Источниками исследования послужили поэтические и прозаические произведения И.А. Бунина, включенные в состав собрания сочинений в 9 томах. Материал исследования - 4500 оценочных употреблений.
Психологические оценки, по исследованным материалам, занимают значительную часть (39,5%) оценок человека. «Психологический портрет личности» [1, с. 80] создают эмоциональные оценки. В идиостиле И.А. Бунина они наиболее многочисленны.
Мир эмоций гораздо богаче того набора языковых средств, который их отображает. Способы обнаружения эмоций в языке делятся на два вида: выражение эмоций (прорыв в речь говорящего его эмоционального состояния в виде эмоционально-экспрессивных оценок) и описание эмоций (называние их) как объективной реальности (лексика эмоций).
В условиях конкретного акта речи возможно разовое внесение оценочной семы в структуру значения. «Наведенная сема обусловлена исключительно контекстом», причем её особенностью является обязательный эмоционально-оценочный характер [5, с. 162-169; 7 с. 13]. Художественные задачи, связанные с необходимостью акцентирования внимания на определенной номинации, создания эффекта новизны, определяют наведение сем. «Наведенная сема всегда создает экспрессивность словоупотребления» [5 с. 13], так, эмоционально-экспрессивными могут быть как оценки эмоциональные, так и иные.
Структурирование концепта проводилось с учетом категориально-семантических сем; в их составе выявлялись синонимические пары и ряды. Структура поля эмоций описана Л.Г. Бабенко [1], В.И. Шаховским [10], семантика эмотивных глаголов описана Л.М. Васильевым, эмоциональная рамка высказывания описана А.А. Водяхой [3], обратим внимание на особенности использования и состава концепта удовольствие в идиостиле И.А. Бунина.
Концепт удовольствие включает в себя группировки лексем, объединенные сходными актуальными смыслами и одной или несколькими семами. Единая природа эмоций определяет на лингвистическом уровне общность структур всех выявленных эмоциональных концептов (радость (280 СУ) - ядерное, тревожиться (153 СУ), любовь (150 СУ), удовольствие (130 СУ), менее частотными периферийные - одиночество (41 СУ), возмущение (25 СУ). Во всех концептах самыми большими группами оказываются значения, определяющие «эмоциональное состояние» человека. Эти группы представлены многочисленными синонимическими рядами. Частотные лексемы (более 2 СУ) мы отмечаем при анализе.
Между концептами радость и удовольствие имеется множество различий: радость - это чувство, а удовольствие всего лишь ‘положительная чувственно-физиологическая реакция'; радость относится к «высокому», духовному миру, в то время как удовольствие к «низкому», телесному. Константа христианской культуры: противопоставление души и тела как «высокого» и «низкого», как «положительного» и «отрицательного».
Через сему ‘радость' положительная часть концепта радость связана с концептом удовольствие (радость2., счастье1., отрада1., отрадный). Удовольствие и радость противопоставлены как «плотскость» и «духовность» в идиостиле И.А. Бунина [4, с. 102]. Но они не представляют собой оппозиции по признаку «приземленный» - «возвышенный», что характерно для русской языковой картины мира (отмечают Н.И. Толстой, А.Д. Шмелев). Чувство слияния с телесным миром (в концепте удовольствие положительные оценки составляют 68%) - в мировосприятии И.А. Бунина это одно из проявлений любви к жизни во всей её полноте и протест против смерти.
В концепте удовольствие (77 единиц в 134 употреблениях) ядерной является группа положительных оценок, воплощающих узуальное представление о чувстве довольства от приятных ощущений, переживаний: удовольствие1., сладость3.//Разг., радость2. (8 СУ), счастье1., наслаждение, блаженство, довольство2., опьянение2.перен., дурман2.перен., прелесть*, отрада1.. Данный ряд расширяется ФЕ, которые использованы в речи героев. Мысль о необходимости ‘наслаждаться' жизнью постоянно возникает в произведениях И.А. Бунина: здоровье и красота, принадлежащие человеку, - вот настоящее ‘блаженство', ‘рай' (чего лучшеà, царство небесноеà, больше и желать невозможноà): Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену ..., - так больше и желать невозможно! (Антоновские яблоки.) В группу входят прилагательные, наречия приятно2., сладко3.Разг., хорошо2. (12 СУ), жадно*, отрадно, тепло*, уютно, блаженно, дивно в значении ‘о чувстве удовольствия'; сладостный1. (8 СУ), сладкий4.перен.Разг. (6 СУ), горько-сладкий*, заманчивый, опьяняющий2.перен., приятный1. (3 СУ), отрадный, милый1., любезный*, волшебный2.перен., чудесный*, прекрасный*, благостный, сказочный2.перен. - ‘доставляющий удовольствие': Звон колокола, чистый и нежный, доносился до нас, сладко было слушать его ... (Тишина) Мы отмечаем амбивалентные единицы: - Да и горевать-то, почесть, не по чем: оно только с виду сладко хрип-то гнуть. (Кастрюк.)
В концепте удовольствие ядерной частью «эмоциональное состояние» человека определяется и как ‘боль', ‘страдание'. Антонимичную связь с положительными оценками отражают единицы страданье1., мучение1., терзание2., мука (4 СУ), боль1.; мучительно, тяжело9., нестерпимо (3 СУ); мучительный, мучительно-неразрешимый*, тяжелый9., томительный2., жгучий2., лютый2.перен. - ‘доставляющий муку, страдание'; измучиться2.Разг., страдать1. (3 СУ), томиться1. - ‘испытывать муки, страдания'.
Среди эмоциональных оценок многочисленны примеры (отмеченные в поэзии и прозе на каждом этапе творчества), иллюстрирующие оксюморонность идиостиля И.А. Бунина - погружение в контрастные эмоциональные состояния [8, с. 37; 9, с. 42]; в концепте удовольствие активны лексемы сладостный, сладкий, мука, мучить: Все тот же зной и дикий запах лука / В телесном запахе твоем, / И та же мучит сладостная мука, - / Бесплодное томление о нем (Встреча); Он уже переходит в ту ... покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безнадежность (Перевал); Миг обрученья, миг причастия / Как смерть был сладок и тяжел. (Геймдаль искал родник.)
Актуальный смысл ‘наслаждаться' в группе «эмоциональное отношение» представлен глаголами, существительными положительной оценки любить3., (любимый3.) любоваться, упиваться2.Книж., наслаждаться, отвести душу1.à; «чувство удовольствия»: прелесть*, отрада1., «стремиться удовлетворить чьи-л. желания»: угодливостьУстар., пыл*; отрицательные оценки представлены значением «неудовлетворенность»: разочарование, «испытать недовольство чем-л.» наскучить2.Устар.: Он видел и даже чувствовал их, эти перемены, но они потеряли для него свою самостоятельную ценность, он наслаждался ими только мучительно .... (Митина любовь); Но не были ли слезы барышни слезами горького разочарования? (Суходол.).
Действия, направленные на достижение ‘неприятного, гадливого' отрицательного чувства у другого человека, - «эмоциональное воздействие» - неприятный2., тяжкий7., гадкий, безобразный2., противоестественно-омерзительный*; неприятно, мерзко; отвращение2.; мучить (5 СУ) ‘причинять страдания'; состраданье, сочувствие1., «из милости»; сочувственно1. - ‘вызванное страданием сочувствие, жалость': ... и она, теряя сознание от ужаса и отвращения, покорно отдавалась ему ... (Суходол); И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя! (Чистый понедельник.)
Актуальный смысл ‘удовлетворенность'/‘неудовлетворенность' реализуется в группе «эмоциональная характеризация», которая представлена единицами довольный1., набалованный2.Разг., польщенный, восхищенный / недовольный, неутоленный1.; недовольно; раздавленный3.перен.; разочарование; угодливостьУстар., пыл* в значении ‘стремление удовлетворить чьи-л. желания' оценивается положительно; отрицательная оценка в значении ‘испытать недовольство чем-л.' наскучить2.Устар.: Но не были ли слезы барышни слезами горького разочарования? (Суходол.)
Концептуально важным является противопоставление удовольствие как «плотскость» и радость как «духовность», и отсутствие их противопоставления по признаку «приземленный» - «возвышенный». Эмоциональные оценки концептов удовольствие (68%), радость (55%) несут основной заряд положительной оценочности в идиостиле И.А. Бунина.
Рецензенты:
Брисина Евгения Валентиновна, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, руководитель НИЛ «Региональная лингвистика», г. Волгоград.
Алещенко Елена Ивановна, д.ф.н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Латкина Т.В. КОНЦЕПТ «УДОВОЛЬСТВИЕ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ И. А. БУНИНА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7564 (дата обращения: 12.02.2025).