Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EFFECTIVE DELIVERY OF THE HUMAN BODY KNOWN ACTIVE SUBSTANCES

Kuzyakova L.M. 1 Chernitsova M.A. 2
1 North - Caucasian State Federal University
2 Stavropol State Pedagogical Institute
В статье проанализирована динамика развития рынка парафармацевтических средств в период кризиса и сделан вывод, что для того, чтобы повысить покупательскую способность россиян, необходимо внедрение в производство новейших технологий. В числе первоочередных задач государства на пути инновационного развития фармотрасли выделяют стимулирование нано- и биотехнологий. Согласно прогнозам ведущих исследователей и экспертных организаций развитие наноиндустрии вызовет в среднесрочной перспективе радикальное изменение структуры и масштабов ассортимента товарной продукции. Ожидается формирование новых сегментов товаров, которые обеспечат новый уровень удовлетворения потребностей потребителей. Вместе с тем отмечается сложность процессов продвижения нанопродукции на рынки сбыта вследствие негативного влияния ряда факторов. В их число включают: дефицит маркетинговой поддержки, недостаток технологического оборудования, отсутствие финансирования и неразвитость предпринимательских компетенций у субъектов инновационного процесса. При анализе литературы, посвященной проблемам нано- и биотехнологий в косметологии, выявлено основное предназначение и преимущества использования наночастиц. Сформулирован вывод, что в основе производства и применения нанокосметики будет лежать принцип не маскировки нежелательных эффектов, а устранения их биологических причин. Все вышесказанное должно вывести дерматологию и косметологию на качественно новый уровень.
The article analyzes the dynamics of the market parapharmaceutical funds during the crisis and concluded that in order to increase the purchasing power of Russians, it is necessary introduction of new technologies. Among the priorities of the state on the path of innovative development of the pharmaceutical industry to stimulate release of nano- and biotechnologies. According to forecasts of the leading researchers and expert organizations, the development of the nanotechnology industry in the medium term would cause a radical change in the structure and scope of the range of commercial products. It is expected the formation of new segments of products, which will provide a new level of meeting the needs of consumers. At the same time, there is the complexity of the process of promoting nano-markets due to the negative impact of a number of factors. These include: lack of marketing support, lack of technological equipment, lack of funding and lack of development of entrepreneurial competencies of the subjects of the innovation process. When analyzing the literature on nano - and biotechnologies in cosmetology, revealed the main purpose and benefits of using nanoparticles. A conclusion is made that the basis for the production and use will be based on the principle of nanokosmetiki not disguise unwanted effects, and the elimination of their biological causes. All this should lead dermatology and cosmetology to a new level.
nanokosmetika
liposomes
pharmaceuticals

Разработка и использование инноваций, достижений науки и техники, модернизация в фармацевтической области оказывают существенный эффект на всю экономику [35]. В числе первоочередных задач государства на пути инновационного развития фармотрасли выделяют стимулирование нано- и биотехнологий для решения вопросов «эффективной доставки» в организм человека известных активных веществ [8, 25, 34].

По данным исследования Российского парфюмерно-косметического ритейла, посвященного анализу развития российского розничного рынка ПКП в 2013-2014 гг. и тенденциям его развития в среднесрочной перспективе, Россия входит в число крупнейших мировых рынков парфюмерно-косметических товаров, демонстрируя высокие темпы прироста по сравнению со зрелыми рынками Европы и США. В 2013 г. на долю специализированных супермаркетов и дрогери приходилось уже порядка 50% объема рынка [26].

По данным аналитиков РБК.research, несмотря на свой рост, по уровню потребления парфюмерно-косметических товаров Россия по-прежнему отстает от ЕС. Среднегодовые траты на душу населения составили около 76 евро, тогда как в Германии - более 135 евро [26].

В 2013 г. реальные темпы прироста доходов составили 3,7%, в 2014-2015 гг. (согласно прогнозу) - чуть более 5%. Замедление темпов роста реальных доходов населения на фоне роста тарифов ЖКХ и обязательных платежей продолжит негативное влияние на покупательную способность россиян, в особенности на товары непродовольственной группы. За счет этого в 2013-2015 гг. стоимостной объем розничного рынка парфюмерно-косметических товаров будет увеличиваться скромными темпами и вряд ли превысит 11-13% (в рублях) [18].

Поэтому, чтобы повысить покупательскую способность россиян в период кризиса, необходимо внедрение в производство новейших технологий. К таким технологиям, на наш взгляд, относятся нано- и биотехнологии. Мировые инвестиции в сферу разработки нанотехнологий во всех отраслях постоянно растут. Лидерами по общему объему капиталовложений в этой сфере являются США, Япония и страны ЕС [12].

Согласно прогнозам ведущих исследователей и экспертных организаций развитие наноиндустрии вызовет в среднесрочной перспективе радикальное изменение структуры и масштабов ассортимента товарной продукции. Ожидается формирование новых сегментов товаров, которые обеспечат новый уровень удовлетворения потребностей потребителей. Вместе с тем отмечается сложность процессов продвижения нанопродукции на рынки сбыта вследствие негативного влияния ряда факторов. В их число включают: дефицит маркетинговой поддержки, недостаток технологического оборудования, отсутствие финансирования и неразвитость предпринимательских компетенций у субъектов инновационного процесса [32, 39]. Эксперты отмечают, что проблемы сбыта нанопродукции потребительского назначения обусловлены прежде всего тем, что использование нанотехнологий не всегда дает потребителю символическое преимущество, они сложны для восприятия, неосязаемы и невидимы, что требует комплексных маркетинговых воздействий [32, 40].

Выделяют 5 основных областей применения нанотехнологий в медицине, в частности: 1) доставка активных лекарственных веществ к нужным тканям и органам-мишеням;

2) новые методы и средства лечения на нанометрическом уровне;

3) диагностика in vivo;

4) диагностика in vitro;

5) медицинские имплантаты.

Считается, что в скором будущем нанотехнологии в медицине будут рассматриваться в качестве движущей силы инноваций [17].

Новые высокочувствительные и дешевые системы для ранней диагностики и лечения обеспечивают пролонгированное поступление лекарственных веществ, целевую доставку в определенные органы и клетки-мишени, улучшение фармакологических свойств препарата, снижение эффективной дозы и системной токсичности [11, 16]. С помощью нанотехнологий достигается наноразмер частиц действующего вещества, что значительно увеличивает биодоступность и эффективность препарата [37].

Основное предназначение наночастиц заключается в увеличении локальной концентрации лекарственных средств (ЛС) в заданном органе-мишени; в пролонгации действия препарата; уменьшении локальной концентрации лекарственного вещества вне органа-мишени для снижения побочных эффектов; в направленной доставке ЛС через барьеры (гистогематические, физиологические) [10, 11].

Эксперты считают, что выпускающие нанопродукцию предприятия должны разрабатывать стратегические направления коммуникационной политики, которые предназначены для решения таких задач, как: формирование позитивного имиджа нанопродуктов, рост положительных оценок о них, повышение осведомленности населения. Следует предусмотреть в коммуникационной политике мероприятия по убеждению и просвещению общества и популяризации нанотехнологий. Из средств желательно использовать нестандартные решения (Интернет, литературу, фильмы и др.). Для мониторинга результативности стратегии рекомендуются регулярные социологические опросы и контент-анализ в Интернете. Большое значение имеют образовательные семинары и курсы по маркетингу для широкого круга менеджеров наноиндустрии с целью активного диалога с потребителями, т.е. многосторонний коммуникационный процесс [1, 33]. В целом процесс появления и продвижения на рынке товаров довольно сложный, иногда сопровождается непредвиденными обстоятельствами. Например, могут отмечаться парадоксальные последствия при запуске нового товара под известным брендом, которые приводят к уходу товара с рынка и репутационному ущербу для самой марки [14].

Применение трансдермальных систем позволяет, во-первых, эффективно доставлять биологически активные молекулы через кожный барьер, который они самостоятельно не могут преодолеть; во-вторых, избегать нежелательных побочных эффектов; в-третьих, снизить дозу препарата за счет существенного повышения его локальной концентрации; в-четвертых, у молекул БАВ с этим видом доставки меняется фармакокинетика, что позволяет более точно планировать дозировку препарата и пролонгировать его действие [20, 22].

Арсенал наномедицины в перспективе будет формироваться за счет разработки ранее не известных в медицинской практике средств медицинского применения, в том числе наночастиц как лекарственных препаратов (ЛП) нового поколения, биологических наночипов для диагностики соматических и инфекционных заболеваний, биосовместимых наноматериалов и др. [38]. Активные исследования проводятся в области нанотехнологий, на основе которых разрабатываются системы доставки действующих систем к органам и тканям-мишеням (липосомы, полимерные наночастицы, дендримеры и др.) [37].

Липосомы были получены в 1960-е гг. Различают 2 вида липосом, в частности: 1) мультиламелларные липосомы, диаметр которых до 10 μm; 2) моноламелларные липосомы, состоящие из одной ламеллы (пластинки) диаметром от 20 до 50 nm; именно они применяются как средство доставки.

Помимо липосом, в качестве средств доставки используются полимерные наночастицы, в частности наносферы и нанокапсулы. Они различаются по скорости высвобождения активного лекарственного вещества (например, из наносфер по экспоненте, а из нанокапсул - в течение длительного времени постоянно). Поиск альтернативных систем доставки продолжается [11, 17].

В структуру клеточных мембран липосом входят полярные липиды, обладающие амфипатическими свойствами за счет гидрофильных и гидрофобных групп. Гидрофильные группы липидов (полярные головки) могут иметь различный за­ряд (отрицательный, положительный) или быть незаряженными. Гидрофобные группы представляют собой углеводородные цепи с различным числом угле­родных атомов и двойных связей. В водной среде полярные головки обращены в водную фазу и экранируют от нее гидрофобные углеводородные цепи. В вод­ной фазе способностью формировать бислойную структуру мембран липосом обладают фосфолипиды, гидрофобная часть которых представлена длинной углеводородной цепью.

Гидрофобный характер липосом зависит от состава фосфолипидов, фор­мирующих их мембрану, и увеличивается в следующем порядке: фосфатидил-серин, фосфатидилэтаноламин, фосфатидилхолин, сфингомиелин [43]. Фосфолипиды, способные формировать бислойные мембраны, называют структурными. Ими являются в основном глицерофосфолипиды и сфинголипиды. Углеводородные цепи фосфолипидов, упакованные в бислойную мем­брану, в зависимости от температуры могут переходить из состояния геля в со­стояние жидкого кристалла, при этом фазовый переход носит ступенчатый ха­рактер [15].

Включение в бислойную структуру липосом низших карбоновых ки­слот приводит к раздвижению полярных головок фосфолипидов, что снижает стерические затруднения при их взаимодействии [6].

Подбирая определенные виды растительного и животного сырья, можно получить для конструирования липосом универсальный комплекс липидов. Доказано, что при использовании в качестве сырья для производства липосом в равном соотношении смеси растительных и животных экстрактов обеспечивается формирование мембран бислойных липидных везикул из максимального числа липидов, за счет которых происходит взаимодействие липосом с различными клетками макроорганизма и включение в состав последних необходимых липидов. Липосомы при этом взаимодействуют с поврежденными клетками (например, при ожогах, регенерируя их мембрану) [10].

Таким образом, можно выделить следующие основные преимущества использования нанокосметики:

1) глубоко в дерме наночастицы успешно устраняют очаги старения и активизируют омолаживающие процессы;

2) отмечаются гипоаллергенность и безвредность;

3) за счет восстановления синтеза в коже собственного коллагена происходит ее укрепление;

4) эстетический результат достигается без операции;

5) выравниваются глубокие складки и морщины на коже, сохраняется естественная мимика лица.

В основе косметики будущего будет лежать принцип не маскировки нежелательных эффектов, а устранение их биологических причин. Все вышесказанное выводит дерматологию и косметологию на качественно новый уровень.

Рецензенты:

Бутова О.А., д.м.н., профессор Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь;

Бондарь Т.П., д.м.н., профессор Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.