Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ASPECTS OF MODULE PROFESSIONALLY-FOCUSED APPROACH TO TEACHING STUDENTS OF SPORT MANAGEMENT PROFILE AT VRSAPC

Zakirov T.R. 1 Savosina M.N. 1
1 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
В статье рассматриваются особенности практико-ориентированного подхода к образовательному процессу студентов направления «Физическая культура» профиля «Спортивный менеджмент». В основе данного подхода лежит модульная технология организации учебного процесса. Но, в отличие от традиционного понимания «модулей», авторы предлагают группировать учебный материал как по темам («модулям»), так и с учетом специфики управленческой деятельности: государственное управление физической культурой и спортом, менеджмент в общественных физкультурно-спортивных организациях и коммерческая (предпринимательская) деятельность в сфере ФКиС. Такое построение учебного процесса обусловлено запросами работодателей к будущим специалистам сферы управления физической культурой и спортом, а также предпочтениями студентов в будущей профессиональной деятельности.
The paper deals with the special aspects of professionally-focused approach to teaching students of Physical Culture major, Sport Management profile. The approach is based on modularizing of the education activities. But in contrast to conventional conception of “modules” authors suggested to organize the teaching material according to both topics (modules) and specific features of the management activities – public administration of physical culture and sports, management for social sport organizations and commercial (business) activity in the field of physical culture and sports. This education activity organization arises from employers specifications to employees in the field of physical culture and sports as well as preferences of the students in their future career.
management activity types.
module technology
education activity organization
sport management

В свете серьезных преобразований в спортивной инфраструктуре города Казани и Республики Татарстан в целом, с увеличением потребности в высококвалифицированных специалистах в области физической культуры и спорта все более значимо становится вопрос соответствия традиционной системы профессионального образования в области физической культуры и спорта современным требованиям[4].

В 2007 году Правительством Российской Федерации Казань официально признана третьей столицей страны. Казань - город студентов, третий в России по количеству ВУЗов, в которых в настоящее время обучается более 180 тысяч студентов ВУЗов и ССУЗов, в том числе из 63 стран мира. Стоит отметить, что Казань является спортивной столицей России. В 2008 году город получил право на проведение Летней Универсиады 2013 года [5], в 2011-м - чемпионата мира по водным видам спорта-2015 и Кубка конфедераций по футболу-2017, а также неоднократно становился местом проведения спортивныхсоревнований различного уровня.

Только в 2014 году в Республике Татарстан сдано в эксплуатацию 462 спортивных сооружения. 15 спортивных залов общей площадью 9043 кв.м., 3 многофункциональных; 43 встроено - приспособленных помещения для занятий физической культурой и спортом общей площадью 5341 кв.м.; 7 плавательных бассейнов общей площадью 1221 кв.м.; 1 футбольное поле; 127 универсально-игровых площадок; 146 уличных-тренажерных площадок в муниципальных образованиях Республики Татарстан; 121 мини-футбольное поле; 1 лыжная база; 2 сооружения для стрелковых видов спорта и на конец 2014 года Республика Татарстан располагала 10226 спортивными сооружениями [2].

Все выше перечисленное является неоспоримым доказательством возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах в области физической культуры и спорта. Так, построенный спортивный объект нуждается не только в качественных тренерских кадрах, но и в аппарате управления. Уже имеющиеся и вновь создающиеся общественные спортивные организации, такие как федерации по видам спорта нуждаются в толковых специалистах, умеющих организовывать различные спортивные мероприятия. Нельзя обойти стороной и государственные органы управления физической культурой и спортом, у которых всегда имеется потребность в молодых специалистах, имеющих специальные знания в области государственной службы [1].

Целью нашего исследования являются новые методики обучения бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» в рамках реализации модульного практико-ориентированного обучения в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Методы и организация исследования. Исследования проводились в три этапа. На первом этапе проводилась работа по определению требований, которые предъявляют работодателями к соискателям на должности соответствующие профилю «Спортивный менеджмент» и анкетирование студентов 1-4 курсов профиля «Спортивный менеджмент» с целью выявления предпочтения в будущей профессиональной деятельности. На втором этапе проводился сбор и анализ учебной, научной и научно-методической литературы, проводились беседы с руководителями государственных органов управления физической культурой и спортом, региональных федераций по видам спорта, а также с руководителями коммерческих физкультурно-спортивных организаций, в роли которых выступали управляющие фитнес клубов города Казани. На третьем этапе вносились корректировки в рабочую программу дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент».

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено следующее: работать в коммерческой организации выразили желание 62% респондентов и 28% - в некоммерческой. Оставшиеся 10% видят свою будущую трудовую деятельность в органах государственной власти. Это, как правило, студенты, поступающие в ВУЗ по направлению на целевую контрактную подготовку от органов исполнительной власти муниципальных образований Республики Татарстан.

Следующим этапом исследований было выявление требований работодателей к соискателям на должности в государственных органах. Основные требования к соискателям устанавливаются законом «О государственной гражданской службе», а также в квалификационных требованиях к профессиональным навыкам, размещенных в официальных документах при проведении конкурса на замещение вакантных должностей работников аппарата управления [3]. В ходе бесед с руководителями управлений и отделов, отвечающих за развитие физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и руководителями общественными организациями, федерациями по видам спорта были выявлены также требования к соискателям в рамках исполнительской дисциплины, ориентации на достижение результата, межличностное понимание ситуации, конфликтологии. Руководители организаций коммерческого сектора высказывали заинтересованность в специалистах, владеющих навыками определенногохарактера. Кандидат на вакантную должность должен быть хорошо знаком с рынком, уметь прогнозировать изменения, которые на нем происходят, кроме того, неплохо разбираться в финансовых вопросах, кроме того, он должен обладать организаторскими способностями. Что касается личностных качеств, то, прежде всего, здесь ценится целеустремленность, желание учиться, а также ответственность и наличие активной жизненной позиции.

Для решения вопросов качественного практико-ориентированного обучения российские высшие учебные заведения, специализирующиеся на спортивном образовании, реализуют программы по подготовке бакалавров и магистров в области спортивного менеджмента. Некоторые ВУЗы, такие как Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Уральский государственный университет физической культуры, Смоленская государственная академия физической и другие, передают знания по спортивному менеджменту через реализацию направления подготовки «Менеджмент» по профилю «Менеджмент организации». Где область профессиональной деятельности менеджера рассматривается с позиции обеспечения эффективного управления организацией, совершенствования управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, а объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, акционерных обществ, частных фирм, научно-производственные объединения, конструкторские и проектные организации.

В настоящее время Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (далее - Академия) реализует программу подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура», профиль «Спортивный менеджмент». Управленческую деятельность в сфере физической культуры и спорта мы разделили на три взаимодополняющих раздела: государственное управление, деятельность общественных организаций и коммерческая деятельность.

В образовательном процессе бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» нами осуществляется формирование профессиональных компетенций с учетом трех видов управленческой деятельности. Все темы разделены на модули, которые являются или общими для всех разделов, или отражают их специфику (табл. 1).

Таблица 1

Тематика образовательного процесса по дисциплине «Теория и методика

избранного вида спорта: спортивный менеджмент» (1-3 курс)

 

Темы

Виды спортивного менеджмента

Государственное управление

Общественные организации

Коммерческие организации

Введение в спортивный менеджмент.

Система управления в государственном секторе физкультурно-спортивной деятельности

Система управления федерациям по видам спорта (федеральный и региональный уровень)

Система управления предприятиями фитнеса, красоты и здоровья

История спортивного менеджмента. Школы и модели управления

Государственное управление физической культурой и спортом в Европе и Азии

История возникновения общественных спортивных организаций

Сравнение на примере сети фитнес клубов Планета фитнес (Россия) и сети фитнес клубов Curves (США)

Менеджер - должности, роли, стили управления, профессионально важные качества, имидж

Должности в органах государственной власти

Должности в федерациях по видам спорта

Должности в фитнес клубах

Методы спортивного менеджмента

Преимущественно организационно-распорядительные

Преимущественно социально-психологические

Преимущественно экономические

Цикл управления. Общие и специфические (отраслевые) функции спортивного менеджмента

Обеспечение финансирования соревнований по видам спорта

Подготовка спортивного резерва

Оказание физкультурно-спортивных услуг населению

Основы спортивного менеджмента. Нормативно-правовые основы управления физической культурой и спортом

Федеральный закон о физической культуре и спорте

Закон об общественных организациях

Закон о предпринимательской деятельности

Финансовые основы спортивного менеджмента

Система финансирования физической культуры и спорта в России

Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта

Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности

Материально-технические основы

 спортивного менеджмента

Бюджетные физкультурно-спортивные сооружения (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.)

Спортивные товары - оборудование и инвентарь для организации и проведения спортивных мероприятий

Спортивные товары - оборудование и инвентарь  фитнес-клуба

Организационные основы управления

физической культурой и спортом

Государственные организации

(Министерства, спорткомитеты, спортшколы и пр.)

Федерации по видам спорта

Фитнес-клубы, школы танцев, йоги, восточных единоборств и др.

Коммуникации и конфликты в деятельности спортивного менеджера

Коммуникации и конфликты в бюджетных учреждениях

Коммуникации и конфликты в федерациях по видам спорта

Коммуникации и конфликты в коммерческих организациях

Управленческая проблема. Управленческая ситуация

Отклонение от намеченного плана реализации федеральных программ

Отклонение от намеченного плана в подготовке сборных команд

Уменьшение размера запланированной прибыли

Информация в управлении

Федеральный закон «Об информации».

Особенности физкультурно-управленческой информации. Нисходящие потоки информации

Федеральный закон «Об информации».

Информационное обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации

Федеральный закон «Об информации».

Конфиденциальная информация, понятие «коммерческая тайна»

Понятие и классификация управленческих решений

Программы развития ФКиС

Программы развития вида спорта

Бизнес-планирование

Документационное обеспечение управления в физкультурно-спортивной организации

Формы годовой статистической отчетности для физкультурных и спортивных организаций: № 1-ФК, № 3-ФК, № 5-ФК, № 5-ФК (сводная)

Номенклатура дел физкультурно-спортивной организации

Документы бухгалтерского учета

Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта

Государственно-частное партнерство

 

Организация благотворительных спортивных мероприятий

Рыночные отношения с вендинговыми компаниями

Технология создания физкультурно-спортивной организации

Технология создания бюджетной организации

Технология создания общественной организации

Технология создания коммерческой организации

Функциональные обязанности работников и контрактирование в сфере физической культуры и спорта

Функциональные обязанности работников бюджетной организации на примере ДЮСШ, спорткомитета, министерства

Функциональные обязанности сотрудников федерации по видам спорта. Контракты в сфере спорта.

Функциональные обязанности сотрудников коммерческой организации.

Договора на оказание физкультурно-спортивных услуг

Работники аппарата управления. Организация труда в аппарате управления

Работники аппарата бюджетной организации (ДЮСШ и др.)

Работники аппарата

Федераций по видам спорта

Работники аппарата

Фитнес клуба (Управляющий, руководители отдельных программ, менеджеры отдела продаж и др.)

Управленческие полномочия. Власть и лидерство

Право руководить организацией, проистекающее из официального акта назначения на должность руководителя (директора, президента и т.п.)

Неформальное признание объектом власти (наемным персоналом организации в целом и ее структурных подразделений) официальных прав руководителя как лидера

Единоличное или совместное право собственности или владения имуществом (активами) организации, а также назначение на должность управляющего и другие нижестоящие должности

Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта

Субординация в рамках государственной службы

Отношения

Президент-вице президент-исполнительный директор

Отношения Владелец-управляющий-менеджер направления-инструктор

Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта

Преимущественно пропаганда

Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта

Реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта

Менеджмент спортивных соревнований

Чемпионаты городов, республик

Международные соревнования (Чемпионаты Европы, Азии, Мира, Олимпийские игры)

Коммерческие поединки по единоборствам и др.

Основные элементы спортивной индустрии

Государство как заказчик в спортивной индустрии

Спонсоринг

Рынок спортивной индустрии в России

Фитнес-индустрия

Льготное налогообложение

Федерация фитнеса РФ

Сегментирование рынка фитнес услуг

Спортивные сооружения и товары

Государственно-частное партнерство в строительстве

Использование спортсооружений для проведения соревнований

Фитнес-клуб. Оборудование и инвентарь в клубе

Работа с болельщиками и волонтерами

Болельщики как основа проявления патриотизма

Направления работы и категории волонтеров.

Болельщики как потребители физкультурно-спортивной услуги или спортивного продукта

Производство спортивной информации

Разработка нормативно-правовой базы в сфере ФКиС.

Информирование населения о выступлениях спортсменов. Аналитические обзоры соревнований

Периодическая печать как площадка размещения рекламы

Спортивные события

Спортивные события во внешней и внутренней политике государства

Спортивные события как результат деятельности.

Спортивные события как площадка реализации спортивной продукции и услуг.

 

Выводы. Таким образом, реализуя практико-ориентированный подход к физкультурно-спортивному управленческому образованию на основе модульной организации учебного процесса, решается задача такого построения курса первой профессионально-ориентированной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент», который обеспечивает формирование у бакалавров как общей системы знаний, так и ориентации в различных видах физкультурно-спортивной управленческой деятельности.

Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., доцент, декан факультета спорта ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ»,г. Казань;

Коновалов И.Е., д.п.н.,доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Казань.