Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

A RURAL TOURISM CLUSTER STRUCTURE OF OMSK REGION

Blinov O.A. 1 Shumakova O.V. 1 Nardin D.S. 1 Nardina S.A. 1
1 FGBOU VPO «Omsk state agrarian university of a name of P.A. Stolypin»
Настоящая статья посвящена вопросам формирования агротуристического кластера Омской области. В статье отражено современное состояние туристической отрасли региона, выявлены тенденции ее развития и условия, способствующие созданию регионального агротуристического кластера. Предложена общая структура агротуристического кластера, включающая организации, входящие в ядро кластера и в его окружение. В ядро кластера предлагается включить хозяйствующие субъекты, непосредственно осуществляющие оказание агротуристических услуг и реализующих агротуристические проекты. В окружение кластера предлагается включить хозяйствующие субъекты, способствующие наиболее эффективному продвижению и оказанию агротуристических услуг, в том числе автотранспортные предприятия; предприятия, организующие эксплуатацию мест коллективного размещения; предприятия, организующие питание; образовательные и научные организации и учреждения, которые задействованы в оказании консультационных услуг и иные предприятия и организации. Предложенный подход к развитию туристической отрасли Омской области позволяет наиболее эффективно использовать агротуристический потенциал сельских территорий.
This article is devoted to the formation of a rural tourism cluster of the Omsk region. The article reflected the current state of the tourism industry in the region, the tendencies of its development and conditions conducive to the establishment of a regional cluster of rural tourism. A general structure of the rural tourism cluster, including organizations within the core of the cluster and its environment. At the core of the cluster is proposed to include business entities directly engaged in the provision of agro-tourist services and implementing agro-tourist projects. In a cluster environment it is proposed to include business entities that contribute to the most effective promotion and provision of agro-tourist services, including road transport companies; the company organizing the operation of places of collective accommodation; the company organizing the food; educational and scientific organizations and institutions that are involved in the provision of consulting services and other businesses and organizations. The proposed approach to the development of the tourism industry of the Omsk region makes the most efficient use of agro-tourist potential of rural areas.
agro-tourism development in the region.
agro-tourism
cluster members
the core of the cluster
agro-tourist cluster
Развитие агротуризма в Российской Федерации на сегодняшний день рассматривается как одно из перспективных направлений повышения уровня жизни сельского населения и диверсификации экономики села. Сельские территории России в современной экономической ситуации, обладая значительным агротуристическим потенциалом, постепенно ориентируются на выявление и использование внутренних резервов развития. Эффективное использование агротуристического потенциала региона возможно только при условии комплексного подхода к развитию внутреннего туризма с вовлечением максимального количества хозяйствующих субъектов, участвующих в предоставлении туристических и сопутствующих услуг. Одним из наиболее перспективных инструментов реализации указанного подхода является создание неформальных объединений всех заинтересованных сторон для реализации совместных усилий, направленных на повышение эффективности агротуристической деятельности в регионе.

Целью данной статьи является обоснование структуры агротуристического кластера Омской области.

Материал и методы исследования

Проведенные авторами исследования в области выявления перспективных направлений развития сельских территорий и оценки агротуристического потенциала Омской области [12] позволяют сделать вывод о необходимости создания в регионе кластера как инструмента развития агротуризма. Необходимость создания агротуристического кластера в регионе обусловлена наличием следующих условий.

Первое условие – значительное количество хозяйствующих субъектов, занятых в организации туристической деятельности в регионе, или хозяйствующих субъектов, которые потенциально могут вести успешную агротуристическую деятельность.

В таблице 1 представлены данные, характеризующие динамику количества хозяйствующих субъектов в Омской области, имеющих непосредственное отношение к развитию внутреннего туризма [9].

Таблица 1

Динамика хозяйствующих субъектов, участвующих в оказании туристических услуг в Омской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Темп прироста показателя в 2014 г. по сравнению с 2012 г.

Организации по оказанию туристических услуг

191

209

226

+18,3

Организации, оказывающие гостиничные услуги

65

72

69

+6,1

Организации, оказывающие санаторно-оздоровительные услуги

19

20

20

+5,3

Как показал проведенный анализ, в Омской области ежегодный прирост числа организаций, оказывающих туристические услуги, составляет не менее 8-9%. С 2012 по 2014 гг. прирост числа таких организаций составил 18,3%. Наблюдается также прирост числа организаций, оказывающих гостиничные и санаторно-оздоровительные услуги.

К хозяйствующим субъектам, которые потенциально могут оказывать услуги в сфере агротуризма, можно отнести крупные и средние сельскохозяйственные организации, которых в регионе в 2015 году насчитывается около четырехсот. Такие организации, во-первых, имеют достаточно развитую материально-техническую и производственную базу, которую можно использовать для реализации агротуристических проектов. Во-вторых, крупные и средние сельскохозяйственные организации обладают необходимыми ресурсами для запуска агротуристических проектов. В-третьих, эти организации заинтересованы в развитии агротуризма, как одного из направлений диверсификации своей деятельности.

Таким образом, непосредственным оказанием агротуристических услуг в Омской области занимаются или потенциально могут заниматься более 700 организаций, что требует координации их деятельности для повышения эффективности развития внутреннего туризма, включая и агротуризм.

Вторым условием целесообразности создания агротуристического кластера в Омской области является наличие значительного агротуристического потенциала, который на сегодняшний день используется крайне неэффективно. Об этом свидетельствуют следующие данные: во всех без исключения 32 муниципальных районах региона имеются природные, культурные, исторические или иные объекты, представляющие потенциальный интерес для туристов не только из города, но и из сельской местности. При этом только в 9 районах Омской области этот потенциал используется в виде реализации туристических проектов. Специфика развития агротуризма заключается в том, что потенциал сельских территорий можно эффективно раскрыть только в рамках комплексного проекта, для реализации которого необходимо объединение нескольких участников, включая хозяйствующие субъекты, непосредственно оказывающие туристические услуги, и хозяйствующие субъекты, создающие условия для эффективной реализации агротуристических проектов. Этим условиям в полной мере соответствует создание агротуристического кластера.

 Третье условие, наличие которого делает целесообразным создание агротуристического кластера в Омской области – это динамика изменения туристического потока. На рисунке 1 представлена динамика туристического потока, проходящего через турфирмы региона.

Рис. 1 Динамика туристического потока, проходящего через туристические фирмы Омской области

 

Анализ туристического потока, представленного на рисунке 1, современная экономическая ситуация в стране, а также международная обстановка формируют предпосылки для изменения основных направлений туристического потока в регионе. Уже в конце 2014 года наблюдалась корректировка, связанная с резким ростом курса доллара. Многие туристы в этот период отказались от зарубежных туров в пользу внутренних по России. В 2015-2016 гг. в силу влияния указанных факторов эта тенденция будет только укрепляться. Все больше туристов региона отдадут предпочтение турам по России и внутреннему туризму. Чтобы оставить высвободившуюся за счет сокращения зарубежных поездок часть турпотока в регионе и перенаправить ее в сферу внутреннего туризма необходимо создать привлекательные условия, как для туристов, так и для организаций, реализующих туристические проекты. Этого можно добиться только путем объединения всех заинтересованных сторон, а механизмом такого объединения может стать агротуристический кластер.

Вопросам создания и функционирования туристических кластеров свои работы посвятили многие авторы, в том числе Маймула Г.В. [7], Гуриева Л.К. и Созиева З.И. [3], Алоева А.А. и Юсупова М.Д. [1], Гармидер А.А [2], Петрухина Е.В. и Бахтина А.В. [10], Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. [5], Загора И.П. [4], Новикова И.В. [8] и другие. Анализ опыта формирования и развития туристических кластеров позволил предложить для Омской области общую структуру агротуристического кластера, представленную на рисунке 2. В основе предлагаемой структуры кластера лежит теория управления транзакционными издержками в сельском хозяйстве, прикладные аспекты которой раскрыты в работах Крюковой О.Н., Стукача В.Ф [6, 11] и других авторов.

Рис. 2. Общая структура агротуристического кластера Омской области

 

Общая структура предлагаемого агротуристического кластера включает ядро и его окружение. Ядро кластера составляют хозяйствующие субъекты, непосредственно предоставляющие агротуристические услуги конечным потребителям. При этом речь идет об организациях, предоставляющих комплексные услуги в рамках приобретенного турпакета. Например, если предприятие предоставляет услуги по размещению туристов в гостинице и не является частью какого-то одного туристического проекта, оно относится не к ядру кластера, а к его окружению.

Предприятия, относящиеся к окружению ядра кластера, выполняют инфраструктурные функции, обеспечивая нормальное и эффективное функционирование ядра кластера. В целом все хозяйствующие субъекты из окружения ядра кластера можно подразделить на две большие группы: первая группа обеспечивает правовые и организационные условия для функционирования организаций, входящих в ядро кластера, а также обеспечивает привлечение финансирования на развитие агротуристической деятельности; вторая группа специализируется на предоставлении организациям ядра кластера отдельных видов услуг, включая транспортные и консультационные услуги, услуги по размещению и питанию туристов, услуги по продвижению агротуристических проектов в рамках кластера и иные виды услуг, которые можно классифицировать как инфраструктурные.

Заключение. Предложенная модель развития агротуризма в Омской области на основе создания агротуристического кластера, а также общая структура предлагаемого кластера соответствуют сложившейся в регионе практике реализации туристической деятельности. Проведение дальнейших исследований в данном направлении предполагает оценку эффективности создания и функционирования агротуристического кластера в Омской области с учетом имеющегося агротуристического потенциала сельских территорий и современных тенденций развития туристической деятельности в целом и внутреннего туризма в частности.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области», проект № 15-12-55011.

Рецензенты:

Стукач В.Ф., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск;

Боровских Н.В., д.э.н., доцент, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов АНО ВПО «Омский экономический институт», г. Омск.