществления социально-педагогической поддержки учащихся группы риска (из проблемных семей, детских домов, имеющих проблемы со здоровьем);
  • 5) система культурно-досуговой деятельности, способствующая развитию творческого потенциала учащихся.

Отличительной особенностью разработанной модели является то, что в ее основе лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности, служащий основанием для формирования системы целей образования. В этой системе значимым компонентом является готовность молодого человека к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений. Это достигается путем создания в колледже адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных и комфортных условий для всестороннего развития каждого учащегося.

Рецензенты:

Бодров А.Н., д.п.н., директор ГБОУ СПО «Политехнический колледж № 31», г. Москва.

Снопко Н.М., д.п.н., директор ГАОУ СПО «Технологический колледж № 28», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Бучкин А.В. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7686 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074