Социальная значимость изучения закономерностей развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы обусловлена тем, что она способствует повышению его компетентности и профессионализма, определяет продуктивно-созидательную направленность личности.
Эффективность профессиональной работы педагога состоит в разноплановости взаимосвязей между её компонентами и образовательной средой. Творческого преподавателя выделяют следующие черты: готовность к риску, критичность и свобода суждений, импульсивность, индивидуальный стиль деятельности. Такие свойства личности преподавателя открывают нам особенности по-настоящему свободной, профессионально компетентной и самостоятельной личности.
Профессиональное развитие, самообразование и творческая самореализация способствуют повышению профессионального уровня творческого педагога.
Сферы творческой деятельности педагога:
1) методическое творчество (анализ педагогических ситуаций, выбор методических моделей, вариативность способов воздействия в учебно-воспитательном процессе);
2) коммуникативное творчество (организация педагогически целесообразного и эффективного общения, способность осуществлять саморегуляцию);
3) творческое развитие (определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и коррекции, разработка программы профессионального самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании) [1].
Творчество в педагогической деятельности преподавателя приобретает двусторонний характер, поскольку оно пробуждает творческую деятельность студентов. Следовательно, в образовательной среде вуза должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности.
Значительная роль в активизации творческого роста преподавателя принадлежит неформальному деловому общению преподавателей, которое превосходит по своей результативности многие официально установленные формы методической работы, так как всегда направлено на удовлетворение потребности преподавателя в получении методической помощи, учитывающей индивидуальные особенности его личности. В роли неофициальных консультантов выступают обычно преподаватели, близкие к данному педагогу по стилю своей деятельности.
Творчески работающему педагогу свойственны направленность на творчество, педагогическая мотивация, которая находится в органическом единстве с креативной составляющей, позволяющие ему добиться современных, социально и личностно важных результатов в одном или же нескольких направлениях педагогической деятельности.
Важным аспектом деятельности преподавателя высшей школы становится личностный подход к выявлению особенностей формирования личности в данной культуре. Личностно ориентированный подход подразумевает, что его сможет воплотить в жизнь только преподаватель, осознающий личностью самого себя. Лишь в таком случае он имеет возможность разглядеть личность в студенте и строить свое взаимодействие с ним как партнёрский диалог, как взаимообмен познавательными, эмоционально-волевыми и социальными ценностями, тем самым оказывает психологическую поддержку личности студента и развивает себя. Важной особенностью творческой работы преподавателя считается способность выделять свое «Я - профессиональное» из всего спектра преподавательской деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом собственного влияния и рефлексировать средства воздействия, речь и мысли.
Творческий потенциал преподавателя, как объединение личностных способностей, природных и социальных сил, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации, выступает в качестве и предпосылки, и результата его творческой деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности, развитие внутренних ресурсов педагога, интенсификация творческого начала студентов, их самореализация в учебно- профессиональной деятельности обуславливают необходимость поиска средств развития творческого потенциала личности.
Личностное значение творческого компонента деятельности настоятельно требует от педагога довольно высокой степени энергичности, возможности руководить, регулировать свое поведение в согласовании с образующимися педагогическими ситуациями. Творческая самореализация открывает природу таких профессиональных черт личности преподавателя высшей школы, как харизматичность, самостоятельность, ответственность и обязательность.
Организация подготовки преподавателя к творческой педагогической деятельности подразумевает реализацию основных, взаимодополняющих компонентов данных подходов: приоритетное становление и развитие самостоятельности обучаемых на базе использования различных способов самостоятельной работы студентов; организация учебно-профессиональной деятельности, адекватной предстоящей профессиональной педагогической деятельности; мотивационная составляющая личности педагога-профессионала.
Творческая составляющая личности - это важная предпосылка педагогической работы харизматичного и творческого преподавателя, поскольку она содействует продвижению личности на высокий уровень самореализации. Конструкция творческой составляющей личности преподавателя высшей школы изучается нами как комплекс следующих элементов:
1) индивидуального элемента (индивидуальные психологические процессы);
2) эмоционально-мотивационного элемента (убеждения, потребности, ценностные ориентации, мотивы);
3) когнитивного элемента (творчество, социализация, партнерские отношения, самоактуализация личности).
Рассмотрим стадии развития педагогического творчества преподавателя, которое отличается своеобразным характером и проявляется в процессе межличностной коммуникации со студентами.
Первая стадия - творческое взаимодействие со студентами (наладить обратную связь, корректировать свои действия по ее результатам).
Вторая стадия - повышение эффективности педагогической деятельности (выбор и оптимизация сочетания содержания, методов и форм обучения).
Третья стадия - эвристическая (использование интерактивных методов обучения и творческих возможностей коммуникации со студентами, самостоятельность).
Творческая индивидуальность преподавателя проявляется в наименьшей или наибольшей степени на различных этапах её развития. Нами выделяются следующие периоды развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы:
I период характеризуется стабильно проявляющимся вниманием, тенденцией направленности личности на профессионально-педагогическое развитие, погружение в образовательную среду. Работа преподавателя в данном периоде носит воспроизводящий характер, но он накапливает объём познаний, являющийся основанием на пути последующей оптимизации индивидуального стиля деятельности, саморазвития личности.
II период характеризуется развитием личностной активности и связан с увеличением значимости освоения профессиональной деятельности, овладением профессиональными способами, средствами, методами и приёмами данной работы, впоследствии становится вероятным выбор варианта педагогической работы, приспособление скопленных познаний применительно к особенностям объекта педагогического труда, действенное взаимодействие способов и средств педагогического влияния. Важная особенность деятельности преподавателя на данном этапе профессионального развития - творческое подражание.
III период - обогащение работы преподавателя. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя в данный период характеризуется свободным владением различными продуктивными педагогическими технологиями, разработкой и внедрением в педагогическую практику инновационных технологий. Данный период можно охарактеризовать как период первых значимых творческих достижений личности.
IV период определяется постепенным переходом от подражания к самостоятельному творчеству в профессиональной деятельности. Работа педагога характеризуется устойчивой профессиональной продуктивностью: разработкой личных программ и способов педагогического влияния, открытием и реализацией собственных творческих идей, обретением преподавателем автономного творческого «Я».
V период выделяется профессионально-творческой направленностью личности, наличием индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ и воспитанию творчески мыслящих и творчески деятельных поколений преподавателей высшей школы, способных разрешать неординарные педагогические ситуации в своей профессиональной деятельности.
Система работы по повышению творческого роста преподавателей включает в себя решение следующих задач:
1) обеспечение управления факторами, влияющими на процесс творческого роста;
2) стимулирование собственной активности и самостоятельности;
3) привлечение внимания педагогического коллектива к новациям;
4) формирование и развитие индивидуального стиля деятельности;
5) организацию творческого сотрудничества молодых преподавателей с опытными;
6) использование всего арсенала средств, методов, каналов, способствующих творческому росту педагогов [4].
Рассмотрим виды продуктов творчества преподавателя высшей школы:
1. Проект занятия и его осуществление. Опыт преподавателя демонстрирует, что все занятия, в том числе и по одной теме, необходимо разнообразить с учётом особенностей студенческих групп, итогов предшествующего занятия и множества других факторов, влияющих на эффективность учебного процесса. Формализованно принимать во внимание эти особенности не удаётся, вследствие этого проект каждого занятия и его реализация - продукт творчества преподавателя, причем иногда намеренного, иногда интуитивного.
2. Методическое открытие - новое выполнение знакомой дидактически важной операции, методического приёма.
3. Разработка новых методов обучения (деятельностно-ориентированные методы обучения).
4. Теоретическое обобщение. Включение в известную концепцию новых объектов [2].
Отметим, что творческая составляющая в педагогической деятельности преподавателя состоит не только из природных ресурсов и резервов его личности, но и тех образований, которые формируются и развиваются у каждого из нас в итоге социализации и образования. Подводя итоги, приведём выражение А.К. Марковой: «Сущность педагогического творчества заключается в совершенствовании себя и своей деятельности на основе исследовательского подхода и через связь с практикой» [3, 29].
Рецензенты:
Семенова Ф.О., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии, ФБГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева», г. Карачаевск;
Эбзеев М.М., д.п.н., ФБГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева», г. Карачаевск.
Библиографическая ссылка
Боташева А.М., Каракотова С.М. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23145 (дата обращения: 11.11.2024).