Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УТИЛИТАРИЗМ – ДОМИНАНТА ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ ДВОРЯНСТВА

Бубнов Ю.А. 1 Радугина О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»
Авторы стремились показать, что ценности являются одной из ведущих структур дворянской культуры, ее основополагающим основанием. Ценностная система дворянского сословия в форме мировоззренческих, духовно-нравственных и профессионально-служебных установок задает направление и мотивацию деятельности и общения его членам. Ценностная система дворянства носит, по преимуществу утилитарный характер. В эту систему входят такие основополагающие ценности, как ценность Государя, Родины, Отечества, Государства, службы – служение (Отечеству, обществу, роду, семье, женщине), долг, честь, честность, верность данному слову и обязательству. Благодаря тому, что дворянство в течение длительного времени для всех сословий российского общества являлось референтной группой, сформированная им ценностная система являлась ориентиром в выборе линии поведения других сословий. И даже после 1917 года некоторые важные ценностные установки, такие как «служение Отечеству», «честь», «верность данному слову и обязательству» в определенной социальной группе – офицеры армии и флота – продолжали быть ценностными приоритетами. Сохранение этих ценностных установок в сознании современных россиян способствовало бы росту духовно-нравственной культуры современного российского общества.
дворянство
утилитаризм
ценностная система
служение
честь
благородство
1. Дурасов В. Дуэльный кодекс / В. Дурасов. – Спб., 1908. – 215 с.
2. Пушкин А. С. Евгений Онегин / А.С. Пушкин // Собр.соч.: в 8т. – М.: Молодая гвардия, 1968. – Т. 5 – 286 с.
3. Пушкин А. С. Стансы: ("В надежде славы и добра...") / ПушкинА. С. // Полн. собр. соч.: в 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. – Т. 2. Стихотворения, 1820-1826. – 301 с.
4. Радугин А.А., Перевозчикова Л.С. Социально-историческая природа ценностей. / А.А. Радугин, Л.С. Перевозчикова // Вестник ВГАСУ. Серия: Социально-гуманитарные науки – 2015. – № 1 (5). – С. 47-54.
5. Толстой Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Полн.собр.соч. в 22т. – М.: Худож. лит-ра, 1979. – Т. 1. – 334 с.
6. Толстой Л. Н. Детство / Л. Н. Толстой // Полное собр. соч. в 22т. – М.: Худож. лит-ра, 1979. – Т.1. – 332 с.
7. Якутина О. А. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие: дис… д-ра филос. наук по специальности 09.00.11. – Краснодар, 2011. – 383 с.
Радикальные социально-политические и экономические перемены, происходящие в российском обществе на рубеже ХХ - ХХI вв., существенным образом изменили социальный облик страны. В современной России в результате происшедших за последние десятилетия коренных преобразований идет процесс создания общества с новой социальной структурой. Имеют место попытки возрождения дворянства. Наряду с этим происходит институциализация новой социальной элиты. Новая элита стремится выработать ценностные ориентации, которые бы позволяли ей не только решать краткосрочные, сиюминутные проблемы, а определяли бы жизненную программу на будущее: для себя, своих детей, внуков и т. д., то есть носили бы фундаментальный характер. Субъектом ценностно-творческой деятельности на протяжении длительного времени в российской культуре выступало дворянство. Ценности являются одной из ведущих структур дворянской культуры, ее основополагающим основанием.

Цель данной статьи - рассмотреть ценностно-творческую деятельность дворянства и раскрыть утилитарный характер ценностной системы дворянства в культуре сословного общества России.

Прежде всего, следует определиться с понятием «ценности». Нам представляется убедительной дефиниция «ценности», сформулированная А.А. Радугиным и Л.С. Перевозчиковой: «Ценность - это идеальное качество явлений Культуры, формирующееся в процессе общественно-исторической, предметно-практической, духовной и духовно-практической деятельности Человека и отражающее отношения их (явлений) значимости в социальном взаимодействии и общении, служащее смыслообразующим основанием человеческого бытия, задающее направление и мотивацию конкретной деятельности, поступков и всей жизнедеятельности» [4, С. 47-54]. Необходимо отметить, что система ценностей дворянства  формируется на основе исторического, социального опыта деятельности и общения членов дворянского сословия. Наиболее функционально эффективные и приемлемые, с точки зрения нравственности, формы и технологии обеспечения интересов и потребностей членов дворянского сословия, которые способствуют повышению уровня их социальной адаптации и сплочения, аккумулируются в системе ценностных установок и ориентаций данного сообщества, входят в его культурную традицию.

Основополагающей ценностью дворянина является ценность Государя. С этой ценностью в ценностной системе дворянина неразрывно связаны ценность Родины, Отечества, Государства. Эти три основополагающие ценности неразрывным образом связаны друг с другом и образуют фундамент ценностной системы дворянского сословия. Другой основополагающей ценностью дворянского сословия является служба. Если, начиная с ХII века, для дворянина служба выступает как вид личного договора дворянина с государем, когда в обмен на преданность и службу дворянин получал денежное или земельное вознаграждение, то в ХVIII веке в общественном сознании дворянского сословия появляются идеи «общего блага» и «служения Отечеству». Дальнейшее развитие ценности «служба» осуществляется в плане деперсонификации службы,  в том смысле, что после эпохи «дворцовых переворотов» личность государя уже не играет  решающей роли. В новом самосознании дворянина «служить» означает служить во имя величия России, на благо государства. А так как при сформировавшейся в ХVIII веке общности сословного самосознания российское государство воспринималось в качестве дворянской монархии, то служить государству - означало для дворянина и служить своему сословию. Именно поэтому и после отмены обязательной службы в большинстве своем дворяне продолжают служить в различных сферах государства.

Дворяне, как отмечалось ранее, были служивым сословием, в этом  была их избранность и востребованность. Из этого статуса вытекала и определяющая ценностная установка - долг. Ценность долга перед Отечеством, Государем, своим родом, семьей, перед самим собой определяла линию поведения дворянина. Это положение персонально можно отнести к абсолютному большинству членов дворянского сословия.

Значительное место в ценностной системе дворянского сословия занимала ценность древности рода. Генеалогические подробности своего рода, знание того, когда  и откуда произошел твой род,  его роли в истории страны, заслуг его выдающихся представителей, родовых отношений своей семьи, считалось обязательным в дворянских кругах. Эту  ценностную установку  проводит А. С. Пушкин в стихотворении «Стансы» 1826 года, посвященном Императору Николаю I. Отметив величие Петра I, его огромные заслуги перед Отечеством он пишет:

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен[3, С. 37].

Определенный утилитарный оттенок содержится и в ценности «хорошего тона» commeilfout. Особенное обаяние людей, считавшихся образцом commeilfout, во многом заключалось в удивительной простоте и непринужденности их поведения. «Все тихо, просто было в ней. / Она казалась верный снимок / Ducommeilfaut...», - говорит Пушкин о Татьяне Лариной [2, С. 171]. «Свобода и простота его движений поразили меня»,- вспоминает герой трилогии Льва Толстого о князе Иване Ивановиче, «человеке очень большого света» [6, С. 53].

Важную роль в ценностной системе дворянства занимала ценность «успех». Дворянин по своему социальному положению, по господствующим в общественном сознании установкам ориентирован на продвижение вперед, карьерный рост, занятие более высоких статусных позиций. В культуре дворянского общества одной из определяющих ценностей является ценность успеха. Установка на достижение успеха в жизнедеятельности,  показная демонстрация символов успешности является неотъемлемым атрибутом дворянского общества. Успех как социальное явление в дворянском обществе выступает в качестве самодостаточной ценности. Он может объективироваться, дистанцировавшись от конкретного человека, и включаться в систему социальных взаимодействий как специфическое социальное качество, детерминирующее и мотивирующее устремления других людей в качестве эталона образа жизни. Иными словами, успех становится социальным фактом, и выступает в качестве объективного элемента социальных отношений.  Как справедливо отмечает О. А. Якутина, успех в качестве социального факта, то есть как социальное явление, выходит за рамки субъективной человеческой индивидуальности, личностных свершений, приобретает социальный статус и в этом качестве существует вне и независимо от сознания индивида, которое имеет пространственно-временную континуальную сущность, включено в ту или иную систему социальных связей и социальных знаний об этих связях [1, С. 45]. Социальный успех - это результат целесообразной целедостижительной деятельности и поведения. Успешной же принято считать такую деятельность, результаты которой обладают личностной и социальной значимостью и соответствуют поставленным личностью целям.

Можно выделить внешние и внутренние индикаторы успешности. С внешней стороны индикаторами успешности можно рассматривать и достижение индивидом материального и социального благополучия, и социальную репутацию, и социальный престиж, и социальный статус.  Внутренний индикатор успешности личности - это ее ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное чувство самореализованности, самоутверждения.

Важнейшим фактором достижения успеха на личностном уровне является обладание социальным интеллектом. Социальный интеллект - это интегральная способность личности, выражающаяся в успешности социального взаимодействия  и социальной адаптации. Социальный интеллект является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, он регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов  и обеспечивает понимание поступков и действий людей. В самом общем плане, социальный интеллект - это приспособленность индивида к конкретному социальному бытию. Социальный запас знания является важным атрибутом социального интеллекта. Как известно,  всякое знание имеет социальную природу и содержит на себе особенности  общества и  времени, которыми было порождено. Люди на протяжении всей своей жизни осознанно или неосознанно дают оценку и интерпретируют те ситуации и условия, в которых им приходится жить и действовать. Они накапливают социальный опыт и с помощью  механизмов памяти отбирают, что можно забыть, а что следует сохранить. В конце концов, весь этот опыт превращается в определенную схему, которая помогает индивиду  в его жизнедеятельности. В результате этого процесса формируются «ситуационные модели», которые представляют собой не абстрактные знания о стереотипах социального взаимодействия и отношений, а личностные знания, в которых  собран весь личный опыт, все жизненные установки и  переживания. Таким образом, успеха, как правило, достигают люди, обладающие социальным интеллектом, которые демонстрируют дальновидность в межличностных отношениях, прагматическую ориентацию, способность к мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия, обладающие социальной интуицией стремлением к познанию собственной личности, осведомленностью о собственных эмоциях, уверенностью в себе, самоуважением,  независимостью и социальной ответственностью.

Соотносительной и, в какой-то степени противостоящей ценности «успех», является ценность «чести». Одной из основных ценностей членов дворянского рода считалась дворянская честь, pointd'honneur. С точки зрения дворянской этики,  сохранение чести должно  было быть главным принципом поведения дворянина, преобладающим над всеми другими мотивациями и стремлениями: безопасностью, выгодой, успехом и т.п. В самосознании дворян «честь» отождествлялась с внутренним нравственным достоинством человека. Честь и достоинство - выражение ответственности человека за свои поступки перед самим собой, предстают как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. Исторически честь в нравственном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства рода или сословия, к которому он принадлежит. Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина. Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично, и которая принадлежит социальной группе, в которой он состоит. Забота о своей репутации как человека чести была одной из важнейших доминант жизнедеятельности дворянина. Честь дворянина в индивидуальном и общественном сознании дворянского общества воспринималась как некая важная реальность, вызывающая доверие к человеку. Наоборот, нарушение принципа чести рассматривалось как нравственное падение человека. В понятие «чести» органично входило понятие честности. Человек чести - это честный человек.  В связи с  этим в дворянской среде большое значение придавалось соблюдению «честного слова». Нарушить данное слово - значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться - и выполнял обещание.

Честь дворянина - это не только честь личности, но и честь дворянского рода. Сохранение чести рода - святая обязанность его членов. Показательно в этом плане напутствие старого князя Болконского своему сыну, отправляющемуся на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет <...> а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» [2, С. 138]. Сохранение чести для старого аристократа является более высокой ценностью, чем даже жизнь любимого сына. Ради сохранения чести  дворяне жертвовали жизнью. Историческим доказательством этого положения являются институт и практика дуэли. Дуэль являлась способом решения вопросов чести в России, как и в других европейских странах. Граница между честью и бесчестием порой была чисто условной, доказательством тому являются те дуэли, поводом к которым служили лишь светские предрассудки. Но постоянная угроза смертельного поединка накладывала свой отпечаток на весь стиль поведения. Человек должен был привыкнуть отвечать за свои слова; «оскорблять и не драться» (по выражению Пушкина) - являлось пределом низости. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. "Дуэльный кодекс" определяет назначение дуэли следующим образом: "Основной принцип и назначение дуэли - решать недоразумения между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи" [1, С. 13]. Таким образом, дуэль не только средство решения проблем чести, но  еще и средство избежать огласки, оставив проблему внутри "дворянской семьи", на слово членов которой можно положиться.

Характеризуя ценностную систему дворянского сословия, мы в определенном смысле осуществляем идеализацию, и в том плане, что не акцентируем внимания на проблемах ее реального исторического воплощения в деятельности, поведении и отношениях личностей и в возникающих в определенных исторических обстоятельствах конфликтах основополагающих ценностей в сознании отдельных личностей или социальных групп.

Итак, ценности являются одной из ведущих структур дворянской культуры, ее основополагающим основанием. Ценностная система  дворянского сословия в форме мировоззренческих, духовно-нравственных и профессионально-служебных установок задает направление и мотивацию деятельности и общения его членам. Ценностная система дворянства носит, по преимуществу утилитарный характер.  В эту систему входят такие основополагающие ценности, как ценность Государя, Родины, Отечества, Государства, службы - служение (Отечеству, обществу, роду, семье, женщине), долг, честь, честность, верность данному слову и обязательству. Благодаря тому, что дворянство в течение длительного времени  для всех сословий российского общества являлось референтной группой, сформированная им ценностная система являлась ориентиром в выборе линии поведения других сословий. И даже после 1917 года некоторые важные ценностные установки, такие как «служение Отечеству», «честь», «верность данному слову и обязательству» в определенной социальной группе - офицеры армии и флота - продолжали быть ценностными приоритетами. Сохранение этих ценностных установок в сознании современных россиян способствовало бы росту духовно-нравственной культуры современного российского общества.

Рецензенты:

Перевозчикова Л.С., д.ф.н., доцент, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и истории ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», проректор по образовательной политике ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», г. Воронеж;

Радугин А.А., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии, социологии и истории ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Бубнов Ю.А., Радугина О.А. УТИЛИТАРИЗМ – ДОМИНАНТА ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ ДВОРЯНСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22463 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074