Развитие в нашей стране пенсионных отношений имеет длительный путь, однако еще никогда так остро не стоял вопрос о самостоятельном формировании населением своих индивидуальных пенсионных планов. Продлившийся мораторий на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды является наиболее весомым аргументом. Таким образом, возникает насущная необходимость расширения имеющейся пенсионной инфраструктуры, которая в настоящее время достаточно ограничена.
Индивидуальные пенсионные планы населения, являясь своего рода стратегией по формированию пенсионного капитала, направлены на повышение личного благосостояния населения после наступления пенсионных оснований. При этом в процессе реализации индивидуальных пенсионных планов граждан возникает приращение инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения, который, в свою очередь, формируется в сфере финансовых отношений между населением и финансовыми посредниками (финансово-кредитными организациями, а именно банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями, управляющими компаниями и др.) в процессе потребления населением их финансовых услуг (банковских, страховых и пенсионных услуг, купле-продаже ценных бумаг), а также с коммерческими организациями путем участия населения в формировании капитала таких организаций [1]. В пенсионной сфере инвестиционно-сберегательный потенциал финансов населения раскрывается при взаимодействии граждан и объектов пенсионной инфраструктуры при формировании и использовании пенсионного капитала.
Важно отметить, что все субъекты пенсионной инфраструктуры в процессе формирования пенсионного капитала населения выступают финансовыми посредниками. При этом их условно можно разделить на специализированных участников пенсионных отношений, за которыми формирование пенсионного капитала граждан законодательно закреплено, и неспециализированных участников, которые не имеют главной целью формирование пенсионного капитала, однако они принимают в этом процессе непосредственное участие.
Данное разделение целесообразно рассматривать с позиции компонентов пенсионной системы, которых в настоящий момент всего три, а именно – государственное пенсионное обеспечение (ГПО), обязательное пенсионное страхование (ОПС) и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (НПО) [7, С. 82]. В зависимости от компонентов пенсионной системы перечень участников пенсионных отношений – финансовых посредников различается. Структурно это представлено в таблице 1.
Согласно представленной в таблице 1 информации, расширение пенсионной инфраструктуры возможно только в системе ОПС и НПО. В рамках ОПС это можно осуществить за счет вовлечения в эту систему страховых компаний, а в рамках НПО – за счет банков. При этом, если у страховых компаний опыт реализации пенсионных планов населения уже есть, то с банками ситуация иная.
Таблица 1
Структура и степень участия финансовых посредников при формировании пенсионного капитала
Участники пенсионных отношений |
ГПО |
ОПС |
НПО |
Пенсионный фонд России |
с |
с |
н |
Государственная управляющая компания |
нс |
нс |
н |
Негосударственные пенсионные фонды |
н |
с |
с |
Частные управляющие компании |
н |
с/нс |
с/нс |
Страховые компании |
н |
н |
с |
Специализированные депозитарии |
нс |
нс |
нс |
Банки |
нс |
нс |
нс |
* с – специализированное участие; нс – неспециализированное участие; н – не участвуют.
Источник: составлено автором.
В настоящее время взаимодействие банков и других финансовых посредников в системе пенсионных отношений, как правило, носит аффилированный характер. Например, многие банки при выдаче кредитов активно рекомендуют своим клиентам, помимо классического страхования залога, заключать договоры о негосударственном пенсионном обеспечении с негосударственными пенсионными фондами, которые, в свою очередь, приобретают инструменты данного банка, или созданы крупнейшими российскими предприятиями, размещают инвестиционные активы в депозиты банков, аффилированных с материнской структурой, или созданными самим банком [6, C. 227]. Яркий пример создания банками собственных НПФ – это АО «НПФ Сбербанка», АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, НПФ «Русский Стандарт» (ЗАО) и др.
Переход банков из неспециализированных участников пенсионных отношений в специализированные реален. Реализацию данного «перехода» возможно осуществить за счет создания специфических банковских продуктов – пенсионного депозита или индивидуального пенсионного счета. Следует отметить, что в настоящее время банки уже предоставляют пенсионные депозиты, однако, это депозиты не для формирования пенсионного капитала, а для сбережений граждан – уже являющихся пенсионерами.
Для реализации индивидуальных пенсионных планов пенсионный депозит как специфический банковский продукт должен отличаться от классических вкладов и обладать следующими характеристиками:
- гражданин может иметь более одного, но менее 12 пенсионных депозитов (не обязательно в одном банке) [3, C. 24];
- срок пенсионного депозита не менее 10 лет;
- процентная ставка по депозиту должна быть на 3–5 % выше, чем ставка по обычному депозиту, и утверждается банком не менее чем на 3 года;
- правила капитализации процентов определяются банком;
- возможность перевода средств в НПФ и обратно, а также из одного банка в другой;
- предоставление налогового вычета населению, аналогичного применяемому при формировании пенсионного капитала в НПФ;
- сохранность размещенных на депозитах средств должна быть гарантирована государством, или обозначенные денежные средства должны быть застрахованы в полном объеме [3, C. 25];
- при досрочном полном или частичном снятии средств с пенсионного депозита уплачивается штраф в размере не более 10 % от полученной суммы, а также уплачивается сумма полученного налогового вычета.
По мнению Заместителя Председателя Правления ЗАО КБ «Международный Банк Развития» М. Филатова [5], у предложенного банковского продукта, пенсионного депозита, существует ряд преимуществ, например:
- возможность страхования пенсионных депозитов по системе страхования банковских вкладов;
- возможность страхования начисленного инвестиционного дохода на сумму размещенных на пенсионном депозите средств;
- реальное участие населения (личное присутствие клиента при открытии пенсионного депозита, т.е. исключается недобросовестные действия пенсионных агентов);
- инвестиционный доход по депозитам, как правило, превышает уровень инфляции, полностью зачисляется на счета граждан, а также отсутствует комиссия за управление;
- государственное регулирование банковской деятельности является наиболее проработанным, в отличие от других субъектов финансового рынка, участвующих в процессе формирования пенсионного капитала населения, что делает банки наиболее надежными структурами по работе с пенсионными средствами;
- банки обладают существенно более серьезными возможностями по IT и юридическому сопровождению ведения огромного количества счетов (в т.ч. и депозитных), что существенно снижает любые операционные риски при работе с пенсионными накоплениями.
Также специфичным банковским продуктом, способствующим формированию пенсионного капитала, могут стать индивидуальные пенсионные счета. Создание таких счетов может быть аналогично уже действующим в России индивидуальным инвестиционным счетам, которые предусматривают открытие в банке брокерского счета для привлечения финансов населения на фондовый рынок и повышения привлекательности инвестиций в акции и облигации, однако с некоторыми отличиями.
Основные критерии таких счетов были разработаны и опубликованы Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). В Концепции НАУФОР ИИ(П)С обладают следующими характеристиками:
- гражданин имеет всего один ИИ(П)С;
- максимальная сумма ежегодного взноса на ИИ(П)С в течение первых двух лет с момента введения ИИ(П)С составит 400 тыс. рублей, однако для граждан старшего возраста данное ограничение может быть выше;
- возможность применения инвестиционного налогового вычета;
- ИИ(П)С может быть открыт на срок до момента достижения пенсионного возраста. Средства могут быть изъяты с ИИ(П)С лишь в случаях: достижения пенсионного возраста, истечения десятилетнего срока с момента открытия ИИ(П)С, при необходимости оплаты образования детей, строительства или приобретения жилья, признания гражданина нетрудоспособным, в случае его смерти, когда средства на ИИ(П)С возвращаются наследникам;
- при досрочном изъятии средств с ИИ(П)С помимо обычного подоходного налога, данные средства облагаются дополнительным налогом по ставке 10 % от суммы досрочно выводимых со счета средств;
- владелец ИИ(П)С самостоятельно принимает решения о направлениях инвестирования средств, хранящихся на ИИ(П)С, полностью неся риски снижения их рыночной стоимости;
- возможность перевода активов с ИИ(П)С, открытого в одной финансовой организации на собственный счет в другой финансовой организации [2].
Жизнеспособность указанных предложений подтверждает практика открытия индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) в финансовых учреждениях с начала 2015 года (таблица 2). Согласно представленным данным основная часть ИИС открывается в специализированных учреждениях (финансовые компании, брокеры и т.д.), а доля открытых счетов в банках небольшая и составляет около 24 %. При этом нельзя однозначно судить об эффективности данного вида приращения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения, так как данный финансовый инструмент является новым для банков, и не получил должного распространения.
Однако, если учесть настороженное отношение граждан нашей страны к нововведенным финансовым инструментам и институтам, то можно судить о потенциально большей популярности пенсионных депозитов, чем ИИ(П)С. Так как в банковском секторе на вкладах физических лиц аккумулируются достаточно большое количество финансовых средств (таблица 3). При этом суммы пенсионных накоплений и резервов в негосударственных пенсионных фондах в разы меньше средств, консолидированных в банковских учреждениях.
Таблица 2
Рейтинг участников торгов по количеству зарегистрированных Индивидуальных инвестиционных счетов
№ |
Наименование участника торгов |
Количество ИИС на 01.09.2015 |
Удельный вес, % |
1 |
АО "ФИНАМ" |
11 765 |
24,96 |
2 |
ОАО "Сбербанк России" |
10 852 |
23,02 |
3 |
ОАО "Брокерский дом "ОТКРЫТИЕ" |
9 416 |
19,98 |
4 |
ООО "Компания БКС" |
6 746 |
14,31 |
5 |
ООО "АТОН" |
3 399 |
7,21 |
6 |
ООО УК "АЛЬФА-КАПИТАЛ" |
2 986 |
6,33 |
7 |
ООО "АЛОР +" |
379 |
0,80 |
8 |
ОАО ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" |
377 |
0,80 |
9 |
ПАО "Промсвязьбанк" |
354 |
0,75 |
10 |
КИТ Финанс (ООО) |
291 |
0,62 |
11 |
Банк ГПБ (АО) |
184 |
0,39 |
12 |
ЗАО ИФК "Солид" |
121 |
0,26 |
13 |
ООО "Гофмаклер" |
102 |
0,22 |
14 |
ЗАО "Сургутнефтегазбанк" |
86 |
0,18 |
15 |
ООО "УРАЛСИБ Кэпитал - Финансовые услуги" |
77 |
0,16 |
|
Всего |
47 135 |
100 |
Источник: Официальный сайт Московской биржи. URL: http://moex.com/a3161 (дата обращения 20.09.2015).
Таблица 3
Общая сумма средств банковских депозитов (вкладов) физических лиц в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах и пенсионных накоплений и пенсионных резервов в НПФ (всего по Российской Федерации)
Отчетная дата |
вклады (депозиты) физических лиц |
Пенсионные накопления и пенсионные резервы в НПФ |
|
в рублях |
в иностранной валюте и драгоценных металлах |
||
01.01.2013 |
11 743 146 |
2 479 405 |
1 426 763,35 |
01.01.2014 |
13 985 238 |
2 953 123 |
1917917,529 |
01.01.2015 |
13 699 086 |
4 983 991 |
4 058 079,53 |
Источник: Рассчитано автором по данным: Центральный банк России http://cbr.ru/ (дата обращения 04.10.2015).
Дать потенциальную оценку привлекательности предложенных банковских пенсионных продуктов для реализации индивидуальных пенсионных планов населения возможно, если учесть, что при участии в системе НПО граждане с различным уровнем ежемесячного дохода могут, опираясь на эмпирически доказанную способность населения безболезненно для своего бюджета сберегать около 10–20 % своего ежемесячного дохода [4]. В таблице 4 мы произвели расчет о потенциально возможных размерах инвестиций россиян в рамках индивидуальных пенсионных планов населения.
Предложенные в таблице 4 расчеты показывают, что потенциал применения пенсионных депозитов есть у граждан с широким диапазоном уровня доходов, а именно практически любой гражданин, обладающий свободными финансовыми ресурсами и реализующий свой индивидуальный пенсионный план, сможет воспользоваться данным банковским продуктом. Что нельзя сказать об ИИ(П)С.
Таблица 4
Потенциально возможные инвестиции россиян в банковские пенсионные продукты (рассчитано по данным за 2014 год)
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов |
10 % от дохода (макс. сумма по строке) (в год) |
20 % от дохода (макс. сумма по строке) (в год) |
Остаток для потенциального участия в НПО (в год) |
Остаток для потенциального участия в НПО с учетом затрат на образование и здравоохранение (в год) |
|||||
в месяц, руб. |
Все население (%) |
|
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
(5=(1- |
(6=5-12*672,8♣♣) |
||||||||
сумма |
Пенс.деп. |
ИИ(П)С |
сумма |
Пенс.деп. |
ИИ(П)С |
||||
до 5 000,0 |
3,3 |
6000 |
12000 |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
от 5 000,1 до 7 000,0 |
4,8 |
8400 |
16800 |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
от 7 000,1 до 9 000,0 |
6,1 |
10800 |
21600 |
9192 |
* |
* |
1116 |
* |
* |
от 9 000,1 до 12 000,0 |
10,0 |
14400 |
28800 |
45192 |
* |
* |
37116 |
* |
* |
от 12 000,1 до 15 000,0 |
9,9 |
18000 |
36000 |
81192 |
* |
* |
73116 |
* |
* |
от 15 000,1 до 20 000,0 |
14,4 |
24000 |
48000 |
141192 |
* |
* |
133116 |
* |
* |
от 20 000,1 до 25 000,0 |
11,4 |
30000 |
60000 |
201192 |
* |
* |
193116 |
* |
* |
от 25 000,1 до 30 000,0 |
8,8 |
36000 |
72000 |
261192 |
* |
* |
253116 |
* |
* |
от 30 000,1 до 35 000,0 |
6,7 |
42000 |
84000 |
321192 |
* |
* |
313116 |
* |
* |
от 35 000,1 до 40 000,0 |
5,1 |
48000 |
96000 |
381192 |
* |
* |
373116 |
* |
* |
от 40 000,1 до 50 000,0 |
7,0 |
60000 |
120000 |
501192 |
* |
- |
493116 |
* |
- |
от 50 000,1 до 60 000,0 |
4,2 |
72000 |
144000 |
621192 |
* |
- |
613116 |
* |
- |
свыше 60 000,0 |
8,3 |
84000 |
168000 |
741192 |
* |
- |
733116 |
* |
- |
♣ величина прожиточного минимума в IV квартале 2014 г.
♣♣В среднем на члена домохозяйства тратится здравоохранение 525,6 руб. в месяц, на образование 147,2 руб. в месяц [8]
Источник: рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
Использование ИИ(П)С ограничено максимальной годовой суммой участия в 400 тыс. рублей, таким образом, граждане с высоким уровнем дохода не будут заинтересованы в данном продукте. Тоже самое можно сказать и о гражданах с очень низким уровнем доходов, так как администрирование ИИ(П)С предусматривает уплату комиссионных финансовому посреднику, что делает данный продукт затратным.
Таким образом, реализация индивидуальных пенсионных планов населения посредством банковских учреждений в настоящее время является важным направлением развития системы пенсионных отношений. При этом расширение структуры финансовых инструментов, используемых в процессе формирования пенсионного капитала граждан, позволит использовать многовариантные комбинации для выбора оптимального набора пенсионных продуктов с целью реализации индивидуальных пенсионных планов граждан в зависимости от: количества финансовых ресурсов, длительности формирования пенсионного капитала, степени желаемой доходности и величины ожидаемых рисков.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Потенциал финансов населения региона как инновационный фактор сбалансированного регионального развития (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34026/15.
Рецензенты:
Попова Л.В., д.э.н., профессор кафедры «Страхование и финансово-экономический анализ» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград;
Горшкова Н.В., д.э.н., доцент, зав. кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Григорьева Л.В., Старостина Е.С. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПЛАНЫ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СТРАНЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22530 (дата обращения: 20.05.2025).