«В России в семейном воспитательном пространстве традиционным является взаимодействие трех поколений, когда ребенок включен в интерактивное общение с родителями, бабушками и дедушками» [7; с. 921]. Важность такого взаимодействия особенно заметна в младшем возрасте, когда в рамках семейной традиции формируется идеал человека. Такие качества, как истинная любовь к Богу, благочестие, любовь к ближнему, доброта, забота о старших и младших поколениях, терпимость, открытость испытаниям, мужество и трудолюбие, выступали целью воспитания; а крестьянская семья была храмом, в котором они формировались. Патриархальные традиции, доминирующие в крестьянской семье, являлись замечательным образчиком для подражания семьям высших сословий России. Ведущими средствами семейного воспитания крестьянской семьи были христианская любовь родителей и детей и традиции русской народной педагогики.
Многие философы и педагоги России в вопросах семейного воспитания отдавали приоритет духовным ценностям, основанным на православном миропонимании и абсолютизации черт русского народа. Такое православное прочтение мира обусловило разработку концепций о непреходящей ценности человеческой личности не только в религиозно-философских воззрениях. Идеи приоритета духовно-нравственных основ семейного воспитания проникли в педагогику второй половины XIX в.
Н.И. Пирогов, обращаясь к цели воспитания человека в статье «Вопросы жизни» (1856 г.), опирался на идеал нравственного человека, в котором первостепенную роль играют его личностные качества, а не профессия и специализация. При обязательной доступности образования для всех детей и исходя из евангелической основы жизни он сформулировал цель воспитания как становление нравственного человека. Но при этом его воззрения отнюдь не сводились к навязыванию воспитанникам только религиозного воспитания. Н.И. Пирогов указывал на то, что у ребенка необходимо сформировать нравственные убеждения, которые помогут ему социализироваться в обществе. Главная задача - это сформировать личность ребенка. В основе преобразования общества Н.И. Пирогов видел воспитание, оно должно быть общечеловеческим. С момента рождения ребенка необходимо направить все возможности семейного и общественного воспитания на его успешную социализацию в обществе, на выявление его общественных возможностей, на его становление как личности, в этом он видел основную ценность семейного воспитания. Н.И. Пирогов, говоря о воспитании нравственного человека, обосновал его идеал: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» [2; с. 141]. Человечность он считал одной из основных ценностей, которые должны прививаться ребенку родителями и лежать в основе формирования его личности. Именно в семье, считал Н.И. Пирогов, во время первоначального семейного воспитания формируется нравственный человек.
О семейном воспитании он писал: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества» [2, с. 141]. У семьи, по убеждению Н.И. Пирогова, больше возможностей, чем в школе, воспитывать ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и склонности. Одним из важнейших вопросов, поставленных Н.И. Пироговым на обсуждение в российском обществе, был вопрос о содержании воспитательно-образовательной работы в семье с детьми дошкольного возраста.
Его идеи нравственного воспитания ребенка с момента рождения, о ценностях семейного воспитания, об идеале матери были высказаны еще в 1850 г. в письмах будущей жене (письмо от 9 марта 1850 г.). По утверждению Н.И. Пирогова, главное назначение матери - отдать всю себя семье, воспитанию детей, так как именно в руках матери лежит будущее человечества. Огромным счастьем он считал получить с раннего детства воспитание образованной матерью, понимающей всю ценность своего призвания. Для этого необходимо, чтобы и сама женщина получила соответствующее образование. Каждая мать должна постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, уметь ясно выражать свои мысли в разговоре с детьми, постоянно улучшать воспитание ребенка.
Нравственное воспитание в педагогических воззрениях П.З. Тимошенко также лежит в семейной плоскости и является важной задачей родителей. Ответственность за этот процесс, как подчеркивает П.З. Тимошенко, лежит на плечах родителей, чья любовь выступает мощной воспитательной силой, но любовь «нравственно-разумная, притом одушевленная желанием ребенку того идеального совершенства, к которому призывает нас христианская религия» [4, 218].
Впоследствии педагог-практик С.А. Рачинский в гармоничном единении духовно-нравственной аксиомы православия с гуманистической традицией народной педагогики нашел формулу не только успешного воспитания и обучения сельских детей. Состоятельность и самодостаточность сельских детей объясняется С.А. Рачинским их высокими душевными способностями, которые влияют на умственную и физическую одаренность. В русской народности, крестьянстве, русском селе, которые выступают хранителями древней гуманистической традиции, складывавшейся в России веками, С.А. Рачинский увидел базовую основу идеального человека - гармоничное развитие детской личности, сообразное с духовностью и нравственным бытием народа.
В.Н. Сорока-Росинский также рассматривал семейное воспитание в рамках особых, чисто русских оснований крестьянской жизни, существеннейшим образом отличающихся от западноевропейских ценностей, к которым он относил православие, семейно-общинный дух и всепроникающую любовь [3; с. 24].
К.Д. Ушинский целью воспитания видел развитие в ребенке истинного духа, народной души, национального самосознания вкупе с опытом отечественной педагогики и российской культуры, замешанной на воспитательных ценностях православия. Такую цель он определял как задачу государственной важности. Воспитательное воздействие православия в условиях единства семейного и школьного воспитания он предлагал осуществлять на основе религиозного, нравственного, этического, эстетического компонентов, обладающих глубокой педагогической сущностью.
В словах К.Д. Ушинского о необходимости «вручить народное образование самому же народу» не только закреплена идея народности в образовании и воспитании, а отражена историко-культурная основа интереса русского народа в собственном образовании. Суть народного воспитания и его главная ценность, заключающаяся в принципе народности, раскрыты в статье «О народности в воспитании» [6; с. 71].
У каждого народа свои ценности, цели, основания и направления воспитания, которые определяются народным характером, а различные педагогические методы и средства воспитания могут переходить от народа к народу.
Безусловно, суть народности у К.Д. Ушинского заключается не только в защите и сохранении государственности и православия, но и в бережном отношении крестьянской семьи и сельского учителя, которые и являются главными источниками воспитания духовности и нравственности в русском народе. Этническая целостность жителей села была важным условием сохранения не только национальной идентичности, но и культурной традиции народа, семейного уклада и быта, а также семейного воспитания и народной педагогики.
Важность семейного воспитания для духовно-нравственного развития ребенка К.Д. Ушинский ярко отобразил следующими словами: «Природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, - понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу» [6; с. 360]. К.Д. Ушинский обращал внимание на важность доброго, ласкового, уважительного отношения к детям, умение понять ребенка, приобщить его к семейным ценностям и видам деятельности родителей. Именно эти функции семейного воспитания, характерные для народной педагогики, он считал главнейшим условием семейного воспитания.
Каждый народ, по мнению К.Д. Ушинского, обладает исконно своей воспитательной системой, сформировавшейся в крестьянском семейном быту. Именно поэтому крестьяне негативно относились к вмешательству в свои личные дела, будь то хозяйственные или семейные. Отсюда и поговорка о том, что нельзя выносить сор из избы. Особенно неприятным для главы семейства было вмешательство в воспитание детей. Это оправдывалось тем, что родители в крестьянской семье всегда несли ответственность за воспитание своих детей, их проступки и отношения с односельчанами. По этому поводу К.Д. Ушинский писал, восхищаясь родительскими качествами русского мужика: «Удалим от себя навсегда ту ложную мысль, что простой мужик очень груб, необразован и глуп, чтобы следить за воспитанием своего дитяти. Положим, он груб и необразован, но он вовсе не глуп, и притом имеет еще очень твердые и ясные убеждения, да, кроме того, в груди его бьется горячее родительское сердце, которое чутко ко всякой опасности, угрожающей детям» [6; с. 11]. Важную роль в семейном воспитании, как и в воспитании в целом, играет родной язык, который в педагогической системе К.Д. Ушинского выступает в целостном единстве с народностью.
Роль родного языка К.Д. Ушинский определяет с позиции социокультурного развития, поясняя, что именно родной язык наставлял, воспитывал и образовывал народ, когда еще не было ни школ, ни книг. В «Родном слове» К.Д. Ушинский скрупулезно подобрал художественный материал (стихотворения, басни, сказки, рассказы духовно-нравственного содержания), а также простые и короткие, но в то же время высоконаучные статьи о флоре и фауне, окружающей детей в жизни. Основные характеристики книги К.Д. Ушинского «Родное слово», которая была написана не только для учителей, но и для родителей, раскрываются в простоте и образности передачи материала, его эмоциональности и многообразии, доступном языке и большой любви к маленькому читателю - том, что с легкостью завоюет интерес и внимание. Привлечение в этой книге в качестве художественных произведений творчества великих русских писателей (Жуковского, А.С. Пушкина, Кольцова, Никитина и др.) показывает глубокий патриотизм самого К.Д. Ушинского, его истинное отношение к русскому языку и русской литературе. Небольшие эссе педагога, посвященные нравственным понятиям и поступкам людей, поражают своей лаконичностью и точностью в передаче детям уроков этики и морали. К примеру, в рассказе о хромом и слепом К.Д. Ушинский преподал детям урок взаимопомощи и человеческого участия: «Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи - и оба перешли благополучно» [6; с. 157].
Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать. Приверженность принципу народности в вопросах воспитания и образования детей обусловливает обращенность К.Д. Ушинского к русскому фольклору в вопросах, касающихся содержания семейного воспитания. Непреходящее значение устного народного творчества в воспитании эстетических, духовных и нравственных качеств у детей он обосновывал абсолютным философским наполнением русских былин, песен и сказок.
Обращаясь к трудовой деятельности русского народа, К.Д. Ушинский считал труд не просто основой создания предметного окружения человека и его умственного, физического, нравственного развития как условия счастья и свободы. Он относился к труду как к основе крепкой семьи, а «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [6; с. 357]. Итак, воспитательным идеалом семьи К.Д. Ушинский определил характерные черты русского народа, главным принципом - народность, сформировавшуюся в русской культуре и крестьянской семье. В основу содержания семейного воспитания им были положены родной язык, родная история и литература народа. В этих предметах сосредоточены гуманистическая традиция семейной и народной педагогики, семейные ценности и воспитательный идеал семьи.
Следуя гуманистической традиции К.Д. Ушинского, известный педагог Д.И. Тихомиров реализовал на практике идеи о народном воспитании с учетом этнокультурных и природных особенностей и подготовил методические рекомендации и пособия, адресованные детям, родителям и учителям: «Вешние всходы» (для классного чтения и письменных упражнений), журнал «Детское чтение», «Библиотека детского чтения». Данные книги и журналы были составлены из произведений классических и современных представителей отечественной литературы, чьи интересы простирались в пространстве гуманистически ориентированной и народной традиции.
Обращаясь, как и многие педагоги-гуманисты, к народу как к идеальному носителю и хранителю лучших образцов российской педагогической традиции, Л.Н. Толстой строил свою систему воспитания детей на основе гуманистической традиции и идеалах, сформировавшихся в деревенской среде, в крестьянской семье. Идеализация Л.Н. Толстым нравственных качеств, умственных и трудовых способностей народа базировалась на наблюдениях за крестьянскими детьми своего Яснополянского имения. Он отмечал, что эти дети, не в пример детям из состоятельного сословия, показывали необычайный пример приспособленности к жизни и практических знаний о различных ее сферах. В то же время обучение и воспитание этих детей осуществлялось самой жизнью в рамках детского сообщества, семьи, крестьянской общины. Такое воспитание давало возможность сформировать в детях необходимые им знания о природе, человеке, обществе.
Изучение быта русского народа, его обычаев, нравов, традиций, устного народного творчества подвело его к осознанию педагогической ценности локальной истории и культуры. Л.Н. Толстой считал, что ребенку как можно раньше необходимо прививать нравственные ценности, и был сторонником системного воспитания детей дошкольного возраста в семье. Л.Н. Толстой отвергал принятое в обеспеченных семьях дошкольное воспитание в отрыве от семьи, когда родители отдавали своих детей с раннего возраста на воспитание в различные пансионы и воспитательные учреждения: «...Ужасно смотреть на то, что богатые люди делают со своими детьми» [5; с. 366]. Он писал, что состоятельные родители часто передают детей в чужие руки, в руки иностранцев, которые их развращают с самого раннего возраста, приучая к тунеядству и праздности, а родители видят свою ответственность в воспитании ребенка лишь в том, чтобы он был сытым, чистым, красивым [5; с. 367].
Л.Н. Толстой, следуя гуманистической традиции семейного воспитания в крестьянской семье, считал, что воспитание ребенка является первоочередной задачей и основополагающей ценностью всего жизненного пути отца и матери. Его убеждение в том, что наиболее целостно семейное воспитание реализуется в крестьянской семье, построено на жизненном опыте и наблюдениях за крестьянскими детьми в его родовом имении Ясная Поляна. Обращаясь к дворянским семьям, он писал, что мать и отец обязаны приготавливать своих детей к достойной жизни в обществе, вручая им базовые ценности этого общества. Л.Н. Толстой, обращаясь к женщинам имущего класса, убеждал их не пользоваться услугами кормилиц и гувернанток, а самим взять на себя священную обязанность кормить и воспитывать своих детей [5; с. 370].
Формулируя цель воспитания, П.Ф. Лесгафт сочетал ориентацию на интересы личности (развитие человека мудрого, самостоятельного, любящего) и интересы общества (воспитание гражданственности, готовности служить Отечеству). Для достижения этой цели «родители должны быть внимательны к ребенку, всегда стремиться выяснять мотивы каждого его поступка, избегать поспешного обвинения и порицания, предъявлять только четкие и обоснованные требования. Любовь к ребенку должна стать стимулом к нравственному совершенствованию самих родителей» [1]. В особенности высоко он оценивал роль умной, толковой, правдивой и любящей матери.
П.Ф. Лесгафт, обращаясь к средствам семейного воспитания, критикует «рутинные педагогические приемы принудительного характера», к которым относит: «взыскать, наказать, пригрозить» [1; с. 18]. Он обращает внимание на дифференцированный подход к воспитанию ребенка, так как в школе и семье можно встретить шесть различных типов характера. Один из них - добродушный тип, который характеризуется П.Ф. Лесгафтом довольно положительно. Автор подчеркивает, что этот тип «никак не уживается с ложью и насилием, в какой бы форме они ни проявлялись... При появлении его в школе часто наблюдается очень искренняя вера и религиозность» [1; с. 24]. Очень важно, что к условиям развития этого типа П.Ф. Лесгафт относит следующие: «тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения; любящая добрая мать или другое близкое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы и внешности, действующей на его чувствования, а также отсутствие всяких мер наказания или преследования ребенка» [1; с. 113].
Опираясь на ценности семенного воспитания, созданные русским народом на протяжении многовековой истории, Н.И. Пирогов, П.З. Тимошенко, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Росинский, Л.Н. Толстой в качестве ведущих средств воспитания предлагали духовно-нравственные установки православной педагогики, родной язык и историю, фольклор и природу родного края, семейные традиции и обычаи. Обращение к антропологическим основаниям педагогики П.Ф. Лесгафта и К.Д. Ушинского позволило поднять этот народный опыт на научный уровень, определивший основы для развития педагогической науки вообще и семейного воспитания в частности.
Рецензенты:
Власюк И.В., д.п.н., проф. кафедры педагогики ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Куликова С.В., д.п.н., проф. кафедры педагогики ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Чжан Ч._. ПЕДАГОГИ-ГУМАНИСТЫ РОССИИ О ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22415 (дата обращения: 06.11.2024).