В свете серьезных преобразований в спортивной инфраструктуре города Казани и Республики Татарстан в целом, с увеличением потребности в высококвалифицированных специалистах в области физической культуры и спорта все более значимо становится вопрос соответствия традиционной системы профессионального образования в области физической культуры и спорта современным требованиям[4].
В 2007 году Правительством Российской Федерации Казань официально признана третьей столицей страны. Казань - город студентов, третий в России по количеству ВУЗов, в которых в настоящее время обучается более 180 тысяч студентов ВУЗов и ССУЗов, в том числе из 63 стран мира. Стоит отметить, что Казань является спортивной столицей России. В 2008 году город получил право на проведение Летней Универсиады 2013 года [5], в 2011-м - чемпионата мира по водным видам спорта-2015 и Кубка конфедераций по футболу-2017, а также неоднократно становился местом проведения спортивныхсоревнований различного уровня.
Только в 2014 году в Республике Татарстан сдано в эксплуатацию 462 спортивных сооружения. 15 спортивных залов общей площадью 9043 кв.м., 3 многофункциональных; 43 встроено - приспособленных помещения для занятий физической культурой и спортом общей площадью 5341 кв.м.; 7 плавательных бассейнов общей площадью 1221 кв.м.; 1 футбольное поле; 127 универсально-игровых площадок; 146 уличных-тренажерных площадок в муниципальных образованиях Республики Татарстан; 121 мини-футбольное поле; 1 лыжная база; 2 сооружения для стрелковых видов спорта и на конец 2014 года Республика Татарстан располагала 10226 спортивными сооружениями [2].
Все выше перечисленное является неоспоримым доказательством возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах в области физической культуры и спорта. Так, построенный спортивный объект нуждается не только в качественных тренерских кадрах, но и в аппарате управления. Уже имеющиеся и вновь создающиеся общественные спортивные организации, такие как федерации по видам спорта нуждаются в толковых специалистах, умеющих организовывать различные спортивные мероприятия. Нельзя обойти стороной и государственные органы управления физической культурой и спортом, у которых всегда имеется потребность в молодых специалистах, имеющих специальные знания в области государственной службы [1].
Целью нашего исследования являются новые методики обучения бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» в рамках реализации модульного практико-ориентированного обучения в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Методы и организация исследования. Исследования проводились в три этапа. На первом этапе проводилась работа по определению требований, которые предъявляют работодателями к соискателям на должности соответствующие профилю «Спортивный менеджмент» и анкетирование студентов 1-4 курсов профиля «Спортивный менеджмент» с целью выявления предпочтения в будущей профессиональной деятельности. На втором этапе проводился сбор и анализ учебной, научной и научно-методической литературы, проводились беседы с руководителями государственных органов управления физической культурой и спортом, региональных федераций по видам спорта, а также с руководителями коммерческих физкультурно-спортивных организаций, в роли которых выступали управляющие фитнес клубов города Казани. На третьем этапе вносились корректировки в рабочую программу дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент».
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено следующее: работать в коммерческой организации выразили желание 62% респондентов и 28% - в некоммерческой. Оставшиеся 10% видят свою будущую трудовую деятельность в органах государственной власти. Это, как правило, студенты, поступающие в ВУЗ по направлению на целевую контрактную подготовку от органов исполнительной власти муниципальных образований Республики Татарстан.
Следующим этапом исследований было выявление требований работодателей к соискателям на должности в государственных органах. Основные требования к соискателям устанавливаются законом «О государственной гражданской службе», а также в квалификационных требованиях к профессиональным навыкам, размещенных в официальных документах при проведении конкурса на замещение вакантных должностей работников аппарата управления [3]. В ходе бесед с руководителями управлений и отделов, отвечающих за развитие физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и руководителями общественными организациями, федерациями по видам спорта были выявлены также требования к соискателям в рамках исполнительской дисциплины, ориентации на достижение результата, межличностное понимание ситуации, конфликтологии. Руководители организаций коммерческого сектора высказывали заинтересованность в специалистах, владеющих навыками определенногохарактера. Кандидат на вакантную должность должен быть хорошо знаком с рынком, уметь прогнозировать изменения, которые на нем происходят, кроме того, неплохо разбираться в финансовых вопросах, кроме того, он должен обладать организаторскими способностями. Что касается личностных качеств, то, прежде всего, здесь ценится целеустремленность, желание учиться, а также ответственность и наличие активной жизненной позиции.
Для решения вопросов качественного практико-ориентированного обучения российские высшие учебные заведения, специализирующиеся на спортивном образовании, реализуют программы по подготовке бакалавров и магистров в области спортивного менеджмента. Некоторые ВУЗы, такие как Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Уральский государственный университет физической культуры, Смоленская государственная академия физической и другие, передают знания по спортивному менеджменту через реализацию направления подготовки «Менеджмент» по профилю «Менеджмент организации». Где область профессиональной деятельности менеджера рассматривается с позиции обеспечения эффективного управления организацией, совершенствования управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития, а объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, акционерных обществ, частных фирм, научно-производственные объединения, конструкторские и проектные организации.
В настоящее время Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (далее - Академия) реализует программу подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура», профиль «Спортивный менеджмент». Управленческую деятельность в сфере физической культуры и спорта мы разделили на три взаимодополняющих раздела: государственное управление, деятельность общественных организаций и коммерческая деятельность.
В образовательном процессе бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» нами осуществляется формирование профессиональных компетенций с учетом трех видов управленческой деятельности. Все темы разделены на модули, которые являются или общими для всех разделов, или отражают их специфику (табл. 1).
Таблица 1
Тематика образовательного процесса по дисциплине «Теория и методика
избранного вида спорта: спортивный менеджмент» (1-3 курс)
Темы |
Виды спортивного менеджмента |
||
Государственное управление |
Общественные организации |
Коммерческие организации |
|
Введение в спортивный менеджмент. |
Система управления в государственном секторе физкультурно-спортивной деятельности |
Система управления федерациям по видам спорта (федеральный и региональный уровень) |
Система управления предприятиями фитнеса, красоты и здоровья |
История спортивного менеджмента. Школы и модели управления |
Государственное управление физической культурой и спортом в Европе и Азии |
История возникновения общественных спортивных организаций |
Сравнение на примере сети фитнес клубов Планета фитнес (Россия) и сети фитнес клубов Curves (США) |
Менеджер - должности, роли, стили управления, профессионально важные качества, имидж |
Должности в органах государственной власти |
Должности в федерациях по видам спорта |
Должности в фитнес клубах |
Методы спортивного менеджмента |
Преимущественно организационно-распорядительные |
Преимущественно социально-психологические |
Преимущественно экономические |
Цикл управления. Общие и специфические (отраслевые) функции спортивного менеджмента |
Обеспечение финансирования соревнований по видам спорта |
Подготовка спортивного резерва |
Оказание физкультурно-спортивных услуг населению |
Основы спортивного менеджмента. Нормативно-правовые основы управления физической культурой и спортом |
Федеральный закон о физической культуре и спорте |
Закон об общественных организациях |
Закон о предпринимательской деятельности |
Финансовые основы спортивного менеджмента |
Система финансирования физической культуры и спорта в России |
Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта |
Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности |
Материально-технические основы спортивного менеджмента |
Бюджетные физкультурно-спортивные сооружения (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.) |
Спортивные товары - оборудование и инвентарь для организации и проведения спортивных мероприятий |
Спортивные товары - оборудование и инвентарь фитнес-клуба |
Организационные основы управления физической культурой и спортом |
Государственные организации (Министерства, спорткомитеты, спортшколы и пр.) |
Федерации по видам спорта |
Фитнес-клубы, школы танцев, йоги, восточных единоборств и др. |
Коммуникации и конфликты в деятельности спортивного менеджера |
Коммуникации и конфликты в бюджетных учреждениях |
Коммуникации и конфликты в федерациях по видам спорта |
Коммуникации и конфликты в коммерческих организациях |
Управленческая проблема. Управленческая ситуация |
Отклонение от намеченного плана реализации федеральных программ |
Отклонение от намеченного плана в подготовке сборных команд |
Уменьшение размера запланированной прибыли |
Информация в управлении |
Федеральный закон «Об информации». Особенности физкультурно-управленческой информации. Нисходящие потоки информации |
Федеральный закон «Об информации». Информационное обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации |
Федеральный закон «Об информации». Конфиденциальная информация, понятие «коммерческая тайна» |
Понятие и классификация управленческих решений |
Программы развития ФКиС |
Программы развития вида спорта |
Бизнес-планирование |
Документационное обеспечение управления в физкультурно-спортивной организации |
Формы годовой статистической отчетности для физкультурных и спортивных организаций: № 1-ФК, № 3-ФК, № 5-ФК, № 5-ФК (сводная) |
Номенклатура дел физкультурно-спортивной организации |
Документы бухгалтерского учета |
Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта |
Государственно-частное партнерство
|
Организация благотворительных спортивных мероприятий |
Рыночные отношения с вендинговыми компаниями |
Технология создания физкультурно-спортивной организации |
Технология создания бюджетной организации |
Технология создания общественной организации |
Технология создания коммерческой организации |
Функциональные обязанности работников и контрактирование в сфере физической культуры и спорта |
Функциональные обязанности работников бюджетной организации на примере ДЮСШ, спорткомитета, министерства |
Функциональные обязанности сотрудников федерации по видам спорта. Контракты в сфере спорта. |
Функциональные обязанности сотрудников коммерческой организации. Договора на оказание физкультурно-спортивных услуг |
Работники аппарата управления. Организация труда в аппарате управления |
Работники аппарата бюджетной организации (ДЮСШ и др.) |
Работники аппарата Федераций по видам спорта |
Работники аппарата Фитнес клуба (Управляющий, руководители отдельных программ, менеджеры отдела продаж и др.) |
Управленческие полномочия. Власть и лидерство |
Право руководить организацией, проистекающее из официального акта назначения на должность руководителя (директора, президента и т.п.) |
Неформальное признание объектом власти (наемным персоналом организации в целом и ее структурных подразделений) официальных прав руководителя как лидера |
Единоличное или совместное право собственности или владения имуществом (активами) организации, а также назначение на должность управляющего и другие нижестоящие должности |
Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта |
Субординация в рамках государственной службы |
Отношения Президент-вице президент-исполнительный директор |
Отношения Владелец-управляющий-менеджер направления-инструктор |
Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта |
Преимущественно пропаганда |
Пропаганда, реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта |
Реклама и PR-технологии в сфере физической культуры и спорта |
Менеджмент спортивных соревнований |
Чемпионаты городов, республик |
Международные соревнования (Чемпионаты Европы, Азии, Мира, Олимпийские игры) |
Коммерческие поединки по единоборствам и др. |
Основные элементы спортивной индустрии |
Государство как заказчик в спортивной индустрии |
Спонсоринг |
Рынок спортивной индустрии в России |
Фитнес-индустрия |
Льготное налогообложение |
Федерация фитнеса РФ |
Сегментирование рынка фитнес услуг |
Спортивные сооружения и товары |
Государственно-частное партнерство в строительстве |
Использование спортсооружений для проведения соревнований |
Фитнес-клуб. Оборудование и инвентарь в клубе |
Работа с болельщиками и волонтерами |
Болельщики как основа проявления патриотизма |
Направления работы и категории волонтеров. |
Болельщики как потребители физкультурно-спортивной услуги или спортивного продукта |
Производство спортивной информации |
Разработка нормативно-правовой базы в сфере ФКиС. |
Информирование населения о выступлениях спортсменов. Аналитические обзоры соревнований |
Периодическая печать как площадка размещения рекламы |
Спортивные события |
Спортивные события во внешней и внутренней политике государства |
Спортивные события как результат деятельности. |
Спортивные события как площадка реализации спортивной продукции и услуг. |
Выводы. Таким образом, реализуя практико-ориентированный подход к физкультурно-спортивному управленческому образованию на основе модульной организации учебного процесса, решается задача такого построения курса первой профессионально-ориентированной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта: спортивный менеджмент», который обеспечивает формирование у бакалавров как общей системы знаний, так и ориентации в различных видах физкультурно-спортивной управленческой деятельности.
Рецензенты:Бикмухаметов Р.К., д.п.н., доцент, декан факультета спорта ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ»,г. Казань;
Коновалов И.Е., д.п.н.,доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Казань.