Студенчество – один из значимых этапов в жизни каждого человека. На данный возрастной период приходятся важные события становления человека: профессиональный выбор, выбор брачного партнера и так далее. Помимо биографически значимых событий, у молодых людей устанавливается система ценностей и жизненных смыслов.
В рамках нашего исследования были рассмотрены системы жизненных смыслов у студентов в браке и вне брака.
В нашем исследовании приняли участие 265 студентов. Из них 110 состоящих в браке – 57 девушек и 53 юноши. А так же 155 студентов, не состоящих в браке, из них – 85 девушек и 70 юношей. Всего 142 девушки и 123 юноши. Средний возраст 21 год.
В качестве инструментария была использована методика исследования системы жизненных смыслов В. Ю. Котлякова.
После обработки результатов мы получили следующие особенности системы жизненных смыслов по группам.
Рис. 1. Представленность категорий смысла жизни в группе замужних девушек и женатых юношей
В первую очередь следует отметить категории, которые доминируют в системе жизненных смыслов у студентов в браке. Во-первых, это семейные смыслы жизни у девушек, включающие в себя жизнь ради своей семьи и ради детей, а также помощь родным и близким. У юношей в браке доминирующей категорией тоже является – семейная, но среднее ее значение немного меньше, чем у девушек. Второе место у студентов в браке принадлежит категории экзистенциальных смыслов жизни, как у юношей, так и у девушек. Экзистенциальная категория смыслов жизни включает в себя: свободу, смыслы, «чтобы жить» и «чтобы любить».
Следующая категория, которая имеет средние значения меньше двух предыдущих – коммуникативная категория, правда, высокие результаты только у девушек. Данная категория включает в себя радость общения с другими, желание быть с близким человеком и чувствовать, что ты кому-то нужен. Следовательно, у студентов в браке доминирующее значение в системе жизненных смыслов имеют 3 категории: семейная, экзистенциальная и коммуникативная у девушек. Далее рассмотрим категории, которые достаточно представлены в системе жизненных смыслов студентов в браке. Здесь можно выделить четыре категории: коммуникативная, гедонистическая, статусная и категория самореализации.
Такие категории как: коммуникативная, статусная (успех, хорошая карьера, достойное положение в обществе) и категория самореализации (совершенствование, осуществление себя, реализация своих возможностей) в большей степени развиты у юношей, чем у девушек. Это связано с тем, что юноши в браке несут ответственность за свою семью и им необходимо обеспечить их материально, поэтому юноши стремятся к развитию в профессиональной деятельности.
А также для юношей в браке важно быть рядом с близким человеком, чувствовать нужность кому-то и радоваться общению с другими. Гедонистическая категория, которая включает в себя: получение удовольствия, желание испытывать счастье и получать как можно больше ощущений и переживаний, в большей степени выражена у девушек, чем у юношей.
Категории, которые достаточно представлены в системе жизненных смыслов студентов в браке – это коммуникативная, статусная, гедонистическая и категория самореализации.
Теперь рассмотрим категории, которые слабо представлены в системе жизненных смыслов студентов в браке.
Во-первых, это когнитивная категория, которая включает желание понять самого себя, жизнь и познавать Бога.
Данная категория очень слабо развита как у юношей, так и у девушек. Когнитивную категорию мы связываем с общей картиной мира человека, с его собственным мировоззрением. Из этого следует, что такие мировоззренческие понятия как: «что есть Я», «что есть жизнь» следует развивать у студентов, так как является несформированной в системе жизненных смыслов наших респондентов, состоящих в браке.
Во-вторых, слабой является категория альтруистических смыслов жизни как у юношей, так и у девушек. Данная категория включает в себя: помощь другим людям, доброту и желание улучшить мир.
Это связано с тем, что для студентов, состоящих в браке, приоритетным является их собственная личность, а также их молодая семья. Все остальное как бы отходит на второй план.
Теперь рассмотрим представленность категорий смысла жизни у студентов вне брака.
Рис. 2 . Представленность категорий смысла жизни в группе незамужних девушек и неженатых юношей
В первую очередь, отметим те категории смыслов жизни, которые имеют доминирующее значение. Самой доминирующей категорией является категория самореализации у незамужних девушек. Следовательно, девушки, не состоящие в браке, в первую очередь стремятся к самосовершенствованию, к реализации всех своих возможностей. Семейная категория жизненных смыслов имеет доминирующее значение у юношей. Так как они не состоят в браке, а семейная категория наиболее выражена, значит, юноши направлены на то, чтобы жить ради своих родных и близких, помогать им. А также для них важно передать все лучшее своим детям, что, по нашему мнению, связано с инстинктивным стремлением мужчин к продолжению рода. А желание юношей помогать родным и близким подтверждает потребность быть значимым для других, и это придает им смысл жизни.
Следующая доминирующая категория у студентов вне брака – экзистенциальная у девушек. Она включает в себя свободу и такие определения как: жить для того, «чтобы жить» и «чтобы любить». Кроме реализации себя, для незамужних девушек имеет большое значение сам процесс жизни («жить ради самой жизни»), то есть у них как бы нет ярко выраженных смыслов. Скорее всего, они не осознают тех смыслов, ради которых живут.
Далее рассмотрим категории жизненных смыслов, которые представлены в достаточной мере у студентов вне брака.
Категория коммуникативных смыслов и у юношей и у девушек максимально выражена в достаточной степени в их системе жизненных смыслов. Для студентов вне брака важно быть с близким человеком, радоваться общению с другими и чувствовать себя кому-то нужными.
У юношей достаточно выражены следующие категории жизненных смыслов: альтруистическая, экзистенциальная, гедонистическая и категория самореализации. А у девушек достаточную выраженность имеют статусные и семейные категории.
Самая слабая выраженность среди студентов вне брака прослеживается в когнитивной категории жизненных смыслов у юношей.
Сложность у юношей, не состоящих в браке, составляет мировоззренческая сторона жизни. Им трудно понимать самих себя и свою жизнь. Возможно, это связано с их сопротивлением тем философским мыслям, которые у них возникают. Юноши не готовы осознавать себя и свою жизнь в целом.
Также слабо выражена альтруистическая категория жизненных смыслов у незамужних девушек.
Исходя из результатов других методик, у девушек высокие показатели по эгоцентрическим смыслам жизни, то есть они, в большей степени, направлены на себя, на свою жизнь. Альтруистическая категория включает в себя: помощь другим людям, доброту к ним и улучшение мира.
Значит, доминирующими категориями жизненных смыслов у студентов вне брака являются: категория самореализации у юношей, семейная у юношей и экзистенциальная у девушек. А слабовыраженными являются: когнитивная категория у юношей и альтруистическая у девушек.
Исходя из результатов применения U-критерия Мана-Уитни, были выделены следующие значимые различия. Во-первых, значимые различия в переменных по таким категориям жизненных смыслов как: самореализация (U=345,0 при p≤0,001), семейные (U=652,0 при p≤0,001) и когнитивные смыслы жизни (U=436,0 при p≤0,001).
По категории самореализации у студентов, состоящих в браке, показатель выше, чем у тех, кто в браке не состоит. По этому поводу возникает два предположения. Во-первых, это может быть связано с тем, что вступление в брак мотивирует и побуждает к деятельности и соответственно к собственному развитию, так как повышается степень ответственности за семью. А во-вторых, семья занимает все свободное время у людей и тем самым повышается ценность самосовершенствования и реализации своих возможностей.
По категории семейных смыслов у студентов, не состоящих в браке, показатель значительно выше, чем у людей в браке. Это может быть связано с тем, что у студентов, вступивших в брак, семейные смыслы заменяются другими, новыми смыслами, например, любить или реализовывать все свои возможности.
А по когнитивной категории жизненных смыслов у студентов, состоящих в браке, результат значительно выше, чем у студентов вне брака. Это мы связываем с тем, вступление в брак – это серьезный шаг, который делает студентов более самостоятельной, повышает степень их осознанности. И тем самым, замужние и женатые студенты становятся более зрелыми, а их мысли становятся более глубокими. Они в большей степени склонны размышлять о жизни и о себе самом.
Во-вторых, наблюдаются значимые различия в переменных по тем же категориям жизненных смыслов между группами юношей и девушек. В категории самореализации – у юношей показатель выше, чем у девушек. В категории семейных смыслов у девушек показатель значимо выше, чем у юношей, а в когнитивной категории – у юношей показатель выше, чем у девушек.
По категории самореализации можно сделать следующий вывод: у девушек заключение брака резко повышает самореализацию как жизненный смысл, а у юношей при вступлении в брак показатели категории самореализации не изменяются. Возможно, девушки в браке реализуют себя в роли жены и матери, либо, найдя брачного партнера и, определившись в семье, у них появляется возможность самосовершенствоваться и в других сферах жизни.
Наблюдается семейная ценность для исследуемых студентов.
Вывод может состоять в том, что вступление в брак заметно понижает семейные смыслы у девушек, почти в два раза. Значимость категории семейных смыслов гораздо заметнее понижается у девушек, чем у юношей. Это может быть связано с тем, что у девушек до вступления в брак были одни представления и ожидания от замужества, а после вступления в брак эти представления разрушились, и возникло разочарование. Юноши по своей природе более рациональные и относятся к браку намного серьезнее. У юношей отсутствует зачастую фантазийная мысль о сущности брака.
Таким образом, существуют различия в системе жизненных смыслов у юношей и девушек, состоящих в браке и вне брака.
Рецензенты:
Кирьякова А. В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;
Зубова Л. В., д.псх.н., заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Вишняков А.И., Карымова О.С. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ СТУДЕНТОВ, СОСТОЯЩИХ И НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22557 (дата обращения: 13.10.2024).