Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ПОВОЛЖСКОЙ ГАФКСИТ

Закиров Т.Р. 1 Савосина М.Н. 1
1 Поволжская государственная работа физической культуры, спорта и туризма
В статье рассматриваются особенности практико-ориентированного подхода к образовательному процессу студентов направления «Физическая культура» профиля «Спортивный менеджмент». В основе данного подхода лежит модульная технология организации учебного процесса. Но, в отличие от традиционного понимания «модулей», авторы предлагают группировать учебный материал как по темам («модулям»), так и с учетом специфики управленческой деятельности: государственное управление физической культурой и спортом, менеджмент в общественных физкультурно-спортивных организациях и коммерческая (предпринимательская) деятельность в сфере ФКиС. Такое построение учебного процесса обусловлено запросами работодателей к будущим специалистам сферы управления физической культурой и спортом, а также предпочтениями студентов в будущей профессиональной деятельности.
виды управленческой деятельности.
модульная технология
организация учебного процесса
спортивный менеджмент
1. Иванова Е Ю. Государственная кадровая политика: сущность и актуальные проблемы // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №1-2. С.92-97.
2. Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан [Офиц. сайт]URL: http://mdms.tatarstan.ru/rus/itogi-2014-goda.htm (дата обращения: 12.09.2015)
3. Приказ Министерства по делам молодежи и спорту РТ от 26 мая 2014 г. N 381 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Татарстан (включение в кадровый резерв) в Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан». Режим доступа: http://pravo.tatarstan.ru/rus/info.php?id=580519&pub_id=255770, свободный.
4. Солянкина Л.Е. Практико-ориентированная модель личностно-профессионального развития бакалавра: монография / Л.Е. Солянкина. – Волгоград: Царицынская полиграфическая компания, 2008. – 156 с. (9,1 п.л.).
5. Хабеева Эльза — Спортивная Казань-2013. Проектирование и строительство спортивных сооружений Универсиады-2013 // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2010. № 1. C. 12-17

В свете серьезных преобразований в спортивной инфраструктуре города Казани и Республики Татарстан в целом, с увеличением потребности в высококвалифицированных специалистах в области физической культуры и спорта все более значимо становится вопрос соответствия традиционной системы профессионального образования в области физической культуры и спорта современным требованиям[4].

В 2007 году Правительством Российской Федерации Казань официально признана третьей столицей страны. Казань - город студентов, третий в России по количеству ВУЗов, в которых в настоящее время обучается более 180 тысяч студентов ВУЗов и ССУЗов, в том числе из 63 стран мира. Стоит отметить, что Казань является спортивной столицей России. В 2008 году город получил право на проведение Летней Универсиады 2013 года [5], в 2011-м - чемпионата мира по водным видам спорта-2015 и Кубка конфедераций по футболу-2017, а также неоднократно становился местом проведения спортивныхсоревнований различного уровня.

Только в 2014 году в Республике Татарстан сдано в эксплуатацию 462 спортивных сооружения. 15 спортивных залов общей площадью 9043 кв.м., 3 многофункциональных; 43 встроено - приспособленных помещения для занятий физической культурой и спортом общей площадью 5341 кв.м.; 7 плавательных бассейнов общей площадью 1221 кв.м.; 1 футбольное поле; 127 универсально-игровых площадок; 146 уличных-тренажерных площадок в муниципальных образованиях Республики Татарстан; 121 мини-футбольное поле; 1 лыжная база; 2 сооружения для стрелковых видов спорта и на конец 2014 года Республика Татарстан располагала 10226 спортивными сооружениями [2].

Все выше перечисленное является неоспоримым доказательством возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах в области физической культуры и спорта. Так, построенный спортивный объект нуждается не только в качественных тренерских кадрах, но и в аппарате управления. Уже имеющиеся и вновь создающиеся общественные спортивные организации, такие как федерации по видам спорта нуждаются в толковых специалистах, умеющих организовывать различные спортивные мероприятия. Нельзя обойти стороной и государственные органы управления физической культурой и спортом, у которых всегда имеется потребность в молодых специалистах, имеющих специальные знания в области государственной службы [1].

Целью нашего исследования являются новые методики обучения бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» в рамках реализации модульного практико-ориентированного обучения в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Методы и организация исследования. Исследования проводились в три этапа. На первом этапе проводилась работа по определению требований, которые предъявляют работодателями к соискателям на должности соответствующие профилю «Спортивный менеджмент» и анкетирование студентов 1-4 курсов профиля «Спортивный менеджмент» с целью выявления предпочтения в будущей профессиональной деятельности. На втором этапе проводился сбор и анализ учебной, научной и научно-методической литературы, проводились беседы с руководителями государственных органов управления физической культурой и спортом, региональных федераций по видам спорта, а также с руководителями коммерческих физкультурно-спортивных организаций, в роли которых выступали управляющие фитнес клубов города Казани. На третьем этапе вносились корректировки в рабочую программу дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент».

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено следующее: работать в коммерческой организации выразили желание 62% респондентов и 28% - в некоммерческой. Оставшиеся 10% видят свою будущую трудовую деятельность в органах государственной власти. Это, как правило, студенты, поступающие в ВУЗ по направлению на целевую контрактную подготовку от органов исполнительной власти муниципальных образований Республики Татарстан.

Следующим этапом исследований было выявление требований работодателей к соискателям на должности в государственных органах. Основные требования к соискателям устанавливаются законом «О государственной гражданской службе», а также в квалификационных требованиях к профессиональным навыкам, размещенных в официальных документах при проведении конкурса на замещение вакантных должностей работников аппарата управления [3]. В ходе бесед с руководителями управлений и отделов, отвечающих за развитие физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и руководителями общественными организациями, федерациями по видам спорта были выявлены также требования к соискателям в рамках исполнительской дисциплины, ориентации на достижение результата, межличностное понимание ситуации, конфликтологии. Руководители организаций коммерческого сектора высказывали заинтересованность в специалистах, владеющих навыками определенногохарактера. Кандидат на вакантную должность должен быть хорошо знаком с рынком, уметь прогнозировать изменения, которые на нем происходят, кроме того, неплохо разбираться в финансовых вопросах, кроме того, он должен обладать организаторскими способностями. Что касается личностных качеств, то, прежде всего, здесь ценится целеустремленность, желание учиться, а также ответственность и наличие активной жизненной позиции.

Для решения вопросов качественного практико-ориентированного обучения российские высшие учебные заведения, специализирующиеся на спортивном образовании, реализуют программы по подготовке бакалавров и магистров в области спортивного менеджмента. Некоторые ВУЗы, такие как Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Уральский государственный университет физической культуры, Смоленская государственная академия физической и другие, передают знания по спортивному менеджменту через реализацию направления подготовки «Менеджмент» по профилю «Менеджмент организации». Где область профессиональной деятельности менеджера рассматривается с позиции обеспечения эффективного управления организацией, совершенствования управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, а объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, акционерных обществ, частных фирм, научно-производственные объединения, конструкторские и проектные организации.

В настоящее время Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (далее - Академия) реализует программу подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура», профиль «Спортивный менеджмент». Управленческую деятельность в сфере физической культуры и спорта мы разделили на три взаимодополняющих раздела: государственное управление, деятельность общественных организаций и коммерческая деятельность.

В образовательном процессе бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» нами осуществляется формирование профессиональных компетенций с учетом трех видов управленческой деятельности. Все темы разделены на модули, которые являются или общими для всех разделов, или отражают их специфику (табл. 1).

Таблица 1

Тематика образовательного процесса по дисциплине «Теория и методика

избранного вида спорта: спортивный менеджмент» (1-3 курс)

 

Темы

Виды спортивного менеджмента

Государственное управление

Общественные организации

Коммерческие организации

Введение в спортивный менеджмент.

Система управления в государственном секторе физкультурно-спортивной деятельности

Система управления федерациям по видам спорта (федеральный и региональный уровень)

Система управления предприятиями фитнеса, красоты и здоровья

История спортивного менеджмента. Школы и модели управления

Государственное управление физической культурой и спортом в Европе и Азии

История возникновения общественных спортивных организаций

Сравнение на примере сети фитнес клубов Планета фитнес (Россия) и сети фитнес клубов Curves (США)

Менеджер - должности, роли, стили управления, профессионально важные качества, имидж

Должности в органах государственной власти

Должности в федерациях по видам спорта

Должности в фитнес клубах

Методы спортивного менеджмента

Преимущественно организационно-распорядительные

Преимущественно социально-психологические

Преимущественно экономические

Цикл управления. Общие и специфические (отраслевые) функции спортивного менеджмента

Обеспечение финансирования соревнований по видам спорта

Подготовка спортивного резерва

Оказание физкультурно-спортивных услуг населению

Основы спортивного менеджмента. Нормативно-правовые основы управления физической культурой и спортом

Федеральный закон о физической культуре и спорте

Закон об общественных организациях

Закон о предпринимательской деятельности

Финансовые основы спортивного менеджмента

Система финансирования физической культуры и спорта в России

Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта

Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности

Материально-технические основы

 спортивного менеджмента

Бюджетные физкультурно-спортивные сооружения (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.)

Спортивные товары - оборудование и инвентарь для организации и проведения спортивных мероприятий

Спортивные товары - оборудование и инвентарь  фитнес-клуба

Организационные основы управления

физической культурой и спортом

Государственные организации

(Министерства, спорткомитеты, спортшколы и пр.)

Федерации по видам спорта

Фитнес-клубы, школы танцев, йоги, восточных единоборств и др.

Коммуникации и конфликты в деятельности спортивного менеджера

Коммуникации и конфликты в бюджетных учреждениях

Коммуникации и конфликты в федерациях по видам спорта

Коммуникации и конфликты в коммерческих организациях

Управленческая проблема. Управленческая ситуация

Отклонение от намеченного плана реализации федеральных программ

Отклонение от намеченного плана в подготовке сборных команд

Уменьшение размера запланированной прибыли

Информация в управлении

Федеральный закон «Об информации».

Особенности физкультурно-управленческой информации. Нисходящие потоки информации

Федеральный закон «Об информации».

Информационное обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации

Федеральный закон «Об информации».

Конфиденциальная информация, понятие «коммерческая тайна»

Понятие и классификация управленческих решений

Программы развития ФКиС

Программы развития вида спорта

Бизнес-планирование

Документационное обеспечение управления в физкультурно-спортивной организации

Формы годовой статистической отчетности для физкультурных и спортивных организаций: № 1-ФК, № 3-ФК, № 5-ФК, № 5-ФК (сводная)

Номенклатура дел физкультурно-спортивной организации

Документы бухгалтерского учета

Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта

Государственно-частное партнерство

 

Организация благотворительных спортивных мероприятий

Рыночные отношения с вендинговыми компаниями

Технология создания физкультурно-спортивной организации

Технология создания бюджетной организации

Технология создания общественной организации

Технология создания коммерческой организации

Функциональные обязанности работников и контрактирование в сфере физической культуры и спорта

Функциональные обязанности работников бюджетной организации на примере ДЮСШ, спорткомитета, министерства

Функциональные обязанности сотрудников федерации по видам спорта. Контракты в сфере спорта.

Функциональные обязанности сотрудников коммерческой организации.

Договора на оказание физкультурно-спортивных услуг

Работники аппарата управления. Организация труда в аппарате управления

Работники аппарата бюджетной организации (ДЮСШ и др.)

Работники аппарата

Федераций по видам спорта

Работники аппарата

Фитнес клуба (Управляющий, руководители отдельных программ, менеджеры отдела продаж и др.)

Управленческие полномочия. Власть и лидерство

Право руководить организацией, проистекающее из официального акта назначения на должность руководителя (директора, президента и т.п.)

Неформальное признание объектом власти (наемным персоналом организации в целом и ее структурных подразделений) официальных прав руководителя как лидера

Единоличное или совместное право собственности или владения имуществом (активами) организации, а также назначение на должность управляющего и другие нижестоящие должности

Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта

Субординация в рамках государственной службы

Отношения

Президент-вице президент-исполнительный директор

Отношения Владелец-управляющий-менеджер направления-инструктор

Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта

Преимущественно пропаганда

Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта

Реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта

Менеджмент спортивных соревнований

Чемпионаты городов, республик

Международные соревнования (Чемпионаты Европы, Азии, Мира, Олимпийские игры)

Коммерческие поединки по единоборствам и др.

Основные элементы спортивной индустрии

Государство как заказчик в спортивной индустрии

Спонсоринг

Рынок спортивной индустрии в России

Фитнес-индустрия

Льготное налогообложение

Федерация фитнеса РФ

Сегментирование рынка фитнес услуг

Спортивные сооружения и товары

Государственно-частное партнерство в строительстве

Использование спортсооружений для проведения соревнований

Фитнес-клуб. Оборудование и инвентарь в клубе

Работа с болельщиками и волонтерами

Болельщики как основа проявления патриотизма

Направления работы и категории волонтеров.

Болельщики как потребители физкультурно-спортивной услуги или спортивного продукта

Производство спортивной информации

Разработка нормативно-правовой базы в сфере ФКиС.

Информирование населения о выступлениях спортсменов. Аналитические обзоры соревнований

Периодическая печать как площадка размещения рекламы

Спортивные события

Спортивные события во внешней и внутренней политике государства

Спортивные события как результат деятельности.

Спортивные события как площадка реализации спортивной продукции и услуг.

 

Выводы. Таким образом, реализуя практико-ориентированный подход к физкультурно-спортивному управленческому образованию на основе модульной организации учебного процесса, решается задача такого построения курса первой профессионально-ориентированной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент», который обеспечивает формирование у бакалавров как общей системы знаний, так и ориентации в различных видах физкультурно-спортивной управленческой деятельности.

Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., доцент, декан факультета спорта ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ»,г. Казань;

Коновалов И.Е., д.п.н.,доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Казань.

 

 


Библиографическая ссылка

Закиров Т.Р., Савосина М.Н. ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ПОВОЛЖСКОЙ ГАФКСИТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22365 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674