Обозначенная проблематика весьма жизненна при изучении творческого наследия Иоганна Себастьяна Баха. Она является актуальной более двух столетий и вплоть до нашего времени пребывает в состоянии активного наблюдения. Действительно, существует достаточно много произведений, которые до сих пор являются предметом дискуссии, как в плане авторства, так и в аспекте хронологии. Речь о том, является ли определенный опус баховским, присутствует во многих современных монографиях и каталогах. С одной стороны, это часто касается произведений раннего периода, то есть менее известных. Но, с другой стороны, музыковеды оспаривают традиционные представления о времени написания весьма известных сочинений, например, «Хорошо темперированного клавира» и «Искусства фуги».
Зарубежная и отечественная исследовательская литература, посвященная этим вопросам, бесчисленна. Поэтому попробуем обратиться к тем направлениям современной музыкальной науки, которые предлагают новый взгляд на традиционные пути решения многих проблем баховедения и высказывают весьма необычные гипотезы. Прежде всего, подчеркнем, что эта сфера музыкознания всегда сочетала в себе целый ряд направлений - историческое, теоретическое, а также совершенно особое - исследования исполнителей. Каждое из этих направлений имеет свои приоритеты и методы толкования, и их сопряженность безусловна. Конечно же, более ранний этап был связан с трудами историков. Их работы всегда опирались на изучение нотных рукописей (возраста бумаги и текста), материалов и документов и, кроме того, зачастую различно трактуемых свидетельств современников. Эта традиция никогда не теряет своей силы, так как изначально она весьма плодотворна. Данная область баховедения остается ведущей в современном зарубежном музыкознании.
Весьма интересны в этом плане труды крупных ученых, работающих с новыми архивными документами. Это, прежде всего, исследования, посвященные богатейшему историческому периоду, питавшему гений Баха. Книги «Музыка И.С. Баха: источники, стиль, значение» Р. Маршалла [10], «Бах и барокко» А. Ньюмена [12], работы К. Вольфа «Бах: эссе о его жизни и музыке» [17] и «Бах и наследие XVII столетия» [18] дают анализ многих явлений, рассматривая их на уровне современных представлений о столь многозначном времени - эпохе барокко. Столь же важны новые монографии, в которых уделено внимание ранним сочинениям Баха. Например, это книга британского ученого М. Бойда [5, 27-33]. В ней предлагаются сведения о событиях жизни юного композитора, которые повлияли на формирование его личностных качеств и на становление уже в ранние годы творческого стиля. Событийный ряд этого исследования напрямую связан с рассмотрением проблем авторства и хронологии баховских сочинений. М. Бойд высоко оценивает уровень произведений раннего периода и многое связывает с ролью тех профессиональных общений, которые Бах получил именно в раннем возрасте (Георг Бём и Ян Адам Рейнкен). Высокий аналитический уровень труда М. Бойда подкреплен картой всех переездов Баха по Германии с указанием времени передвижения (смена мест жительства и поездки по различным профессиональным делам).
Конечно же, всегда остаются предметом разноуровнего изучения произведения для органа и клавира, которые не имеют даты создания. Отметим здесь труд «Органная музыка И.С. Баха» П. Уильямса [16], книги «Клавирная музыка И.С. Баха» Д. Шуленберга [14] и «Баховский «Хорошо темперированный клавир» Д. Ледбеттера [9], в которых метод традиционного анализа прекрасно сочетается с новыми современными подходами к толкованию нотного текста.
Отметим, что особая область интересов музыковедов - отношение Баха к символике, что может по-своему ориентировать исследователей при разработке гипотез относительно подлинности пьес и времени их создания. Это было, есть и будет оставаться постоянным предметом дискуссий в силу невероятной потенциальной широты и сложности. Данной проблеме посвятила свое исследование «Бах и загадка числового алфавита» британский музыковед Р. Татлоу [15]. Главное достоинство этого труда в понимании глубины вопроса и научном обосновании невозможности его однозначного решения. Она рассматривает многие символические системы и подчеркивает, что Бах знал множество вариантов и использовал их не только традиционно.
Весьма важно, что в условиях современной науки (богатство технологий) исследование новых исторических материалов дает основание уточнять и доказывать суть гипотез, высказанных ранее, а также оспаривать положения солидных академических изданий. Как известно, в 1950 году был впервые издан Каталог произведений Баха - BWV, составленный В. Шмидером [13]. Он стал базисом, фундаментом при изучении творческого наследия И.С. Баха. В главах его центральной части представлен список сочинений, авторство которых во многих случаях не подвергается сомнению. Соответственно, названные опусы имеют даты и другие важные сведения. В Приложения автор Каталога помещает произведения, статус которых не столь очевиден. Достаточно долго положения данного Каталога считались классическими, не подвергались сомнению, и он переиздавался в течение четырех десятилетий. В 1990 году был опубликован переработанный вариант. Однако не все музыковеды полностью согласились с новыми данными Каталога. Примеры такого восприятия этого труда есть и в зарубежном, и в отечественном музыкознании. Так, в 1998 году американские музыковеды Д. Меламед и М. Мариссен составили справочник, в котором систематизированно названы исследования, посвященные творчеству И.С. Баха [11]. Авторы весьма критически оценивают Каталог Вольфганга Шмидера [13], отмечают, по их мнению, его слабые стороны. В частности, они пишут о том, что принцип имеющейся нумерации не позволяет дополнить Каталог новыми найденными сочинениями или исправить то, что ранее вызывало сомнения. Здесь можно добавить, что такая проблема по-своему интересно решена в другом Каталоге, систематизирующем творческое наследие Дитриха Букстехуде - BuxWV [7]. Автор каталога Г. Карштэдт предложил нумерацию для произведений, нотный текст которых пока не найден, но определенные документы свидетельствуют об их существовании. На странице стоит только номер, а далее она не заполнена. Такая структура Каталога предусматривает перспективу поиска рукописей и размещения на пустой странице нотных фрагментов найденного сочинения.
В 1997 году профессор Санкт-Петербургской консерватории Т.В. Шабалина изложила свой взгляд на проблему авторства и хронологии сочинений И.С. Баха. Она полемизирует с данными, представленными в Каталоге В. Шмидера на основе нового современного метода - графологической экспертизы нотных почерков и изучения свойств нотной бумаги рукописей. Ее труды - «Хронограф жизни и творчества И.С. Баха» [4] и «Рукописи И.С. Баха: ключи к тайнам творчества» [3] предлагают весьма интересную информацию относительно времени создания целого ряда известных произведений, таких, как «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги» и многих других.
Исследования, посвященные «Искусству фуги», занимают особое место в современном музыкознании. Они дают информацию к размышлению, предлагая совершенно новый взгляд, активно противоречащий сложившемуся мнению о времени создания сочинения. Можно сказать, что это новый этап изучения цикла. Книга «Баховское «Искусство фуги»: сочинение и его интерпретация» Г. Эггебрехта [6] захватывает неожиданностью индивидуального восприятия текста цикла. Й. Керман в исследовании «Искусство фуги»; баховские фуги для клавира: 1715-1750» [8] погружает читателя в свой мир толкования этого знакового произведения. Как серьезный вклад в изучение многих проблем «Искусства фуги» следует оценить глубокое фундаментальное исследование московского музыковеда. Е.В Вязковой [1]. Оно написано в лучших традициях отечественной музыкальной науки, здесь в комплексе представлены и исторические, и теоретические аспекты, наблюдения над творческим процессом, детально освещаются дискуссионные проблемы датирования рукописи.
Если зарубежная традиция, главным образом, сопряжена с изучением исторических документов, то теоретический анализ музыкального текста - это приоритетная область, которая получила яркое развитие в отечественном музыкознании. Теоретическое направление отечественной школы обладает особой методикой работы с нотным текстом. Здесь в основе внутренние факторы - возраст текста, а не возраст бумаги и рукописи. В частности, теория спектра полифонической формы, разработанная доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории В.В. Протопоповым в его книге «Принципы музыкальной формы И.С. Баха [2, 230-244], позволяет предлагать свои доказательства о времени создания сочинения и об авторе, так как данная система анализа - это более точный способ постижения сути проблемы. Ведь определение возраста бумаги и почерка рукописи не всегда может дать грамотный ответ. Более состоятельны такие аналитические аспекты, как концепция формы, ее пропорции, процесс развития, система каденций, приемы полифонической техники. Каждое сочинение должно рассматриваться с точки зрения эволюции стиля путем сравнения с произведениями, имеющими точную хронологию.
Если же взглянуть в целом на изучение проблем авторства и хронологии сочинений И.С. Баха в условиях современной науки, то можно отметить, что во многих случаях согласья нет, и часто оппоненты остаются на своих позициях. Особо подчеркнем, что многие аспекты такой полемики широко освещаются в профессиональной зарубежной музыковедческой литературе. Их статус настолько высок, что концепции, изложенные в книгах и статьях немецкоязычных авторов обычно почти сразу переводятся на английский язык и наоборот. К сожалению, работы отечественных исследователей, весьма содержательные, пока за рубежом малоизвестны. Представляется, что в современной музыкальной науке должен сформироваться, своего рода, комплекс, сочетающий в себе и исторические свидетельства, и новые теоретические подходы. Но, скорее всего, данная проблема, рассматриваемая во множестве аспектов, всегда будет в состоянии активного творческого движения.
Рецензенты:
Карташова Т.В., д.искусствоведения, профессор, зав кафедрой теории музыки и композиции, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов;
Варламов Д.И., д.искусствоведения, д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Свистуненко Т.А. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОЛЕМИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО АВТОРСТВА И ХРОНОЛОГИИ СОЧИНЕНИЙ И. С. БАХА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22170 (дата обращения: 22.03.2025).