Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В МОНОГОРОДАХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Самсонов В.С. 1 Шершень И.В. 2
1 Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
2 ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
В статье рассмотрена проблема развития российских моногородов, чье жизнеобеспечение зависит от эффективности деятельности градообразующего предприятия. Ориентир моногородов на творческое развитие путем реализации уникальных культурных, географических, экономических и иных ресурсов позволит улучшить качество жизни, объединить ценности городской жизни (активный темп деятельности, интенсивные и разветвленные сети коммуникаций, развитая инфраструктура торговли и сервиса, изобилие культурно-развлекательных мероприятий) с консервативными ценностями упорядоченной сельской жизни, культивирующими ощущения уникальности места, преемственности, безопасности и предсказуемости. В Воронежской области нестандартным подходом к использованию уникальности края является пропаганда экологического и культурного туризма в моногородах. Участие образовательных организаций в развитии креативных индустрий моногородов способствует поддержке творческого предпринимательства, созданию новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, устранению разрыва между существующей культурной инфраструктурой и культурными потребностями жителей, активизации креативного городского потенциала и творческой самореализации горожан.
моногорода
инновационное развитие
стратегия города
урбанистическая политика
креативное пространство
1. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Креативный менеджмент: уч. пособие. – Воронеж: «Роза ветров», 2012. – 215 с.
2. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Значение креативного потенциала в инновационном развитии городов // Великая победа: патриотическое воспитание молодежи. – матер. XVI всерос. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГПГК, 2015. – С. 132-134.
3. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Феномен креативности: природа, содержание и факторы развития // Проблемы развития инновационно-креативной экономики. - матер. междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: «Креативная экономика», 2009. – С. 589-615.
4. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Развитие инновационного потенциала городов с позиций формирования креативности // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы. – матер. У111 междунар. науч. конф. – Гомель, Беларусь: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2013. – С. 271-273.
5. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Трансформация ценностей: искусство как инструмент бизнеса //Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах. – матер. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГПУ, 2014. – С. 32-35.
6. Кравец М.А., Шершень И.В. Формирование коммуникативной стратегии в банковском секторе Воронежской области // Современная экономика: проблемы и решения. – 2010. – №9. – С. 113-121.
7. Самсонов В.С., Шершень И.В. Особенности использования методов кластеризации при изучении динамики и прогнозирования численности безработных, учащихся и трудовых ресурсов// Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах. - матер. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГПУ, 2014. – С. 84-94.
8. Самсонов В.С., Шершень И.В. Рекомендации по использованию методов кластерного анализа при анкетировании молодых специалистов для адаптации их к профессиональной деятельности// Основы экономики, управления и права. – 2014. – №6(18). – С. 65-69.
9. Шершень И.В., Емельянова О.Я. Актуальные проблемы развития российских моногородов / /Парадигма. – матер. междунар. науч.школы. Т.3. Теоретическая и прикладная экономика. – Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. – С. 327-331.
В современных экономических условиях большинство российских моногородов переживает кризисное состояние или находится в ситуации критических рисков. Подобное положение обусловлено самой спецификой формирования моногорода - муниципального образования, всецело зависящего от градообразующего предприятия (научного учреждения), предоставляющего рабочие места жителям и несущего практически полную социальную ответственность и финансовое бремя за жизнь города (т.е. по сути, зависящего от его жизнеспособности).

Анализируя состояние и механизмы развития монопрофильных городов, зарубежные специалисты рассматривают город как корпорацию в силу специфических особенностей городской структуры, практически идентичной организационной.

Поиск новых альтернативных источников жизнеобеспечения монопрофильных городов представляется наиболее целесообразным способом диверсифицировать риски моногорода в случае падения эффективности деятельности градообразующего предприятия. Формирование креативного пространства в моногородах позволит решить проблему отраслевого перекоса экономического развития и облегчит поиски и внедрение новых индустрий. Выявление и реализация уникального креативного потенциала городов, стратегическое городское планирование с акцентом на инновации в свете мировых тенденций являются довольно обсуждаемыми и дискуссионными темами урбанистической политики в России.

Именно стратегия моногорода определяет вектор его развития, в том числе, инновационного. Она включает этапы:

- формулирование общей цели;

- определение главных задач в рамках обозначенных актуальных проблем;

- планирование основных мероприятий для решения поставленных задач;

- контроль и выявление возникающих в процессе реализации стратегии проблем.

Стратегия инновационного развития позволяет определить готовность монопрофильного города к реагированию на выявленную динамику факторов влияния внешней среды и мобилизации ресурсов для своевременного изменения бизнес-процессов в актуальном ключе. Долгосрочная стратегия выступает базой для обоснованной разработки схемы территориального планирования, которая служит основой рационального использования территории и ее устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития, включающая стратегию внедрения инноваций, позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.

Наличие стратегии инновационного городского развития свидетельствует о способности муниципального образования вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его процветания; облегчает руководителям моногорода получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет аргументировано обосновать целевое расходование средств. Существование инновационных планов у моногорода позволяет продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится управление инновациями, долгосрочное инновационное планирование.

Важная особенность стратегии моногорода заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, мониторинга социального самочувствия населения, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, путей их решения и новых перспектив. Главным ориентиром при разработке стратегии обязательно является улучшение показателей уровня и качества жизни горожан.

В целом, процесс социально-экономического развития моногорода предусматривает наличие двух составляющих: государственной поддержки и усилий самого моногорода.

При попытке решения проблем моногородов и активизации их инновационного потенциала на макроуровне речь должна идти о проведении такой федеральной структурной политики, которая позволила бы реализовать огромный интеллектуальный и инновационно-технологический потенциал, сконцентрированный в моногородах. В числе мероприятий в целях поддержки инновационного развития городов можно назвать замораживание и передачу всех федеральных налогов в бюджет города по реформированию; сохранение дотаций на два-три года для целевого использования на развитие; первоприоритетный возврат федеральных долгов градообразующим предприятиям.

Наиболее  значительный объем работ по инновационному развитию осуществляется на муниципальном (городском) уровне. С их стороны необходимо решение следующих первоочередных задач, нацеленных на коррекцию социально-экономической ситуации в городе: формирование городской социально-экономической политики, увязанной с генеральными направлениями и приоритетами развития страны и региона, на территории которого располагается моногород; выбор стратегии, на основе которой местное (городское) сообщество будет продвигаться в направлении намеченных целей; управление процессом реализации выбранной стратегии развития, включая разработку системы мотивации для различных участников этого процесса (жителей, персонала градообразующего предприятия, предпринимателей, органов власти всех уровней).

Необходимость использования метода стратегического корпоративного планирования в практике управления городским развитием обусловлена высокой скоростью изменений параметров внешней среды, а также необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ и возможностей кризисного города, способных обеспечить его устойчивое развитие. Данный метод особо востребован в условиях, когда перспективы города всецело зависят от успешности решения проблемы диверсификации его экономики, то есть перехода от моно- к многофункциональности.

Разница в проблемах российских моногородов существенна, но она предоставляет возможности взаимного обучения. В решениях задач креативного городского развития зачастую используют универсальные принципы:

- вовлечение людей, непосредственно испытывающих сложности, во внедрение найденных решений проблемы;

- создание образовательной среды для принятия решений;

- формирование системы решений, устойчивой с культурных, экологических, социальных и экологических позиций.

Формируя программу урбанистической политики следует учитывать, что объем креативного потенциала и непосредственно эффективность воплощения творческих идей существенно зависят от умений жителей применять свои творческие способности к любым открывающимся возможностям и потребностям. Вследствие этого, общественные и образовательные организации должны принимать самое активное участие в проектах городского развития, предлагая конкурсы студенческих идей и проектов, тренингов, факультативов, волонтерских акций и т.п. Сотрудничество городских властей со сферой образования, молодежными движениями позволит разработать новые нетривиальные, воскресить ранее забытые или невостребованные проекты.

В российских городах постоянно устанавливаются новые связи в результате притока трудовых мигрантов. Они могут стать как источником роста креативного потенциала, так и конфликтов. В условиях мультикультурализма требуются новые решения и установление взаимодействия становится приоритетным направлением для развития моногородов.

В контексте современных мощных миграционных  процессов, дальнейшей активной индустриализации и глобализации экономики сохранение и культивирование индивидуальных качеств, самобытности городских и сельских поселений выступает необходимой попыткой поддержания от забвения культурного наследия и традиций, определения вектора городского развития, учитывающего исторический опыт и природные особенности местности.

С целью сохранения собственной идентичности, современным моногородам следует выявить и эффективно реализовывать свои специфические исторически сложившиеся возможности, определив город в качестве центра науки, технологий, финансов, уникальной рекреации, наследия и иной сферы. 

Ориентир городов на творческое развитие путем  реализации уникальных культурных, географических, экономических и иных ресурсов позволит, в целом, улучшить качество жизни регионов, объединить ценности  городской жизни (активный темп деятельности, интенсивные и разветвленные сети коммуникаций, развитая  инфраструктура торговли и сервиса, изобилие культурно-развлекательных мероприятий) с консервативными ценностями упорядоченной сельской жизни, культивирующими ощущения уникальности места, преемственности, безопасности и предсказуемости.

Например, для Воронежской области нестандартным подходом к использованию уникальности края является пропаганда экологического и культурного туризма. Воронежская область - регион, для которого туристская отрасль никогда не была ведущей, и  в рейтинге туристской привлекательности он занимает 46-е место из 83 субъектов РФ. В настоящее время рекреационный потенциал Воронежского региона используется недостаточно, и моногорода Воронежской области должны быть заинтересованы в диверсификации своих рисков и переходу от монопрофильности к развитию различных секторов экономики (в том числе, экологического и культурного туризма), способных обеспечить город финансовыми ресурсами, развитием инфраструктуры, рабочими местами.

Под Воронежом располагаются ценные лесные массивы, имеющие мировое значение, - Хреновской бор, Шипов лес, Теллермановская роща, Усманский бор (эти леса являлись объектами исследования передовых методов ведения лесного хозяйства и лесокультурного дела в России). Каменная, Хрипунская степи и другие уцелевшие участки Русских степей, природа которых запечатлена в трудах нескольких поколений отечественных естествоиспытателей, могут вызвать особый интерес у туристов. Весьма перспективны в эколого-туристском и познавательном отношении долины рек Дон, Воронеж, Хопер, Ворона, Битюг, Савала и др.

В ведущих воронежских вузах реализуются проекты экологического и культурного туризма для студентов, магистрантов и аспирантов, предполагающие активное вовлечение в  профессию, в том числе: экологические лагеря, турпоходы, исторические экскурсии, разнообразные выездные практики (географические, исторические, диалектологические,  фольклорные и т.п.).

Наличие 2-х природных заповедников, 13-ти заказников, 175-ти памятников природы, историко-культурного центра в Рамонском районе, Хреновского конезавода, археологического музея-заповедника «Костенки», природного архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье», пещерных храмов «Белогорье» создают условия для формирования экологических, паломнических и приключенческих туров.

Правильно спланированный и организованный экологический и культурный туризм может стать одним из инструментов охраны природы, социально-экономического развития территории и экологического просвещения местного населения и туристов.

В связи с этим представляется актуальной комплексная оценка территории моногородов Воронежской области с точки зрения распределения ресурсов экологического и культурного туризма, определение перспективных туристских кластеров с интересной доминантой и выявление инструментов управления развитием туризма.

Таким образом, творческое развитие моногородов Воронежской области путем актуализации уникальных культурных, географических и иных ресурсов позволит, в целом, сохранить природное и культурное наследие местности, улучшить качество и разнообразить стиль жизни горожан.

На наш взгляд, роль инициатора творческих инициатив в регионах должны принять на себя как представители градообразующего предприятия, так и образовательные учреждения, молодежные организации. Крупные региональные вузы (такие, как Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский государственный аграрный университет, Воронежский государственный лесотехнический университет), обладающие возможностями научно-исследовательских центров и социальных  кампаний, должны оказывать поддержку реализации общественно значимых проектов моногородов.

Можно предложить несколько направлений деятельности научно-исследовательского и прикладного сопровождения процесса формирования креативного пространства моногородов. Первостепенным нам представляется развитие творческого предпринимательства. На базе созданного структурного подразделения вуза - центра или лаборатории творческого предпринимательства, бизнес-инкубатора - можно проводить очно-заочные образовательные программы разового характера (лекционно-образовательные циклы) или на постоянной основе (школа творческих предпринимателей), а также профессиональные мероприятия: тренинги, конкурсы, мастер-классы, форумы и стажировки. Центр творческого предпринимательства  может оказывать консалтинговую поддержку стартапов в сфере творческих индустрий, в том числе консультации экспертов, предложения партнерства, ресурсное обеспечение и коворкинг.

Вузы в качестве ведущих образовательных центров способны привлекать молодежь,  творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству с действующими культурными институтами моногорода. Учреждения культуры в результате подобного взаимодействия получат мощный импульс к модернизации, а молодые специалисты обретут уникальный опыт в сфере проектного менеджмента, в целом же, подобные проекты освежат социокультурную обстановку моногорода, разнообразят традиционную программу местных культурно-массовых мероприятий, создадут новые интерактивные культурные площадки. 

Важным вектором формирования креативного пространства  вузами выступает качественная подготовка профессиональных кадров в сфере управления проектами различных профилей и активизация творческого потенциала студенчества (постоянно действующие творческие студии: театральная, танцевальная, хор и т.п., специальные курсы институтов дополнительного профессионального образования).

На базе библиотек целесообразно организовать медиацентры, представляющие собой многофункциональное пространство для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытые площадки для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Для представителей третьего поколения (пожилых людей) можно организовать обучение компьютерным информационным технологиям, иностранным языкам и творческие клубы, для детей - разработать развивающие и образовательные программы, мастер-классы. Студенты могут выступить волонтерами и приобрести опыт ведения инициативных социальных проектов и профессиональной деятельности.

Таким образом, участие образовательных организаций в развитии креативного пространства моногородов будет способствовать поддержке творческого предпринимательства, созданию новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, устранению разрыва между существующей культурной инфраструктурой и культурными потребностями жителей, активизации креативного городского потенциала и творческой самореализации горожан.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №  15-06-10765 а

Рецензенты:

Преображенский Б.Г., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и менеджмента Воронежского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Воронеж;

Подвальный Е.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой математики и информационных технологий в управлении Воронежского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Самсонов В.С., Шершень И.В. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В МОНОГОРОДАХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23114 (дата обращения: 02.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074