Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И PR – СПЕЦИАЛИСТОВ)

Воронкова А.А. 1 Чайковская Н.А. 1
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Статья посвящена рассмотрению личностно-деятельностного, системного и тренингого подходов к процессу обучения. В этой связи в статье не только раскрывается само понятие «тренинг», но также в качестве основной идеи авторы предлагают утверждение о том, что тренинговый подход, один из ведущих общедидактических подходов, который наиболее эффективно развивает коммуникативную компетентность и, следовательно, способствует повышению качества обучения студентов, в частности специалистов по связям с общественностью (PR-специалистов). Его применение раскрывает мыслительные и личностные качества и способности студентов, что ведет к повышению эффективности труда и социализации. Катализирует становление творческой личности работника в сфере массовых коммуникаций.
коммуникация
PR-специалист
тренинговый подход
личностно-деятельностный подход
системный подход
компетенции
формы и методы обучения
тренинг
1. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д., 1998.
2. Воронкова А.А., Кашина О. П. Проблема формирования языковой личности и духовной зрелости современных российских предпринимателей // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3417-3421.
3. Воронкова А.А., Чайковская Н.А. Развитие социальной креативности – необходимое условие формирования профессиональной зрелости предпринимателя // Фундаментальные исследования. 2015. № 7-2. С. 366-370.
4. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. СПб.: Питер, 2006. 368 с.
5. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 150 с.
6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
7. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003. 223 с.
8. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 384 с.
9. Ньюсом Д., Ван Слайк Терк Дж., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. М., 2001.
10. Омаров А.М. Управление: искусство общения. М.: Сов. Россия, 1983.
11. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр « Академия», 2008. 352 с.
12. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2005. – 638 с.
13. Панфилова А.Н. Тренинг педагогического общения.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
14. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. 148 с.
15. Шишикина А.А.Именная префиксация в современных деривационных процессах (структурно-семантический аспект анализа: на материале новообразований российской прессы начала XXI в.): дис. … канд. филол. наук / Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2010.
Основной этап в формировании адекватной системы обучения  - выявление закономерностей образовательного процесса. В настоящее время сложилось мнение, что «создание научно обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и учебных материалов возможно на основе познания сущности  явлений в ходе теоретических исследований. Импровизации, основанные на эмпирическом знании, не могут привести к изменениям в общественной жизни, которые необходимы. От науки во многих случаях требуется разработать новое, то, чего еще нет в опыте практической деятельности» [11]. 

С этим утверждением невозможно не согласиться, однако не меньшее значение имеет и разработка методики практического использования всех новейших достижений дидактики и опыта указанной деятельности. К настоящему времени сложился ряд воззрений на формы и методы обучения. Среди основных общедидактических подходов выделяют личностно-деятельностный, системный  и тренинговый. Для того чтобы выявить место последнего в ряду этих методических систем, рассмотрим последовательно каждую.

Личностно-деятельностный подход сформировался в конце XX века и был направлен на то, чтобы при взаимодействии педагога и обучаемого второй находился под влиянием первого, в процессе выполнения ряда конкретных задач, развивал у себя не только профессиональную и предметную компетенцию, но также свои личностные качества.  Основой личностно-деятельностного подхода служит саморазвитие субъекта деятельности «обучающий - обучающийся». Это предполагает не только развитие компетенции, но и формирование самоактуализирующейся, ответственной личности, способной к самореализации. Важно и то, что в процессе субъект-субъектного взаимодействия   учитываются личные особенности обучаемого, его прошлый опыт.

Понимание взаимодействия субъекта и объекта как составной части общей воспитательной системы привело исследователей к понятию системный подход, где «система» рассматривается как целое, составленное из взаимосвязанных частей, представляет собой специфический подход, основанный на изучении механизмов дифференциации и интеграции природных, социальных и других явлений. При помощи системного подхода «можно обнаружить общие закономерности психической жизни, казалось бы, в достаточно далёких друг от друга областях. Например, общие психические явления могут быть зафиксированы у людей и животных, представителей удалённых друг от друга культур, у древних и современных людей и т.д. Это очень важный вывод, который основан на идеях интеграции и дифференциации» [8].

 С точки зрения эффективности и востребованности практикой особое место занимает тренинг - одна из форм обучения, отличающаяся интенциональностью и структурированностью.

Термин «тренинг» применяется в широком и  узком значении этого слова. С одной стороны, для обозначения любой кратковременной интенсивной подготовки. Как правило, это - вспомогательное действие наряду с основным образовательным и воспитательным. С другой стороны, его используют в качестве синонима слова «тренировка».

Как форму обучения тренинги можно подразделить в соответствии с их целями, либо методами, либо содержанием занятий.

Целью этой формы обучения может быть успешное выполнение профессиональных задач, совершенствование в каком-либо виде деятельности, повышение эффективности труда, социализация или инкультурация.

Содержанием (предметом) тренингов является формирование компетенций или их компонентов: знаний, умений и навыков. Существует и широкая трактовка предмета тренинга - приобретение опыта, новых деловых и психологических качеств, более глубокого понимания сути дела, достижение инсайтов.

Точной формулировки применяемых методов ёще не выработано. Обычно так называют процесс приобретения знаний и уме­ний, обучение или предоставление возможности приобретения опыта, а то и просто «совокупность активных методов».

Практика со­циально-психологического тренинга (СПТ) начала складываться  в  США  после  Второй  мировой войны.  В это время, в двадцатых годах  XX  века,   возникла  кон­цепция  групповой  терапии Т. Бурроу, основанная на идее: эмоциональные нарушения являются след­ствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений, избавиться от них можно лишь в процессе группового общения. 

В ходе группового общения человек, имеющий неадекватную самооценку, или же неправильно строящий взаимодействие с окружающими людьми, лучше понимает противоречивость своих поступков и получает возможность обратной связи с руководителем тренинга и его участниками.

Формы работы менялись, в соответствии с этим объединения коммуникантов получали соответствующие названия: «группы са­моанализа» (США), «группы встреч» в рамках гуманистической психологии, «Т-группы или группы лабораторного тренинга» в русле школы групповой динамики.

Российские учёные признают высокую эффективность данного метода в формировании компетенций (коммуникативных, общих и профессиональных) на современном этапе, что, безусловно, справедливо и  даёт основания для более интенсивного изучения и разработки тренинга. Они по-своему сформулировали содержание этой формы обучения, её цели, задачи.

А.П. Панфилова утверждает: «Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня» [13].

Ю.Н. Емельянов, говоря о содержании метода, полагает, что из всех зарубежных направлений наиболее близким является  тренинг сензитивности (sensitivity - training), где сензитивность понимается как способ­ность к  быстрому и чуткому реагированию в межличностном общении [6].

Большинство отечественных психологов в качестве цели социально-психологического тренинга рассматривают развитие компетентности в общении [7,10], которая рассматривается в единстве трех сторон общения: коммуникативной, перцептив­ной,  интерактивной.

Так, например, Ю.М. Жуков считает, что социально-психологический тренинг - это «мощное средство развития и совершенствования коммуникативной компетентности, абсолютно необходимой для успешного выживания и процветания человека в нашем удивительно динамичном мире» [7].

Кроме того, в процессе реализации тренинга решаются и профессиональные задачи.

Главная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1. Приобретение знаний в области психологии личности, груп­пы, общения.

2. Приобретение умений и навыков профессионально ориен­тированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т. п.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, необхо­димых для успешного общения.

4. Развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, скла­дывающиеся между людьми.

5. Коррекция и развитие системы отношений личности. Эффективность занятий в группах СПТ зависит от того, как будут реализовываться специфические принципы.

Эффективность обучения методами группового тренинга зависит от неукоснительного следования следующим принципам: принципу равенства позиции, активности, обратной связи, доверительности общения в группе, закрытости группы.

Равноправие руководителя с другими членами группы в ходе   проведения тренинга, разумеется,  не снимает с него ответственности за успех обучения, необходимости тщательно готовиться к работе, разрабатывать тактику и стратегию действий. Эффективность преподавательской деятельности базируется на следующих качествах: открытость, способность к децентрации, способность быть сотрудничающим партнером, отсутствие позиции «эксперта, возражения (только после исчерпывающего высказывания партнёра и выраженной демонстрации желания его понять), отсутствие догматизма.

Вышеизложенное  понимание задач тренингового подхода, мы, учитывая специфику интересующей нас тематики, в праве экстраполировать на проблему подготовки  специалистов по связям с общественностью, поскольку англоязычный термин   «Public relations», или «PR», в настоящее время употребляется в системе высшего образования  как  синоним понятию «связи с общественностью» и понимается как  «коммуникационный менеджмент» или  «управление с помощью коммуникаций» [4, 9].

Как особая форма коммуникативной деятельности, public relations имеют свои задачи, функции, сферы приложения усилий, стратегию и конечную цель. В качестве основной задачи «паблик рилейшнз» С. Блэк выделяет развитие навыков общения и взаимопонимания между людьми  как основной рычаг в производственной и в межличностной сфере [1].

 Г.Г. Почепцов  в качестве основных стратегий PR рассматривает анализ коммуникативных потоков любой структуры и решение  задач коммуникативной организации общества в целом, причём не только глобальных, но и локальных. Конечная цель - решение любых  проблем человечества на коммуникативном уровне [12].

Следует отметить, что специалисты по связям с общественностью являются по сути своей универсальными специалистами. Они заняты  в различных сферах деятельности: начиная от рекламных агентств, бизнес структур и заканчивая государственными органами и международными компаниями.

Рассматриваемая деятельность чрезвычайно многогранна и в процессе становления специалиста PR требует освоения большого числа дисциплин  и манипулятивных технологий как неотделимой части профессии. Это -  «суггестивная  лингвистика,  конфликтология,  нейролингвистическое  программирование,  психолингвистика, теории личности, социальная психология», а также активные процессы современного словопроизводства [13, 15].

Все чаще в последнее время ученые говорят о потребностях человека в самопознании, самовыражении, самооценке как о составляющих ведущей потребности в жизни человека - потребности в общении [1, 2, 5]. Процесс коммуникации, знания его законов и грамотное их внедрение в жизнь являются решающим в процессе социализации, благодаря которому индивид становится полноценным членом общества. Отсюда вытекает задача подготовки личности, хорошо владеющей знаниями психологии общения и умениями использовать их в своей  работе. Данная задача, с нашей точки зрения, может быть решена лишь при использовании тренингового подхода. В наибольшей мере это касается языковой подготовки работников в области PR.        

Таким образом, мы приходим к убеждению, что каждый из вышеизложенных подходов к обучению в той или иной мере, и в соответствии с методом решения основной задачи - создания концепции образования для специалистов по связям с общественностью, должны найти своё  применение их в обучении.  Однако, учитывая специфику использования дидактических приёмов в подготовке PR-специалистов, следует особо выделить идеи тренингового  подхода в организации  системы знаний, поскольку без абсолютного  владения навыками и приёмами коммуникации  работа специалиста по связям с общественностью в условиях глобализации невозможна.

Рецензенты:

Ермаков С.А., д.ф.н., профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Трофимов О.В., д.э.н., профессор кафедры экономики фирмы, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Воронкова А.А., Чайковская Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И PR – СПЕЦИАЛИСТОВ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23028 (дата обращения: 21.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074