Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

TEACHER-HUMANIST RUSSIA ON THE TRADITIONAL VALUES OF FAMILY UPBRINGING

Chzhan Ch.. 1
1 Volgograd State Socio-Pedagogical University
Осуществлен анализ трудов педагогов России второй половины XIX – начала XX вв., которые подчеркивали важность воспитания ребенка в семье и доказывали гуманистический характер традиций семейного воспитания в крестьянской семье. Дано понимание воспитательного идеала семьи, целей, средств и направлений семейного воспитания в гуманистических концепциях П.Ф. Лесгафта, С.А. Рачинского, В.В. Розанова, В.Н. Сорока-Росинского, П. Тимошенко, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Актуализированы традиционные ценности семейного воспитания в крестьянской семье на основе идеала семейного воспитания, фольклора русского народа, народной педагогики и природы родного края.
The analysis of the works of Russian teachers of the second half of XIX - early XX century, which emphasized the importance of raising a child in the family and humanistic character proved traditions of family upbringing into a rural family. Given an understanding of the upbringing ideal of the family, the goals, means and directions of family upbringing in the humanistic concept of PF Lesgafta, SA Rachinskogo, VV Rozanova, VN Soroka-Rosinskogo, Timoshenko, LN Tolstoy, KD Ushinskogo et al. Actualized traditional values of family upbringing, formed a rural family, based on the ideal of family upbringing, the folklore of the Russian people, folk pedagogy and the nature of their native land.
of family upbringing
rural family
traditional values
Во второй половине XIX - начале XX вв. в условиях актуализации роли народа в российской истории и более частого обращения к его мудрости и духовности гуманистическая традиция воспитания в крестьянской семье стала выступать определенным аксиологическим базисом научных концепций о семейном воспитании. Воспитательный идеал семьи формулировался российскими педагогами-гуманистами в русле целей православной педагогики, которая выступала определяющим фактором воспитания в крестьянской семье и ориентировала на формирование совестливой, благочестивой, милосердной, отзывчивой, доброжелательной, трудолюбивой, великодушной, скромной личности, готовой к выполнению долга человека, гражданина, семьянина. Религиозное развитие ребенка рассматривалось в единстве с его нравственным формированием в воспитании. Благодаря религиозному воспитанию нравственное развитие ребенка приобретает возвышающий, идеальный, трансцендентный смысл, без чего нравственные нормы воспринимаются детским сознанием поверхностно и чисто прагматично.

«В России в семейном воспитательном пространстве традиционным является взаимодействие трех поколений, когда ребенок включен в интерактивное общение с родителями, бабушками и дедушками» [7; с. 921]. Важность такого взаимодействия особенно заметна в младшем возрасте, когда в рамках семейной традиции формируется идеал человека. Такие качества, как истинная любовь к Богу, благочестие, любовь к ближнему, доброта, забота о старших и младших поколениях, терпимость, открытость испытаниям, мужество и трудолюбие, выступали целью воспитания; а крестьянская семья была храмом, в котором они формировались. Патриархальные традиции, доминирующие в крестьянской семье, являлись замечательным образчиком для подражания семьям высших сословий России. Ведущими средствами семейного воспитания крестьянской семьи были христианская любовь родителей и детей и традиции русской народной педагогики.

Многие философы и педагоги России в вопросах семейного воспитания отдавали приоритет духовным ценностям, основанным на православном миропонимании и абсолютизации черт русского народа. Такое православное прочтение мира обусловило разработку концепций о непреходящей ценности человеческой личности не только в религиозно-философских воззрениях. Идеи приоритета духовно-нравственных основ семейного воспитания проникли в педагогику второй половины XIX в.

Н.И. Пирогов, обращаясь к цели воспитания человека в статье «Вопросы жизни» (1856 г.), опирался на идеал нравственного человека, в котором первостепенную роль играют его личностные качества, а не профессия и специализация. При обязательной доступности образования для всех детей и исходя из евангелической основы жизни он сформулировал цель воспитания как становление нравственного человека. Но при этом его воззрения отнюдь не сводились к навязыванию воспитанникам только религиозного воспитания. Н.И. Пирогов указывал на то, что у ребенка необходимо сформировать нравственные убеждения, которые помогут ему социализироваться в обществе. Главная задача - это сформировать личность ребенка. В основе преобразования общества Н.И. Пирогов видел воспитание, оно должно быть общечеловеческим. С момента рождения ребенка необходимо направить все возможности семейного и общественного воспитания на его успешную социализацию в обществе, на выявление его общественных возможностей, на его становление как личности, в этом он видел основную ценность семейного воспитания. Н.И. Пирогов, говоря о воспитании нравственного человека, обосновал его идеал: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» [2; с. 141]. Человечность он считал одной из основных ценностей, которые должны прививаться ребенку родителями и лежать в основе формирования его личности. Именно в семье, считал Н.И. Пирогов, во время первоначального семейного воспитания формируется нравственный человек.

О семейном воспитании он писал: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества» [2, с. 141]. У семьи, по убеждению Н.И. Пирогова, больше возможностей, чем в школе, воспитывать ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и склонности. Одним из важнейших вопросов, поставленных Н.И. Пироговым на обсуждение в российском обществе, был вопрос о содержании воспитательно-образовательной работы в семье с детьми дошкольного возраста.

Его идеи нравственного воспитания ребенка с момента рождения, о ценностях семейного воспитания, об идеале матери были высказаны еще в 1850 г. в письмах будущей жене (письмо от 9 марта 1850 г.). По утверждению Н.И. Пирогова, главное назначение матери - отдать всю себя семье, воспитанию детей, так как именно в руках матери лежит будущее человечества. Огромным счастьем он считал получить с раннего детства воспитание образованной матерью, понимающей всю ценность своего призвания. Для этого необходимо, чтобы и сама женщина получила соответствующее образование. Каждая мать должна постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, уметь ясно выражать свои мысли в разговоре с детьми, постоянно улучшать воспитание ребенка.

Нравственное воспитание в педагогических воззрениях П.З. Тимошенко также лежит в семейной плоскости и является важной задачей родителей. Ответственность за этот процесс, как подчеркивает П.З. Тимошенко, лежит на плечах родителей, чья любовь выступает мощной воспитательной силой, но любовь «нравственно-разумная, притом одушевленная желанием ребенку того идеального совершенства, к которому призывает нас христианская религия» [4, 218].

Впоследствии педагог-практик С.А. Рачинский в гармоничном единении духовно-нравственной аксиомы православия с гуманистической традицией народной педагогики нашел формулу не только успешного воспитания и обучения сельских детей. Состоятельность и самодостаточность сельских детей объясняется С.А. Рачинским их высокими душевными способностями, которые влияют на умственную и физическую одаренность. В русской народности, крестьянстве, русском селе, которые выступают хранителями древней гуманистической традиции, складывавшейся в России веками, С.А. Рачинский увидел базовую основу идеального человека - гармоничное развитие детской личности, сообразное с духовностью и нравственным бытием народа.

В.Н. Сорока-Росинский также рассматривал семейное воспитание в рамках особых, чисто русских оснований крестьянской жизни, существеннейшим образом отличающихся от западноевропейских ценностей, к которым он относил православие, семейно-общинный дух и всепроникающую любовь [3; с. 24].

К.Д. Ушинский целью воспитания видел развитие в ребенке истинного духа, народной души, национального самосознания вкупе с опытом отечественной педагогики и российской культуры, замешанной на воспитательных ценностях православия. Такую цель он определял как задачу государственной важности. Воспитательное воздействие православия в условиях единства семейного и школьного воспитания он предлагал осуществлять на основе религиозного, нравственного, этического, эстетического компонентов, обладающих глубокой педагогической сущностью.

В словах К.Д. Ушинского о необходимости «вручить народное образование самому же народу» не только закреплена идея народности в образовании и воспитании, а отражена историко-культурная основа интереса русского народа в собственном образовании. Суть народного воспитания и его главная ценность, заключающаяся в принципе народности, раскрыты в статье «О народности в воспитании» [6; с. 71].

У каждого народа свои ценности, цели, основания и направления воспитания, которые определяются народным характером, а различные педагогические методы и средства воспитания могут переходить от народа к народу.

Безусловно, суть народности у К.Д. Ушинского заключается не только в защите и сохранении государственности и православия, но и в бережном отношении крестьянской семьи и сельского учителя, которые и являются главными источниками воспитания духовности и нравственности в русском народе. Этническая целостность жителей села была важным условием сохранения не только национальной идентичности, но и культурной традиции народа, семейного уклада и быта, а также семейного воспитания и народной педагогики.

Важность семейного воспитания для духовно-нравственного развития ребенка К.Д. Ушинский ярко отобразил следующими словами: «Природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, - понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу» [6; с. 360]. К.Д. Ушинский обращал внимание на важность доброго, ласкового, уважительного отношения к детям, умение понять ребенка, приобщить его к семейным ценностям и видам деятельности родителей. Именно эти функции семейного воспитания, характерные для народной педагогики, он считал главнейшим условием семейного воспитания.

Каждый народ, по мнению К.Д. Ушинского, обладает исконно своей воспитательной системой, сформировавшейся в крестьянском семейном быту. Именно поэтому крестьяне негативно относились к вмешательству в свои личные дела, будь то хозяйственные или семейные. Отсюда и поговорка о том, что нельзя выносить сор из избы. Особенно неприятным для главы семейства было вмешательство в воспитание детей. Это оправдывалось тем, что родители в крестьянской семье всегда несли ответственность за воспитание своих детей, их проступки и отношения с односельчанами. По этому поводу К.Д. Ушинский писал, восхищаясь родительскими качествами русского мужика: «Удалим от себя навсегда ту ложную мысль, что простой мужик очень груб, необразован и глуп, чтобы следить за воспитанием своего дитяти. Положим, он груб и необразован, но он вовсе не глуп, и притом имеет еще очень твердые и ясные убеждения, да, кроме того, в груди его бьется горячее родительское сердце, которое чутко ко всякой опасности, угрожающей детям» [6; с. 11]. Важную роль в семейном воспитании, как и в воспитании в целом, играет родной язык, который в педагогической системе К.Д. Ушинского выступает в целостном единстве с народностью.

Роль родного языка К.Д. Ушинский определяет с позиции социокультурного развития, поясняя, что именно родной язык наставлял, воспитывал и образовывал народ, когда еще не было ни школ, ни книг. В «Родном слове» К.Д. Ушинский скрупулезно подобрал художественный материал (стихотворения, басни, сказки, рассказы духовно-нравственного содержания), а также простые и короткие, но в то же время высоконаучные статьи о флоре и фауне, окружающей детей в жизни. Основные характеристики книги К.Д. Ушинского «Родное слово», которая была написана не только для учителей, но и для родителей, раскрываются в простоте и образности передачи материала, его эмоциональности и многообразии, доступном языке и большой любви к маленькому читателю - том, что с легкостью завоюет интерес и внимание. Привлечение в этой книге в качестве художественных произведений творчества великих русских писателей (Жуковского, А.С. Пушкина, Кольцова, Никитина и др.) показывает глубокий патриотизм самого К.Д. Ушинского, его истинное отношение к русскому языку и русской литературе. Небольшие эссе педагога, посвященные нравственным понятиям и поступкам людей, поражают своей лаконичностью и точностью в передаче детям уроков этики и морали. К примеру, в рассказе о хромом и слепом К.Д. Ушинский преподал детям урок взаимопомощи и человеческого участия: «Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи - и оба перешли благополучно» [6; с. 157].

Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать. Приверженность принципу народности в вопросах воспитания и образования детей обусловливает обращенность К.Д. Ушинского к русскому фольклору в вопросах, касающихся содержания семейного воспитания. Непреходящее значение устного народного творчества в воспитании эстетических, духовных и нравственных качеств у детей он обосновывал абсолютным философским наполнением русских былин, песен и сказок.

Обращаясь к трудовой деятельности русского народа, К.Д. Ушинский считал труд не просто основой создания предметного окружения человека и его умственного, физического, нравственного развития как условия счастья и свободы. Он относился к труду как к основе крепкой семьи, а «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [6; с. 357]. Итак, воспитательным идеалом семьи К.Д. Ушинский определил характерные черты русского народа, главным принципом - народность, сформировавшуюся в русской культуре и крестьянской семье. В основу содержания семейного воспитания им были положены родной язык, родная история и литература народа. В этих предметах сосредоточены гуманистическая традиция семейной и народной педагогики, семейные ценности и воспитательный идеал семьи.

Следуя гуманистической традиции К.Д. Ушинского, известный педагог Д.И. Тихомиров реализовал на практике идеи о народном воспитании с учетом этнокультурных и природных особенностей и подготовил методические рекомендации и пособия, адресованные детям, родителям и учителям: «Вешние всходы» (для классного чтения и письменных упражнений), журнал «Детское чтение», «Библиотека детского чтения». Данные книги и журналы были составлены из произведений классических и современных представителей отечественной литературы, чьи интересы простирались в пространстве гуманистически ориентированной и народной традиции.

Обращаясь, как и многие педагоги-гуманисты, к народу как к идеальному носителю и хранителю лучших образцов российской педагогической традиции, Л.Н. Толстой строил свою систему воспитания детей на основе гуманистической традиции и идеалах, сформировавшихся в деревенской среде, в крестьянской семье. Идеализация Л.Н. Толстым нравственных качеств, умственных и трудовых способностей народа базировалась на наблюдениях за крестьянскими детьми своего Яснополянского имения. Он отмечал, что эти дети, не в пример детям из состоятельного сословия, показывали необычайный пример приспособленности к жизни и практических знаний о различных ее сферах. В то же время обучение и воспитание этих детей осуществлялось самой жизнью в рамках детского сообщества, семьи, крестьянской общины. Такое воспитание давало возможность сформировать в детях необходимые им знания о природе, человеке, обществе.

Изучение быта русского народа, его обычаев, нравов, традиций, устного народного творчества подвело его к осознанию педагогической ценности локальной истории и культуры. Л.Н. Толстой считал, что ребенку как можно раньше необходимо прививать нравственные ценности, и был сторонником системного воспитания детей дошкольного возраста в семье. Л.Н. Толстой отвергал принятое в обеспеченных семьях дошкольное воспитание в отрыве от семьи, когда родители отдавали своих детей с раннего возраста на воспитание в различные пансионы и воспитательные учреждения: «...Ужасно смотреть на то, что богатые люди делают со своими детьми» [5; с. 366]. Он писал, что состоятельные родители часто передают детей в чужие руки, в руки иностранцев, которые их развращают с самого раннего возраста, приучая к тунеядству и праздности, а родители видят свою ответственность в воспитании ребенка лишь в том, чтобы он был сытым, чистым, красивым [5; с. 367].

Л.Н. Толстой, следуя гуманистической традиции семейного воспитания в крестьянской семье, считал, что воспитание ребенка является первоочередной задачей и основополагающей ценностью всего жизненного пути отца и матери. Его убеждение в том, что наиболее целостно семейное воспитание реализуется в крестьянской семье, построено на жизненном опыте и наблюдениях за крестьянскими детьми в его родовом имении Ясная Поляна. Обращаясь к дворянским семьям, он писал, что мать и отец обязаны приготавливать своих детей к достойной жизни в обществе, вручая им базовые ценности этого общества. Л.Н. Толстой, обращаясь к женщинам имущего класса, убеждал их не пользоваться услугами кормилиц и гувернанток, а самим взять на себя священную обязанность кормить и воспитывать своих детей [5; с. 370].

Формулируя цель воспитания, П.Ф. Лесгафт сочетал ориентацию на интересы личности (развитие человека мудрого, самостоятельного, любящего) и интересы общества (воспитание гражданственности, готовности служить Отечеству). Для достижения этой цели «родители должны быть внимательны к ребенку, всегда стремиться выяснять мотивы каждого его поступка, избегать поспешного обвинения и порицания, предъявлять только четкие и обоснованные требования. Любовь к ребенку должна стать стимулом к нравственному совершенствованию самих родителей» [1]. В особенности высоко он оценивал роль умной, толковой, правдивой и любящей матери.

П.Ф. Лесгафт, обращаясь к средствам семейного воспитания, критикует «рутинные педагогические приемы принудительного характера», к которым относит: «взыскать, наказать, пригрозить» [1; с. 18]. Он обращает внимание на дифференцированный подход к воспитанию ребенка, так как в школе и семье можно встретить шесть различных типов характера. Один из них - добродушный тип, который характеризуется П.Ф. Лесгафтом довольно положительно. Автор подчеркивает, что этот тип «никак не уживается с ложью и насилием, в какой бы форме они ни проявлялись... При появлении его в школе часто наблюдается очень искренняя вера и религиозность» [1; с. 24]. Очень важно, что к условиям развития этого типа П.Ф. Лесгафт относит следующие: «тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения; любящая добрая мать или другое близкое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы и внешности, действующей на его чувствования, а также отсутствие всяких мер наказания или преследования ребенка» [1; с. 113].

Опираясь на ценности семенного воспитания, созданные русским народом на протяжении многовековой истории, Н.И. Пирогов, П.З. Тимошенко, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Росинский, Л.Н. Толстой в качестве ведущих средств воспитания предлагали духовно-нравственные установки православной педагогики, родной язык и историю, фольклор и природу родного края, семейные традиции и обычаи. Обращение к антропологическим основаниям педагогики П.Ф. Лесгафта и К.Д. Ушинского позволило поднять этот народный опыт на научный уровень, определивший основы для развития педагогической науки вообще и семейного воспитания в частности.

Рецензенты:

Власюк И.В., д.п.н., проф. кафедры педагогики ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Куликова С.В., д.п.н., проф. кафедры педагогики ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.