Нелокальные краевые задачи для смешанных уравнений составляют широкий класс задач, теория которых интенсивно развивается на протяжении нескольких десятилетий [1-7]. Эти задачи представляют как теоретический интерес, так и обладают прикладной значимостью. Они применяются при моделировании процессов тепло- и массопереноса, описании проблем гидродинамики, решении инженерно-технических задач. В настоящей работе исследована нелокальная краевая задача для смешанного уравнения третьего порядка в характеристической области, которая обобщает результаты работ [8-10] и служит продолжением исследований, начатых в работах [11-13].
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Рассматривается уравнение
(1)
в конечной области , ограниченной отрезками , и прямых и соответственно, а также характеристиками и уравнения (1).
Пусть , ; , - аффиксы точек пересечений характеристик уравнения (1), выходящих из точки с характеристиками , соответственно.
Для уравнения (1) в области исследована следующая
Задача 1. Найти функцию , обладающую свойствами:
1. - регулярное решение уравнения (1) в , ;
2. ; ; ;
;
3. — удовлетворяет граничным условиям:
(2)
(3)
(4)
и условиям сопряжения
(5)
, (6)
где — внутренняя нормаль. Относительно коэффициентов уравнения (1) и заданных функций здесь и в дальнейшем предполагается, что
Под регулярным будем понимать решение уравнения (1), производные которого до порядка, входящего в уравнение, существуют и непрерывны в рассматриваемой области при .
Искомую функцию представим в виде:
Пусть
(7)
, (8)
тогда условия согласования примут вид
Воспользуемся тем, что любое регулярное решение уравнения (1) при представимо в виде:
,
где — регулярное решение уравнения
,
а — дважды непрерывно дифференцируемая функция, которую можно подчинить условию .
Решение уравнения (1) в представимо в виде [1]:
, (9)
где .
Подставив (9) в краевое условие (3), получим функциональное соотношение между и , принесенное из гиперболической части на линию в виде:
(10)
Переходя к пределу в уравнении (1) при , получим соотношение между и :
. (11)
На основании (7), (8) условия склеивания (5), (6) примут вид:
, (12)
. (13)
Пусть , тогда (10) представимо в виде:
, (14)
где , ,
.
Из (12), (13) и (14) найдем :
, (15)
где , ,
.
Подставляя из (15) в (11) и учитывая граничные условия (2), приходим к задаче для определения :
, (16)
(17)
где , .
2. ЕДИНСТВЕННОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 1
Пусть
.
Теорема. Если выполняются условия:
(18)
, (19)
тогда .
Доказательство. Рассмотрим интеграл
.
С учетом (14) получим:
.
После несложных преобразований этот интеграл можно переписать в виде:
. (20)
Из условий (18) заключаем, что
, ,
, .
Таким образом
. (*)
С другой стороны, из условий склеивания на основании (11) имеем:
.
После преобразований, получим:
. (21)
Из условия (19), заключаем, что
,
и, следовательно,
. (**)
Сравнивая (*) и (**), заключаем, что . Тогда
.
По схеме, предложенной в работе [2], доказывается, что в области .
3. СУЩЕСТВОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 1
Интегрируем (16) три раза от 0 до , получим:
Откуда
Обозначая ,
, ,
перепишем последнее выражение в виде:
. (22)
Если обозначить через
,
будем иметь:
. (22’)
Обращая (22’) через резольвенту ядра , получим:
, (23)
или .
Откуда ,
где .
Продифференцировав (23), получим:
или ,
где .
Для определения воспользуемся третьим условием (17). Будем иметь:
.
Если обозначить через
,
,
то при условии, что , найдем :
и, следовательно, для определения неизвестного будем иметь следующую формулу:
.
После определения функций из формул (15), (12), (13) решение задачи 1 в области находится по формуле (9), а в области приходим к следующей задаче: (1), (2), , существование решения которой доказывается с помощью преобразований Лапласа.
Рецензенты:
Шхануков-Лафишев М. Х., д.ф.-м.н., профессор, ФГБУН «Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН», г. Нальчик;
Журтов А.Х., д.ф.-м.н., профессор кафедры ГиВА Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Жабоев Ж.Ж., Кумышев Р.М., Кулиев Р.С. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ВНУТРЕННЕ-КРАЕВАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ УРАВНЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА С КРАТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23166 (дата обращения: 04.10.2024).