Так как, социальная работа остается относительно новой научной и образовательной отраслью знаний, то и сегодня продолжается становление самого понятия «социальное образование», вырабатываются нормы и критерии в этой области. Отказ от многих устоявшихся традиций, введение новой единой государственной системы обучения и управления потребовал и серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению и обеспечению его качества, поиску эффективных образовательных технологий.
Базисом социального образования, как известно, являются социальные науки, в рамках которых в своем большинстве создан собственный понятийный аппарат. В совокупности он формулирует матрицу и социальное пространство теории познания и образования, что сопряжено с многозначной трактовкой понятия социального образования, что не может не отразиться на создании стройной концепции качества социального образования.
Базовые детерминанты и условия подготовки специалиста формируются вне пределов образования, исходя из общих целей экономических и социальных требований общества и государства. Одно из важнейших условий функционирования высшего образования, социального в том числе - умение предвидеть. А это возможно, лишь в том случае если образование рассматривается эволюционно как продолжение прошлого. В современной России многие положения и концепции образования принципиально меняются, усиливая требования к качеству образования. В связи с этим и требования к специалисту социальной работы, содержанию и качеству его подготовки должны быть упреждающего характера по сравнению со сформировавшейся теорией и практикой.
Нельзя игнорировать тот факт, что при всех достоинствах высших учебных заведений, качество наших выпускников, не в полной мере, отвечает требованиям, которые им выдвигает время. Это во многом связано с получаемой квалификацией. Обилие специалистов с дипломами не может компенсировать нехватку кадров, которые могут работать с высоким профессионализмом.
Исследования феномена социального образования с различными теоретико-методологическими подходами проводились и проводятся без учета его качества и специфики социального образования. Кроме того, выпускникам приходится быстро и эффективно включаться в трудовую профессиональную деятельность в интересах общества. Это обстоятельство выдвигает проблему обеспечения соответствующего уровня и качества социального образования, поиска путей наиболее эффективного его достижения, в чем заинтересованы все субъекты образовательного процесса. Данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения, поэтому в пределах настоящей статьи, мы считаем необходимым рассмотреть отдельные аспекты обеспечения качества социального образования в условиях вуза.
Прежде всего, следует раскрыть понятие «социальное образование» и «качество» как феномен. Понятие «качество» всегда являлось предметом особого внимания представителей практически всех отраслей знаний. На понятие «качество» обратил внимание Гегель. Философ определил его следующим образом: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть, благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [2]. Из чего следует, что качество не сводится к отдельным свойствам объекта. Оно выражает общностную оценку единства существующих параметров объекта, его внутренней и внешней обусловленности, относительной стабильности, его несхожесть с другими объектами.
В современной науке имеется множество трактовок понятия «социального образования». Наиболее полно, на наш взгляд эту проблему рассматривает С.И. Григорьев. По его мнению, под социальным образованием можно рассматривать: «подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание, социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействия в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени; формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социально-культурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни» [3].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальное образование без учета аспектов его качества не сможет быть целостным и отвечать выдвигаемым временем требованиям, а, следовательно, обеспечение и повышение качества социального образования становится одной из приоритетных задач и направлений деятельности современных вузов.
Качество образования в высшем учебном заведении предполагает квалиметрию качества образовательного процесса и образовательных достижений выпускников. В этом случае под качеством образования следует понимать оценку системы образования высшего учебного заведения, которая отражает степень пропорционального соотношения реальных приобретаемых результатов нормативным требованиям, личностным и социальным ожиданиям.
Выделим основные факторы, оказывающие влияние на качество социального образования:
- уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора;
- квалификация профессорско-преподавательского состава и мотивация его деятельности;
- содержание и качество образовательных программ;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах;
- организация контроля образовательного процесса и экспертиза его качества.
Следует так же, выделить еще один фактор, влияющий на качество социального образования - это инновации в образовательной деятельности вузов и социальном образовании в частности.
Предварительный анализ отмеченных основных факторов качества социального образования можно свести к следующему.
Оценка уровня подготовки абитуриентов и организация их отбора является важным элементом, как в социальном образовании, так и высшем образовании в целом. Ее результаты позволяют выявить уровень знаний абитуриентов, распознать их личностные характеристики, выявить личную заинтересованность абитуриента и определить мотивацию к получению социального образования.
Эффективная деятельность профессорско-преподавательского состава, его квалификация и мотивация является одним из важнейших факторов обеспечения качества социального образования. В принятых Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования ENQA «Стандартах и рекомендациях...» в части первой сказано, что «преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступным большинству студентов». Образовательные учреждения должны иметь механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей. Данные механизмы должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и отражены в отчетах» [4, с. 27].
В Российских вузах существуют и применяются рейтинговые системы оценки деятельности преподавателей, которые позволяют получить полную по объему и содержанию объективную информацию.
Социальная роль преподавателя, качество его преподавания в образовательном процессе, по нашему мнению, наиболее полно раскрываются в работах отечественных ученых. Так, в работе С.А. Лыгина «Система контроля качества образования в вузе» эти вопросы нашли свае отражение. Автор отмечает, что «ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса» [4, с. 299]. «Преподаватель, - пишет С.А. Лыгин, - не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность, а значит, что качество преподавателя - понятие комплексное, включающее в себя:
- уровень компетентности - знания и опыт в определенной области науки и практики;
- потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;
- наблюдательность - способность подмечать существенные, характерные особенности студентов;
- известность;
- научно- исследовательскую активность;
- наличие научной школы.
Преподаватель занимается координацией учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует учебный курс. Повышает свою квалификацию» [4, с. 299-300].
Отмеченные параметры обеспечения качества образования имеют особое значение и для социального образования, так как работа выпускников сферы социальной работы, как уже было сказано выше, непосредственно связана с человеком.
Качество и содержание образовательных программ проявляются в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, ставшие решающим фактором обеспечения качества образования. В настоящее время приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения (ФГОС 3 ВО), разработанные для реализации образовательного процесса в рамках двухуровневой системы образования и на основе компетентностного подхода. Главной целью образовательного стандарта является совершенствование процесса социальное образование и которые, в свою очередь, отражают требования по подготовке специалистов социальной работы, направленные на освоение компетенций, адекватные содержанию профессии «Социальная работа». Кроме того, ФГОС ВО направлены не только на сегодняшние, но и на перспективные потребности личности, общества и государства в социальной сфере. В связи с этим меняется структура и содержание основных образовательных программ и требования к их освоению. Следовательно, и качество социального образования будет основываться на структуре, результатах и условиях реализации основных образовательных программ.
Одним из решающих качественных факторов социального образования следует считать наличие в вузе комплекса материально-технических ресурсов необходимых для обеспечения всех видов деятельности социального образования и контроля, за ними. Он может характеризоваться наличием основных средств, которые обеспечивают образовательный процесс. Он включает специально оборудованные кабинеты, аудитории, лаборатории, мебель, компьютеры, программное обеспечение и др.
Условия рыночной экономики страны в настоящее время таковы, что высшие учебные заведения должны быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, а их выпускники - быть приспособленными к изменяющимся потребностям общества, уметь ориентироваться на динамично меняющемся рынке труда. Однако, Н.Н. Буреева в своей работе «Целевая подготовка студентов и качество образования» отмечает, что «Понятие качества подготовки специалиста и его востребованность на рынке труда не являются тождественными. Гарантии качества программ и квалификаций включают в себя как составляющую постоянное взаимодействие с работодателями, периодическую оценку программ, включая внешнюю экспертизу. Одной из сторон этой экспертизы является отклик работодателей. Эффективным способом взаимодействия, обеспечивающим качество подготовки специалиста вузом и одновременно внешнюю экспертизу качества образования, является целевая подготовка специалистов, а с вступлением в силу стандартов нового поколения - целевая подготовка бакалавров и магистров» [1, с. 236].
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующему выводу, что высшие учебные заведения, выпускающие кафедры по социальной работе, в том числе, должны поддерживать долгосрочные отношения с организациями социальной сферы, а также проводить профориентационную работу для того, чтобы заинтересовать и мотивировать будущих специалистов в выборе профессии. Известно, что заинтересованность и мотивация обучающихся есть залог к усердию, освоению образовательной программы на уровне предъявляемых требований.
Контроль качества социального образования выступает важным фактором обеспечения качества и стал приоритетным направлением деятельности вуза. Это оценка, мониторинг качества образования, направленный на выявление достижений определенного уровня. Контролем качества социального образования в вузе занимаются на всех уровнях системы управления: ученый совет вуза, ректорат, приемная комиссия, центр довузовской подготовки, факультеты, кафедры, управление качеством образования, учебно-методическое управление. Каждый из этих уровней имеет свой спектр задач, требующие обеспечения слаженной работы и координация деятельности. Информация на каждом уровне должна быть открытой и доступной для других подразделений.
Инновационные образовательные технологии сегодня также стали одним из важнейших факторов обеспечения качества социального образования в вузах. Одним из аспектов инноваций является внедрение результатов научных исследований и разработок в сфере социального образования в образовательную практику. Инновации должны внедряться не только в образовательный процесс, но и в образовательные ресурсы, в технологии обучения, в управлении образовательным процессом. По мнению специалистов, однако, использование инноваций оправдано, если они приводят к повышению качества образования. На первое место на сегодняшний день вышли IT - инновации. Информационные технологии эффективно применяются в образовательной и научной деятельности вузов, в том числе и в области социальной науки и в социальном образовательном процессе, что, как мы считаем, гарантирует дальнейший поиск новых факторов качества социального образования.
Эффективное использование отмеченных и других инновационных факторов будет способствовать обеспечению и повышению качества социального образования в вузе, удовлетворит как потребителей, так и самих выпускников.
Рецензенты:
Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и технологии социальной работы, КБГУ, г.Нальчик;
Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и технологии социальной работы, КБГУ, г.Нальчик.
Библиографическая ссылка
Османова А.М., Кильберг-Шахзадова Н.В. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23206 (дата обращения: 11.09.2024).