Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

INDIVIDUAL PENSION PLANS POPULATION: ABILITY TO IMPLEMENT IN THE BANKING INSTITUTIONS OF THE COUNTRY

Grigoreva L.V. 1 Starostina E.S. 1
1 FGAOU VPO «Volgograd state University»
Становление новой системы пенсионных отношений в нашей стране позволили вовлечь в нее широкий спектр участников, при этом специфической особенностью современного этапа эволюции указанных отношений стала возрастающая роль финансовых посредников. Население как субъект пенсионных отношений, вступая во взаимодействие с финансовыми посредниками при формировании пенсионного капитала, ориентируется на личные предпочтения, а именно на свои индивидуальные пенсионные планы. Главной проблемой реализации индивидуальных пенсионных планов населения в нашей стране является ограниченный список финансовых посредников с прямыми функциями по формированию пенсионного капитала. В работе особое внимание уделяется банковским учреждениям, которые, являясь косвенными участниками пенсионных отношений, потенциально способны реализовывать индивидуальные пенсионные планы населения, при условии создания специфических пенсионных банковских продуктов.
The formation of a new system of pension relations in our country have allowed her to engage in a wide range of participants, with a particular feature of the present stage of the evolution of these relations was the growing role of financial intermediaries. The population as of pension relations, entering into interaction with the financial intermediaries in the formation of pension assets is guided by personal preference, namely on their individual pension plans. The main problem of implementation of individual pension plans of the population in our country is limited list of financial intermediaries with direct function on the formation of a pension capital. The paper focuses on banking institutions that are being indirect participants of pension relations, the potential to realize the individual pension plans of the population, provided that a pension of specific banking products.
pension plans
population
banks
pension deposit
individual retirement account investment
investment and savings potential
public finances

Развитие в нашей стране пенсионных отношений имеет длительный путь, однако еще никогда так остро не стоял вопрос о самостоятельном формировании населением своих индивидуальных пенсионных планов. Продлившийся мораторий на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды является наиболее весомым аргументом. Таким образом, возникает насущная необходимость расширения имеющейся пенсионной инфраструктуры, которая в настоящее время достаточно ограничена.

Индивидуальные пенсионные планы населения, являясь своего рода стратегией по формированию пенсионного капитала, направлены на повышение личного благосостояния населения после наступления пенсионных оснований. При этом в процессе реализации индивидуальных пенсионных планов граждан возникает приращение инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения, который, в свою очередь, формируется в сфере финансовых отношений между населением и финансовыми посредниками (финансово-кредитными организациями, а именно банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями, управляющими компаниями и др.) в процессе потребления населением их финансовых услуг (банковских, страховых и пенсионных услуг, купле-продаже ценных бумаг), а также с коммерческими организациями путем участия населения в формировании капитала таких организаций [1]. В пенсионной сфере инвестиционно-сберегательный потенциал финансов населения раскрывается при взаимодействии граждан и объектов пенсионной инфраструктуры при формировании и использовании пенсионного капитала.

Важно отметить, что все субъекты пенсионной инфраструктуры в процессе формирования пенсионного капитала населения выступают финансовыми посредниками. При этом их условно можно разделить на специализированных участников пенсионных отношений, за которыми формирование пенсионного капитала граждан законодательно закреплено, и неспециализированных участников, которые не имеют главной целью формирование пенсионного капитала, однако они принимают в этом процессе непосредственное участие.

Данное разделение целесообразно рассматривать с позиции компонентов пенсионной системы, которых в настоящий момент всего три, а именно – государственное пенсионное обеспечение (ГПО), обязательное пенсионное страхование (ОПС) и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (НПО) [7, С. 82]. В зависимости от компонентов пенсионной системы перечень участников пенсионных отношений – финансовых посредников различается. Структурно это представлено в таблице 1.

Согласно представленной в таблице 1 информации, расширение пенсионной инфраструктуры возможно только в системе ОПС и НПО. В рамках ОПС это можно осуществить за счет вовлечения в эту систему страховых компаний, а в рамках НПО – за счет банков. При этом, если у страховых компаний опыт реализации пенсионных планов населения уже есть, то с банками ситуация иная.

Таблица 1

Структура и степень участия финансовых посредников при формировании пенсионного капитала

Участники пенсионных отношений

ГПО

ОПС

НПО

Пенсионный фонд России

с

с

н

Государственная управляющая компания

нс

нс

н

Негосударственные пенсионные фонды

н

с

с

Частные управляющие компании

н

с/нс

с/нс

Страховые компании

н

н

с

Специализированные депозитарии

нс

нс

нс

Банки

нс

нс

нс

* с – специализированное участие; нс – неспециализированное участие; н – не участвуют.

Источник: составлено автором.

В настоящее время взаимодействие банков и других финансовых посредников в системе пенсионных отношений, как правило, носит аффилированный характер. Например, многие банки при выдаче кредитов активно рекомендуют своим клиентам, помимо классического страхования залога, заключать договоры о негосударственном пенсионном обеспечении с негосударственными пенсионными фондами, которые, в свою очередь, приобретают инструменты данного банка, или созданы крупнейшими российскими предприятиями, размещают инвестиционные активы в депозиты банков, аффилированных с материнской структурой, или созданными самим банком [6, C. 227]. Яркий пример создания банками собственных НПФ – это АО «НПФ Сбербанка», АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, НПФ «Русский Стандарт» (ЗАО) и др.

Переход банков из неспециализированных участников пенсионных отношений в специализированные  реален. Реализацию данного «перехода» возможно осуществить за счет создания специфических банковских продуктов – пенсионного депозита или индивидуального пенсионного счета. Следует отметить, что в настоящее время банки уже предоставляют пенсионные депозиты, однако, это депозиты не для формирования пенсионного капитала, а для сбережений граждан – уже являющихся пенсионерами.

Для реализации индивидуальных пенсионных планов пенсионный депозит как специфический банковский продукт должен отличаться от классических вкладов и обладать следующими характеристиками:

- гражданин может иметь более одного, но менее 12 пенсионных депозитов (не обязательно в одном банке) [3, C. 24];

- срок пенсионного депозита не менее 10 лет;

- процентная ставка по депозиту должна быть на 3–5 % выше, чем ставка по обычному депозиту, и утверждается банком не менее чем на 3 года;

- правила капитализации процентов определяются банком;

- возможность перевода средств в НПФ и обратно, а также из одного банка в другой;

- предоставление налогового вычета населению, аналогичного применяемому при формировании пенсионного капитала в НПФ;

- сохранность размещенных на депозитах средств должна быть гарантирована государством, или обозначенные денежные средства должны быть застрахованы в полном объеме [3, C. 25];

- при досрочном полном или частичном снятии средств с пенсионного депозита уплачивается штраф в размере не более 10 % от полученной суммы, а также уплачивается сумма полученного налогового вычета.

По мнению Заместителя Председателя Правления ЗАО КБ «Международный Банк Развития» М. Филатова [5], у предложенного банковского продукта, пенсионного депозита, существует ряд преимуществ, например:

- возможность страхования пенсионных депозитов по системе страхования банковских вкладов;

- возможность страхования начисленного инвестиционного дохода на сумму размещенных на пенсионном депозите средств;

- реальное участие населения (личное присутствие клиента при открытии пенсионного депозита, т.е. исключается недобросовестные действия пенсионных агентов);

- инвестиционный доход по депозитам, как правило, превышает уровень инфляции, полностью зачисляется на счета граждан, а также отсутствует комиссия за управление;

- государственное регулирование банковской деятельности является наиболее проработанным, в отличие от других субъектов финансового рынка, участвующих в процессе формирования пенсионного капитала населения, что делает банки наиболее надежными структурами по работе с пенсионными средствами;

- банки обладают существенно более серьезными возможностями по IT и юридическому сопровождению ведения огромного количества счетов (в т.ч. и депозитных), что существенно снижает любые операционные риски при работе с пенсионными накоплениями.

Также специфичным банковским продуктом, способствующим формированию пенсионного капитала, могут стать индивидуальные пенсионные счета. Создание таких счетов может быть аналогично уже действующим в России индивидуальным инвестиционным счетам, которые предусматривают открытие в банке брокерского счета для привлечения финансов населения на фондовый рынок и повышения привлекательности инвестиций в акции и облигации, однако с некоторыми отличиями.

Основные критерии таких счетов были разработаны и опубликованы Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). В Концепции НАУФОР ИИ(П)С обладают следующими характеристиками:

- гражданин имеет всего один ИИ(П)С;

- максимальная сумма ежегодного взноса на ИИ(П)С в течение первых двух лет с момента введения ИИ(П)С составит 400 тыс. рублей, однако для граждан старшего возраста данное ограничение может быть выше;

- возможность применения инвестиционного налогового вычета;

- ИИ(П)С может быть открыт на срок до момента достижения пенсионного возраста. Средства могут быть изъяты с ИИ(П)С лишь в случаях: достижения пенсионного возраста, истечения десятилетнего срока с момента открытия ИИ(П)С, при необходимости оплаты образования детей, строительства или приобретения жилья, признания гражданина нетрудоспособным, в случае его смерти, когда средства на ИИ(П)С возвращаются наследникам;

- при досрочном изъятии средств с ИИ(П)С помимо обычного подоходного налога, данные средства облагаются дополнительным налогом по ставке 10 % от суммы досрочно выводимых со счета средств;

- владелец ИИ(П)С самостоятельно принимает решения о направлениях инвестирования средств, хранящихся на ИИ(П)С, полностью неся риски снижения их рыночной стоимости;

- возможность перевода активов с ИИ(П)С, открытого в одной финансовой организации на собственный счет в другой финансовой организации [2].

Жизнеспособность указанных предложений подтверждает практика открытия индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) в финансовых учреждениях с начала 2015 года (таблица 2). Согласно представленным данным основная часть ИИС открывается в специализированных учреждениях (финансовые компании, брокеры и т.д.), а доля открытых счетов в банках небольшая и составляет около 24 %. При этом нельзя однозначно судить об эффективности данного вида приращения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения, так как данный финансовый инструмент является новым для банков, и не получил должного распространения.

Однако, если учесть настороженное отношение граждан нашей страны к нововведенным финансовым инструментам и институтам, то можно судить о потенциально большей популярности пенсионных депозитов, чем ИИ(П)С. Так как в банковском секторе на вкладах физических лиц аккумулируются достаточно большое количество финансовых средств (таблица 3). При этом суммы пенсионных накоплений и резервов в негосударственных пенсионных фондах в разы меньше средств, консолидированных в банковских учреждениях.

Таблица 2

Рейтинг участников торгов по количеству зарегистрированных Индивидуальных инвестиционных счетов

Наименование участника торгов

Количество ИИС на 01.09.2015

Удельный вес, %

1

АО "ФИНАМ"

11 765

24,96

2

ОАО "Сбербанк России"

10 852

23,02

3

ОАО "Брокерский дом "ОТКРЫТИЕ"

9 416

19,98

4

ООО "Компания БКС"

6 746

14,31

5

ООО "АТОН"

3 399

7,21

6

ООО УК "АЛЬФА-КАПИТАЛ"

2 986

6,33

7

ООО "АЛОР +"

379

0,80

8

ОАО ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент"

377

0,80

9

ПАО "Промсвязьбанк"

354

0,75

10

КИТ Финанс (ООО)

291

0,62

11

Банк ГПБ (АО)

184

0,39

12

ЗАО ИФК "Солид"

121

0,26

13

ООО "Гофмаклер"

102

0,22

14

ЗАО "Сургутнефтегазбанк"

86

0,18

15

ООО "УРАЛСИБ Кэпитал - Финансовые услуги"

77

0,16

 

Всего

47 135

100

Источник: Официальный сайт Московской биржи. URL: http://moex.com/a3161 (дата обращения 20.09.2015).

Таблица 3

Общая сумма средств банковских депозитов (вкладов) физических лиц в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах и пенсионных накоплений и пенсионных резервов в НПФ (всего по Российской Федерации)

Отчетная дата

вклады (депозиты) физических лиц

Пенсионные накопления и пенсионные резервы в НПФ

в рублях

в иностранной валюте и драгоценных металлах

01.01.2013

11 743 146

2 479 405

1 426 763,35

01.01.2014

13 985 238

2 953 123

1917917,529

01.01.2015

13 699 086

4 983 991

4 058 079,53

Источник: Рассчитано автором по данным: Центральный банк России http://cbr.ru/ (дата обращения 04.10.2015).

Дать потенциальную оценку привлекательности предложенных банковских пенсионных продуктов для реализации индивидуальных пенсионных планов населения возможно, если учесть, что при участии в системе НПО граждане с различным уровнем ежемесячного дохода могут, опираясь на эмпирически доказанную способность населения безболезненно для своего бюджета сберегать около 10–20 % своего ежемесячного дохода [4]. В таблице 4 мы произвели расчет о потенциально возможных размерах инвестиций россиян в рамках индивидуальных пенсионных планов населения.

Предложенные в таблице 4 расчеты показывают, что потенциал применения пенсионных депозитов есть у граждан с широким диапазоном уровня доходов, а именно практически любой гражданин, обладающий свободными финансовыми ресурсами и реализующий свой индивидуальный пенсионный план, сможет воспользоваться данным банковским продуктом. Что нельзя сказать об ИИ(П)С.

Таблица 4

Потенциально возможные инвестиции россиян в банковские пенсионные продукты (рассчитано по данным за 2014 год)

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов

10 % от дохода (макс. сумма по строке)

(в год)

20 % от дохода (макс. сумма по строке)

(в год)

Остаток для потенциального участия в НПО

(в год)

Остаток для потенциального участия в НПО с учетом затрат на образование и здравоохранение

(в год)

в месяц, руб.

Все население (%)

 

 

1

2

3

4

5

6

(5=(1-
ПМ (8324)♣)*12)

(6=5-12*672,8♣♣)

сумма

Пенс.деп.

ИИ(П)С

сумма

Пенс.деп.

ИИ(П)С

до 5 000,0

3,3

6000

12000

0

-

-

0

-

-

от 5 000,1 до 7 000,0

4,8

8400

16800

0

-

-

0

-

-

от 7 000,1 до 9 000,0

6,1

10800

21600

9192

*

*

1116

*

*

от 9 000,1 до 12 000,0

10,0

14400

28800

45192

*

*

37116

*

*

от 12 000,1 до 15 000,0

9,9

18000

36000

81192

*

*

73116

*

*

от 15 000,1 до 20 000,0

14,4

24000

48000

141192

*

*

133116

*

*

от 20 000,1 до 25 000,0

11,4

30000

60000

201192

*

*

193116

*

*

от 25 000,1 до 30 000,0

8,8

36000

72000

261192

*

*

253116

*

*

от 30 000,1 до 35 000,0

6,7

42000

84000

321192

*

*

313116

*

*

от 35 000,1 до 40 000,0

5,1

48000

96000

381192

*

*

373116

*

*

от 40 000,1 до 50 000,0

7,0

60000

120000

501192

*

-

493116

*

-

от 50 000,1 до 60 000,0

4,2

72000

144000

621192

*

-

613116

*

-

свыше 60 000,0

8,3

84000

168000

741192

*

-

733116

*

-

♣ величина прожиточного минимума в IV квартале 2014 г.

♣♣В среднем на члена домохозяйства тратится здравоохранение 525,6 руб. в месяц, на образование 147,2 руб. в месяц [8]

Источник: рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

Использование ИИ(П)С ограничено максимальной годовой суммой участия в 400 тыс. рублей, таким образом, граждане с высоким уровнем дохода не будут заинтересованы в данном продукте. Тоже самое можно сказать и о гражданах с очень низким уровнем доходов, так как администрирование ИИ(П)С предусматривает уплату комиссионных финансовому посреднику, что делает данный продукт затратным.

Таким образом, реализация индивидуальных пенсионных планов населения посредством банковских учреждений в настоящее время является важным направлением развития системы пенсионных отношений. При этом расширение структуры финансовых инструментов, используемых в процессе формирования пенсионного капитала граждан, позволит использовать многовариантные комбинации для выбора оптимального набора пенсионных продуктов с целью реализации индивидуальных пенсионных планов граждан в зависимости от: количества финансовых ресурсов, длительности формирования пенсионного капитала, степени желаемой доходности и величины ожидаемых рисков.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Потенциал финансов населения региона как инновационный фактор сбалансированного регионального развития (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34026/15.

Рецензенты:

Попова Л.В., д.э.н., профессор кафедры «Страхование и финансово-экономический анализ» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград;

Горшкова Н.В., д.э.н., доцент, зав. кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.