С этим утверждением невозможно не согласиться, однако не меньшее значение имеет и разработка методики практического использования всех новейших достижений дидактики и опыта указанной деятельности. К настоящему времени сложился ряд воззрений на формы и методы обучения. Среди основных общедидактических подходов выделяют личностно-деятельностный, системный и тренинговый. Для того чтобы выявить место последнего в ряду этих методических систем, рассмотрим последовательно каждую.
Личностно-деятельностный подход сформировался в конце XX века и был направлен на то, чтобы при взаимодействии педагога и обучаемого второй находился под влиянием первого, в процессе выполнения ряда конкретных задач, развивал у себя не только профессиональную и предметную компетенцию, но также свои личностные качества. Основой личностно-деятельностного подхода служит саморазвитие субъекта деятельности «обучающий - обучающийся». Это предполагает не только развитие компетенции, но и формирование самоактуализирующейся, ответственной личности, способной к самореализации. Важно и то, что в процессе субъект-субъектного взаимодействия учитываются личные особенности обучаемого, его прошлый опыт.
Понимание взаимодействия субъекта и объекта как составной части общей воспитательной системы привело исследователей к понятию системный подход, где «система» рассматривается как целое, составленное из взаимосвязанных частей, представляет собой специфический подход, основанный на изучении механизмов дифференциации и интеграции природных, социальных и других явлений. При помощи системного подхода «можно обнаружить общие закономерности психической жизни, казалось бы, в достаточно далёких друг от друга областях. Например, общие психические явления могут быть зафиксированы у людей и животных, представителей удалённых друг от друга культур, у древних и современных людей и т.д. Это очень важный вывод, который основан на идеях интеграции и дифференциации» [8].
С точки зрения эффективности и востребованности практикой особое место занимает тренинг - одна из форм обучения, отличающаяся интенциональностью и структурированностью.
Термин «тренинг» применяется в широком и узком значении этого слова. С одной стороны, для обозначения любой кратковременной интенсивной подготовки. Как правило, это - вспомогательное действие наряду с основным образовательным и воспитательным. С другой стороны, его используют в качестве синонима слова «тренировка».
Как форму обучения тренинги можно подразделить в соответствии с их целями, либо методами, либо содержанием занятий.
Целью этой формы обучения может быть успешное выполнение профессиональных задач, совершенствование в каком-либо виде деятельности, повышение эффективности труда, социализация или инкультурация.
Содержанием (предметом) тренингов является формирование компетенций или их компонентов: знаний, умений и навыков. Существует и широкая трактовка предмета тренинга - приобретение опыта, новых деловых и психологических качеств, более глубокого понимания сути дела, достижение инсайтов.
Точной формулировки применяемых методов ёще не выработано. Обычно так называют процесс приобретения знаний и умений, обучение или предоставление возможности приобретения опыта, а то и просто «совокупность активных методов».
Практика социально-психологического тренинга (СПТ) начала складываться в США после Второй мировой войны. В это время, в двадцатых годах XX века, возникла концепция групповой терапии Т. Бурроу, основанная на идее: эмоциональные нарушения являются следствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений, избавиться от них можно лишь в процессе группового общения.
В ходе группового общения человек, имеющий неадекватную самооценку, или же неправильно строящий взаимодействие с окружающими людьми, лучше понимает противоречивость своих поступков и получает возможность обратной связи с руководителем тренинга и его участниками.
Формы работы менялись, в соответствии с этим объединения коммуникантов получали соответствующие названия: «группы самоанализа» (США), «группы встреч» в рамках гуманистической психологии, «Т-группы или группы лабораторного тренинга» в русле школы групповой динамики.
Российские учёные признают высокую эффективность данного метода в формировании компетенций (коммуникативных, общих и профессиональных) на современном этапе, что, безусловно, справедливо и даёт основания для более интенсивного изучения и разработки тренинга. Они по-своему сформулировали содержание этой формы обучения, её цели, задачи.
А.П. Панфилова утверждает: «Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня» [13].
Ю.Н. Емельянов, говоря о содержании метода, полагает, что из всех зарубежных направлений наиболее близким является тренинг сензитивности (sensitivity - training), где сензитивность понимается как способность к быстрому и чуткому реагированию в межличностном общении [6].
Большинство отечественных психологов в качестве цели социально-психологического тренинга рассматривают развитие компетентности в общении [7,10], которая рассматривается в единстве трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной.
Так, например, Ю.М. Жуков считает, что социально-психологический тренинг - это «мощное средство развития и совершенствования коммуникативной компетентности, абсолютно необходимой для успешного выживания и процветания человека в нашем удивительно динамичном мире» [7].
Кроме того, в процессе реализации тренинга решаются и профессиональные задачи.
Главная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.
2. Приобретение умений и навыков профессионально ориентированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т. п.
3. Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.
4. Развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми.
5. Коррекция и развитие системы отношений личности. Эффективность занятий в группах СПТ зависит от того, как будут реализовываться специфические принципы.
Эффективность обучения методами группового тренинга зависит от неукоснительного следования следующим принципам: принципу равенства позиции, активности, обратной связи, доверительности общения в группе, закрытости группы.
Равноправие руководителя с другими членами группы в ходе проведения тренинга, разумеется, не снимает с него ответственности за успех обучения, необходимости тщательно готовиться к работе, разрабатывать тактику и стратегию действий. Эффективность преподавательской деятельности базируется на следующих качествах: открытость, способность к децентрации, способность быть сотрудничающим партнером, отсутствие позиции «эксперта, возражения (только после исчерпывающего высказывания партнёра и выраженной демонстрации желания его понять), отсутствие догматизма.
Вышеизложенное понимание задач тренингового подхода, мы, учитывая специфику интересующей нас тематики, в праве экстраполировать на проблему подготовки специалистов по связям с общественностью, поскольку англоязычный термин «Public relations», или «PR», в настоящее время употребляется в системе высшего образования как синоним понятию «связи с общественностью» и понимается как «коммуникационный менеджмент» или «управление с помощью коммуникаций» [4, 9].
Как особая форма коммуникативной деятельности, public relations имеют свои задачи, функции, сферы приложения усилий, стратегию и конечную цель. В качестве основной задачи «паблик рилейшнз» С. Блэк выделяет развитие навыков общения и взаимопонимания между людьми как основной рычаг в производственной и в межличностной сфере [1].
Г.Г. Почепцов в качестве основных стратегий PR рассматривает анализ коммуникативных потоков любой структуры и решение задач коммуникативной организации общества в целом, причём не только глобальных, но и локальных. Конечная цель - решение любых проблем человечества на коммуникативном уровне [12].
Следует отметить, что специалисты по связям с общественностью являются по сути своей универсальными специалистами. Они заняты в различных сферах деятельности: начиная от рекламных агентств, бизнес структур и заканчивая государственными органами и международными компаниями.
Рассматриваемая деятельность чрезвычайно многогранна и в процессе становления специалиста PR требует освоения большого числа дисциплин и манипулятивных технологий как неотделимой части профессии. Это - «суггестивная лингвистика, конфликтология, нейролингвистическое программирование, психолингвистика, теории личности, социальная психология», а также активные процессы современного словопроизводства [13, 15].
Все чаще в последнее время ученые говорят о потребностях человека в самопознании, самовыражении, самооценке как о составляющих ведущей потребности в жизни человека - потребности в общении [1, 2, 5]. Процесс коммуникации, знания его законов и грамотное их внедрение в жизнь являются решающим в процессе социализации, благодаря которому индивид становится полноценным членом общества. Отсюда вытекает задача подготовки личности, хорошо владеющей знаниями психологии общения и умениями использовать их в своей работе. Данная задача, с нашей точки зрения, может быть решена лишь при использовании тренингового подхода. В наибольшей мере это касается языковой подготовки работников в области PR.
Таким образом, мы приходим к убеждению, что каждый из вышеизложенных подходов к обучению в той или иной мере, и в соответствии с методом решения основной задачи - создания концепции образования для специалистов по связям с общественностью, должны найти своё применение их в обучении. Однако, учитывая специфику использования дидактических приёмов в подготовке PR-специалистов, следует особо выделить идеи тренингового подхода в организации системы знаний, поскольку без абсолютного владения навыками и приёмами коммуникации работа специалиста по связям с общественностью в условиях глобализации невозможна.
Рецензенты:
Ермаков С.А., д.ф.н., профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;
Трофимов О.В., д.э.н., профессор кафедры экономики фирмы, Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.