Анализируя состояние и механизмы развития монопрофильных городов, зарубежные специалисты рассматривают город как корпорацию в силу специфических особенностей городской структуры, практически идентичной организационной.
Поиск новых альтернативных источников жизнеобеспечения монопрофильных городов представляется наиболее целесообразным способом диверсифицировать риски моногорода в случае падения эффективности деятельности градообразующего предприятия. Формирование креативного пространства в моногородах позволит решить проблему отраслевого перекоса экономического развития и облегчит поиски и внедрение новых индустрий. Выявление и реализация уникального креативного потенциала городов, стратегическое городское планирование с акцентом на инновации в свете мировых тенденций являются довольно обсуждаемыми и дискуссионными темами урбанистической политики в России.
Именно стратегия моногорода определяет вектор его развития, в том числе, инновационного. Она включает этапы:
- формулирование общей цели;
- определение главных задач в рамках обозначенных актуальных проблем;
- планирование основных мероприятий для решения поставленных задач;
- контроль и выявление возникающих в процессе реализации стратегии проблем.
Стратегия инновационного развития позволяет определить готовность монопрофильного города к реагированию на выявленную динамику факторов влияния внешней среды и мобилизации ресурсов для своевременного изменения бизнес-процессов в актуальном ключе. Долгосрочная стратегия выступает базой для обоснованной разработки схемы территориального планирования, которая служит основой рационального использования территории и ее устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития, включающая стратегию внедрения инноваций, позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.
Наличие стратегии инновационного городского развития свидетельствует о способности муниципального образования вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его процветания; облегчает руководителям моногорода получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет аргументировано обосновать целевое расходование средств. Существование инновационных планов у моногорода позволяет продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится управление инновациями, долгосрочное инновационное планирование.
Важная особенность стратегии моногорода заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, мониторинга социального самочувствия населения, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, путей их решения и новых перспектив. Главным ориентиром при разработке стратегии обязательно является улучшение показателей уровня и качества жизни горожан.
В целом, процесс социально-экономического развития моногорода предусматривает наличие двух составляющих: государственной поддержки и усилий самого моногорода.
При попытке решения проблем моногородов и активизации их инновационного потенциала на макроуровне речь должна идти о проведении такой федеральной структурной политики, которая позволила бы реализовать огромный интеллектуальный и инновационно-технологический потенциал, сконцентрированный в моногородах. В числе мероприятий в целях поддержки инновационного развития городов можно назвать замораживание и передачу всех федеральных налогов в бюджет города по реформированию; сохранение дотаций на два-три года для целевого использования на развитие; первоприоритетный возврат федеральных долгов градообразующим предприятиям.
Наиболее значительный объем работ по инновационному развитию осуществляется на муниципальном (городском) уровне. С их стороны необходимо решение следующих первоочередных задач, нацеленных на коррекцию социально-экономической ситуации в городе: формирование городской социально-экономической политики, увязанной с генеральными направлениями и приоритетами развития страны и региона, на территории которого располагается моногород; выбор стратегии, на основе которой местное (городское) сообщество будет продвигаться в направлении намеченных целей; управление процессом реализации выбранной стратегии развития, включая разработку системы мотивации для различных участников этого процесса (жителей, персонала градообразующего предприятия, предпринимателей, органов власти всех уровней).
Необходимость использования метода стратегического корпоративного планирования в практике управления городским развитием обусловлена высокой скоростью изменений параметров внешней среды, а также необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ и возможностей кризисного города, способных обеспечить его устойчивое развитие. Данный метод особо востребован в условиях, когда перспективы города всецело зависят от успешности решения проблемы диверсификации его экономики, то есть перехода от моно- к многофункциональности.
Разница в проблемах российских моногородов существенна, но она предоставляет возможности взаимного обучения. В решениях задач креативного городского развития зачастую используют универсальные принципы:
- вовлечение людей, непосредственно испытывающих сложности, во внедрение найденных решений проблемы;
- создание образовательной среды для принятия решений;
- формирование системы решений, устойчивой с культурных, экологических, социальных и экологических позиций.
Формируя программу урбанистической политики следует учитывать, что объем креативного потенциала и непосредственно эффективность воплощения творческих идей существенно зависят от умений жителей применять свои творческие способности к любым открывающимся возможностям и потребностям. Вследствие этого, общественные и образовательные организации должны принимать самое активное участие в проектах городского развития, предлагая конкурсы студенческих идей и проектов, тренингов, факультативов, волонтерских акций и т.п. Сотрудничество городских властей со сферой образования, молодежными движениями позволит разработать новые нетривиальные, воскресить ранее забытые или невостребованные проекты.
В российских городах постоянно устанавливаются новые связи в результате притока трудовых мигрантов. Они могут стать как источником роста креативного потенциала, так и конфликтов. В условиях мультикультурализма требуются новые решения и установление взаимодействия становится приоритетным направлением для развития моногородов.
В контексте современных мощных миграционных процессов, дальнейшей активной индустриализации и глобализации экономики сохранение и культивирование индивидуальных качеств, самобытности городских и сельских поселений выступает необходимой попыткой поддержания от забвения культурного наследия и традиций, определения вектора городского развития, учитывающего исторический опыт и природные особенности местности.
С целью сохранения собственной идентичности, современным моногородам следует выявить и эффективно реализовывать свои специфические исторически сложившиеся возможности, определив город в качестве центра науки, технологий, финансов, уникальной рекреации, наследия и иной сферы.
Ориентир городов на творческое развитие путем реализации уникальных культурных, географических, экономических и иных ресурсов позволит, в целом, улучшить качество жизни регионов, объединить ценности городской жизни (активный темп деятельности, интенсивные и разветвленные сети коммуникаций, развитая инфраструктура торговли и сервиса, изобилие культурно-развлекательных мероприятий) с консервативными ценностями упорядоченной сельской жизни, культивирующими ощущения уникальности места, преемственности, безопасности и предсказуемости.
Например, для Воронежской области нестандартным подходом к использованию уникальности края является пропаганда экологического и культурного туризма. Воронежская область - регион, для которого туристская отрасль никогда не была ведущей, и в рейтинге туристской привлекательности он занимает 46-е место из 83 субъектов РФ. В настоящее время рекреационный потенциал Воронежского региона используется недостаточно, и моногорода Воронежской области должны быть заинтересованы в диверсификации своих рисков и переходу от монопрофильности к развитию различных секторов экономики (в том числе, экологического и культурного туризма), способных обеспечить город финансовыми ресурсами, развитием инфраструктуры, рабочими местами.
Под Воронежом располагаются ценные лесные массивы, имеющие мировое значение, - Хреновской бор, Шипов лес, Теллермановская роща, Усманский бор (эти леса являлись объектами исследования передовых методов ведения лесного хозяйства и лесокультурного дела в России). Каменная, Хрипунская степи и другие уцелевшие участки Русских степей, природа которых запечатлена в трудах нескольких поколений отечественных естествоиспытателей, могут вызвать особый интерес у туристов. Весьма перспективны в эколого-туристском и познавательном отношении долины рек Дон, Воронеж, Хопер, Ворона, Битюг, Савала и др.
В ведущих воронежских вузах реализуются проекты экологического и культурного туризма для студентов, магистрантов и аспирантов, предполагающие активное вовлечение в профессию, в том числе: экологические лагеря, турпоходы, исторические экскурсии, разнообразные выездные практики (географические, исторические, диалектологические, фольклорные и т.п.).
Наличие 2-х природных заповедников, 13-ти заказников, 175-ти памятников природы, историко-культурного центра в Рамонском районе, Хреновского конезавода, археологического музея-заповедника «Костенки», природного архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье», пещерных храмов «Белогорье» создают условия для формирования экологических, паломнических и приключенческих туров.
Правильно спланированный и организованный экологический и культурный туризм может стать одним из инструментов охраны природы, социально-экономического развития территории и экологического просвещения местного населения и туристов.
В связи с этим представляется актуальной комплексная оценка территории моногородов Воронежской области с точки зрения распределения ресурсов экологического и культурного туризма, определение перспективных туристских кластеров с интересной доминантой и выявление инструментов управления развитием туризма.
Таким образом, творческое развитие моногородов Воронежской области путем актуализации уникальных культурных, географических и иных ресурсов позволит, в целом, сохранить природное и культурное наследие местности, улучшить качество и разнообразить стиль жизни горожан.
На наш взгляд, роль инициатора творческих инициатив в регионах должны принять на себя как представители градообразующего предприятия, так и образовательные учреждения, молодежные организации. Крупные региональные вузы (такие, как Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский государственный аграрный университет, Воронежский государственный лесотехнический университет), обладающие возможностями научно-исследовательских центров и социальных кампаний, должны оказывать поддержку реализации общественно значимых проектов моногородов.
Можно предложить несколько направлений деятельности научно-исследовательского и прикладного сопровождения процесса формирования креативного пространства моногородов. Первостепенным нам представляется развитие творческого предпринимательства. На базе созданного структурного подразделения вуза - центра или лаборатории творческого предпринимательства, бизнес-инкубатора - можно проводить очно-заочные образовательные программы разового характера (лекционно-образовательные циклы) или на постоянной основе (школа творческих предпринимателей), а также профессиональные мероприятия: тренинги, конкурсы, мастер-классы, форумы и стажировки. Центр творческого предпринимательства может оказывать консалтинговую поддержку стартапов в сфере творческих индустрий, в том числе консультации экспертов, предложения партнерства, ресурсное обеспечение и коворкинг.
Вузы в качестве ведущих образовательных центров способны привлекать молодежь, творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству с действующими культурными институтами моногорода. Учреждения культуры в результате подобного взаимодействия получат мощный импульс к модернизации, а молодые специалисты обретут уникальный опыт в сфере проектного менеджмента, в целом же, подобные проекты освежат социокультурную обстановку моногорода, разнообразят традиционную программу местных культурно-массовых мероприятий, создадут новые интерактивные культурные площадки.
Важным вектором формирования креативного пространства вузами выступает качественная подготовка профессиональных кадров в сфере управления проектами различных профилей и активизация творческого потенциала студенчества (постоянно действующие творческие студии: театральная, танцевальная, хор и т.п., специальные курсы институтов дополнительного профессионального образования).
На базе библиотек целесообразно организовать медиацентры, представляющие собой многофункциональное пространство для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытые площадки для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Для представителей третьего поколения (пожилых людей) можно организовать обучение компьютерным информационным технологиям, иностранным языкам и творческие клубы, для детей - разработать развивающие и образовательные программы, мастер-классы. Студенты могут выступить волонтерами и приобрести опыт ведения инициативных социальных проектов и профессиональной деятельности.
Таким образом, участие образовательных организаций в развитии креативного пространства моногородов будет способствовать поддержке творческого предпринимательства, созданию новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, устранению разрыва между существующей культурной инфраструктурой и культурными потребностями жителей, активизации креативного городского потенциала и творческой самореализации горожан.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 15-06-10765 а
Рецензенты:
Преображенский Б.Г., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и менеджмента Воронежского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Воронеж;
Подвальный Е.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой математики и информационных технологий в управлении Воронежского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Воронеж.