Разработка и использование инноваций, достижений науки и техники, модернизация в фармацевтической области оказывают существенный эффект на всю экономику [35]. В числе первоочередных задач государства на пути инновационного развития фармотрасли выделяют стимулирование нано- и биотехнологий для решения вопросов «эффективной доставки» в организм человека известных активных веществ [8, 25, 34].
По данным исследования Российского парфюмерно-косметического ритейла, посвященного анализу развития российского розничного рынка ПКП в 2013-2014 гг. и тенденциям его развития в среднесрочной перспективе, Россия входит в число крупнейших мировых рынков парфюмерно-косметических товаров, демонстрируя высокие темпы прироста по сравнению со зрелыми рынками Европы и США. В 2013 г. на долю специализированных супермаркетов и дрогери приходилось уже порядка 50% объема рынка [26].
По данным аналитиков РБК.research, несмотря на свой рост, по уровню потребления парфюмерно-косметических товаров Россия по-прежнему отстает от ЕС. Среднегодовые траты на душу населения составили около 76 евро, тогда как в Германии - более 135 евро [26].
В 2013 г. реальные темпы прироста доходов составили 3,7%, в 2014-2015 гг. (согласно прогнозу) - чуть более 5%. Замедление темпов роста реальных доходов населения на фоне роста тарифов ЖКХ и обязательных платежей продолжит негативное влияние на покупательную способность россиян, в особенности на товары непродовольственной группы. За счет этого в 2013-2015 гг. стоимостной объем розничного рынка парфюмерно-косметических товаров будет увеличиваться скромными темпами и вряд ли превысит 11-13% (в рублях) [18].
Поэтому, чтобы повысить покупательскую способность россиян в период кризиса, необходимо внедрение в производство новейших технологий. К таким технологиям, на наш взгляд, относятся нано- и биотехнологии. Мировые инвестиции в сферу разработки нанотехнологий во всех отраслях постоянно растут. Лидерами по общему объему капиталовложений в этой сфере являются США, Япония и страны ЕС [12].
Согласно прогнозам ведущих исследователей и экспертных организаций развитие наноиндустрии вызовет в среднесрочной перспективе радикальное изменение структуры и масштабов ассортимента товарной продукции. Ожидается формирование новых сегментов товаров, которые обеспечат новый уровень удовлетворения потребностей потребителей. Вместе с тем отмечается сложность процессов продвижения нанопродукции на рынки сбыта вследствие негативного влияния ряда факторов. В их число включают: дефицит маркетинговой поддержки, недостаток технологического оборудования, отсутствие финансирования и неразвитость предпринимательских компетенций у субъектов инновационного процесса [32, 39]. Эксперты отмечают, что проблемы сбыта нанопродукции потребительского назначения обусловлены прежде всего тем, что использование нанотехнологий не всегда дает потребителю символическое преимущество, они сложны для восприятия, неосязаемы и невидимы, что требует комплексных маркетинговых воздействий [32, 40].
Выделяют 5 основных областей применения нанотехнологий в медицине, в частности: 1) доставка активных лекарственных веществ к нужным тканям и органам-мишеням;
2) новые методы и средства лечения на нанометрическом уровне;
3) диагностика in vivo;
4) диагностика in vitro;
5) медицинские имплантаты.
Считается, что в скором будущем нанотехнологии в медицине будут рассматриваться в качестве движущей силы инноваций [17].
Новые высокочувствительные и дешевые системы для ранней диагностики и лечения обеспечивают пролонгированное поступление лекарственных веществ, целевую доставку в определенные органы и клетки-мишени, улучшение фармакологических свойств препарата, снижение эффективной дозы и системной токсичности [11, 16]. С помощью нанотехнологий достигается наноразмер частиц действующего вещества, что значительно увеличивает биодоступность и эффективность препарата [37].
Основное предназначение наночастиц заключается в увеличении локальной концентрации лекарственных средств (ЛС) в заданном органе-мишени; в пролонгации действия препарата; уменьшении локальной концентрации лекарственного вещества вне органа-мишени для снижения побочных эффектов; в направленной доставке ЛС через барьеры (гистогематические, физиологические) [10, 11].
Эксперты считают, что выпускающие нанопродукцию предприятия должны разрабатывать стратегические направления коммуникационной политики, которые предназначены для решения таких задач, как: формирование позитивного имиджа нанопродуктов, рост положительных оценок о них, повышение осведомленности населения. Следует предусмотреть в коммуникационной политике мероприятия по убеждению и просвещению общества и популяризации нанотехнологий. Из средств желательно использовать нестандартные решения (Интернет, литературу, фильмы и др.). Для мониторинга результативности стратегии рекомендуются регулярные социологические опросы и контент-анализ в Интернете. Большое значение имеют образовательные семинары и курсы по маркетингу для широкого круга менеджеров наноиндустрии с целью активного диалога с потребителями, т.е. многосторонний коммуникационный процесс [1, 33]. В целом процесс появления и продвижения на рынке товаров довольно сложный, иногда сопровождается непредвиденными обстоятельствами. Например, могут отмечаться парадоксальные последствия при запуске нового товара под известным брендом, которые приводят к уходу товара с рынка и репутационному ущербу для самой марки [14].
Применение трансдермальных систем позволяет, во-первых, эффективно доставлять биологически активные молекулы через кожный барьер, который они самостоятельно не могут преодолеть; во-вторых, избегать нежелательных побочных эффектов; в-третьих, снизить дозу препарата за счет существенного повышения его локальной концентрации; в-четвертых, у молекул БАВ с этим видом доставки меняется фармакокинетика, что позволяет более точно планировать дозировку препарата и пролонгировать его действие [20, 22].
Арсенал наномедицины в перспективе будет формироваться за счет разработки ранее не известных в медицинской практике средств медицинского применения, в том числе наночастиц как лекарственных препаратов (ЛП) нового поколения, биологических наночипов для диагностики соматических и инфекционных заболеваний, биосовместимых наноматериалов и др. [38]. Активные исследования проводятся в области нанотехнологий, на основе которых разрабатываются системы доставки действующих систем к органам и тканям-мишеням (липосомы, полимерные наночастицы, дендримеры и др.) [37].
Липосомы были получены в 1960-е гг. Различают 2 вида липосом, в частности: 1) мультиламелларные липосомы, диаметр которых до 10 μm; 2) моноламелларные липосомы, состоящие из одной ламеллы (пластинки) диаметром от 20 до 50 nm; именно они применяются как средство доставки.
Помимо липосом, в качестве средств доставки используются полимерные наночастицы, в частности наносферы и нанокапсулы. Они различаются по скорости высвобождения активного лекарственного вещества (например, из наносфер по экспоненте, а из нанокапсул - в течение длительного времени постоянно). Поиск альтернативных систем доставки продолжается [11, 17].
В структуру клеточных мембран липосом входят полярные липиды, обладающие амфипатическими свойствами за счет гидрофильных и гидрофобных групп. Гидрофильные группы липидов (полярные головки) могут иметь различный заряд (отрицательный, положительный) или быть незаряженными. Гидрофобные группы представляют собой углеводородные цепи с различным числом углеродных атомов и двойных связей. В водной среде полярные головки обращены в водную фазу и экранируют от нее гидрофобные углеводородные цепи. В водной фазе способностью формировать бислойную структуру мембран липосом обладают фосфолипиды, гидрофобная часть которых представлена длинной углеводородной цепью.
Гидрофобный характер липосом зависит от состава фосфолипидов, формирующих их мембрану, и увеличивается в следующем порядке: фосфатидил-серин, фосфатидилэтаноламин, фосфатидилхолин, сфингомиелин [43]. Фосфолипиды, способные формировать бислойные мембраны, называют структурными. Ими являются в основном глицерофосфолипиды и сфинголипиды. Углеводородные цепи фосфолипидов, упакованные в бислойную мембрану, в зависимости от температуры могут переходить из состояния геля в состояние жидкого кристалла, при этом фазовый переход носит ступенчатый характер [15].
Включение в бислойную структуру липосом низших карбоновых кислот приводит к раздвижению полярных головок фосфолипидов, что снижает стерические затруднения при их взаимодействии [6].
Подбирая определенные виды растительного и животного сырья, можно получить для конструирования липосом универсальный комплекс липидов. Доказано, что при использовании в качестве сырья для производства липосом в равном соотношении смеси растительных и животных экстрактов обеспечивается формирование мембран бислойных липидных везикул из максимального числа липидов, за счет которых происходит взаимодействие липосом с различными клетками макроорганизма и включение в состав последних необходимых липидов. Липосомы при этом взаимодействуют с поврежденными клетками (например, при ожогах, регенерируя их мембрану) [10].
Таким образом, можно выделить следующие основные преимущества использования нанокосметики:
1) глубоко в дерме наночастицы успешно устраняют очаги старения и активизируют омолаживающие процессы;
2) отмечаются гипоаллергенность и безвредность;
3) за счет восстановления синтеза в коже собственного коллагена происходит ее укрепление;
4) эстетический результат достигается без операции;
5) выравниваются глубокие складки и морщины на коже, сохраняется естественная мимика лица.
В основе косметики будущего будет лежать принцип не маскировки нежелательных эффектов, а устранение их биологических причин. Все вышесказанное выводит дерматологию и косметологию на качественно новый уровень.
Рецензенты:Бутова О.А., д.м.н., профессор Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь;
Бондарь Т.П., д.м.н., профессор Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Кузякова Л.М., Черницова М.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДОСТАВКИ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ИЗВЕСТНЫХ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22384 (дата обращения: 11.11.2024).