Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОЛЕМИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО АВТОРСТВА И ХРОНОЛОГИИ СОЧИНЕНИЙ И. С. БАХА

Свистуненко Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовская Государственная консерватория имени Л.В.Собинова»
Статья «О некоторых аспектах полемики относительно авторства и хронологии сочинений И.С. Баха» посвящена научному обзору зарубежных и отечественных работ, в которых дается информация о различных аналитических подходах при аргументации подлинности авторства и определении хронологии сочинений великого композитора. Названы труды западных музыковедов, работающих с рукописями и другими архивными документами. Отмечена сфера символики, разрабатываемая на основе новых сведений. Для подчеркивания полемических аспектов относительно авторства и хронологии приводятся критические замечания американских ученых по поводу структуры обновленного Каталога сочинений И.С. Баха, известного как BWV и выполненного соответственно немецкой традиции. Сравнение методов анализа западной и отечественной научных школ основано на характеристике различий в подходах к изучению нотного текста. Перевод названий трудов зарубежных ученых выполнен автором статьи. В Списке литературы они даются в оригинале.
авторство и хронология сочинений И.С.Баха
научная полемика
сравнение методов и школ
1. Вязкова Е. «Искусство фуги» И.С. Баха. Исследование. – М: РАМ им. Гнесиных, 2006.
2. Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы И.С. Баха. – М.: Музыка, 1981.
3. Шабалина Т.В. Рукописи И.С. Баха: ключи к тайнам творчества. – СПб.: Logos, 1999.
4. Шабалина Т.В. Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха. – СПб.: Северный олень, 1997.
5. Boyd M. Bach. The Master musicians. Series edited by Stanley Sadie. – Oxford University Press, 1995.
6. Eggebrecht, H.H. Bachs Kunst der Fuge: Ercheinung und Deutung. Munich, 1984. Translated by Jeffrey L. Prater as J.S.Bach’s The Art of Fugue: the Work and its Interpretation. – Ames: Iowa State University Press, 1993.
7. Karstädt, G. Thematisch-systematisches Verzeihnis der musicalischen Werke von Dietrich Buxtehude. – Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1974.
8. Kerman, J. The Art of Fugue. Bach’s Fugues for Keyboard. 1715-1750. – University of California Press. Berkley and Los Angeles, London, 2005.
9. Ledbetter, D. Bach’s Well Tempered Clavier: the 48 Preludes and Fugues. – New Haven and London: Yale University Press, 2002.
10. Marshall, R.L. The Music of Johann Sebastian Bach: the Sources, the Style, the Significance. – New York: Schirmer Books, 1989.
11. Melamed, D.R., Marissen, M. An Introduction to Bach Studies. – New York, Oxford: Oxford University Press, 1998.
12. Newman, A. Bach and the Baroque. European Source. Materials from the Baroque and Early Classical Periods with Special Emphasis on the Music of J.S.Bach. – Second Edition. – Stuyvesant, New York: Pendragon Press, 1995.
13. Schmieder, W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der mus. Werke von J.S.Bach. – Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1990.
14. Schulenberg, D. The Keyboard Music of J.S.Bach. – Second Edition. – New York, London: Routledge, 2006.
15. Tatlow, R. Bach and the Riddle of the Number Alphabet. – Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1991.
16. Williams, P. F. The Organ Music of J.S.Bach. – Second Edition. – Cambridge U.K., New York: Cambridge University Press, 2003.
17. Wolff, Chr. Bach: Essays on his Life and Music. – Harvard University Press; Cambridge, Massachusetts; London, England, 1991.
18. Wolff, C. Bach and the Legacy of the Seventeenth Century //Bach Studies 2. Еdited by D.R. Melamed. – Cambridge, 1995. – P. 192-201.
В исследованиях, посвященных аргументации подлинности произведений искусства, проблемы авторства и хронологии всегда предстают в нерасторжимом единстве как две стороны одной медали. Действительно, определение авторства неизменно сопряжено с предположениями относительно времени создания сочинения, а его стилистика, свидетельствующая о принадлежности определенному историческому периоду, может подсказать имя автора. Данная проблема обладает такой замечательной особенностью - она всегда пребывает в состоянии движения, процесса, рождения новых гипотез вместе с сомнениями в их состоятельности, что и является подтверждением сложности, а, порой, и малой вероятности ее решения. Некие доказательные выводы, которые, предположим, представлялись яркими и убедительными на определенном этапе изучения предмета, могут быть опровергнуты новыми, более вескими суждениями, основанными на реалиях последних достижений науки. Научная полемика способна в данном случае привести к разным результатам, иногда и в пользу уже устоявшегося мнения. Словом, статус исследований подобного рода вечен и поэтому чрезвычайно интересен.

Обозначенная проблематика весьма жизненна при изучении творческого наследия Иоганна Себастьяна Баха. Она является актуальной более двух столетий и вплоть до нашего времени пребывает в состоянии активного наблюдения. Действительно, существует достаточно много произведений, которые до сих пор являются предметом дискуссии, как в плане авторства, так и в аспекте хронологии. Речь о том, является ли определенный опус баховским, присутствует во многих современных монографиях и каталогах. С одной стороны, это часто касается произведений раннего периода, то есть менее известных. Но, с другой стороны, музыковеды оспаривают традиционные представления о времени написания весьма известных сочинений, например, «Хорошо темперированного клавира» и «Искусства фуги».

Зарубежная и отечественная исследовательская литература, посвященная этим вопросам, бесчисленна. Поэтому попробуем обратиться к тем направлениям современной музыкальной науки, которые предлагают новый взгляд на традиционные пути решения многих проблем баховедения и высказывают весьма необычные гипотезы. Прежде всего, подчеркнем, что эта сфера музыкознания всегда сочетала в себе целый ряд направлений - историческое, теоретическое, а также совершенно особое - исследования исполнителей. Каждое из этих направлений имеет свои приоритеты и методы толкования, и их сопряженность безусловна. Конечно же, более ранний этап был связан с трудами историков. Их работы всегда опирались на изучение нотных рукописей (возраста бумаги и текста), материалов и документов и, кроме того, зачастую различно трактуемых свидетельств современников. Эта традиция никогда не теряет своей силы, так как изначально она весьма плодотворна. Данная область баховедения остается ведущей в современном зарубежном музыкознании.

Весьма интересны в этом плане труды крупных ученых, работающих с новыми архивными документами. Это, прежде всего, исследования, посвященные богатейшему историческому периоду, питавшему гений Баха. Книги «Музыка И.С. Баха: источники, стиль, значение» Р. Маршалла [10], «Бах и барокко» А. Ньюмена [12], работы К. Вольфа «Бах: эссе о его жизни и музыке» [17] и «Бах и наследие XVII столетия» [18] дают анализ многих явлений, рассматривая их на уровне современных представлений о столь многозначном времени - эпохе барокко. Столь же важны новые монографии, в которых уделено внимание ранним сочинениям Баха. Например, это книга британского ученого М. Бойда [5, 27-33]. В ней предлагаются сведения о событиях жизни юного композитора, которые повлияли на формирование его личностных качеств и на становление уже в ранние годы творческого стиля. Событийный ряд этого исследования напрямую связан с рассмотрением проблем авторства и хронологии баховских сочинений. М. Бойд высоко  оценивает уровень произведений раннего периода и многое связывает с ролью тех профессиональных общений, которые Бах получил именно в раннем возрасте (Георг Бём и Ян Адам Рейнкен). Высокий аналитический уровень труда М. Бойда подкреплен картой всех переездов Баха по Германии с указанием времени передвижения (смена мест жительства и поездки по различным профессиональным делам).

Конечно же, всегда остаются предметом разноуровнего изучения произведения для органа и клавира, которые не имеют даты создания. Отметим здесь труд «Органная музыка И.С. Баха» П. Уильямса [16], книги «Клавирная музыка И.С. Баха» Д. Шуленберга [14] и «Баховский «Хорошо темперированный клавир» Д. Ледбеттера [9], в которых метод традиционного анализа прекрасно сочетается с новыми современными подходами к толкованию нотного текста.

Отметим, что особая область интересов музыковедов - отношение Баха к символике, что может по-своему ориентировать исследователей при разработке гипотез относительно подлинности пьес и времени их создания. Это было, есть и будет оставаться постоянным предметом дискуссий в силу невероятной потенциальной широты и сложности. Данной проблеме посвятила свое исследование «Бах и загадка числового алфавита» британский музыковед Р. Татлоу [15]. Главное достоинство этого труда в понимании глубины вопроса и научном обосновании невозможности его однозначного решения. Она рассматривает многие символические системы и подчеркивает, что Бах знал множество вариантов и использовал их не только традиционно.

Весьма важно, что в условиях современной науки (богатство технологий) исследование новых исторических материалов дает основание уточнять и доказывать суть гипотез, высказанных ранее, а также оспаривать положения солидных академических изданий. Как известно, в 1950 году был впервые издан Каталог произведений Баха - BWV, составленный В. Шмидером [13]. Он стал базисом, фундаментом при изучении творческого наследия И.С. Баха. В главах его центральной части представлен список сочинений, авторство которых во многих случаях не подвергается сомнению. Соответственно, названные опусы имеют даты и другие важные сведения. В Приложения автор Каталога помещает произведения, статус которых не столь очевиден. Достаточно долго положения данного Каталога считались классическими, не подвергались сомнению, и он переиздавался в течение четырех десятилетий. В 1990 году был опубликован переработанный вариант. Однако не все музыковеды полностью согласились с новыми данными Каталога. Примеры такого восприятия этого труда есть и в зарубежном, и в отечественном музыкознании. Так, в  1998 году американские музыковеды Д. Меламед и М. Мариссен составили справочник, в котором систематизированно названы исследования, посвященные творчеству И.С. Баха [11]. Авторы весьма критически оценивают Каталог Вольфганга Шмидера [13], отмечают, по их мнению, его слабые стороны. В частности, они пишут о том, что принцип имеющейся нумерации не позволяет дополнить Каталог новыми найденными сочинениями или исправить то, что ранее вызывало сомнения. Здесь можно добавить, что такая проблема по-своему интересно решена в другом Каталоге, систематизирующем творческое наследие Дитриха Букстехуде - BuxWV [7]. Автор каталога Г. Карштэдт предложил нумерацию для произведений, нотный текст которых пока не найден, но определенные документы свидетельствуют об их существовании. На странице стоит только номер, а далее она не заполнена. Такая структура Каталога предусматривает перспективу поиска рукописей и размещения на пустой странице нотных фрагментов найденного сочинения.

В 1997 году профессор Санкт-Петербургской консерватории Т.В. Шабалина изложила свой взгляд на проблему авторства и хронологии сочинений И.С. Баха. Она полемизирует с данными, представленными в Каталоге В. Шмидера на основе нового современного метода - графологической экспертизы нотных почерков и изучения свойств нотной бумаги рукописей. Ее труды - «Хронограф жизни и творчества И.С. Баха» [4] и «Рукописи И.С. Баха: ключи к тайнам творчества» [3] предлагают весьма интересную информацию относительно времени создания целого ряда известных произведений, таких, как «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги» и многих других.

Исследования, посвященные «Искусству фуги», занимают особое место в современном музыкознании. Они дают информацию к размышлению, предлагая совершенно новый взгляд, активно противоречащий сложившемуся мнению о времени создания сочинения. Можно сказать, что это новый этап изучения цикла. Книга «Баховское «Искусство фуги»: сочинение и его интерпретация» Г. Эггебрехта [6] захватывает неожиданностью индивидуального восприятия текста цикла. Й. Керман в исследовании «Искусство фуги»; баховские фуги для клавира: 1715-1750» [8] погружает читателя в свой мир толкования этого знакового произведения. Как серьезный вклад в изучение многих проблем «Искусства фуги» следует оценить глубокое фундаментальное исследование московского музыковеда. Е.В Вязковой [1]. Оно написано в лучших традициях отечественной музыкальной науки, здесь в комплексе представлены и исторические, и теоретические аспекты, наблюдения над творческим процессом, детально освещаются дискуссионные проблемы датирования рукописи.

Если зарубежная традиция, главным образом, сопряжена с изучением исторических документов, то теоретический анализ музыкального текста - это приоритетная область, которая получила яркое развитие в отечественном музыкознании. Теоретическое направление отечественной школы обладает особой методикой работы с нотным текстом. Здесь в основе внутренние факторы - возраст текста, а не возраст бумаги и рукописи. В частности, теория спектра полифонической формы, разработанная доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории В.В. Протопоповым в его книге «Принципы музыкальной формы И.С. Баха [2, 230-244], позволяет предлагать свои доказательства о времени создания сочинения и об авторе, так как данная система анализа - это более точный способ постижения сути проблемы. Ведь определение возраста бумаги и почерка рукописи не всегда может дать грамотный ответ. Более состоятельны такие аналитические аспекты, как концепция формы, ее пропорции, процесс развития, система каденций, приемы полифонической техники. Каждое сочинение должно рассматриваться с точки зрения эволюции стиля путем сравнения с произведениями, имеющими точную хронологию.

Если же взглянуть в целом на изучение проблем авторства и хронологии сочинений И.С. Баха в условиях современной науки, то можно отметить, что во многих случаях согласья нет, и часто оппоненты остаются на своих позициях. Особо подчеркнем, что многие аспекты такой полемики широко освещаются в профессиональной зарубежной музыковедческой литературе. Их статус настолько высок, что концепции, изложенные в книгах и статьях немецкоязычных авторов обычно почти сразу переводятся на английский язык и наоборот. К сожалению, работы отечественных исследователей, весьма содержательные, пока за рубежом малоизвестны. Представляется, что в современной музыкальной науке должен сформироваться, своего рода, комплекс, сочетающий в себе и исторические свидетельства, и новые теоретические подходы. Но, скорее всего, данная проблема, рассматриваемая во множестве аспектов, всегда будет в состоянии активного творческого движения.

Рецензенты:

Карташова Т.В., д.искусствоведения, профессор, зав кафедрой теории музыки и композиции, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов;

Варламов Д.И., д.искусствоведения, д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Свистуненко Т.А. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОЛЕМИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО АВТОРСТВА И ХРОНОЛОГИИ СОЧИНЕНИЙ И. С. БАХА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22170 (дата обращения: 21.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074