Целью данной статьи является обоснование структуры агротуристического кластера Омской области.
Материал и методы исследования
Проведенные авторами исследования в области выявления перспективных направлений развития сельских территорий и оценки агротуристического потенциала Омской области [12] позволяют сделать вывод о необходимости создания в регионе кластера как инструмента развития агротуризма. Необходимость создания агротуристического кластера в регионе обусловлена наличием следующих условий.
Первое условие – значительное количество хозяйствующих субъектов, занятых в организации туристической деятельности в регионе, или хозяйствующих субъектов, которые потенциально могут вести успешную агротуристическую деятельность.
В таблице 1 представлены данные, характеризующие динамику количества хозяйствующих субъектов в Омской области, имеющих непосредственное отношение к развитию внутреннего туризма [9].
Таблица 1
Динамика хозяйствующих субъектов, участвующих в оказании туристических услуг в Омской области
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп прироста показателя в 2014 г. по сравнению с 2012 г. |
Организации по оказанию туристических услуг |
191 |
209 |
226 |
+18,3 |
Организации, оказывающие гостиничные услуги |
65 |
72 |
69 |
+6,1 |
Организации, оказывающие санаторно-оздоровительные услуги |
19 |
20 |
20 |
+5,3 |
Как показал проведенный анализ, в Омской области ежегодный прирост числа организаций, оказывающих туристические услуги, составляет не менее 8-9%. С 2012 по 2014 гг. прирост числа таких организаций составил 18,3%. Наблюдается также прирост числа организаций, оказывающих гостиничные и санаторно-оздоровительные услуги.
К хозяйствующим субъектам, которые потенциально могут оказывать услуги в сфере агротуризма, можно отнести крупные и средние сельскохозяйственные организации, которых в регионе в 2015 году насчитывается около четырехсот. Такие организации, во-первых, имеют достаточно развитую материально-техническую и производственную базу, которую можно использовать для реализации агротуристических проектов. Во-вторых, крупные и средние сельскохозяйственные организации обладают необходимыми ресурсами для запуска агротуристических проектов. В-третьих, эти организации заинтересованы в развитии агротуризма, как одного из направлений диверсификации своей деятельности.
Таким образом, непосредственным оказанием агротуристических услуг в Омской области занимаются или потенциально могут заниматься более 700 организаций, что требует координации их деятельности для повышения эффективности развития внутреннего туризма, включая и агротуризм.
Вторым условием целесообразности создания агротуристического кластера в Омской области является наличие значительного агротуристического потенциала, который на сегодняшний день используется крайне неэффективно. Об этом свидетельствуют следующие данные: во всех без исключения 32 муниципальных районах региона имеются природные, культурные, исторические или иные объекты, представляющие потенциальный интерес для туристов не только из города, но и из сельской местности. При этом только в 9 районах Омской области этот потенциал используется в виде реализации туристических проектов. Специфика развития агротуризма заключается в том, что потенциал сельских территорий можно эффективно раскрыть только в рамках комплексного проекта, для реализации которого необходимо объединение нескольких участников, включая хозяйствующие субъекты, непосредственно оказывающие туристические услуги, и хозяйствующие субъекты, создающие условия для эффективной реализации агротуристических проектов. Этим условиям в полной мере соответствует создание агротуристического кластера.
Третье условие, наличие которого делает целесообразным создание агротуристического кластера в Омской области – это динамика изменения туристического потока. На рисунке 1 представлена динамика туристического потока, проходящего через турфирмы региона.
Рис. 1 Динамика туристического потока, проходящего через туристические фирмы Омской области
Анализ туристического потока, представленного на рисунке 1, современная экономическая ситуация в стране, а также международная обстановка формируют предпосылки для изменения основных направлений туристического потока в регионе. Уже в конце 2014 года наблюдалась корректировка, связанная с резким ростом курса доллара. Многие туристы в этот период отказались от зарубежных туров в пользу внутренних по России. В 2015-2016 гг. в силу влияния указанных факторов эта тенденция будет только укрепляться. Все больше туристов региона отдадут предпочтение турам по России и внутреннему туризму. Чтобы оставить высвободившуюся за счет сокращения зарубежных поездок часть турпотока в регионе и перенаправить ее в сферу внутреннего туризма необходимо создать привлекательные условия, как для туристов, так и для организаций, реализующих туристические проекты. Этого можно добиться только путем объединения всех заинтересованных сторон, а механизмом такого объединения может стать агротуристический кластер.
Вопросам создания и функционирования туристических кластеров свои работы посвятили многие авторы, в том числе Маймула Г.В. [7], Гуриева Л.К. и Созиева З.И. [3], Алоева А.А. и Юсупова М.Д. [1], Гармидер А.А [2], Петрухина Е.В. и Бахтина А.В. [10], Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. [5], Загора И.П. [4], Новикова И.В. [8] и другие. Анализ опыта формирования и развития туристических кластеров позволил предложить для Омской области общую структуру агротуристического кластера, представленную на рисунке 2. В основе предлагаемой структуры кластера лежит теория управления транзакционными издержками в сельском хозяйстве, прикладные аспекты которой раскрыты в работах Крюковой О.Н., Стукача В.Ф [6, 11] и других авторов.
Рис. 2. Общая структура агротуристического кластера Омской области
Общая структура предлагаемого агротуристического кластера включает ядро и его окружение. Ядро кластера составляют хозяйствующие субъекты, непосредственно предоставляющие агротуристические услуги конечным потребителям. При этом речь идет об организациях, предоставляющих комплексные услуги в рамках приобретенного турпакета. Например, если предприятие предоставляет услуги по размещению туристов в гостинице и не является частью какого-то одного туристического проекта, оно относится не к ядру кластера, а к его окружению.
Предприятия, относящиеся к окружению ядра кластера, выполняют инфраструктурные функции, обеспечивая нормальное и эффективное функционирование ядра кластера. В целом все хозяйствующие субъекты из окружения ядра кластера можно подразделить на две большие группы: первая группа обеспечивает правовые и организационные условия для функционирования организаций, входящих в ядро кластера, а также обеспечивает привлечение финансирования на развитие агротуристической деятельности; вторая группа специализируется на предоставлении организациям ядра кластера отдельных видов услуг, включая транспортные и консультационные услуги, услуги по размещению и питанию туристов, услуги по продвижению агротуристических проектов в рамках кластера и иные виды услуг, которые можно классифицировать как инфраструктурные.
Заключение. Предложенная модель развития агротуризма в Омской области на основе создания агротуристического кластера, а также общая структура предлагаемого кластера соответствуют сложившейся в регионе практике реализации туристической деятельности. Проведение дальнейших исследований в данном направлении предполагает оценку эффективности создания и функционирования агротуристического кластера в Омской области с учетом имеющегося агротуристического потенциала сельских территорий и современных тенденций развития туристической деятельности в целом и внутреннего туризма в частности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области», проект № 15-12-55011.
Рецензенты:Стукач В.Ф., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск;
Боровских Н.В., д.э.н., доцент, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов АНО ВПО «Омский экономический институт», г. Омск.