Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

KEY FACTORS FOR SOCIAL QUALITY EDUCATION IN THE MODERN UNIVERSITY

Osmanova A.M. 1 Kilberg-shakhzadova N.V. 1
1 Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov
Article is devoted to research of factors of social education. Basis of social education are social sciences within which own conceptual framework is created. In modern Russia many provisions and concepts of education essentially change, strengthening requirements to quality. Researches of a phenomenon of social education with various teoretiko-methodological approaches are conducted without its quality and specifics of social education. The concept "quality" always was a subject of special attention of representatives practically of all branches of knowledge. Social education without aspects of its quality won´t be able to be complete and to meet the demands made by time. This problem still didn´t become a subject of special studying. Results promptly changing requirements to qualification of social workers in need of search of new ways in an uzucheniye of quality of education.
external review
competitiveness
innovations
education quality assurance
criteria
factors
specialists training
quality
social education
В 90-е годы XX века в России стала развиваться система организаций и учреждений по социальной защите населения. Социальная область жизни общества получила бурное развитие. В связи с этим профессия специалиста по социальной работе со временем становится одной из самых востребованных в российском обществе. Вместе с тем, возникла острая потребность в высококлассных специалистах, умеющих решать сложные задачи, связанные с проведением социальной реабилитации и адаптации, социального прогнозирования, консультационно-профилактической и других видов работ с различными категориями населения, нуждающимися в защите и поддержке.

Так как, социальная работа остается относительно новой научной и образовательной отраслью знаний, то и сегодня продолжается становление самого понятия «социальное образование», вырабатываются нормы и критерии в этой области. Отказ от многих устоявшихся традиций, введение новой единой государственной системы обучения и управления потребовал и серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению и обеспечению его качества, поиску эффективных образовательных технологий.

Базисом социального образования, как известно, являются социальные науки, в рамках которых в своем большинстве создан собственный понятийный аппарат. В совокупности он формулирует матрицу и социальное пространство теории познания и образования, что сопряжено с  многозначной трактовкой понятия социального образования, что не может не отразиться на создании стройной концепции качества социального образования.

Базовые детерминанты и условия подготовки специалиста формируются вне пределов образования, исходя из общих целей экономических и социальных требований общества и государства. Одно из важнейших условий функционирования высшего образования, социального в том числе - умение предвидеть. А это возможно, лишь в том случае если образование рассматривается эволюционно как продолжение прошлого. В современной России многие положения и концепции образования принципиально меняются, усиливая требования к качеству образования. В связи с этим и требования к специалисту социальной работы, содержанию и качеству его подготовки должны быть упреждающего характера по сравнению со сформировавшейся теорией и практикой.

Нельзя игнорировать тот факт, что при всех достоинствах высших учебных заведений, качество наших выпускников, не в полной мере, отвечает требованиям, которые им выдвигает время. Это во многом связано с получаемой квалификацией. Обилие специалистов с дипломами не может компенсировать нехватку кадров, которые могут работать с высоким профессионализмом.

Исследования феномена социального образования с различными теоретико-методологическими подходами проводились и проводятся без учета его качества и специфики социального образования. Кроме того, выпускникам приходится быстро и эффективно включаться в трудовую профессиональную деятельность в интересах  общества. Это обстоятельство выдвигает проблему обеспечения соответствующего уровня и  качества социального образования, поиска путей наиболее эффективного его достижения, в чем заинтересованы все субъекты образовательного процесса. Данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения, поэтому в пределах настоящей статьи, мы считаем необходимым рассмотреть отдельные аспекты обеспечения качества социального образования в условиях вуза.

Прежде всего, следует раскрыть понятие «социальное образование» и «качество» как феномен. Понятие «качество» всегда являлось предметом особого внимания представителей практически всех отраслей знаний. На понятие «качество» обратил внимание Гегель. Философ определил его следующим образом: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть, благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [2]. Из чего следует, что качество не сводится к отдельным свойствам объекта. Оно выражает общностную оценку единства существующих параметров объекта, его внутренней и внешней обусловленности, относительной стабильности, его несхожесть с другими объектами.

В современной науке имеется множество трактовок понятия «социального образования». Наиболее полно, на наш взгляд эту проблему рассматривает С.И. Григорьев. По его мнению, под социальным образованием можно рассматривать: «подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание, социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействия в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени; формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социально-культурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни» [3].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальное образование без учета аспектов его качества не сможет быть целостным и отвечать выдвигаемым временем требованиям, а, следовательно, обеспечение и повышение качества социального образования становится одной из приоритетных задач и направлений деятельности современных вузов.

Качество образования в высшем учебном заведении предполагает квалиметрию качества образовательного процесса и образовательных достижений выпускников. В этом случае под качеством образования следует понимать оценку системы образования  высшего учебного заведения, которая отражает степень пропорционального соотношения реальных приобретаемых результатов нормативным требованиям, личностным и социальным ожиданиям.

Выделим основные факторы, оказывающие влияние на качество социального образования:

- уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора;

- квалификация профессорско-преподавательского состава и мотивация его деятельности;

- содержание и качество образовательных программ;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах;

- организация контроля образовательного процесса и экспертиза его качества.

Следует так же, выделить еще один фактор, влияющий на качество социального образования - это инновации в образовательной деятельности вузов и социальном образовании в частности.

Предварительный анализ отмеченных основных факторов качества социального образования можно свести к следующему.

Оценка уровня подготовки абитуриентов и организация их отбора является важным элементом, как в социальном образовании, так и высшем образовании в целом. Ее результаты позволяют выявить уровень знаний абитуриентов, распознать их личностные характеристики, выявить личную заинтересованность абитуриента и определить мотивацию к получению социального образования.

Эффективная деятельность профессорско-преподавательского состава, его квалификация и мотивация является одним из важнейших факторов обеспечения качества социального образования. В принятых Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования ENQA «Стандартах и рекомендациях...» в части первой сказано, что «преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступным большинству студентов». Образовательные учреждения должны иметь механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей. Данные механизмы должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и отражены в отчетах» [4, с. 27].

В Российских вузах существуют и применяются рейтинговые системы оценки деятельности преподавателей, которые позволяют получить полную по объему и содержанию объективную информацию.

Социальная роль преподавателя, качество его преподавания в образовательном процессе, по нашему мнению, наиболее полно раскрываются в работах отечественных ученых. Так, в работе С.А. Лыгина  «Система контроля качества образования в вузе» эти вопросы нашли свае отражение. Автор отмечает, что «ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса» [4, с. 299]. «Преподаватель, - пишет С.А. Лыгин, - не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность, а значит, что качество преподавателя - понятие комплексное, включающее в себя:

- уровень компетентности - знания и опыт в определенной области науки и практики;

- потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

- наблюдательность - способность подмечать существенные, характерные особенности студентов;

- известность;

- научно- исследовательскую активность;

- наличие научной школы.

Преподаватель занимается координацией учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует учебный курс. Повышает свою квалификацию» [4, с. 299-300].

Отмеченные параметры обеспечения качества образования имеют особое значение и для социального образования, так как работа выпускников сферы социальной работы, как уже было сказано выше, непосредственно связана с человеком.

Качество и содержание образовательных программ проявляются в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, ставшие решающим фактором обеспечения качества образования. В настоящее время приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения (ФГОС 3 ВО), разработанные для реализации образовательного процесса в рамках двухуровневой системы образования и на основе компетентностного подхода. Главной целью образовательного стандарта является совершенствование процесса социальное образование и которые, в свою очередь, отражают требования по подготовке специалистов социальной работы, направленные на освоение компетенций, адекватные содержанию профессии  «Социальная работа». Кроме того, ФГОС ВО направлены не только на сегодняшние, но и на перспективные потребности личности, общества и государства в социальной сфере. В связи с этим меняется структура и содержание основных образовательных программ и требования к их освоению. Следовательно, и качество социального образования будет основываться на структуре, результатах и условиях реализации основных образовательных программ.

Одним из решающих качественных факторов социального образования следует считать наличие в вузе комплекса материально-технических ресурсов необходимых для обеспечения всех видов деятельности социального образования и контроля, за ними. Он может характеризоваться наличием основных средств, которые обеспечивают образовательный процесс. Он включает специально оборудованные кабинеты, аудитории, лаборатории, мебель, компьютеры, программное обеспечение и др.

Условия рыночной экономики страны в настоящее время таковы, что высшие учебные заведения должны быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, а их выпускники - быть приспособленными к изменяющимся потребностям общества, уметь ориентироваться на динамично меняющемся рынке труда. Однако, Н.Н. Буреева в своей работе «Целевая подготовка студентов и качество образования» отмечает, что  «Понятие качества подготовки специалиста и его востребованность на рынке труда не являются тождественными. Гарантии качества программ и квалификаций включают в себя как составляющую постоянное взаимодействие с работодателями, периодическую оценку программ, включая внешнюю экспертизу. Одной из сторон этой экспертизы является отклик работодателей. Эффективным способом взаимодействия, обеспечивающим качество подготовки специалиста вузом и одновременно внешнюю экспертизу качества образования, является целевая подготовка специалистов, а с вступлением в силу стандартов нового поколения - целевая подготовка бакалавров и магистров» [1, с. 236].

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующему выводу, что высшие учебные заведения, выпускающие кафедры по социальной работе, в том числе, должны поддерживать долгосрочные отношения с организациями социальной сферы, а также проводить профориентационную работу для того, чтобы заинтересовать и мотивировать будущих специалистов в выборе профессии. Известно, что заинтересованность и мотивация обучающихся есть залог к усердию, освоению образовательной программы на уровне предъявляемых требований.

Контроль качества социального образования выступает важным фактором обеспечения качества и стал приоритетным направлением деятельности  вуза. Это оценка, мониторинг качества образования, направленный на выявление достижений определенного уровня. Контролем качества социального образования в вузе занимаются на всех уровнях системы управления: ученый совет вуза, ректорат, приемная комиссия, центр довузовской подготовки, факультеты, кафедры, управление качеством образования, учебно-методическое управление. Каждый из этих уровней имеет свой спектр задач, требующие обеспечения слаженной работы и координация деятельности. Информация на каждом уровне должна быть открытой и доступной для других подразделений.

Инновационные образовательные технологии сегодня также стали одним из важнейших факторов обеспечения качества социального образования в вузах. Одним из аспектов инноваций является внедрение результатов научных исследований и разработок в сфере социального образования в образовательную практику. Инновации должны внедряться не только в образовательный процесс, но и в образовательные ресурсы, в технологии обучения, в управлении образовательным процессом. По мнению специалистов, однако, использование инноваций оправдано, если они приводят к повышению качества образования. На первое место на сегодняшний день вышли IT - инновации. Информационные технологии эффективно применяются в образовательной и научной деятельности вузов, в том числе и в области социальной науки и в социальном образовательном процессе, что, как мы считаем, гарантирует дальнейший поиск новых факторов качества социального образования.

Эффективное использование отмеченных и других инновационных факторов будет способствовать обеспечению и повышению качества социального образования в вузе, удовлетворит как потребителей, так и самих выпускников.

Рецензенты:

Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и технологии социальной работы, КБГУ, г.Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры теории и технологии социальной работы, КБГУ, г.Нальчик.