Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРУКТУРА АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Блинов О.А. 1 Шумакова О.В. 1 Нардин Д.С. 1 Нардина С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Настоящая статья посвящена вопросам формирования агротуристического кластера Омской области. В статье отражено современное состояние туристической отрасли региона, выявлены тенденции ее развития и условия, способствующие созданию регионального агротуристического кластера. Предложена общая структура агротуристического кластера, включающая организации, входящие в ядро кластера и в его окружение. В ядро кластера предлагается включить хозяйствующие субъекты, непосредственно осуществляющие оказание агротуристических услуг и реализующих агротуристические проекты. В окружение кластера предлагается включить хозяйствующие субъекты, способствующие наиболее эффективному продвижению и оказанию агротуристических услуг, в том числе автотранспортные предприятия; предприятия, организующие эксплуатацию мест коллективного размещения; предприятия, организующие питание; образовательные и научные организации и учреждения, которые задействованы в оказании консультационных услуг и иные предприятия и организации. Предложенный подход к развитию туристической отрасли Омской области позволяет наиболее эффективно использовать агротуристический потенциал сельских территорий.
развитие агротуризма в регионе.
агротуризм
участники кластера
ядро кластера
агротуристический кластер
1. Алоева А.А., Юсупова М.Д. Туристический кластер как особый фактор формирования социально-экономической системы региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2013. – № 4 (54). – С. 100-106.
2. Гармидер А.А Теоретические аспекты построения модели кластера в туристической сфере региона // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 250-256.
3. Гуриева Л.К., Созиева З.И. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 22. – С. 72-80.
4. Загора И.П. Развитие рынка туристических услуг в процессе формирования регионального кластера // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 30-34.
5. Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 26. – С. 52-59.
6. Крюкова О.Н. Механизм управления транзакционными издержками сельскохозяйственной организации // Вестник Омского государственного аграрного университета. – 2011. – № 1. – С. 102-105.
7. Маймула Г.В. Основы управления туристическими кластерами в России // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 11-3. – С. 618-622.
8. Новикова И.В. Методические подходы к определению структуры туристических кластеров // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2013. – № 1. – С. 28-30.
9. Официальный сайт Министерства культуры Омской области: Аналитические материалы [Электронный ресурс]. – Омск. – 2015. – Режим доступа: http://www.sibmincult.ru/content/official/5/ (дата обращения 29.10.2015 г.).
10. Петрухина Е.В., Бахтина А.В. Развитие туристического кластера как фактор формирования имиджа территории // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2013. – № 5. – С. 97-102.
11. Стукач В.Ф., Крюкова О.Н. Исследование трансакционных издержек на рынке агропродовольственных товаров в категориях институциональной экономики // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 1. – С. 119-125.
12. Шумакова О.В., Косенчук О.В., Новиков Ю.И., Нардин Д.С. Методика оценки агротуристического потенциала сельских территорий // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24. – С. 5478-5481.
Развитие агротуризма в Российской Федерации на сегодняшний день рассматривается как одно из перспективных направлений повышения уровня жизни сельского населения и диверсификации экономики села. Сельские территории России в современной экономической ситуации, обладая значительным агротуристическим потенциалом, постепенно ориентируются на выявление и использование внутренних резервов развития. Эффективное использование агротуристического потенциала региона возможно только при условии комплексного подхода к развитию внутреннего туризма с вовлечением максимального количества хозяйствующих субъектов, участвующих в предоставлении туристических и сопутствующих услуг. Одним из наиболее перспективных инструментов реализации указанного подхода является создание неформальных объединений всех заинтересованных сторон для реализации совместных усилий, направленных на повышение эффективности агротуристической деятельности в регионе.

Целью данной статьи является обоснование структуры агротуристического кластера Омской области.

Материал и методы исследования

Проведенные авторами исследования в области выявления перспективных направлений развития сельских территорий и оценки агротуристического потенциала Омской области [12] позволяют сделать вывод о необходимости создания в регионе кластера как инструмента развития агротуризма. Необходимость создания агротуристического кластера в регионе обусловлена наличием следующих условий.

Первое условие – значительное количество хозяйствующих субъектов, занятых в организации туристической деятельности в регионе, или хозяйствующих субъектов, которые потенциально могут вести успешную агротуристическую деятельность.

В таблице 1 представлены данные, характеризующие динамику количества хозяйствующих субъектов в Омской области, имеющих непосредственное отношение к развитию внутреннего туризма [9].

Таблица 1

Динамика хозяйствующих субъектов, участвующих в оказании туристических услуг в Омской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Темп прироста показателя в 2014 г. по сравнению с 2012 г.

Организации по оказанию туристических услуг

191

209

226

+18,3

Организации, оказывающие гостиничные услуги

65

72

69

+6,1

Организации, оказывающие санаторно-оздоровительные услуги

19

20

20

+5,3

Как показал проведенный анализ, в Омской области ежегодный прирост числа организаций, оказывающих туристические услуги, составляет не менее 8-9%. С 2012 по 2014 гг. прирост числа таких организаций составил 18,3%. Наблюдается также прирост числа организаций, оказывающих гостиничные и санаторно-оздоровительные услуги.

К хозяйствующим субъектам, которые потенциально могут оказывать услуги в сфере агротуризма, можно отнести крупные и средние сельскохозяйственные организации, которых в регионе в 2015 году насчитывается около четырехсот. Такие организации, во-первых, имеют достаточно развитую материально-техническую и производственную базу, которую можно использовать для реализации агротуристических проектов. Во-вторых, крупные и средние сельскохозяйственные организации обладают необходимыми ресурсами для запуска агротуристических проектов. В-третьих, эти организации заинтересованы в развитии агротуризма, как одного из направлений диверсификации своей деятельности.

Таким образом, непосредственным оказанием агротуристических услуг в Омской области занимаются или потенциально могут заниматься более 700 организаций, что требует координации их деятельности для повышения эффективности развития внутреннего туризма, включая и агротуризм.

Вторым условием целесообразности создания агротуристического кластера в Омской области является наличие значительного агротуристического потенциала, который на сегодняшний день используется крайне неэффективно. Об этом свидетельствуют следующие данные: во всех без исключения 32 муниципальных районах региона имеются природные, культурные, исторические или иные объекты, представляющие потенциальный интерес для туристов не только из города, но и из сельской местности. При этом только в 9 районах Омской области этот потенциал используется в виде реализации туристических проектов. Специфика развития агротуризма заключается в том, что потенциал сельских территорий можно эффективно раскрыть только в рамках комплексного проекта, для реализации которого необходимо объединение нескольких участников, включая хозяйствующие субъекты, непосредственно оказывающие туристические услуги, и хозяйствующие субъекты, создающие условия для эффективной реализации агротуристических проектов. Этим условиям в полной мере соответствует создание агротуристического кластера.

 Третье условие, наличие которого делает целесообразным создание агротуристического кластера в Омской области – это динамика изменения туристического потока. На рисунке 1 представлена динамика туристического потока, проходящего через турфирмы региона.

Рис. 1 Динамика туристического потока, проходящего через туристические фирмы Омской области

 

Анализ туристического потока, представленного на рисунке 1, современная экономическая ситуация в стране, а также международная обстановка формируют предпосылки для изменения основных направлений туристического потока в регионе. Уже в конце 2014 года наблюдалась корректировка, связанная с резким ростом курса доллара. Многие туристы в этот период отказались от зарубежных туров в пользу внутренних по России. В 2015-2016 гг. в силу влияния указанных факторов эта тенденция будет только укрепляться. Все больше туристов региона отдадут предпочтение турам по России и внутреннему туризму. Чтобы оставить высвободившуюся за счет сокращения зарубежных поездок часть турпотока в регионе и перенаправить ее в сферу внутреннего туризма необходимо создать привлекательные условия, как для туристов, так и для организаций, реализующих туристические проекты. Этого можно добиться только путем объединения всех заинтересованных сторон, а механизмом такого объединения может стать агротуристический кластер.

Вопросам создания и функционирования туристических кластеров свои работы посвятили многие авторы, в том числе Маймула Г.В. [7], Гуриева Л.К. и Созиева З.И. [3], Алоева А.А. и Юсупова М.Д. [1], Гармидер А.А [2], Петрухина Е.В. и Бахтина А.В. [10], Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. [5], Загора И.П. [4], Новикова И.В. [8] и другие. Анализ опыта формирования и развития туристических кластеров позволил предложить для Омской области общую структуру агротуристического кластера, представленную на рисунке 2. В основе предлагаемой структуры кластера лежит теория управления транзакционными издержками в сельском хозяйстве, прикладные аспекты которой раскрыты в работах Крюковой О.Н., Стукача В.Ф [6, 11] и других авторов.

Рис. 2. Общая структура агротуристического кластера Омской области

 

Общая структура предлагаемого агротуристического кластера включает ядро и его окружение. Ядро кластера составляют хозяйствующие субъекты, непосредственно предоставляющие агротуристические услуги конечным потребителям. При этом речь идет об организациях, предоставляющих комплексные услуги в рамках приобретенного турпакета. Например, если предприятие предоставляет услуги по размещению туристов в гостинице и не является частью какого-то одного туристического проекта, оно относится не к ядру кластера, а к его окружению.

Предприятия, относящиеся к окружению ядра кластера, выполняют инфраструктурные функции, обеспечивая нормальное и эффективное функционирование ядра кластера. В целом все хозяйствующие субъекты из окружения ядра кластера можно подразделить на две большие группы: первая группа обеспечивает правовые и организационные условия для функционирования организаций, входящих в ядро кластера, а также обеспечивает привлечение финансирования на развитие агротуристической деятельности; вторая группа специализируется на предоставлении организациям ядра кластера отдельных видов услуг, включая транспортные и консультационные услуги, услуги по размещению и питанию туристов, услуги по продвижению агротуристических проектов в рамках кластера и иные виды услуг, которые можно классифицировать как инфраструктурные.

Заключение. Предложенная модель развития агротуризма в Омской области на основе создания агротуристического кластера, а также общая структура предлагаемого кластера соответствуют сложившейся в регионе практике реализации туристической деятельности. Проведение дальнейших исследований в данном направлении предполагает оценку эффективности создания и функционирования агротуристического кластера в Омской области с учетом имеющегося агротуристического потенциала сельских территорий и современных тенденций развития туристической деятельности в целом и внутреннего туризма в частности.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области», проект № 15-12-55011.

Рецензенты:

Стукач В.Ф., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск;

Боровских Н.В., д.э.н., доцент, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов АНО ВПО «Омский экономический институт», г. Омск.

 


Библиографическая ссылка

Блинов О.А., Шумакова О.В., Нардин Д.С., Нардина С.А. СТРУКТУРА АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23072 (дата обращения: 25.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074