Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Боташева А.М. 1 Каракотова С.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева» (КЧГУ)
Статья посвящена актуальной проблеме современного развития высшего образования – творческой самореализации преподавателя высшей школы. Сегодня необходимо непосредственно в системе высшего профессионального образования разработать новые подходы, повышающие качество выпускников. В статье рассматриваются проблемы развития творческого потенциала преподавателя, выступающего в качестве и предпосылки, и результата его творческой деятельности. Изучены и проанализированы сферы творческой деятельности педагога: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое развитие. Обоснована значимость учета профессионально-творческой направленности личности, наличия индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ преподавателей. Рассматриваются различные аспекты педагогического творчества в системе высшего профессионального образования. Авторы отмечают, что различные формы индивидуального, эмоционально-мотивационного и когнитивного элементов являются компонентами единой конструкции творческой составляющей личности преподавателя высшей школы.
межличностная коммуникация
творческая самореализация
профессиональное развитие
педагогическое творчество
1. Горовая, В.И. Формирование интереса студентов к педагогической деятельности: монография /В. И. Горовая, М. В. Гулакова. – Ставрополь: Сервис школа, 2005. – 123 с.
2. Левина, М. М, Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
3. Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
4. Харченко, Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель (монография) / Л.Н Харченко. – Ставрополь: Сервис школа, 2012. – 180 с.
5. Харченко Л.Н. Проектирование программы неформального образования и психологической поддержки преподавателя в первые годы работы в вузе (монография) / Л. Н. Харченко. – Ставрополь: Сервис школа, 2012. – 124 с.
Важным  условием  повышения  качества  учебно-воспитательного  процесса в вузе является совершенствование  педагогического  мастерства и творческого  роста  преподавателя.

Социальная значимость изучения закономерностей развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы обусловлена тем, что она способствует повышению его компетентности и профессионализма, определяет продуктивно-созидательную направленность личности.

Эффективность профессиональной работы педагога состоит в разноплановости взаимосвязей между её компонентами и образовательной средой. Творческого преподавателя выделяют следующие черты: готовность к риску, критичность и свобода суждений, импульсивность, индивидуальный стиль деятельности. Такие свойства личности преподавателя открывают нам особенности по-настоящему свободной, профессионально компетентной и самостоятельной личности.

Профессиональное развитие, самообразование и творческая самореализация способствуют повышению профессионального уровня творческого педагога.     

Сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (анализ педагогических ситуаций, выбор методических моделей, вариативность способов воздействия в учебно-воспитательном процессе);

2) коммуникативное творчество (организация педагогически целесообразного и эффективного общения, способность осуществлять саморегуляцию);

3)  творческое развитие (определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и коррекции, разработка программы профессионального самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании) [1].

Творчество в педагогической деятельности преподавателя приобретает двусторонний характер, поскольку оно пробуждает творческую деятельность студентов.  Следовательно, в образовательной среде вуза должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности.

Значительная  роль  в  активизации  творческого  роста  преподавателя принадлежит неформальному  деловому  общению  преподавателей, которое  превосходит  по  своей  результативности  многие  официально  установленные  формы  методической  работы,  так  как  всегда  направлено  на  удовлетворение  потребности  преподавателя  в  получении  методической  помощи,  учитывающей  индивидуальные  особенности  его  личности.  В  роли  неофициальных  консультантов  выступают  обычно  преподаватели,  близкие  к  данному  педагогу  по  стилю  своей  деятельности.

Творчески работающему педагогу свойственны направленность на творчество, педагогическая мотивация, которая находится в органическом единстве с  креативной составляющей, позволяющие ему добиться современных, социально и личностно важных результатов в одном или же нескольких направлениях педагогической деятельности.

Важным аспектом деятельности преподавателя высшей школы становится личностный подход к выявлению особенностей формирования личности в данной культуре. Личностно ориентированный подход подразумевает, что его сможет воплотить в жизнь только преподаватель, осознающий личностью самого себя. Лишь в таком случае он имеет возможность разглядеть личность в студенте и строить свое взаимодействие с ним как партнёрский диалог, как взаимообмен познавательными, эмоционально-волевыми и социальными ценностями, тем самым оказывает психологическую поддержку личности студента и развивает себя. Важной особенностью творческой работы преподавателя считается способность выделять свое «Я - профессиональное» из всего спектра преподавательской деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом собственного влияния и рефлексировать средства воздействия, речь и мысли.

Творческий потенциал преподавателя, как объединение личностных способностей, природных и социальных сил, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации, выступает в качестве и предпосылки, и результата его творческой деятельности. 

Индивидуальный стиль деятельности, развитие внутренних ресурсов педагога, интенсификация творческого начала студентов, их самореализация в учебно- профессиональной деятельности обуславливают необходимость поиска средств развития творческого потенциала личности.

 Личностное значение творческого компонента деятельности  настоятельно требует от педагога довольно высокой степени энергичности, возможности руководить, регулировать свое поведение в согласовании с образующимися педагогическими ситуациями. Творческая самореализация открывает природу  таких профессиональных черт личности преподавателя высшей школы, как харизматичность, самостоятельность, ответственность и обязательность.

Организация подготовки преподавателя к творческой педагогической деятельности подразумевает реализацию основных, взаимодополняющих компонентов данных подходов: приоритетное становление  и развитие самостоятельности обучаемых на базе использования различных способов самостоятельной работы студентов; организация учебно-профессиональной деятельности, адекватной предстоящей профессиональной педагогической деятельности; мотивационная составляющая личности педагога-профессионала.

 Творческая составляющая личности - это важная предпосылка педагогической работы  харизматичного и творческого преподавателя, поскольку она содействует продвижению личности на высокий уровень  самореализации. Конструкция творческой составляющей личности преподавателя высшей школы изучается нами как комплекс следующих элементов:

1) индивидуального элемента (индивидуальные психологические процессы);

2) эмоционально-мотивационного элемента (убеждения, потребности, ценностные ориентации, мотивы);

3) когнитивного элемента (творчество, социализация, партнерские отношения, самоактуализация личности).

Рассмотрим стадии развития педагогического творчества преподавателя, которое отличается своеобразным характером и проявляется в процессе межличностной коммуникации со студентами.

Первая стадия - творческое взаимодействие со студентами (наладить обратную связь, корректировать свои действия по ее результатам).

Вторая стадия - повышение эффективности педагогической деятельности (выбор и оптимизация сочетания содержания, методов и форм обучения).

Третья стадия - эвристическая (использование интерактивных методов обучения и творческих возможностей коммуникации со студентами, самостоятельность).              

Творческая индивидуальность преподавателя проявляется в наименьшей или наибольшей степени на различных этапах её развития. Нами выделяются следующие периоды развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы:

I период характеризуется стабильно проявляющимся вниманием,  тенденцией направленности личности на профессионально-педагогическое развитие, погружение в образовательную среду. Работа преподавателя в данном периоде носит воспроизводящий характер, но он накапливает объём познаний, являющийся основанием на пути последующей оптимизации индивидуального стиля деятельности, саморазвития личности.

II период характеризуется развитием личностной активности  и связан с увеличением значимости освоения профессиональной деятельности,  овладением профессиональными способами, средствами, методами и приёмами данной работы, впоследствии становится вероятным выбор варианта  педагогической работы, приспособление скопленных познаний применительно к особенностям объекта педагогического труда, действенное взаимодействие способов и средств педагогического влияния. Важная особенность деятельности преподавателя  на данном этапе профессионального развития - творческое подражание.

III период - обогащение работы преподавателя.  Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя в данный период характеризуется свободным владением различными продуктивными педагогическими технологиями, разработкой и внедрением в педагогическую практику инновационных технологий. Данный период можно охарактеризовать как период первых значимых творческих достижений личности.

IV период определяется постепенным переходом от подражания к самостоятельному творчеству в профессиональной деятельности. Работа педагога характеризуется устойчивой профессиональной продуктивностью: разработкой личных программ и способов педагогического влияния, открытием и реализацией собственных творческих идей, обретением преподавателем автономного творческого «Я».

 V период выделяется  профессионально-творческой направленностью личности, наличием индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ и воспитанию творчески мыслящих и творчески деятельных поколений преподавателей высшей школы, способных разрешать неординарные педагогические ситуации в своей профессиональной деятельности.

 Система  работы  по  повышению  творческого  роста преподавателей включает в себя решение  следующих  задач: 

1) обеспечение  управления  факторами,  влияющими  на  процесс  творческого  роста; 

2) стимулирование  собственной  активности  и  самостоятельности; 

3) привлечение  внимания  педагогического  коллектива  к  новациям; 

4) формирование  и  развитие  индивидуального  стиля  деятельности;

5) организацию  творческого  сотрудничества молодых  преподавателей с  опытными;

6) использование  всего  арсенала средств,  методов,  каналов,  способствующих  творческому  росту  педагогов  [4].

Рассмотрим виды продуктов творчества преподавателя высшей школы:

1. Проект  занятия и его осуществление. Опыт преподавателя демонстрирует, что все занятия, в том числе и  по одной теме, необходимо разнообразить с учётом особенностей студенческих групп, итогов предшествующего занятия и множества других факторов, влияющих на эффективность учебного процесса. Формализованно принимать во внимание эти особенности  не удаётся, вследствие этого  проект каждого занятия и его реализация - продукт творчества преподавателя, причем  иногда намеренного, иногда интуитивного.

2. Методическое открытие - новое выполнение знакомой дидактически важной операции, методического приёма.

3. Разработка новых методов обучения (деятельностно-ориентированные методы обучения).

4.  Теоретическое обобщение. Включение в известную концепцию новых объектов  [2].

Отметим, что творческая составляющая в педагогической деятельности преподавателя состоит не  только из природных ресурсов и резервов его личности, но и тех образований, которые формируются и развиваются у каждого из нас в итоге социализации и  образования.     Подводя итоги, приведём выражение А.К. Марковой: «Сущность педагогического творчества заключается в совершенствовании себя и своей деятельности на основе исследовательского подхода и через связь с практикой» [3, 29].

Рецензенты:

Семенова Ф.О., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии, ФБГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева», г. Карачаевск;

Эбзеев М.М., д.п.н., ФБГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева», г. Карачаевск.


Библиографическая ссылка

Боташева А.М., Каракотова С.М. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23145 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074