Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

TRAINING APPROACH AS THE LEADING METHOD OF TEACHING (FOR EXAMPLE STUDENTS, ENTREPRENEURS AND PR PROFESSIONALS)

Voronkova A.A. 1 Chaykovskaya N.A. 1
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Статья посвящена рассмотрению личностно-деятельностного, системного и тренингого подходов к процессу обучения. В этой связи в статье не только раскрывается само понятие «тренинг», но также в качестве основной идеи авторы предлагают утверждение о том, что тренинговый подход, один из ведущих общедидактических подходов, который наиболее эффективно развивает коммуникативную компетентность и, следовательно, способствует повышению качества обучения студентов, в частности специалистов по связям с общественностью (PR-специалистов). Его применение раскрывает мыслительные и личностные качества и способности студентов, что ведет к повышению эффективности труда и социализации. Катализирует становление творческой личности работника в сфере массовых коммуникаций.
The article is devoted to the personally active, system, and training approaches in the learning process. In this regard, the article not only reveals the concept of "training", but also as the main idea the authors propose the statement that the training approach, one of the leading general didactic approaches that most effectively develop communicative competence and, consequently, contributes to the quality of student learning, in particular, specialists of public relations (PR specialists). Its application reveals the mental and personal qualities and abilities of students, leading to improved productivity and socialization. Catalyzes the formation of the creative personality of the worker in the field of mass communications.
communication
PR specialist
training approach
personality and activity approach
system approach
competence
forms and methods of training
training
Основной этап в формировании адекватной системы обучения  - выявление закономерностей образовательного процесса. В настоящее время сложилось мнение, что «создание научно обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и учебных материалов возможно на основе познания сущности  явлений в ходе теоретических исследований. Импровизации, основанные на эмпирическом знании, не могут привести к изменениям в общественной жизни, которые необходимы. От науки во многих случаях требуется разработать новое, то, чего еще нет в опыте практической деятельности» [11]. 

С этим утверждением невозможно не согласиться, однако не меньшее значение имеет и разработка методики практического использования всех новейших достижений дидактики и опыта указанной деятельности. К настоящему времени сложился ряд воззрений на формы и методы обучения. Среди основных общедидактических подходов выделяют личностно-деятельностный, системный  и тренинговый. Для того чтобы выявить место последнего в ряду этих методических систем, рассмотрим последовательно каждую.

Личностно-деятельностный подход сформировался в конце XX века и был направлен на то, чтобы при взаимодействии педагога и обучаемого второй находился под влиянием первого, в процессе выполнения ряда конкретных задач, развивал у себя не только профессиональную и предметную компетенцию, но также свои личностные качества.  Основой личностно-деятельностного подхода служит саморазвитие субъекта деятельности «обучающий - обучающийся». Это предполагает не только развитие компетенции, но и формирование самоактуализирующейся, ответственной личности, способной к самореализации. Важно и то, что в процессе субъект-субъектного взаимодействия   учитываются личные особенности обучаемого, его прошлый опыт.

Понимание взаимодействия субъекта и объекта как составной части общей воспитательной системы привело исследователей к понятию системный подход, где «система» рассматривается как целое, составленное из взаимосвязанных частей, представляет собой специфический подход, основанный на изучении механизмов дифференциации и интеграции природных, социальных и других явлений. При помощи системного подхода «можно обнаружить общие закономерности психической жизни, казалось бы, в достаточно далёких друг от друга областях. Например, общие психические явления могут быть зафиксированы у людей и животных, представителей удалённых друг от друга культур, у древних и современных людей и т.д. Это очень важный вывод, который основан на идеях интеграции и дифференциации» [8].

 С точки зрения эффективности и востребованности практикой особое место занимает тренинг - одна из форм обучения, отличающаяся интенциональностью и структурированностью.

Термин «тренинг» применяется в широком и  узком значении этого слова. С одной стороны, для обозначения любой кратковременной интенсивной подготовки. Как правило, это - вспомогательное действие наряду с основным образовательным и воспитательным. С другой стороны, его используют в качестве синонима слова «тренировка».

Как форму обучения тренинги можно подразделить в соответствии с их целями, либо методами, либо содержанием занятий.

Целью этой формы обучения может быть успешное выполнение профессиональных задач, совершенствование в каком-либо виде деятельности, повышение эффективности труда, социализация или инкультурация.

Содержанием (предметом) тренингов является формирование компетенций или их компонентов: знаний, умений и навыков. Существует и широкая трактовка предмета тренинга - приобретение опыта, новых деловых и психологических качеств, более глубокого понимания сути дела, достижение инсайтов.

Точной формулировки применяемых методов ёще не выработано. Обычно так называют процесс приобретения знаний и уме­ний, обучение или предоставление возможности приобретения опыта, а то и просто «совокупность активных методов».

Практика со­циально-психологического тренинга (СПТ) начала складываться  в  США  после  Второй  мировой войны.  В это время, в двадцатых годах  XX  века,   возникла  кон­цепция  групповой  терапии Т. Бурроу, основанная на идее: эмоциональные нарушения являются след­ствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений, избавиться от них можно лишь в процессе группового общения. 

В ходе группового общения человек, имеющий неадекватную самооценку, или же неправильно строящий взаимодействие с окружающими людьми, лучше понимает противоречивость своих поступков и получает возможность обратной связи с руководителем тренинга и его участниками.

Формы работы менялись, в соответствии с этим объединения коммуникантов получали соответствующие названия: «группы са­моанализа» (США), «группы встреч» в рамках гуманистической психологии, «Т-группы или группы лабораторного тренинга» в русле школы групповой динамики.

Российские учёные признают высокую эффективность данного метода в формировании компетенций (коммуникативных, общих и профессиональных) на современном этапе, что, безусловно, справедливо и  даёт основания для более интенсивного изучения и разработки тренинга. Они по-своему сформулировали содержание этой формы обучения, её цели, задачи.

А.П. Панфилова утверждает: «Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня» [13].

Ю.Н. Емельянов, говоря о содержании метода, полагает, что из всех зарубежных направлений наиболее близким является  тренинг сензитивности (sensitivity - training), где сензитивность понимается как способ­ность к  быстрому и чуткому реагированию в межличностном общении [6].

Большинство отечественных психологов в качестве цели социально-психологического тренинга рассматривают развитие компетентности в общении [7,10], которая рассматривается в единстве трех сторон общения: коммуникативной, перцептив­ной,  интерактивной.

Так, например, Ю.М. Жуков считает, что социально-психологический тренинг - это «мощное средство развития и совершенствования коммуникативной компетентности, абсолютно необходимой для успешного выживания и процветания человека в нашем удивительно динамичном мире» [7].

Кроме того, в процессе реализации тренинга решаются и профессиональные задачи.

Главная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1. Приобретение знаний в области психологии личности, груп­пы, общения.

2. Приобретение умений и навыков профессионально ориен­тированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т. п.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, необхо­димых для успешного общения.

4. Развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, скла­дывающиеся между людьми.

5. Коррекция и развитие системы отношений личности. Эффективность занятий в группах СПТ зависит от того, как будут реализовываться специфические принципы.

Эффективность обучения методами группового тренинга зависит от неукоснительного следования следующим принципам: принципу равенства позиции, активности, обратной связи, доверительности общения в группе, закрытости группы.

Равноправие руководителя с другими членами группы в ходе   проведения тренинга, разумеется,  не снимает с него ответственности за успех обучения, необходимости тщательно готовиться к работе, разрабатывать тактику и стратегию действий. Эффективность преподавательской деятельности базируется на следующих качествах: открытость, способность к децентрации, способность быть сотрудничающим партнером, отсутствие позиции «эксперта, возражения (только после исчерпывающего высказывания партнёра и выраженной демонстрации желания его понять), отсутствие догматизма.

Вышеизложенное  понимание задач тренингового подхода, мы, учитывая специфику интересующей нас тематики, в праве экстраполировать на проблему подготовки  специалистов по связям с общественностью, поскольку англоязычный термин   «Public relations», или «PR», в настоящее время употребляется в системе высшего образования  как  синоним понятию «связи с общественностью» и понимается как  «коммуникационный менеджмент» или  «управление с помощью коммуникаций» [4, 9].

Как особая форма коммуникативной деятельности, public relations имеют свои задачи, функции, сферы приложения усилий, стратегию и конечную цель. В качестве основной задачи «паблик рилейшнз» С. Блэк выделяет развитие навыков общения и взаимопонимания между людьми  как основной рычаг в производственной и в межличностной сфере [1].

 Г.Г. Почепцов  в качестве основных стратегий PR рассматривает анализ коммуникативных потоков любой структуры и решение  задач коммуникативной организации общества в целом, причём не только глобальных, но и локальных. Конечная цель - решение любых  проблем человечества на коммуникативном уровне [12].

Следует отметить, что специалисты по связям с общественностью являются по сути своей универсальными специалистами. Они заняты  в различных сферах деятельности: начиная от рекламных агентств, бизнес структур и заканчивая государственными органами и международными компаниями.

Рассматриваемая деятельность чрезвычайно многогранна и в процессе становления специалиста PR требует освоения большого числа дисциплин  и манипулятивных технологий как неотделимой части профессии. Это -  «суггестивная  лингвистика,  конфликтология,  нейролингвистическое  программирование,  психолингвистика, теории личности, социальная психология», а также активные процессы современного словопроизводства [13, 15].

Все чаще в последнее время ученые говорят о потребностях человека в самопознании, самовыражении, самооценке как о составляющих ведущей потребности в жизни человека - потребности в общении [1, 2, 5]. Процесс коммуникации, знания его законов и грамотное их внедрение в жизнь являются решающим в процессе социализации, благодаря которому индивид становится полноценным членом общества. Отсюда вытекает задача подготовки личности, хорошо владеющей знаниями психологии общения и умениями использовать их в своей  работе. Данная задача, с нашей точки зрения, может быть решена лишь при использовании тренингового подхода. В наибольшей мере это касается языковой подготовки работников в области PR.        

Таким образом, мы приходим к убеждению, что каждый из вышеизложенных подходов к обучению в той или иной мере, и в соответствии с методом решения основной задачи - создания концепции образования для специалистов по связям с общественностью, должны найти своё  применение их в обучении.  Однако, учитывая специфику использования дидактических приёмов в подготовке PR-специалистов, следует особо выделить идеи тренингового  подхода в организации  системы знаний, поскольку без абсолютного  владения навыками и приёмами коммуникации  работа специалиста по связям с общественностью в условиях глобализации невозможна.

Рецензенты:

Ермаков С.А., д.ф.н., профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Трофимов О.В., д.э.н., профессор кафедры экономики фирмы, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.