Под моделью, нами понимается «...такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [3].
Как отмечают А.Т. Глазунов и В.Б. Золотарев, модель и моделируемая система находятся в отношениях изофункционализма (сохранение в модели основных функций моделируемой системы), изоморфизма и гомоморфизма (сохранение основных структурных компонентов моделируемой системы) [1].
В основу моделирования нами положен линейно-функциональный принцип [1], суть которого состоит в том, что руководители подразделений по ступеням управления осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения, привлекаются специалисты. Последние выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления; они готовят решение, но принимает его руководитель - единоначальник.
Опираясь на отличительные черты учреждения среднего профессионального образования адаптивного типа, такие как открытость, динамичность, сложность и автономность, были сформированы методологические основания, в качестве которых в выстраиваемой модели выступают антропологический, личностно ориентированный, деятельностный, синергетический подходы, концепция развития, мотивации деятельности и поведения.
Антропологический подход находит свое отражение в выяснении для педагога значения личности обучающегося как самой большой ценности, а также в поиске путей ее формирования, развития и воспитания.
Личностно ориентированный подход позволяет создать условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д. Сущность подхода связывается не только с уникальностью и самобытностью обучающегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в осваиваемой профессии.
Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
С точки зрения синергетики многовариативность, разнообразие ходов, случайность и даже хаотичность альтернативы являются конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем, в том числе системы адаптации студентов среднего профессионального образования к современным требованиям и условиям.
В ходе реализации модели адаптационного образовательного процесса в профессиональном колледже были выделены следующие компоненты:
- - деятельность педагога - прямая причинная связь (личностно ориентированное обучение, выстраивание субъект-субъектных отношений, компетентностный подход и пр.);
- - деятельность учащегося - обратная рефлексивная связь (вариативность деятельности, формирование субъектности, формирование профессиональной культуры и пр.);
- - психологическая структура деятельности (как педагога, так и обучаемого);
- - общетрудовые и общепедагогические функции;
- - принципы дидактического конструирования содержания педагогического образования;
- - принципы обучения;
- - контрольно-оценочный компонент (педагогическая диагностика);
- - уровни подготовки.
Все направления деятельности адаптивно-образовательного профессионального колледжа условно можно разделить на три сферы: учебную, профессиональную, воспитательную.
Учебная сфера предполагает входной контроль, мониторинг учебной деятельности, ведение дневника наблюдений и диагностической карты роста, развития интеллектуальных способностей, приобщение студентов к участию в научно-исследовательской и проектной деятельности, научно-практических конференциях, конкурсах и олимпиадах; внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий; рефлексию педагогической деятельности, причин ее низкой эффективности и трудоемкости.
Профессиональная сфера. Профессиональное обучение в учреждениях среднего профессионального образования представлено ступенями начального и среднего образования и включает три раздела: теоретическое обучение (общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические и общие естественно-научные
дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины); производственное обучение (в мастерских колледжа); производственная практика (на предприятии).
Воспитательная сфера. Охватывает весь педагогический процесс: учебные занятия, внеучебную жизнь, разнообразную деятельность и общение как в стенах колледжа, так и за его пределами.
Конструирование адаптационного образовательного процесса было основано на принципах сотрудничества (создание благоприятного климата и высокого уровня работоспособности коллектива), деятельностного опосредования формирования личностных качеств обучающихся (осуществляется и закрепляется отношение молодого человека к окружающим его людям), вариативности (обеспечение многообразия видов деятельности, дополнительных образовательных услуг, уровней образования, технологий обучения), открытости (активное взаимодействие с различными общественными организациями, государственными и коммерческими предприятиями, культурными и спортивно-оздоровительными центрами, образовательными учреждениями различного типа).
Исследование проблемы позволило определить критерии социально-педагогической адаптации обучающихся, включающие: характер первоначальной установки на выбор профессиональной деятельности и образовательного учреждения; степень соответствия предварительной информации о процессе и содержании профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности реальным условиям; характер, форма, условия труда и производственного обучения; уровень развития обучающихся и учебных групп, собственных самооценок и притязаний обучающихся с возможностями и реалиями социальной сферы; система взаимоотношений в педагогическом коллективе, реализация активности в определенном виде деятельности в условиях колледжа.
Применительно к современной социально-экономической ситуации в России и конкретно к городу Москве в разряд первоочередных задач выдвигается создание условий для самореализации, саморазвития учащихся, активизации интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и прочих их направлений развития. Эта задача выступала одной из главных при разработке и реализации модели адаптивно-образовательного профессионального колледжа. Моделирование образовательного пространства позволило создать особую учебно-воспитательную среду, в которой возможны адаптация и самореализация учащегося. Основным фактором адаптации учащихся служит социально и профессионально вариативная среда образовательного учреждения, состоящая из дисциплинарных и производственных (образовательных), социально-поведенческих (воспитательных), профориентационных частей, организованных на принципах сотрудничества и заинтересованности педагогов в процессе развития учащихся. Адаптация происходит за счет активной самостоятельной реализации обучающихся в разнообразных видах деятельности в образовательном процессе, на основе учета возрастных и индивидуальных потребностей личности и мотивационных механизмов деятельности.
В ходе реализации адаптационной модели были разработаны этапы, включающие социально-психологический и профессиональный аспекты. Работа включала четыре этапа.
Первый этап - первичной адаптации, направлен на обеспечение бесконфликтного вхождения каждого первокурсника в новую социальную среду с ее особыми нормами поведения и педагогическими требованиями, выстраивание первичных отношений с группой и педагогическим коллективом.
Второй этап - индивидуализации, направлен на раскрытие личностных
особенностей и склонностей каждого обучающегося, выявление интересов,
способностей к тому или иному виду деятельности, становление
межличностных отношений (симпатий и антипатий), приобщение к
самоуправлению, формирование положительной трудовой и профессиональной мотивации.
Третий этап - интеграция, предусматривает активизацию процесса самореализации учащихся посредством практической, творческой и спортивной деятельности и общения (в том числе во внеучебной деятельности), закрепление позитивных тенденций в групповых отношениях.
Четвертый этап - идентификация, включает выстраивание дальнейшего профессионального самоопределения учащихся, самоорганизацию творческой деятельности, самореализации средствами проектно-производственной деятельности, развитие профессионально важных качеств. Работа по формированию эффективно работающего коллектива, включающая: вовлечение педагогов в адаптационный процесс; организацию разнообразной творческой деятельности, способствующей получению удовлетворения от процесса самореализации учащегося; усиление функций управления и самоуправления; организацию взаимодействия администрации образовательного учреждения и педагогических работников по созданию условий для решения социальных проблем учащихся и вариативных возможностей для профессионального самоопределения.
Процесс социально-педагогической адаптации студентов требует принятия и понимания необходимости этого процесса со стороны педагогического коллектива. Это потребовало со стороны инженерно-педагогических работников проведения самоанализа (анкетирование), а со стороны руководства колледжа проведения анализа (тестирование, наблюдение) профессионально-педагогической деятельности инженерно-педагогических работников.
Анализ профессионально-педагогической деятельности выявил следующие характерные установки педагогического коллектива колледжа: приверженность авторитарным методам в преподавании, отрицание возможности единой и целенаправленной воспитательной системы, способной изменить ситуацию в колледже.
Представленная модель была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы (2008-2011 гг.). На всех этапах разработки и реализации модели проводилась поэтапная целенаправленная работа со всеми субъектами образовательного взаимодействия (педагогами, мастерами производственного обучения, учащимися, родителями).
На основе вышеизложенного можно выделить существенные черты адаптивно-образовательного профессионального колледжа:
- 1) способность гибко реагировать на потребности рынка труда, осуществляя подготовку кадров для различных отраслей производства;
- 2) многоуровневость, обеспечивающая обучающимся возможность выбора образовательного направления в соответствии с их интересами, способностями и возможностями;
- 3) многопрофильность (реализация программ профессионального и общего образования, интегрированные программы начального и среднего профессионального образования; программы нравственного и художественно-эстетического воспитания и дополнительного образования);
- 4) наличие ресурсов для осуществления социально-педагогической поддержки учащихся группы риска (из проблемных семей, детских домов, имеющих проблемы со здоровьем);
- 5) система культурно-досуговой деятельности, способствующая развитию творческого потенциала учащихся.
Отличительной особенностью разработанной модели является то, что в ее основе лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности, служащий основанием для формирования системы целей образования. В этой системе значимым компонентом является готовность молодого человека к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений. Это достигается путем создания в колледже адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных и комфортных условий для всестороннего развития каждого учащегося.
Рецензенты:
Бодров А.Н., д.п.н., директор ГБОУ СПО «Политехнический колледж № 31», г. Москва.
Снопко Н.М., д.п.н., директор ГАОУ СПО «Технологический колледж № 28», г. Москва.