Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT FEATURES DEMONSTRATIVE AND JOURNALISTIC LYRICS

Kunafin G.S. 1
1 FGBOU VPO "Bashkir State University" Russian Federation
In the history of mankind the great attention was paid to lyrical kind of literature and it has always occupied an important place. It’s expression of thoughts, feelings and experiences are always strongly emotional. Forms and methods of verses’ transmission may be different. Most often, poetic works are a direct outpouring of the soul. But in poetry, there are numerous works in which a form of direct outpouring of the soul, the lyrical character’s deep thought (meditation) plays the role of pondering on common topics, discussing some general problems of life, as a direct expressing of views, moods and aspirations of different social groups, classes, sometimes all mankind, and even humanity. In these works the poet acts not only as his character (the lyric "I"), but all the people, when the lyric "we" often replace the lyric "I". The so-called symphony of mentality are expressed in this poems in which sublimely rhetorical, journalistic, ironically-satirical styles prevail. The self-righteous lyrical subject speak with the public in them. Such form of open poetic expression to the pressing problems of human existence (social, political, moral, aesthetic, etc.) can be called demonstrative and journalistic kind of lyrical meditation. The main thing in this type of poetry is civil, theroic and patriotic spirit, which are defined by maximum potential talent of epoch’s needs. These lyrics typical for the word art of different eras. Particular importance it obtains at the turning points in the history of people and country.
demonstrative and journalistic type of meditation
lyrical subject
forms and methods of transmission of thoughts and feelings
lyrical kind
В поэзии выражение мыслей, чувств и переживаний всегда ярко эмоционально. В них существенно медитативное начало. Формы и способы его передачи в стихах могут быть разными. Чаще всего поэтические произведения представляют собой прямое излияние души. Они характеризуются направленностью в область раздумья, размышлений (лат. meditatio - размышление, обдумывание), в большинстве своем немногословны и сжаты, имеют в основном форму монолога. В них поэт прежде всего размышляет о собственных переживаниях, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Обычно в таких произведениях присутствует некое лирическое "я", выражается какое-то одно движение души, какой-то один "порыв" сознания; замкнутость ситуации сочетается с особенно широким пространством и глубиной осмысления.

В поэзии встречаются многочисленные произведения, в которых форма прямого излияния души, глубокого размышления (медитации) лирического героя о собственных переживаниях, намерениях и чувствах во многом не выступает уже не в качестве размышляющего о собственных переживаниях, а в роли рассуждающего на общие темы, обсуждающего какие-то общие проблемы жизни, в роли прямого выразителя взглядов, настроений и стремлений различных социальных групп, классов, иногда всего народа и даже человечества. Обычно в них расширение выразительных возможностей понятия "лирический герой" идет за счет широкого введения "ролевого" характера, когда поэт выступает не только от лица своего героя (лирического "я"), но и от имени различных слоев народа, когда на смену лирическому "я" часто приходит лирическое "мы", форма передачи мысли поэта приобретает явно открытый характер, "лирика мысли" преобладает над "лирикой чувств" (вспомним, к примеру, "Интернационал" Э. Потье, "Варшавянка" В. Свеницкого, "Красное знамя" М. Гафури, "Стихотворное обращение к башкирскому народу по поводу соглашения с большевиками" Ш. Бабича). Страстное желание высказать точку зрения на социальные, политические, морально-этические, духовные, культурно-просветительные и даже чисто бытовые проблемы современности определяет идейно-тематическую направленность, публицистический и сатирический пафосы этих стихов. Каждый из них - как обнаженный нерв, открытая манифестация своих мыслей, своего отношения - одобряющего или отвергающего, негодующего или осмеивающего - на различные проблемы и события современности, они наполнены глубокими и напряженными мыслями и чувствами героя, за которыми стоит мир взглядов и переживаний активного поэта-гражданина, поэта-борца. Доминантами в такого типа стихах являются обращения к народу (определенному классу, социальной группе, коллективу), какому-либо человеку, наличие сообщения о некоторых фактах действительности, судьбы лирического героя или лирического "мы", изложения каких-нибудь положений важного, порою программного характера. Большая часть таких произведений как бы предназначена прежде всего не для чтения про себя в уединенном месте, а для декламирования перед какой-нибудь аудиторией, для открытого доведения отраженных в них мыслей и чувств до широкого круга читателей (слушателей). В стихотворениях такого типа повествовательно-сообщающий монолог, который может носить эмоционально возвышающий (торжественно-романтический) или снижающий (иронико-сатирический, юмористический), а также драматический (он может быть идейно-утверждающим или идейно-отрицающим) характер, сочетается с монологом внушающим (агитационным, дидактическим, насмешливо-поучающим). Такую форму открытого поэтического высказывания на злободневные проблемы человеческого бытия, (социальные, политические, нравственные, эстетические и др.) мы могли бы назвать манифестационно-публицистической (по Б.М. Эйхенбауму - декламационно-ораторской) разновидностью лирической медитации. Как форма не прямого излияния души, не размышления о собственных переживаниях, а выражения взглядов, настроений и стремлений различных слоев общества больше через лирическое "мы", чем через лирическое «я», она составляет композиционную основу произведений в основном так называемой гражданской, политической, патриотической, сатирической и иногда философской лирики.

Заимствованное из латинского языка слово "манифест" (manifestus - явный) в прямом смысле означает письменное обращение власти, партий, общественных организаций, творческой личности к народу с изложением своих взглядов, программ, предложений и решений. [4] В литературе этот термин употребляется как обозначение той разновидности лирики, которая отмечена большей гражданственностью и публицистичностью. Во всех жанрах этой "мыслящей", "обсуждающей", "убеждающей", "поучающей" и "осуждающей" поэзии ощутима лирико-публицистическая доминанта, поскольку их структура в большинстве своем подчинена законам ораторской речи. В произведениях дается как бы симфония умонастроений, преобладает возвышенно-риторический, публицистический и иронико-сатирический стили. В них "с публикой говорит уверенный в своей правоте лирический субъект". [3] Но это не значит, что манифестационно-публицистическая лирика состоит из одних призывов и лозунгов, к которым часто пытаются свести, например, так называемую политическую, общественно-публицистическую, или гражданскую лирику. В ней могут сочетаться героическое и сатирическое начала, одические и элегические мотивы, прямолинейные призывы и тихие исповеди (дидактизм); могут отражаться мысли как о действительности в целом - о стране, народе, человечестве, миропорядке и эпохе, так и о нравственных принципах, о красоте, о культуре и искусстве; подниматься проблемы политического, социального, философского и эстетического характера. Но главное в поэзии этого типа - гражданское, героическое начало и патриотический дух, определяемые максимальной отдачей таланта потребностям времени. Такая лирика свойственна искусству слова разных эпох. Особенно большое значение она обретает в переломные моменты в истории народа и страны. Для башкирской культуры и литературы одним из таких решающих периодов был XIX век, особенно его вторая половина и начало XX столетия. Как писал В.Г. Белинский, "лирический поэт" этого времени "более ... спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает ... Мысль - вот предмет его вдохновения". [2] Одним из ярких доказательств всему сказанному является, например, стихотворное обращение - хитап башкирского поэта-просветителя М. Акмуллы "Башкиры мои, надо учиться!" Стремясь очистить место для разума и знаний, света и добра в духовном мире людей, он, впервые после Салавата, обращается непосредственно к своему народу со словами "башкиры мои" и создает одну из самых ярких поэтических жемчужин в истории развития жанра хитап. В нем поэт выступает не просто в роли холодного прорицателя, нудного учителя-назидателя, а становится проникновенным агитатором, горячо и отечески призывающим родной народ к знаниям и ремеслам. В строках хитапа он изливает свои пронизанные пламенными просветительскими идеями чувства, боль и надежды:

Башкиры, всем нам нужно просвещенье!

Невежд немало, редкость - обученье.

Страшней медведя-шатуна незнанье -

Усилим, братья, к знанию влеченье!

Вот истина: ты можешь при старанье

Подняться в небо, плавать в океане.

Уменьем наделяет нас и силой

Не дух святой, не волшебство, а знанье.

Кто просвещен и ремеслу обучен,

Тот славен, горд, в общении не скучен.

Источник мудрости ему доступен,

А неуч с униженьем неразлучен.

Прекрасным образным решением и глубоким по мысли философским обобщением завершается хитап "Башкиры мои, надо учиться!", имеющий программное значение в творчестве не только самого Акмуллы, но и всех без исключения башкирских писателей-просветителей последней четверти XIX - начала XX веков:

Сложением шести и единицы

Десятки, как ни бейся, не добиться,

Смещеньем стрелок время не ускорить,

Без помощи наук мечтам не сбыться. [1]

Как отмечает исследователь А.О. Хужахметов: "Переход на новую формационную ступень, ломка материальных основ общества, убыстрение темпов прогресса сильно повлияли на ход исторического процесса в стране". [6] В своем "Стихотворном обращении к башкирскому народу по поводу соглашения с большевиками", написанное в судьбоносное для него время в связи с переходом башкирского войска на сторону большевиков, Ш. Бабич также "исследует" жизнь родного народа. В нем нет бури восторгов, всплесков чувств, безотчетных восклицаний. Почти отсутствуют и громогласные призывы и лозунги. Зато поэт, сосредоточивая свое внимание как на социально-политических, так и на нравственных сторонах происходящих событий, стремится вникнуть в их суть, исследовать причины их возникновения, дать объективную оценку политической деятельности идеологу и руководителю башкирского освободительного движения З. Валиди, объяснить народу гуманистический смысл его поступков, разработать для них своего рода программу дальнейшего действия. Произведение пронизано патриотическим духом, гражданским пафосом. В нем автор добивается синтеза общественно значимого и личного.

В целом, произведения манифестационно-публицистической лирики отличаются своей жизнеутверждающей и осуждающей силой, поучающей направленностью, высокой гражданственностью. Многим из них присуще критическое, даже насмешливое отношение к различным явлениям жизни.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Республика Башкортостан в рамках научно-исследовательского проекта «История развития духовной культуры башкир (с древнейших времен до наших дней)» № 15-14-02014 а (р).

Рецензенты:

Ахмадиев Р.Б., д.фил.н., профессор журналистики, декан факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

Идельбаев М.Х., д.фил.н., профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.