Рассмотрение проблем развития и выживания человечества немыслимо без анализа процессов, происходящих в современном обществе. Научно-техническая революция, ставшая одним из главных оснований современности, предопределила вектор направленности дальнейшего развития человечества в рамках глобализации и унификации практически всех аспектов общественных отношений. Следствием глобализации явилось изменение социального пространства, перестройка мирового порядка и возникновение новых угроз для дальнейшего развития человека, общества и природы.
Развитие человечества представляет собой сложный и противоречивый процесс, связанный с обострениями глобальных проблем и трансформацией мира, затрагивающей основы жизни общества.
Трудности в понимании путей дальнейшего развития современного общества приводят к необходимости создания концепций, представляющих новые парадигмы для теоретического исследования и прогнозирования нового мирового порядка.
Глобализация предопределила возникновение самых различных взаимосвязанных тенденций развития современного общества, таких как кризис идентичности, ускорение времени, унификация жизни, усиление противостояния между человеческой культурой и природной средой, увеличение разрыва в уровне развития между наиболее развитыми и отсталыми странами, одновременное упрощение и усложнение человеческой жизни, связанное с развитием Интернета, информационных технологий и др. [см.: 13].
Это, в свою очередь представило возможным научному сообществу спрогнозировать различные перспективы (сценарии) дальнейшего развития человечества. Среди наиболее распространенных сценариев можно выделить такие как: формирование ноосферы, как результата развития человечества и эволюции биосферы, становление нового социального порядка как следствие перехода на супериндустриальный этап эволюции, разжижение мира, как итог ускоренной трансформации и возникновение детей-индиго, как переход к новой, 6 расе людей, конец света, который может произойти в результате экологической катастрофы, возможность угрозы третьей мировой войны, применение нанотехнологий, освоение дна мирового океана, создание межзвездной человеческой цивилизации, создание киборгов и др. [см.: 13].
В данных футурологических концепциях предлагаются довольно оптимистические перспективы развития современного общества, рассматриваются возможные пути преодоления возникающих перед человечеством проблем.
Однако, в настоящее время, все более остро встает вопрос не столько о вариантах направленности развития человечества, сколько о проблеме его выживания, или, иными словами, проблемы ограниченности человеческого бытия (наравне с ограниченными природными ресурсами [см.: 12]).
В этой связи проблема выживания человечества в условиях глобализации, представляется нам наиболее актуальной для исследования.
Говоря о проблеме выживания человечества в условиях глобализации, следует отметить, что в научном мире рассматривается большое количество самых разнообразных сторон данной проблематики, однако, по нашему мнению, все эти проблемы можно рассмотреть с двух сторон, в рамках которых и возникают наиболее реальные угрозы дальнейшего существования человечества:
Это, в первую очередь, проблема социального развития, связанная с вопросами демографии, народонаселения планеты; а во-вторых, это проблема социального развития, связанная с распространением и повсеместным применением новых технологий.
При анализе проблемы социального развития, связанной с вопросами демографии, обращает на себя внимание двойственность данного аспекта.
С одной стороны, неконтролируемая рождаемость, являющаяся особенностью развития стран Азии и Африки (за исключением Китая (отчасти Ирана и Индии), проводящего политику ограничения рождаемости [10; 62-79], однако и здесь можно обнаружить тенденции отказа от данных программ [см.: 9]).
С другой стороны, проблема спада рождаемости, характерная для США, стран Западной Европы.
В этой связи Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН были составлены вероятностные прогнозы по проблеме народонаселения планеты [см.: 7], согласно которым к 2025 г. население планеты будет составлять 8,2 миллиарда жителей. Распространение населения по территориальному признаку будет также весьма неравномерным. К примеру, численность населения в Западноевропейских странах снизится на 14 % , что явится следствием быстрого старения населения.
Однако, рост численности населения стран Азии и Африки, согласно данным исследований, представленных в рамках программы «Население мира» Международного института прикладного системного анализа World Population Program, International Institute for Applied Systems Analysis (IIASA), в частности заместителя директора данной программы С.Щербова не будет столь стремительным, как прогнозируют специалисты ООН [см.: 5]. Кроме того, предполагается, что возможен резкий спад рождаемости в данных странах, что напрямую связано с увеличением уровня образования женщин. Следует отметить, что именно образование является одним из самых сильных факторов, влияющих на рождаемость [см.: 6].
В этой связи, на наш взгляд, особо остро стоит проблема именно угрозы вымирания человечества, а не проблема перенаселения планеты. Тревожным, в данном аспекте, является распространение различного рода тенденций, порожденных глобализационными процессами, и наиболее ярко проявляющих себя в странах Западной Европы.
Так, например, все большее распространение приобретает тенденция «старения населения» предполагающая увеличение доли пожилых людей в общей численности населения (в возрасте 60-ти лет и старше).
На наш взгляд, угрозой выживания человечества в данном случае, становится не появление социально-экономических, политических, морально-этических проблем, связанных со старением населения, а стремление «отсрочить», а в некоторых концепциях [см.: 15] «предотвратить» неизбежную старость, смерть как закономерное завершение жизненного цикла человеческого существования.
Отдельное внимание в данном аспекте заслуживает рассмотрение такой тенденции, представляющей собой возможную угрозу для выживания человечества, как распространение идеологии «добровольной, осознанной бездетности» [см.: 2], проявляющей себя, к примеру, в распространении субкультуры «чайлдфри» (англ. Childfre - свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless - добровольно бездетный).
Тем самым, можно заключить, что в совокупности с такими тенденциями, влекущими за собой изменение института семьи, как распространение идеалов «поздних браков», «уменьшения семьи» (с идеалом одна семья - один ребенок), разрешением «однополых браков», проблемы выживания человечества встают все более остро.
Рассматривая указанную в названии статьи проблему, обратим свое внимание на вторую составляющую данного вопроса - проблему социального развития, связанную с распространением и повсеместным применением новых технологий.
ХХ век предстал перед современным обществом как век торжества науки, научных достижений.
С одной стороны, технологический прогресс привел человечество к осознанию того, что проблемы существования человека как биологического существа могут быть решены посредством научных достижений в области медицины, генетики, нанотехнологий, а проблемы окружающей среды, экологического развития планеты вполне решаемы и подконтрольны человеку.
С другой стороны, события, порожденные безнравственным применением научных достижений, привели человечество к осмыслению губительных последствий научно-технического прогресса.
И в настоящее время, несмотря на существующее противоборство, сторонники сциентизма и антисциентизма [См.: 14], все чаще сходятся в едином мнении, что наука, с её достижениями, все более сложно и неоднозначно воздействует на человека и условия его существования.
И именно противоречивость научно-технического прогресса, неоднозначность достижений науки и техники и их повсеместного использования, представляется нам тем ключевым аспектом, который необходимо осмысливать при анализе проблем, возникающих в процессе социального развития, и представляющих собой реальную угрозу выживания человечества.
Так, например, все более обращает на себя возрастающая в современном обществе «зависимость человека от техносреды». Идея «связи человеческого тела с техникой» уже не кажется современному человеку чем-то непостижимым и недоступным.
Все большее распространение приобретают «идеи киборгизации человека», представляющие вполне реальные попытки усовершенствований человеческого тела и разума. (сокр. от англ. cybernetic organism - кибернетический организм), живых организмов, содержащих механические или электронные компоненты (такие как мозговые имплантаты, искусственные легкие, и др.), представляющих собой не столько людей, имеющих искусственные протезы, сколько людей, представляющих собой, как отмечается в работе Лема С. Сумма технологий «частично реконструированного человека, с искусственной пищеварительно-регуляционной системой, допускающей приспособление к различным космическим средам» [см.: 3].
В настоящее время вопрос создания киборгов является одним из актуальных. К примеру, в феврале 2011 г. в России было образовано стратегическое общественное движение «Россия 2045», объединившее различных ученых, предлагающих реализацию проекта по созданию искусственного тела. И как отмечают члены инициативной группы движения - «новый человек получит огромный спектр возможностей, сможет легко переносить экстремальные внешние условия: высокие температуры, давление, радиацию, отсутствие кислорода и так далее. С помощью нейроинтерфейса человек будет способен дистанционно управлять несколькими телами различных форм и размеров» [см.: 9].
Однако следует отметить, что развитие техники приводит к необходимости ее гуманизации, как «настоятельной жизненной потребности» [4; 138] [1], так как «чем дальше продвигается технический прогресс, тем в большей мере проблема управления техникой приобретает этический и духовный характер» [4, 136].
Однако, «вмешательство науки в геном человека», сложность осмысления и возможности предотвращения необратимых последствий данного вмешательства, в совокупности с указанными выше тенденциями, по нашему мнению, все более приближают человечество к угрозе самоуничтожения. Маркузе Г., к примеру, обращает внимание на то, что «подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру» [см.: 11].
И, как отмечает академик РАН В.С. Степин, «попытки генетического усовершенствования человека могут привести не к созданию более совершенной формы разумной жизни, а к уничтожению самих основ этой жизни» [см.: 1].
Завершая рассмотрение вопросов связанных с проблемой выживания человечества в условиях глобализации, можно сделать следующий вывод: в настоящее время наиболее актуальными становятся вопросы, связанный с рассмотрением возможных сценариев развития человечества, исследованием проблемы его выживания. Широкомасштабное развитие и использование научных достижений в сфере человеческого бытия, приводит к необходимости осмысления возможных последствий применения современных технологий для развития и существования человечества.
Рецензенты:
Сабекия Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;
Шергенг Н.А., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.
[1] Лукьянов А.В., Пушкарева М.А., Шергенг Н.А. Введение в историю и философию науки. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - С.138.
Библиографическая ссылка
Нафикова А.И. ПРОБЛЕМА ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22447 (дата обращения: 08.12.2024).