Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МАНИФЕСТАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные проблемы науки и образования" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующего материала Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и 5-летию образования Нефтекамского филиала БашГУ. В 3-х ч.: Ч. II.– Нефтекамск: РИО БашГУ, 2006, стр. 345-351
Кунафин Г.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В истории человечества лирический род литературы всегда занимал важное место и пользовался огромным вниманием. В нем выражение мыслей, чувств и переживаний всегда ярко эмоционально. Формы и способы его передачи в стихах могут быть разными. Чаще всего поэтические произведения представляют собой прямое излияние души. Но в поэзии встречаются многочисленные произведения, в которых форма прямого излияния души, глубокого размышления (медитации) лирического героя выступает в роли рассуждающего на общие темы, обсуждающего какие-то общие проблемы жизни, в роли прямого выразителя взглядов, настроений и стремлений различных социальных групп, классов, иногда всего народа и даже человечества. В них поэт выступает не только от лица своего героя (лирического “я”), но и от имени различных слоев народа, когда на смену лирическому “я” часто приходит лирическое “мы”. В стихотворениях дается как бы симфония умонастроений, преобладает возвышенно-риторический, публицистический и иронико-сатирический стили. В них “с публикой говорит уверенный в своей правоте лирический субъект”. Такую форму открытого поэтического высказывания на злободневные проблемы человеческого бытия, (социальные, политические, нравственные, эстетические и др.) мы могли бы назвать манифестационно-публицистической разновидностью лирической медитации. Главное в поэзии этого типа – гражданское, героическое начало и патриотический дух, определяемые максимальной отдачей таланта потребностям времени. Такая лирика свойственна искусству слова разных эпох. Особенно большое значение она обретает в переломные моменты в истории народа и страны.
манифестационно-публицистический тип медитации
лирический субъект
формы и способы передачи мысли и чувств
лирический род
1. Акмулла М., Стихи. / Сост., предисл. А. Вильданова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1981. – 224 с. C. 19
2. Белинский В.Г., Полн. собр. соч. В 13–ти томах. – М., 1953. – Т.1. C. 268
3. Пакальнишкис Р., Система лирических жанров // Вопросы литературы. – 1985. – № 1. С. 238
4. Словарь иностранных слов. – М., 1964. C. 384; с. 755
5. Советский энциклопедический словарь. Изд. второе. – М., 1983.
6. Хужахметов А.О. Идеологические парадигмы шейха Зайнуллы Расулева // Проблемы востоковедения. – 2013. – №2. С. 15
В поэзии выражение мыслей, чувств и переживаний всегда ярко эмоционально. В них существенно медитативное начало. Формы и способы его передачи в стихах могут быть разными. Чаще всего поэтические произведения представляют собой прямое излияние души. Они характеризуются направленностью в область раздумья, размышлений (лат. meditatio - размышление, обдумывание), в большинстве своем немногословны и сжаты, имеют в основном форму монолога. В них поэт прежде всего размышляет о собственных переживаниях, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Обычно в таких произведениях присутствует некое лирическое "я", выражается какое-то одно движение души, какой-то один "порыв" сознания; замкнутость ситуации сочетается с особенно широким пространством и глубиной осмысления.

В поэзии встречаются многочисленные произведения, в которых форма прямого излияния души, глубокого размышления (медитации) лирического героя о собственных переживаниях, намерениях и чувствах во многом не выступает уже не в качестве размышляющего о собственных переживаниях, а в роли рассуждающего на общие темы, обсуждающего какие-то общие проблемы жизни, в роли прямого выразителя взглядов, настроений и стремлений различных социальных групп, классов, иногда всего народа и даже человечества. Обычно в них расширение выразительных возможностей понятия "лирический герой" идет за счет широкого введения "ролевого" характера, когда поэт выступает не только от лица своего героя (лирического "я"), но и от имени различных слоев народа, когда на смену лирическому "я" часто приходит лирическое "мы", форма передачи мысли поэта приобретает явно открытый характер, "лирика мысли" преобладает над "лирикой чувств" (вспомним, к примеру, "Интернационал" Э. Потье, "Варшавянка" В. Свеницкого, "Красное знамя" М. Гафури, "Стихотворное обращение к башкирскому народу по поводу соглашения с большевиками" Ш. Бабича). Страстное желание высказать точку зрения на социальные, политические, морально-этические, духовные, культурно-просветительные и даже чисто бытовые проблемы современности определяет идейно-тематическую направленность, публицистический и сатирический пафосы этих стихов. Каждый из них - как обнаженный нерв, открытая манифестация своих мыслей, своего отношения - одобряющего или отвергающего, негодующего или осмеивающего - на различные проблемы и события современности, они наполнены глубокими и напряженными мыслями и чувствами героя, за которыми стоит мир взглядов и переживаний активного поэта-гражданина, поэта-борца. Доминантами в такого типа стихах являются обращения к народу (определенному классу, социальной группе, коллективу), какому-либо человеку, наличие сообщения о некоторых фактах действительности, судьбы лирического героя или лирического "мы", изложения каких-нибудь положений важного, порою программного характера. Большая часть таких произведений как бы предназначена прежде всего не для чтения про себя в уединенном месте, а для декламирования перед какой-нибудь аудиторией, для открытого доведения отраженных в них мыслей и чувств до широкого круга читателей (слушателей). В стихотворениях такого типа повествовательно-сообщающий монолог, который может носить эмоционально возвышающий (торжественно-романтический) или снижающий (иронико-сатирический, юмористический), а также драматический (он может быть идейно-утверждающим или идейно-отрицающим) характер, сочетается с монологом внушающим (агитационным, дидактическим, насмешливо-поучающим). Такую форму открытого поэтического высказывания на злободневные проблемы человеческого бытия, (социальные, политические, нравственные, эстетические и др.) мы могли бы назвать манифестационно-публицистической (по Б.М. Эйхенбауму - декламационно-ораторской) разновидностью лирической медитации. Как форма не прямого излияния души, не размышления о собственных переживаниях, а выражения взглядов, настроений и стремлений различных слоев общества больше через лирическое "мы", чем через лирическое «я», она составляет композиционную основу произведений в основном так называемой гражданской, политической, патриотической, сатирической и иногда философской лирики.

Заимствованное из латинского языка слово "манифест" (manifestus - явный) в прямом смысле означает письменное обращение власти, партий, общественных организаций, творческой личности к народу с изложением своих взглядов, программ, предложений и решений. [4] В литературе этот термин употребляется как обозначение той разновидности лирики, которая отмечена большей гражданственностью и публицистичностью. Во всех жанрах этой "мыслящей", "обсуждающей", "убеждающей", "поучающей" и "осуждающей" поэзии ощутима лирико-публицистическая доминанта, поскольку их структура в большинстве своем подчинена законам ораторской речи. В произведениях дается как бы симфония умонастроений, преобладает возвышенно-риторический, публицистический и иронико-сатирический стили. В них "с публикой говорит уверенный в своей правоте лирический субъект". [3] Но это не значит, что манифестационно-публицистическая лирика состоит из одних призывов и лозунгов, к которым часто пытаются свести, например, так называемую политическую, общественно-публицистическую, или гражданскую лирику. В ней могут сочетаться героическое и сатирическое начала, одические и элегические мотивы, прямолинейные призывы и тихие исповеди (дидактизм); могут отражаться мысли как о действительности в целом - о стране, народе, человечестве, миропорядке и эпохе, так и о нравственных принципах, о красоте, о культуре и искусстве; подниматься проблемы политического, социального, философского и эстетического характера. Но главное в поэзии этого типа - гражданское, героическое начало и патриотический дух, определяемые максимальной отдачей таланта потребностям времени. Такая лирика свойственна искусству слова разных эпох. Особенно большое значение она обретает в переломные моменты в истории народа и страны. Для башкирской культуры и литературы одним из таких решающих периодов был XIX век, особенно его вторая половина и начало XX столетия. Как писал В.Г. Белинский, "лирический поэт" этого времени "более ... спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает ... Мысль - вот предмет его вдохновения". [2] Одним из ярких доказательств всему сказанному является, например, стихотворное обращение - хитап башкирского поэта-просветителя М. Акмуллы "Башкиры мои, надо учиться!" Стремясь очистить место для разума и знаний, света и добра в духовном мире людей, он, впервые после Салавата, обращается непосредственно к своему народу со словами "башкиры мои" и создает одну из самых ярких поэтических жемчужин в истории развития жанра хитап. В нем поэт выступает не просто в роли холодного прорицателя, нудного учителя-назидателя, а становится проникновенным агитатором, горячо и отечески призывающим родной народ к знаниям и ремеслам. В строках хитапа он изливает свои пронизанные пламенными просветительскими идеями чувства, боль и надежды:

Башкиры, всем нам нужно просвещенье!

Невежд немало, редкость - обученье.

Страшней медведя-шатуна незнанье -

Усилим, братья, к знанию влеченье!

Вот истина: ты можешь при старанье

Подняться в небо, плавать в океане.

Уменьем наделяет нас и силой

Не дух святой, не волшебство, а знанье.

Кто просвещен и ремеслу обучен,

Тот славен, горд, в общении не скучен.

Источник мудрости ему доступен,

А неуч с униженьем неразлучен.

Прекрасным образным решением и глубоким по мысли философским обобщением завершается хитап "Башкиры мои, надо учиться!", имеющий программное значение в творчестве не только самого Акмуллы, но и всех без исключения башкирских писателей-просветителей последней четверти XIX - начала XX веков:

Сложением шести и единицы

Десятки, как ни бейся, не добиться,

Смещеньем стрелок время не ускорить,

Без помощи наук мечтам не сбыться. [1]

Как отмечает исследователь А.О. Хужахметов: "Переход на новую формационную ступень, ломка материальных основ общества, убыстрение темпов прогресса сильно повлияли на ход исторического процесса в стране". [6] В своем "Стихотворном обращении к башкирскому народу по поводу соглашения с большевиками", написанное в судьбоносное для него время в связи с переходом башкирского войска на сторону большевиков, Ш. Бабич также "исследует" жизнь родного народа. В нем нет бури восторгов, всплесков чувств, безотчетных восклицаний. Почти отсутствуют и громогласные призывы и лозунги. Зато поэт, сосредоточивая свое внимание как на социально-политических, так и на нравственных сторонах происходящих событий, стремится вникнуть в их суть, исследовать причины их возникновения, дать объективную оценку политической деятельности идеологу и руководителю башкирского освободительного движения З. Валиди, объяснить народу гуманистический смысл его поступков, разработать для них своего рода программу дальнейшего действия. Произведение пронизано патриотическим духом, гражданским пафосом. В нем автор добивается синтеза общественно значимого и личного.

В целом, произведения манифестационно-публицистической лирики отличаются своей жизнеутверждающей и осуждающей силой, поучающей направленностью, высокой гражданственностью. Многим из них присуще критическое, даже насмешливое отношение к различным явлениям жизни.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Республика Башкортостан в рамках научно-исследовательского проекта «История развития духовной культуры башкир (с древнейших времен до наших дней)» № 15-14-02014 а (р).

Рецензенты:

Ахмадиев Р.Б., д.фил.н., профессор журналистики, декан факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

Идельбаев М.Х., д.фил.н., профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.