Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

UTILITARIANISM AS A DOMINANT VALUE OF NOBILITY

Bubnov Yu.A. 1 Radugina O.A. 2
1 Voronezh State University
2 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
The authors strived to show that the values are one of the leading frameworks of nobility culture, its fundamental basis. The value system of the nobility as worldview, spiritual, moral, professional and official settings marks the direction and motivation of activity and communication to its members. The value system of nobility is mostly utilitarian. This system includes such fundamental values as the value of the Emperor, Homeland, Fatherland, State, service as catering (for Fatherland, society, genus, family, female), duty, honor, honesty, loyalty to the given word and commitment. Due to the fact that the nobility was the reference group for a long time for all classes of Russian society, its value system was a guide in choosing a policy of other classes. Even after 1917 some of the important value orientations such as the "service to the Fatherland", "honor", "loyalty to the given word and commitment" in a particular social group such as the army and navy officers continued to be valuable priorities. The preservation of these valuable settings in the minds of contemporary Russians would help to promote the growth of the spiritual and moral culture of modern Russian society.
nobility
utilitarianism
value system
service
honor
nobleness
Радикальные социально-политические и экономические перемены, происходящие в российском обществе на рубеже ХХ - ХХI вв., существенным образом изменили социальный облик страны. В современной России в результате происшедших за последние десятилетия коренных преобразований идет процесс создания общества с новой социальной структурой. Имеют место попытки возрождения дворянства. Наряду с этим происходит институциализация новой социальной элиты. Новая элита стремится выработать ценностные ориентации, которые бы позволяли ей не только решать краткосрочные, сиюминутные проблемы, а определяли бы жизненную программу на будущее: для себя, своих детей, внуков и т. д., то есть носили бы фундаментальный характер. Субъектом ценностно-творческой деятельности на протяжении длительного времени в российской культуре выступало дворянство. Ценности являются одной из ведущих структур дворянской культуры, ее основополагающим основанием.

Цель данной статьи - рассмотреть ценностно-творческую деятельность дворянства и раскрыть утилитарный характер ценностной системы дворянства в культуре сословного общества России.

Прежде всего, следует определиться с понятием «ценности». Нам представляется убедительной дефиниция «ценности», сформулированная А.А. Радугиным и Л.С. Перевозчиковой: «Ценность - это идеальное качество явлений Культуры, формирующееся в процессе общественно-исторической, предметно-практической, духовной и духовно-практической деятельности Человека и отражающее отношения их (явлений) значимости в социальном взаимодействии и общении, служащее смыслообразующим основанием человеческого бытия, задающее направление и мотивацию конкретной деятельности, поступков и всей жизнедеятельности» [4, С. 47-54]. Необходимо отметить, что система ценностей дворянства  формируется на основе исторического, социального опыта деятельности и общения членов дворянского сословия. Наиболее функционально эффективные и приемлемые, с точки зрения нравственности, формы и технологии обеспечения интересов и потребностей членов дворянского сословия, которые способствуют повышению уровня их социальной адаптации и сплочения, аккумулируются в системе ценностных установок и ориентаций данного сообщества, входят в его культурную традицию.

Основополагающей ценностью дворянина является ценность Государя. С этой ценностью в ценностной системе дворянина неразрывно связаны ценность Родины, Отечества, Государства. Эти три основополагающие ценности неразрывным образом связаны друг с другом и образуют фундамент ценностной системы дворянского сословия. Другой основополагающей ценностью дворянского сословия является служба. Если, начиная с ХII века, для дворянина служба выступает как вид личного договора дворянина с государем, когда в обмен на преданность и службу дворянин получал денежное или земельное вознаграждение, то в ХVIII веке в общественном сознании дворянского сословия появляются идеи «общего блага» и «служения Отечеству». Дальнейшее развитие ценности «служба» осуществляется в плане деперсонификации службы,  в том смысле, что после эпохи «дворцовых переворотов» личность государя уже не играет  решающей роли. В новом самосознании дворянина «служить» означает служить во имя величия России, на благо государства. А так как при сформировавшейся в ХVIII веке общности сословного самосознания российское государство воспринималось в качестве дворянской монархии, то служить государству - означало для дворянина и служить своему сословию. Именно поэтому и после отмены обязательной службы в большинстве своем дворяне продолжают служить в различных сферах государства.

Дворяне, как отмечалось ранее, были служивым сословием, в этом  была их избранность и востребованность. Из этого статуса вытекала и определяющая ценностная установка - долг. Ценность долга перед Отечеством, Государем, своим родом, семьей, перед самим собой определяла линию поведения дворянина. Это положение персонально можно отнести к абсолютному большинству членов дворянского сословия.

Значительное место в ценностной системе дворянского сословия занимала ценность древности рода. Генеалогические подробности своего рода, знание того, когда  и откуда произошел твой род,  его роли в истории страны, заслуг его выдающихся представителей, родовых отношений своей семьи, считалось обязательным в дворянских кругах. Эту  ценностную установку  проводит А. С. Пушкин в стихотворении «Стансы» 1826 года, посвященном Императору Николаю I. Отметив величие Петра I, его огромные заслуги перед Отечеством он пишет:

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен[3, С. 37].

Определенный утилитарный оттенок содержится и в ценности «хорошего тона» commeilfout. Особенное обаяние людей, считавшихся образцом commeilfout, во многом заключалось в удивительной простоте и непринужденности их поведения. «Все тихо, просто было в ней. / Она казалась верный снимок / Ducommeilfaut...», - говорит Пушкин о Татьяне Лариной [2, С. 171]. «Свобода и простота его движений поразили меня»,- вспоминает герой трилогии Льва Толстого о князе Иване Ивановиче, «человеке очень большого света» [6, С. 53].

Важную роль в ценностной системе дворянства занимала ценность «успех». Дворянин по своему социальному положению, по господствующим в общественном сознании установкам ориентирован на продвижение вперед, карьерный рост, занятие более высоких статусных позиций. В культуре дворянского общества одной из определяющих ценностей является ценность успеха. Установка на достижение успеха в жизнедеятельности,  показная демонстрация символов успешности является неотъемлемым атрибутом дворянского общества. Успех как социальное явление в дворянском обществе выступает в качестве самодостаточной ценности. Он может объективироваться, дистанцировавшись от конкретного человека, и включаться в систему социальных взаимодействий как специфическое социальное качество, детерминирующее и мотивирующее устремления других людей в качестве эталона образа жизни. Иными словами, успех становится социальным фактом, и выступает в качестве объективного элемента социальных отношений.  Как справедливо отмечает О. А. Якутина, успех в качестве социального факта, то есть как социальное явление, выходит за рамки субъективной человеческой индивидуальности, личностных свершений, приобретает социальный статус и в этом качестве существует вне и независимо от сознания индивида, которое имеет пространственно-временную континуальную сущность, включено в ту или иную систему социальных связей и социальных знаний об этих связях [1, С. 45]. Социальный успех - это результат целесообразной целедостижительной деятельности и поведения. Успешной же принято считать такую деятельность, результаты которой обладают личностной и социальной значимостью и соответствуют поставленным личностью целям.

Можно выделить внешние и внутренние индикаторы успешности. С внешней стороны индикаторами успешности можно рассматривать и достижение индивидом материального и социального благополучия, и социальную репутацию, и социальный престиж, и социальный статус.  Внутренний индикатор успешности личности - это ее ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное чувство самореализованности, самоутверждения.

Важнейшим фактором достижения успеха на личностном уровне является обладание социальным интеллектом. Социальный интеллект - это интегральная способность личности, выражающаяся в успешности социального взаимодействия  и социальной адаптации. Социальный интеллект является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, он регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов  и обеспечивает понимание поступков и действий людей. В самом общем плане, социальный интеллект - это приспособленность индивида к конкретному социальному бытию. Социальный запас знания является важным атрибутом социального интеллекта. Как известно,  всякое знание имеет социальную природу и содержит на себе особенности  общества и  времени, которыми было порождено. Люди на протяжении всей своей жизни осознанно или неосознанно дают оценку и интерпретируют те ситуации и условия, в которых им приходится жить и действовать. Они накапливают социальный опыт и с помощью  механизмов памяти отбирают, что можно забыть, а что следует сохранить. В конце концов, весь этот опыт превращается в определенную схему, которая помогает индивиду  в его жизнедеятельности. В результате этого процесса формируются «ситуационные модели», которые представляют собой не абстрактные знания о стереотипах социального взаимодействия и отношений, а личностные знания, в которых  собран весь личный опыт, все жизненные установки и  переживания. Таким образом, успеха, как правило, достигают люди, обладающие социальным интеллектом, которые демонстрируют дальновидность в межличностных отношениях, прагматическую ориентацию, способность к мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия, обладающие социальной интуицией стремлением к познанию собственной личности, осведомленностью о собственных эмоциях, уверенностью в себе, самоуважением,  независимостью и социальной ответственностью.

Соотносительной и, в какой-то степени противостоящей ценности «успех», является ценность «чести». Одной из основных ценностей членов дворянского рода считалась дворянская честь, pointd'honneur. С точки зрения дворянской этики,  сохранение чести должно  было быть главным принципом поведения дворянина, преобладающим над всеми другими мотивациями и стремлениями: безопасностью, выгодой, успехом и т.п. В самосознании дворян «честь» отождествлялась с внутренним нравственным достоинством человека. Честь и достоинство - выражение ответственности человека за свои поступки перед самим собой, предстают как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. Исторически честь в нравственном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства рода или сословия, к которому он принадлежит. Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина. Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично, и которая принадлежит социальной группе, в которой он состоит. Забота о своей репутации как человека чести была одной из важнейших доминант жизнедеятельности дворянина. Честь дворянина в индивидуальном и общественном сознании дворянского общества воспринималась как некая важная реальность, вызывающая доверие к человеку. Наоборот, нарушение принципа чести рассматривалось как нравственное падение человека. В понятие «чести» органично входило понятие честности. Человек чести - это честный человек.  В связи с  этим в дворянской среде большое значение придавалось соблюдению «честного слова». Нарушить данное слово - значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться - и выполнял обещание.

Честь дворянина - это не только честь личности, но и честь дворянского рода. Сохранение чести рода - святая обязанность его членов. Показательно в этом плане напутствие старого князя Болконского своему сыну, отправляющемуся на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет <...> а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» [2, С. 138]. Сохранение чести для старого аристократа является более высокой ценностью, чем даже жизнь любимого сына. Ради сохранения чести  дворяне жертвовали жизнью. Историческим доказательством этого положения являются институт и практика дуэли. Дуэль являлась способом решения вопросов чести в России, как и в других европейских странах. Граница между честью и бесчестием порой была чисто условной, доказательством тому являются те дуэли, поводом к которым служили лишь светские предрассудки. Но постоянная угроза смертельного поединка накладывала свой отпечаток на весь стиль поведения. Человек должен был привыкнуть отвечать за свои слова; «оскорблять и не драться» (по выражению Пушкина) - являлось пределом низости. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. "Дуэльный кодекс" определяет назначение дуэли следующим образом: "Основной принцип и назначение дуэли - решать недоразумения между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи" [1, С. 13]. Таким образом, дуэль не только средство решения проблем чести, но  еще и средство избежать огласки, оставив проблему внутри "дворянской семьи", на слово членов которой можно положиться.

Характеризуя ценностную систему дворянского сословия, мы в определенном смысле осуществляем идеализацию, и в том плане, что не акцентируем внимания на проблемах ее реального исторического воплощения в деятельности, поведении и отношениях личностей и в возникающих в определенных исторических обстоятельствах конфликтах основополагающих ценностей в сознании отдельных личностей или социальных групп.

Итак, ценности являются одной из ведущих структур дворянской культуры, ее основополагающим основанием. Ценностная система  дворянского сословия в форме мировоззренческих, духовно-нравственных и профессионально-служебных установок задает направление и мотивацию деятельности и общения его членам. Ценностная система дворянства носит, по преимуществу утилитарный характер.  В эту систему входят такие основополагающие ценности, как ценность Государя, Родины, Отечества, Государства, службы - служение (Отечеству, обществу, роду, семье, женщине), долг, честь, честность, верность данному слову и обязательству. Благодаря тому, что дворянство в течение длительного времени  для всех сословий российского общества являлось референтной группой, сформированная им ценностная система являлась ориентиром в выборе линии поведения других сословий. И даже после 1917 года некоторые важные ценностные установки, такие как «служение Отечеству», «честь», «верность данному слову и обязательству» в определенной социальной группе - офицеры армии и флота - продолжали быть ценностными приоритетами. Сохранение этих ценностных установок в сознании современных россиян способствовало бы росту духовно-нравственной культуры современного российского общества.

Рецензенты:

Перевозчикова Л.С., д.ф.н., доцент, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и истории ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», проректор по образовательной политике ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», г. Воронеж;

Радугин А.А., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии, социологии и истории ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», г. Воронеж.