Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME POLEMICAL ASPECTS ON AUTHENTICITY AND CHRONOLOGY OF J. S. BACH’S WORKS

Svistunenko T.A. 1
1 Saratov State Conservatory n.a. L.V. Sobinov
The article “Some polemical aspects on authenticity and chronology of J.S.Bach’s works” is devoted to the survey of foreign and home researches where the information on different analytical access for ague authenticity and chronology of great composer’s works is given. It is called some books of western scientists studying the manuscripts and the other archives documents. As a very important item it is remarked the sphere of symbolism elaborated on the basis of new data. There are some polemical aspects on authenticity and chronology underlined by American scientists. It concerns the structure of renew Catalog of Bach’s works known as a Bach Werke Verzeiсhnis and made according to the German tradition. The comparison of the analytical methods of foreign and native scientific schools is based on the characteristics of different approaches to studying music text. The translation of the titles of foreign musicologists’ researches is made by the author of the article. There are original titles of books and articles in References.
authenticity and chronology of Bach’s works
scientific polemics
comparison of methods and schools
В исследованиях, посвященных аргументации подлинности произведений искусства, проблемы авторства и хронологии всегда предстают в нерасторжимом единстве как две стороны одной медали. Действительно, определение авторства неизменно сопряжено с предположениями относительно времени создания сочинения, а его стилистика, свидетельствующая о принадлежности определенному историческому периоду, может подсказать имя автора. Данная проблема обладает такой замечательной особенностью - она всегда пребывает в состоянии движения, процесса, рождения новых гипотез вместе с сомнениями в их состоятельности, что и является подтверждением сложности, а, порой, и малой вероятности ее решения. Некие доказательные выводы, которые, предположим, представлялись яркими и убедительными на определенном этапе изучения предмета, могут быть опровергнуты новыми, более вескими суждениями, основанными на реалиях последних достижений науки. Научная полемика способна в данном случае привести к разным результатам, иногда и в пользу уже устоявшегося мнения. Словом, статус исследований подобного рода вечен и поэтому чрезвычайно интересен.

Обозначенная проблематика весьма жизненна при изучении творческого наследия Иоганна Себастьяна Баха. Она является актуальной более двух столетий и вплоть до нашего времени пребывает в состоянии активного наблюдения. Действительно, существует достаточно много произведений, которые до сих пор являются предметом дискуссии, как в плане авторства, так и в аспекте хронологии. Речь о том, является ли определенный опус баховским, присутствует во многих современных монографиях и каталогах. С одной стороны, это часто касается произведений раннего периода, то есть менее известных. Но, с другой стороны, музыковеды оспаривают традиционные представления о времени написания весьма известных сочинений, например, «Хорошо темперированного клавира» и «Искусства фуги».

Зарубежная и отечественная исследовательская литература, посвященная этим вопросам, бесчисленна. Поэтому попробуем обратиться к тем направлениям современной музыкальной науки, которые предлагают новый взгляд на традиционные пути решения многих проблем баховедения и высказывают весьма необычные гипотезы. Прежде всего, подчеркнем, что эта сфера музыкознания всегда сочетала в себе целый ряд направлений - историческое, теоретическое, а также совершенно особое - исследования исполнителей. Каждое из этих направлений имеет свои приоритеты и методы толкования, и их сопряженность безусловна. Конечно же, более ранний этап был связан с трудами историков. Их работы всегда опирались на изучение нотных рукописей (возраста бумаги и текста), материалов и документов и, кроме того, зачастую различно трактуемых свидетельств современников. Эта традиция никогда не теряет своей силы, так как изначально она весьма плодотворна. Данная область баховедения остается ведущей в современном зарубежном музыкознании.

Весьма интересны в этом плане труды крупных ученых, работающих с новыми архивными документами. Это, прежде всего, исследования, посвященные богатейшему историческому периоду, питавшему гений Баха. Книги «Музыка И.С. Баха: источники, стиль, значение» Р. Маршалла [10], «Бах и барокко» А. Ньюмена [12], работы К. Вольфа «Бах: эссе о его жизни и музыке» [17] и «Бах и наследие XVII столетия» [18] дают анализ многих явлений, рассматривая их на уровне современных представлений о столь многозначном времени - эпохе барокко. Столь же важны новые монографии, в которых уделено внимание ранним сочинениям Баха. Например, это книга британского ученого М. Бойда [5, 27-33]. В ней предлагаются сведения о событиях жизни юного композитора, которые повлияли на формирование его личностных качеств и на становление уже в ранние годы творческого стиля. Событийный ряд этого исследования напрямую связан с рассмотрением проблем авторства и хронологии баховских сочинений. М. Бойд высоко  оценивает уровень произведений раннего периода и многое связывает с ролью тех профессиональных общений, которые Бах получил именно в раннем возрасте (Георг Бём и Ян Адам Рейнкен). Высокий аналитический уровень труда М. Бойда подкреплен картой всех переездов Баха по Германии с указанием времени передвижения (смена мест жительства и поездки по различным профессиональным делам).

Конечно же, всегда остаются предметом разноуровнего изучения произведения для органа и клавира, которые не имеют даты создания. Отметим здесь труд «Органная музыка И.С. Баха» П. Уильямса [16], книги «Клавирная музыка И.С. Баха» Д. Шуленберга [14] и «Баховский «Хорошо темперированный клавир» Д. Ледбеттера [9], в которых метод традиционного анализа прекрасно сочетается с новыми современными подходами к толкованию нотного текста.

Отметим, что особая область интересов музыковедов - отношение Баха к символике, что может по-своему ориентировать исследователей при разработке гипотез относительно подлинности пьес и времени их создания. Это было, есть и будет оставаться постоянным предметом дискуссий в силу невероятной потенциальной широты и сложности. Данной проблеме посвятила свое исследование «Бах и загадка числового алфавита» британский музыковед Р. Татлоу [15]. Главное достоинство этого труда в понимании глубины вопроса и научном обосновании невозможности его однозначного решения. Она рассматривает многие символические системы и подчеркивает, что Бах знал множество вариантов и использовал их не только традиционно.

Весьма важно, что в условиях современной науки (богатство технологий) исследование новых исторических материалов дает основание уточнять и доказывать суть гипотез, высказанных ранее, а также оспаривать положения солидных академических изданий. Как известно, в 1950 году был впервые издан Каталог произведений Баха - BWV, составленный В. Шмидером [13]. Он стал базисом, фундаментом при изучении творческого наследия И.С. Баха. В главах его центральной части представлен список сочинений, авторство которых во многих случаях не подвергается сомнению. Соответственно, названные опусы имеют даты и другие важные сведения. В Приложения автор Каталога помещает произведения, статус которых не столь очевиден. Достаточно долго положения данного Каталога считались классическими, не подвергались сомнению, и он переиздавался в течение четырех десятилетий. В 1990 году был опубликован переработанный вариант. Однако не все музыковеды полностью согласились с новыми данными Каталога. Примеры такого восприятия этого труда есть и в зарубежном, и в отечественном музыкознании. Так, в  1998 году американские музыковеды Д. Меламед и М. Мариссен составили справочник, в котором систематизированно названы исследования, посвященные творчеству И.С. Баха [11]. Авторы весьма критически оценивают Каталог Вольфганга Шмидера [13], отмечают, по их мнению, его слабые стороны. В частности, они пишут о том, что принцип имеющейся нумерации не позволяет дополнить Каталог новыми найденными сочинениями или исправить то, что ранее вызывало сомнения. Здесь можно добавить, что такая проблема по-своему интересно решена в другом Каталоге, систематизирующем творческое наследие Дитриха Букстехуде - BuxWV [7]. Автор каталога Г. Карштэдт предложил нумерацию для произведений, нотный текст которых пока не найден, но определенные документы свидетельствуют об их существовании. На странице стоит только номер, а далее она не заполнена. Такая структура Каталога предусматривает перспективу поиска рукописей и размещения на пустой странице нотных фрагментов найденного сочинения.

В 1997 году профессор Санкт-Петербургской консерватории Т.В. Шабалина изложила свой взгляд на проблему авторства и хронологии сочинений И.С. Баха. Она полемизирует с данными, представленными в Каталоге В. Шмидера на основе нового современного метода - графологической экспертизы нотных почерков и изучения свойств нотной бумаги рукописей. Ее труды - «Хронограф жизни и творчества И.С. Баха» [4] и «Рукописи И.С. Баха: ключи к тайнам творчества» [3] предлагают весьма интересную информацию относительно времени создания целого ряда известных произведений, таких, как «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги» и многих других.

Исследования, посвященные «Искусству фуги», занимают особое место в современном музыкознании. Они дают информацию к размышлению, предлагая совершенно новый взгляд, активно противоречащий сложившемуся мнению о времени создания сочинения. Можно сказать, что это новый этап изучения цикла. Книга «Баховское «Искусство фуги»: сочинение и его интерпретация» Г. Эггебрехта [6] захватывает неожиданностью индивидуального восприятия текста цикла. Й. Керман в исследовании «Искусство фуги»; баховские фуги для клавира: 1715-1750» [8] погружает читателя в свой мир толкования этого знакового произведения. Как серьезный вклад в изучение многих проблем «Искусства фуги» следует оценить глубокое фундаментальное исследование московского музыковеда. Е.В Вязковой [1]. Оно написано в лучших традициях отечественной музыкальной науки, здесь в комплексе представлены и исторические, и теоретические аспекты, наблюдения над творческим процессом, детально освещаются дискуссионные проблемы датирования рукописи.

Если зарубежная традиция, главным образом, сопряжена с изучением исторических документов, то теоретический анализ музыкального текста - это приоритетная область, которая получила яркое развитие в отечественном музыкознании. Теоретическое направление отечественной школы обладает особой методикой работы с нотным текстом. Здесь в основе внутренние факторы - возраст текста, а не возраст бумаги и рукописи. В частности, теория спектра полифонической формы, разработанная доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории В.В. Протопоповым в его книге «Принципы музыкальной формы И.С. Баха [2, 230-244], позволяет предлагать свои доказательства о времени создания сочинения и об авторе, так как данная система анализа - это более точный способ постижения сути проблемы. Ведь определение возраста бумаги и почерка рукописи не всегда может дать грамотный ответ. Более состоятельны такие аналитические аспекты, как концепция формы, ее пропорции, процесс развития, система каденций, приемы полифонической техники. Каждое сочинение должно рассматриваться с точки зрения эволюции стиля путем сравнения с произведениями, имеющими точную хронологию.

Если же взглянуть в целом на изучение проблем авторства и хронологии сочинений И.С. Баха в условиях современной науки, то можно отметить, что во многих случаях согласья нет, и часто оппоненты остаются на своих позициях. Особо подчеркнем, что многие аспекты такой полемики широко освещаются в профессиональной зарубежной музыковедческой литературе. Их статус настолько высок, что концепции, изложенные в книгах и статьях немецкоязычных авторов обычно почти сразу переводятся на английский язык и наоборот. К сожалению, работы отечественных исследователей, весьма содержательные, пока за рубежом малоизвестны. Представляется, что в современной музыкальной науке должен сформироваться, своего рода, комплекс, сочетающий в себе и исторические свидетельства, и новые теоретические подходы. Но, скорее всего, данная проблема, рассматриваемая во множестве аспектов, всегда будет в состоянии активного творческого движения.

Рецензенты:

Карташова Т.В., д.искусствоведения, профессор, зав кафедрой теории музыки и композиции, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов;

Варламов Д.И., д.искусствоведения, д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов.