В свете серьезных преобразований в спортивной инфраструктуре города Казани и Республики Татарстан в целом, с увеличением потребности в высококвалифицированных специалистах в области физической культуры и спорта все более значимо становится вопрос соответствия традиционной системы профессионального образования в области физической культуры и спорта современным требованиям[4].
В 2007 году Правительством Российской Федерации Казань официально признана третьей столицей страны. Казань - город студентов, третий в России по количеству ВУЗов, в которых в настоящее время обучается более 180 тысяч студентов ВУЗов и ССУЗов, в том числе из 63 стран мира. Стоит отметить, что Казань является спортивной столицей России. В 2008 году город получил право на проведение Летней Универсиады 2013 года [5], в 2011-м - чемпионата мира по водным видам спорта-2015 и Кубка конфедераций по футболу-2017, а также неоднократно становился местом проведения спортивныхсоревнований различного уровня.
Только в 2014 году в Республике Татарстан сдано в эксплуатацию 462 спортивных сооружения. 15 спортивных залов общей площадью 9043 кв.м., 3 многофункциональных; 43 встроено - приспособленных помещения для занятий физической культурой и спортом общей площадью 5341 кв.м.; 7 плавательных бассейнов общей площадью 1221 кв.м.; 1 футбольное поле; 127 универсально-игровых площадок; 146 уличных-тренажерных площадок в муниципальных образованиях Республики Татарстан; 121 мини-футбольное поле; 1 лыжная база; 2 сооружения для стрелковых видов спорта и на конец 2014 года Республика Татарстан располагала 10226 спортивными сооружениями [2].
Все выше перечисленное является неоспоримым доказательством возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах в области физической культуры и спорта. Так, построенный спортивный объект нуждается не только в качественных тренерских кадрах, но и в аппарате управления. Уже имеющиеся и вновь создающиеся общественные спортивные организации, такие как федерации по видам спорта нуждаются в толковых специалистах, умеющих организовывать различные спортивные мероприятия. Нельзя обойти стороной и государственные органы управления физической культурой и спортом, у которых всегда имеется потребность в молодых специалистах, имеющих специальные знания в области государственной службы [1].
Целью нашего исследования являются новые методики обучения бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» в рамках реализации модульного практико-ориентированного обучения в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Методы и организация исследования. Исследования проводились в три этапа. На первом этапе проводилась работа по определению требований, которые предъявляют работодателями к соискателям на должности соответствующие профилю «Спортивный менеджмент» и анкетирование студентов 1-4 курсов профиля «Спортивный менеджмент» с целью выявления предпочтения в будущей профессиональной деятельности. На втором этапе проводился сбор и анализ учебной, научной и научно-методической литературы, проводились беседы с руководителями государственных органов управления физической культурой и спортом, региональных федераций по видам спорта, а также с руководителями коммерческих физкультурно-спортивных организаций, в роли которых выступали управляющие фитнес клубов города Казани. На третьем этапе вносились корректировки в рабочую программу дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент».
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено следующее: работать в коммерческой организации выразили желание 62% респондентов и 28% - в некоммерческой. Оставшиеся 10% видят свою будущую трудовую деятельность в органах государственной власти. Это, как правило, студенты, поступающие в ВУЗ по направлению на целевую контрактную подготовку от органов исполнительной власти муниципальных образований Республики Татарстан.
Следующим этапом исследований было выявление требований работодателей к соискателям на должности в государственных органах. Основные требования к соискателям устанавливаются законом «О государственной гражданской службе», а также в квалификационных требованиях к профессиональным навыкам, размещенных в официальных документах при проведении конкурса на замещение вакантных должностей работников аппарата управления [3]. В ходе бесед с руководителями управлений и отделов, отвечающих за развитие физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и руководителями общественными организациями, федерациями по видам спорта были выявлены также требования к соискателям в рамках исполнительской дисциплины, ориентации на достижение результата, межличностное понимание ситуации, конфликтологии. Руководители организаций коммерческого сектора высказывали заинтересованность в специалистах, владеющих навыками определенногохарактера. Кандидат на вакантную должность должен быть хорошо знаком с рынком, уметь прогнозировать изменения, которые на нем происходят, кроме того, неплохо разбираться в финансовых вопросах, кроме того, он должен обладать организаторскими способностями. Что касается личностных качеств, то, прежде всего, здесь ценится целеустремленность, желание учиться, а также ответственность и наличие активной жизненной позиции.
Для решения вопросов качественного практико-ориентированного обучения российские высшие учебные заведения, специализирующиеся на спортивном образовании, реализуют программы по подготовке бакалавров и магистров в области спортивного менеджмента. Некоторые ВУЗы, такие как Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Уральский государственный университет физической культуры, Смоленская государственная академия физической и другие, передают знания по спортивному менеджменту через реализацию направления подготовки «Менеджмент» по профилю «Менеджмент организации». Где область профессиональной деятельности менеджера рассматривается с позиции обеспечения эффективного управления организацией, совершенствования управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, а объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, акционерных обществ, частных фирм, научно-производственные объединения, конструкторские и проектные организации.
В настоящее время Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (далее - Академия) реализует программу подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура», профиль «Спортивный менеджмент». Управленческую деятельность в сфере физической культуры и спорта мы разделили на три взаимодополняющих раздела: государственное управление, деятельность общественных организаций и коммерческая деятельность.
В образовательном процессе бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» нами осуществляется формирование профессиональных компетенций с учетом трех видов управленческой деятельности. Все темы разделены на модули, которые являются или общими для всех разделов, или отражают их специфику (табл. 1).
Таблица 1
Тематика образовательного процесса по дисциплине «Теория и методика
избранного вида спорта: спортивный менеджмент» (1-3 курс)
| 
			 
 Темы  | 
			
			 Виды спортивного менеджмента  | 
		||
| 
			 Государственное управление  | 
			
			 Общественные организации  | 
			
			 Коммерческие организации  | 
		|
| 
			 Введение в спортивный менеджмент.  | 
			
			 Система управления в государственном секторе физкультурно-спортивной деятельности  | 
			
			 Система управления федерациям по видам спорта (федеральный и региональный уровень)  | 
			
			 Система управления предприятиями фитнеса, красоты и здоровья  | 
		
| 
			 История спортивного менеджмента. Школы и модели управления  | 
			
			 Государственное управление физической культурой и спортом в Европе и Азии  | 
			
			 История возникновения общественных спортивных организаций  | 
			
			 Сравнение на примере сети фитнес клубов Планета фитнес (Россия) и сети фитнес клубов Curves (США)  | 
		
| 
			 Менеджер - должности, роли, стили управления, профессионально важные качества, имидж  | 
			
			 Должности в органах государственной власти  | 
			
			 Должности в федерациях по видам спорта  | 
			
			 Должности в фитнес клубах  | 
		
| 
			 Методы спортивного менеджмента  | 
			
			 Преимущественно организационно-распорядительные  | 
			
			 Преимущественно социально-психологические  | 
			
			 Преимущественно экономические  | 
		
| 
			 Цикл управления. Общие и специфические (отраслевые) функции спортивного менеджмента  | 
			
			 Обеспечение финансирования соревнований по видам спорта  | 
			
			 Подготовка спортивного резерва  | 
			
			 Оказание физкультурно-спортивных услуг населению  | 
		
| 
			 Основы спортивного менеджмента. Нормативно-правовые основы управления физической культурой и спортом  | 
			
			 Федеральный закон о физической культуре и спорте  | 
			
			 Закон об общественных организациях  | 
			
			 Закон о предпринимательской деятельности  | 
		
| 
			 Финансовые основы спортивного менеджмента  | 
			
			 Система финансирования физической культуры и спорта в России  | 
			
			 Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта  | 
			
			 Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности  | 
		
| 
			 Материально-технические основы спортивного менеджмента  | 
			
			 Бюджетные физкультурно-спортивные сооружения (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.)  | 
			
			 Спортивные товары - оборудование и инвентарь для организации и проведения спортивных мероприятий  | 
			
			 Спортивные товары - оборудование и инвентарь фитнес-клуба  | 
		
| 
			 Организационные основы управления физической культурой и спортом  | 
			
			 Государственные организации (Министерства, спорткомитеты, спортшколы и пр.)  | 
			
			 Федерации по видам спорта  | 
			
			 Фитнес-клубы, школы танцев, йоги, восточных единоборств и др.  | 
		
| 
			 Коммуникации и конфликты в деятельности спортивного менеджера  | 
			
			 Коммуникации и конфликты в бюджетных учреждениях  | 
			
			 Коммуникации и конфликты в федерациях по видам спорта  | 
			
			 Коммуникации и конфликты в коммерческих организациях  | 
		
| 
			 Управленческая проблема. Управленческая ситуация  | 
			
			 Отклонение от намеченного плана реализации федеральных программ  | 
			
			 Отклонение от намеченного плана в подготовке сборных команд  | 
			
			 Уменьшение размера запланированной прибыли  | 
		
| 
			 Информация в управлении  | 
			
			 Федеральный закон «Об информации». Особенности физкультурно-управленческой информации. Нисходящие потоки информации  | 
			
			 Федеральный закон «Об информации». Информационное обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации  | 
			
			 Федеральный закон «Об информации». Конфиденциальная информация, понятие «коммерческая тайна»  | 
		
| 
			 Понятие и классификация управленческих решений  | 
			
			 Программы развития ФКиС  | 
			
			 Программы развития вида спорта  | 
			
			 Бизнес-планирование  | 
		
| 
			 Документационное обеспечение управления в физкультурно-спортивной организации  | 
			
			 Формы годовой статистической отчетности для физкультурных и спортивных организаций: № 1-ФК, № 3-ФК, № 5-ФК, № 5-ФК (сводная)  | 
			
			 Номенклатура дел физкультурно-спортивной организации  | 
			
			 Документы бухгалтерского учета  | 
		
| 
			 Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта  | 
			
			 Государственно-частное партнерство 
  | 
			
			 Организация благотворительных спортивных мероприятий  | 
			
			 Рыночные отношения с вендинговыми компаниями  | 
		
| 
			 Технология создания физкультурно-спортивной организации  | 
			
			 Технология создания бюджетной организации  | 
			
			 Технология создания общественной организации  | 
			
			 Технология создания коммерческой организации  | 
		
| 
			 Функциональные обязанности работников и контрактирование в сфере физической культуры и спорта  | 
			
			 Функциональные обязанности работников бюджетной организации на примере ДЮСШ, спорткомитета, министерства  | 
			
			 Функциональные обязанности сотрудников федерации по видам спорта. Контракты в сфере спорта.  | 
			
			 Функциональные обязанности сотрудников коммерческой организации. Договора на оказание физкультурно-спортивных услуг  | 
		
| 
			 Работники аппарата управления. Организация труда в аппарате управления  | 
			
			 Работники аппарата бюджетной организации (ДЮСШ и др.)  | 
			
			 Работники аппарата Федераций по видам спорта  | 
			
			 Работники аппарата Фитнес клуба (Управляющий, руководители отдельных программ, менеджеры отдела продаж и др.)  | 
		
| 
			 Управленческие полномочия. Власть и лидерство  | 
			
			 Право руководить организацией, проистекающее из официального акта назначения на должность руководителя (директора, президента и т.п.)  | 
			
			 Неформальное признание объектом власти (наемным персоналом организации в целом и ее структурных подразделений) официальных прав руководителя как лидера  | 
			
			 Единоличное или совместное право собственности или владения имуществом (активами) организации, а также назначение на должность управляющего и другие нижестоящие должности  | 
		
| 
			 Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта  | 
			
			 Субординация в рамках государственной службы  | 
			
			 Отношения Президент-вице президент-исполнительный директор  | 
			
			 Отношения Владелец-управляющий-менеджер направления-инструктор  | 
		
| 
			 Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта  | 
			
			 Преимущественно пропаганда  | 
			
			 Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта  | 
			
			 Реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта  | 
		
| 
			 Менеджмент спортивных соревнований  | 
			
			 Чемпионаты городов, республик  | 
			
			 Международные соревнования (Чемпионаты Европы, Азии, Мира, Олимпийские игры)  | 
			
			 Коммерческие поединки по единоборствам и др.  | 
		
| 
			 Основные элементы спортивной индустрии  | 
			
			 Государство как заказчик в спортивной индустрии  | 
			
			 Спонсоринг  | 
			
			 Рынок спортивной индустрии в России  | 
		
| 
			 Фитнес-индустрия  | 
			
			 Льготное налогообложение  | 
			
			 Федерация фитнеса РФ  | 
			
			 Сегментирование рынка фитнес услуг  | 
		
| 
			 Спортивные сооружения и товары  | 
			
			 Государственно-частное партнерство в строительстве  | 
			
			 Использование спортсооружений для проведения соревнований  | 
			
			 Фитнес-клуб. Оборудование и инвентарь в клубе  | 
		
| 
			 Работа с болельщиками и волонтерами  | 
			
			 Болельщики как основа проявления патриотизма  | 
			
			 Направления работы и категории волонтеров.  | 
			
			 Болельщики как потребители физкультурно-спортивной услуги или спортивного продукта  | 
		
| 
			 Производство спортивной информации  | 
			
			 Разработка нормативно-правовой базы в сфере ФКиС.  | 
			
			 Информирование населения о выступлениях спортсменов. Аналитические обзоры соревнований  | 
			
			 Периодическая печать как площадка размещения рекламы  | 
		
| 
			 Спортивные события  | 
			
			 Спортивные события во внешней и внутренней политике государства  | 
			
			 Спортивные события как результат деятельности.  | 
			
			 Спортивные события как площадка реализации спортивной продукции и услуг.  | 
		
Выводы. Таким образом, реализуя практико-ориентированный подход к физкультурно-спортивному управленческому образованию на основе модульной организации учебного процесса, решается задача такого построения курса первой профессионально-ориентированной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент», который обеспечивает формирование у бакалавров как общей системы знаний, так и ориентации в различных видах физкультурно-спортивной управленческой деятельности.
Рецензенты:Бикмухаметов Р.К., д.п.н., доцент, декан факультета спорта ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ»,г. Казань;
Коновалов И.Е., д.п.н.,доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Закиров Т.Р., Савосина М.Н. ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ПОВОЛЖСКОЙ ГАФКСИТ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22365 (дата обращения: 04.11.2025).



