Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF A HIGH SCHOOL TEACHER

Botasheva A.M. 1 Karakotova S.M. 1
1 Karachay-Circassian State University
Статья посвящена актуальной проблеме современного развития высшего образования – творческой самореализации преподавателя высшей школы. Сегодня необходимо непосредственно в системе высшего профессионального образования разработать новые подходы, повышающие качество выпускников. В статье рассматриваются проблемы развития творческого потенциала преподавателя, выступающего в качестве и предпосылки, и результата его творческой деятельности. Изучены и проанализированы сферы творческой деятельности педагога: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое развитие. Обоснована значимость учета профессионально-творческой направленности личности, наличия индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ преподавателей. Рассматриваются различные аспекты педагогического творчества в системе высшего профессионального образования. Авторы отмечают, что различные формы индивидуального, эмоционально-мотивационного и когнитивного элементов являются компонентами единой конструкции творческой составляющей личности преподавателя высшей школы.
The article deals with an actual problem of modern development of the higher education – creative self-realization of a high school teacher. One of contemporary challenge at the higher educational system is a need to develop new approaches enhancing quality of graduates. The problems of development of creative potential of a teacher acting as a background and as a result of his creative activity are considered in this article. The fields of creative activity of the teacher are researched and analyzed: methodical creativity, communicative arts, creative development. The importance of the accounting professional and creative orientation of the personality, the availability of individual style of pedagogical activity is grounded, which is implemented by the formation and expansion of acmeological space to promote creative teachers’ communities. The article examines various aspects of pedagogical creativity in higher professional education system. The authors note that various forms of individual, emotional-motivational and cognitive elements are components of a single designed component of creative personality of a high school teacher.
interpersonal communication
creative self-realization
professional growth
pedagogical creativity
Важным  условием  повышения  качества  учебно-воспитательного  процесса в вузе является совершенствование  педагогического  мастерства и творческого  роста  преподавателя.

Социальная значимость изучения закономерностей развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы обусловлена тем, что она способствует повышению его компетентности и профессионализма, определяет продуктивно-созидательную направленность личности.

Эффективность профессиональной работы педагога состоит в разноплановости взаимосвязей между её компонентами и образовательной средой. Творческого преподавателя выделяют следующие черты: готовность к риску, критичность и свобода суждений, импульсивность, индивидуальный стиль деятельности. Такие свойства личности преподавателя открывают нам особенности по-настоящему свободной, профессионально компетентной и самостоятельной личности.

Профессиональное развитие, самообразование и творческая самореализация способствуют повышению профессионального уровня творческого педагога.     

Сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (анализ педагогических ситуаций, выбор методических моделей, вариативность способов воздействия в учебно-воспитательном процессе);

2) коммуникативное творчество (организация педагогически целесообразного и эффективного общения, способность осуществлять саморегуляцию);

3)  творческое развитие (определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и коррекции, разработка программы профессионального самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании) [1].

Творчество в педагогической деятельности преподавателя приобретает двусторонний характер, поскольку оно пробуждает творческую деятельность студентов.  Следовательно, в образовательной среде вуза должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности.

Значительная  роль  в  активизации  творческого  роста  преподавателя принадлежит неформальному  деловому  общению  преподавателей, которое  превосходит  по  своей  результативности  многие  официально  установленные  формы  методической  работы,  так  как  всегда  направлено  на  удовлетворение  потребности  преподавателя  в  получении  методической  помощи,  учитывающей  индивидуальные  особенности  его  личности.  В  роли  неофициальных  консультантов  выступают  обычно  преподаватели,  близкие  к  данному  педагогу  по  стилю  своей  деятельности.

Творчески работающему педагогу свойственны направленность на творчество, педагогическая мотивация, которая находится в органическом единстве с  креативной составляющей, позволяющие ему добиться современных, социально и личностно важных результатов в одном или же нескольких направлениях педагогической деятельности.

Важным аспектом деятельности преподавателя высшей школы становится личностный подход к выявлению особенностей формирования личности в данной культуре. Личностно ориентированный подход подразумевает, что его сможет воплотить в жизнь только преподаватель, осознающий личностью самого себя. Лишь в таком случае он имеет возможность разглядеть личность в студенте и строить свое взаимодействие с ним как партнёрский диалог, как взаимообмен познавательными, эмоционально-волевыми и социальными ценностями, тем самым оказывает психологическую поддержку личности студента и развивает себя. Важной особенностью творческой работы преподавателя считается способность выделять свое «Я - профессиональное» из всего спектра преподавательской деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом собственного влияния и рефлексировать средства воздействия, речь и мысли.

Творческий потенциал преподавателя, как объединение личностных способностей, природных и социальных сил, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации, выступает в качестве и предпосылки, и результата его творческой деятельности. 

Индивидуальный стиль деятельности, развитие внутренних ресурсов педагога, интенсификация творческого начала студентов, их самореализация в учебно- профессиональной деятельности обуславливают необходимость поиска средств развития творческого потенциала личности.

 Личностное значение творческого компонента деятельности  настоятельно требует от педагога довольно высокой степени энергичности, возможности руководить, регулировать свое поведение в согласовании с образующимися педагогическими ситуациями. Творческая самореализация открывает природу  таких профессиональных черт личности преподавателя высшей школы, как харизматичность, самостоятельность, ответственность и обязательность.

Организация подготовки преподавателя к творческой педагогической деятельности подразумевает реализацию основных, взаимодополняющих компонентов данных подходов: приоритетное становление  и развитие самостоятельности обучаемых на базе использования различных способов самостоятельной работы студентов; организация учебно-профессиональной деятельности, адекватной предстоящей профессиональной педагогической деятельности; мотивационная составляющая личности педагога-профессионала.

 Творческая составляющая личности - это важная предпосылка педагогической работы  харизматичного и творческого преподавателя, поскольку она содействует продвижению личности на высокий уровень  самореализации. Конструкция творческой составляющей личности преподавателя высшей школы изучается нами как комплекс следующих элементов:

1) индивидуального элемента (индивидуальные психологические процессы);

2) эмоционально-мотивационного элемента (убеждения, потребности, ценностные ориентации, мотивы);

3) когнитивного элемента (творчество, социализация, партнерские отношения, самоактуализация личности).

Рассмотрим стадии развития педагогического творчества преподавателя, которое отличается своеобразным характером и проявляется в процессе межличностной коммуникации со студентами.

Первая стадия - творческое взаимодействие со студентами (наладить обратную связь, корректировать свои действия по ее результатам).

Вторая стадия - повышение эффективности педагогической деятельности (выбор и оптимизация сочетания содержания, методов и форм обучения).

Третья стадия - эвристическая (использование интерактивных методов обучения и творческих возможностей коммуникации со студентами, самостоятельность).              

Творческая индивидуальность преподавателя проявляется в наименьшей или наибольшей степени на различных этапах её развития. Нами выделяются следующие периоды развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы:

I период характеризуется стабильно проявляющимся вниманием,  тенденцией направленности личности на профессионально-педагогическое развитие, погружение в образовательную среду. Работа преподавателя в данном периоде носит воспроизводящий характер, но он накапливает объём познаний, являющийся основанием на пути последующей оптимизации индивидуального стиля деятельности, саморазвития личности.

II период характеризуется развитием личностной активности  и связан с увеличением значимости освоения профессиональной деятельности,  овладением профессиональными способами, средствами, методами и приёмами данной работы, впоследствии становится вероятным выбор варианта  педагогической работы, приспособление скопленных познаний применительно к особенностям объекта педагогического труда, действенное взаимодействие способов и средств педагогического влияния. Важная особенность деятельности преподавателя  на данном этапе профессионального развития - творческое подражание.

III период - обогащение работы преподавателя.  Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя в данный период характеризуется свободным владением различными продуктивными педагогическими технологиями, разработкой и внедрением в педагогическую практику инновационных технологий. Данный период можно охарактеризовать как период первых значимых творческих достижений личности.

IV период определяется постепенным переходом от подражания к самостоятельному творчеству в профессиональной деятельности. Работа педагога характеризуется устойчивой профессиональной продуктивностью: разработкой личных программ и способов педагогического влияния, открытием и реализацией собственных творческих идей, обретением преподавателем автономного творческого «Я».

 V период выделяется  профессионально-творческой направленностью личности, наличием индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ и воспитанию творчески мыслящих и творчески деятельных поколений преподавателей высшей школы, способных разрешать неординарные педагогические ситуации в своей профессиональной деятельности.

 Система  работы  по  повышению  творческого  роста преподавателей включает в себя решение  следующих  задач: 

1) обеспечение  управления  факторами,  влияющими  на  процесс  творческого  роста; 

2) стимулирование  собственной  активности  и  самостоятельности; 

3) привлечение  внимания  педагогического  коллектива  к  новациям; 

4) формирование  и  развитие  индивидуального  стиля  деятельности;

5) организацию  творческого  сотрудничества молодых  преподавателей с  опытными;

6) использование  всего  арсенала средств,  методов,  каналов,  способствующих  творческому  росту  педагогов  [4].

Рассмотрим виды продуктов творчества преподавателя высшей школы:

1. Проект  занятия и его осуществление. Опыт преподавателя демонстрирует, что все занятия, в том числе и  по одной теме, необходимо разнообразить с учётом особенностей студенческих групп, итогов предшествующего занятия и множества других факторов, влияющих на эффективность учебного процесса. Формализованно принимать во внимание эти особенности  не удаётся, вследствие этого  проект каждого занятия и его реализация - продукт творчества преподавателя, причем  иногда намеренного, иногда интуитивного.

2. Методическое открытие - новое выполнение знакомой дидактически важной операции, методического приёма.

3. Разработка новых методов обучения (деятельностно-ориентированные методы обучения).

4.  Теоретическое обобщение. Включение в известную концепцию новых объектов  [2].

Отметим, что творческая составляющая в педагогической деятельности преподавателя состоит не  только из природных ресурсов и резервов его личности, но и тех образований, которые формируются и развиваются у каждого из нас в итоге социализации и  образования.     Подводя итоги, приведём выражение А.К. Марковой: «Сущность педагогического творчества заключается в совершенствовании себя и своей деятельности на основе исследовательского подхода и через связь с практикой» [3, 29].

Рецензенты:

Семенова Ф.О., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии, ФБГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева», г. Карачаевск;

Эбзеев М.М., д.п.н., ФБГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева», г. Карачаевск.