Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Мухаметова Н.М. 1 Циринг Р.А. 1 Репин С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
В статье обосновывается необходимость поиска и внедрения эффективных способов совершенствования условий профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по средствам улучшения условий образовательной среды. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, повышающие напряженность у субъектов образовательного процесса и, как следствие, увеличивающие риски возникновения конфликтогенной обстановки в образовательной среде. Раскрывается специфика образовательной среды и ее повышенная конфликтогенность, особенности и виды педагогических конфликтов в диаде «педагог-учащийся». Отмечаются психологические феномены, возникающих при взаимодействии с лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальной организации, а так же некоторые личностные установки и индивидуально-психологические особенности человека с ограниченными возможностями здоровья, которые формируют определенное субъективное отношение личности к инвалидности.
конфликтогенные факторы образовательной среды
конфликтогенность
образовательная среда
конфликт
лица с ограниченными возможностями здоровья
1. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Бережная Галина Сергеевна – Калининград, 2009. – 341 с.
2. Георгян, А.Р. Психолого-педагогические условия профилактики и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик»: автореф. дис. … канд.пед.наук: 13.00.08 / А.Р. Георгян; Северо-Осетин. гос. универ. – Владикавказ, 2008. – 23с.
3. Игнатова, Е.С. Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе [Текст] / Е.С. Игнатова // Дискуссия. Педагогические науки. - №10 (51). - 2014.
4. Курносова С.А. Теоретико-педагогические предпосылки проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12–4. – С. 747-751; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7982033 (дата обращения: 24.10.2015).
5. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология [Текст] / Курочкина, И. А., Шахматова О. Н. // Учебное пособие. – Екатеринбург: РГППУ. – 2013.
6. Материалы коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, 9 декабря 2009 г. «О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» [Электронный ресурс] //Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/
7. Мерзон, Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза [Текст] / Е. Е. Мерзон // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 170-172.
8. Морозова, Е.В. Этика и деонтология в практической деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, тактика бесконфликтного поведения [Текст] / Е.В. Морозова, М.А. Дымочка, С.И. Козлов, Е.В. Жукова, М.В. Сивухина // Методическое пособие – М. - 2013.
9. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе [Текст] / М.М. Рыбакова // М.: Просвещение. - 1991. - 128 с.
10. Чешко, С.Л. Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / С.Л. Чишко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 9. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
По данным всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается около 500 млн. инвалидов. В России эта категория граждан представляет значительную и при этом все более увеличивающуюся часть населения страны 13 млн. чел. (почти 10% населения)  [10].

Необходимость поиска и внедрения эффективных решений проблем жизнеустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья при наличии тенденции увеличения доли данной категории населения в мире и в России определяет актуальность совершенствования условий профессионального образования. Эффективная подготовка выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их дальнейшей социализации в обществе. Однако эффективность будет зависеть от качества образовательной среды, в которой будет реализовываться педагогический процесс.

Образовательная среда рассматривается как пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования [4]. В этом пространстве выделяют следующие компоненты: психодидактический (содержание, формы и методы деятельности); социальный компонент (отношения, возникающие между субъектами); пространственно-предметный компонент (возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой); субъекты среды [7].

В рамках нашего исследования будет рассмотрен образовательная среда, ее социальный компонент в частности, которая характеризуется в современных условиях как конфликтогенная. Конфликтогенностью называется способность к рождению конфликта. Конфликтогенность является объективной закономерностью функционирования образовательного социума и характеризуется высоким уровнем напряженности педагогического труда. Конфликтогенность образовательной среды можно определить как совокупность факторов педагогического процесса и социального взаимодействия, способствующих возникновению конфликтов [1].

Среди многообразия факторов, формулируемых авторами, изучающими вопросы конфликтогенности образовательной среды, наиболее удачной представляется попытка разделить факторы по источнику влияния на рост напряжения у участников образовательного процесса.  По данному принципу принято выделять объективные и субъективные факторы, повышающие конфликтогенность образовательной среды [5]. Но необходимо помнить, что разделение на объективные и субъективные факторы достаточно условно и большинство объективных факторов конфликтов в известной степени субъективно. В свою очередь, субъективные факторы конфликтов часто объективно детерминированы.

Объективными факторами, повышающими конфликтогенность образовательной среды, равно как и повышающими напряженность у субъектов образовательного процесса, являются:

  • экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе;
  • организационно-управленческие факторы;
  • содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса;
  • возрастные, статутные, а так же гендерные особенности (противоречия) участников образовательного процесса;
  • высокий уровень напряженности и монотонность педагогической деятельности.

Субъективные факторы, повышающие конфликтогенность образовательной среды и напряженность у субъектов образовательного процесса, можно классифицировать в зависимости от стороны, которая напряжена и, соответственно, оказывает влияние на общую атмосферу в межличностном взаимодействии. Приведем наиболее популярные причины конфликтов в образовательной среде, выделенные и классифицированные на основе эмпирического опыта [3].

Таблица 1

позиция педагога:

 

неудовлетворенность выбранной профессией;

неудовлетворенность потребности в признании, уважении педагога со стороны других участников образовательного процесса;

повышенная ответственность за качество образования, за жизнь и здоровье учащихся;

позиция учащегося

наличие возрастных сензитивных периодов, ведущих к изменению поведения, реакций на происходящее;

неудовлетворенность формами подачи материала;

непонимание действий педагога;

позиция родителей:

повышенные требования к школе как к социальному институту образования и воспитания;

социальные и статусные противоречия.

Следует заметить, что данная классификация не является полной и не ставит перед собой задачу описать все многообразие причин возникновения конфликтов, тем не менее, помогает систематизировать имеющиеся знания и составить общее представление о причинах и источниках конфликтогенности образовательной среды.

В дополнение к предложенному анализу субъективных причин межличностных конфликтов в образовательной среде необходимо сказать, что традиционно виды педагогических конфликтов рассматриваются по составу сторон и предлагается рассматривать администрацию, как одну из важнейших сторон взаимодействия в педагогическом процессе. Не умоляя значимости влияния данной стороны-участника образовательной системы, считаем возможным опустить анализ административных причин в данной статье, так как более уместно рассмотреть их в рамках изучения конфликтов в системе управления.

Для образовательной среды вуза наиболее интересной представляется диада педагог-учащийся. Особенностями педагогических конфликтов в диаде «педагог - учащийся» являются:

  • профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
  • разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
  • присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
  • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые конфликты, в которые включаются другие ученики [5].

М. М. Рыбакова рассматривает виды педагогических конфликтов в диаде «педагог-учащийся» по источнику возникновения в условиях школы, при этом классификация не теряет своей актуальности для высшего учебного заведения:

  • конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
  • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности [9].

В рамках нашего исследования, считаем более уместным рассматривать причины конфликтов не только с позиции педагога, но и уделять особое внимание оценке причин конфликтов учащимися.

Таблица 2

Вид

С позиции учащегося

С позиции педагога

Конфликт деятельности (профессиональная, учебная)

неумение педагога организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету

неготовность домашнего задания, плохая подготовка по предмету

Конфликт поведения

некорректное и неэтичное поведение (приказной тон, оскорбления, грубость, несдержанность)

нарушение дисциплины, правил и норм поведения (пропуск уроков, поведение в классе)

Конфликт отношений (эмоционально-личностное, ценностные ориентации)

предвзятое отношение педагога при взаимодействии (необъективность педагога при оценке знаний, неверная тактика, нарушение этики, дискриминация)

некорректное отношение учащегося (к ученикам и педагогам)

В современных условиях, когда образовательная политика страны ориентирована на создание психологически комфортного и безопасного образовательного пространства, направленного на интеграцию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общий педагогический процесс, особое внимание стоит уделять изучению конфликтогенных факторов при взаимодействии с данной категорией учащихся и способствовать их успешной адаптации.

Исследованием вопросов социальных феноменов, возникающих при взаимодействии с лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального учреждения занимался коллектив авторов Морозова Е.В., Дымочка М.А., Козлов С.И., Жукова Е.В., Сивухина М.В., изучающий вопросы этики и деонтологии применительно к профессиональной деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, раскрывающее основные психосоциальные факторы, влияющие на формирование конфликтной среды в данной области социальных взаимодействий.

Исследователи отмечают, что одной из важнейших причин, создания конфликтных ситуаций в процессе экспертного освидетельствования является интрапсихическая (личностная) уязвимость человека, находящегося в условиях инвалидизирующего заболевания, травмы или дефекта. Изменение статуса всегда означает психологическое испытание для личности и является одной из актуальных проблем в контексте инвалидности, в ситуации ее установления, либо утраты и соответствующей статусной динамики, нередко провоцирующей конфликт [8].  

Исходя из принципов отечественной психологии, функционирование личности можно оценивать через ее мотивационную сферу и установки, либо побуждающие человека к деятельности (т.е. к реабилитации, интеграции, социализации), либо являющиеся преградными к ее реализации. Субъективное отношение человека к себе как к инвалиду, в виде мотивационно-смысловых установок больных, является одной из наиболее значимых личностных категорий для оценки в медико-социальной экспертизе с точки зрения адекватности их соответствия с мнением экспертов.

Ситуации несогласия с решением экспертной комиссии возникают в результате межролевого конфликта, сценарий которого заключается в неоправданных ожиданиях сторон его участников. А именно, в соответствии со своей укорененной установкой и восприятием себя в роли инвалида, человек ожидает «я инвалид, государство должно мне дать инвалидность, пенсию, обеспечить льготами...» [8]. Далее список можно продолжить любыми социальными услугами, включая образовательные. Но государство, (в лице любых социальных организаций), также имеет свои ожидания в отношении реабилитируемого лица.

Личностные установки, возникающие в результате когнитивно-эмоциональной переработки пережитых событий и исходного уровня личностной зрелости человека, регулируют социальную деятельность и дальнейшее социальное поведение, в том числе и в образовательной деятельности.

Как говорилось выше, адекватность поведения в социуме и эффективность адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависят от содержания имеющейся установки, характеризуемой либо усилиями принять реальную ситуацию (пересмотреть, перепрограммировать деятельность, направив ее в конструктивное русло проблемно-решающего поведения для налаживания жизни, возможностей обучения, расширения сферы социальных контактов, взаимодействий и интересов,), либо непринятием, протестом, что обусловливает невозможность выполнения целенаправленной деятельности, уход от задач по адаптации, избегающее социально-иждивенческое приспособление.

Таким образом, личностные установки, а также такие индивидуально-психологические особенности человека с ограниченными возможностями здоровья, как оценка своей самоэффективности, структура идентичности, интернальность (ответственность), активность, эмоциональная устойчивость, мотивационная направленность и особенности социальной ситуации развития, в которых разворачивается жизнь, формируют определенное субъективное отношение личности к инвалидности. Данный личностный конструкт целесообразно рассматривать в совокупности другими индивидуально-психологических характеристиками как субъективный конфликтогенный фактор образовательной среды при подготовке выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Котлярова И.О., д.п.н., профессор, директор Научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Мухаметова Н.М., Циринг Р.А., Репин С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23265 (дата обращения: 04.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074