Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Герасимова Н.Р. 1 Бакулина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
В данной статье рассмотрен ряд вопросов, которые касаются юридической ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Дано понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность как общеправовая категория. Раскрыты содержания терминов местное самоуправление, государственный орган, должностное лицо, муниципальное образование, государство, физическое лицо, юридическое лицо. В качестве основания юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления обозначено правонарушение. Определены виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Названы нормативные акты, регулирующие правоотношения, относящиеся к сфере местного самоуправления. Выделены различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
устав муниципального образования
представительный орган
должностное лицо
виды юридической ответственности
юридическая ответственность
местное самоуправление
1. Амирбеков К.И. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор // Право и жизнь. –2000. – №31. – С. 8-11.
2. Белоусова Е.В. К вопросу о формировании представительного органа муниципального района // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 6. – С. 5-10.
3. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. – М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 1999. – 453 с.
4. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. – 2000. –№ 6. – С. 10-15.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 648 с.
6. Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. – 2003. – № 2. – С. 22-25.
7. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГП АН, 1999.– 323 с.
Российская Федерация, называя себя демократическим государством, активно ведет политику по развитию местного самоуправления. Пройдя сложный этап становления, местное самоуправление укрепило свои позиции и стало неотъемлемой частью публичной власти. В настоящее время для формирования и укрепления российской государственности местное самоуправление играет важную роль, так как является основой для становления гражданского общества. В местном самоуправлении реализуется одна из основных задач государства - приближение власти к ее главному источнику - народу. Наше общество не сможет решить существующие проблемы,  если не будет выработана определенная система распределения полномочий между органами федеральной государственной власти, государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Местное самоуправление заметно стало развиваться в последние годы. Произошло усовершенствование его организационных, правовых, финансовых, территориальных и экономических основ, но не смотря на положительную динамику развития этой сферы, часто можно обнаружить правонарушения, которые совершаются органами и должностными лицам местного самоуправления. Поэтому актуальным  является вопрос о рассмотрении, установлении и регулировании юридической ответственности органов местного самоуправления  и должностных лиц местного самоуправления.

Цель статьи - рассмотреть и проанализировать юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Методология и методы исследования - совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.

В любом государстве возникающие  правонарушения создают проблемы в системе управления и наносят серьезный ущерб обществу, так как они становятся преградой для осуществления прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. Поэтому наше государство стремится проводить такую политику и создавать такие условия, которые бы снижали количество правонарушений не только на федеральном и региональном уровнях, но  и на уровне местного самоуправления [4,с.11].

В Российском законодательстве выделяется три вида ответственности, которую несут органы местного самоуправления: 1) перед населением муниципального образования, 2) перед государством, 3) перед физическими и юридическими лицами.

Юридическая ответственность всегда связана с правонарушением. Правонарушением   является такое поведением органа местного самоуправления или его должностного лица, которое нарушило норму права. Все правонарушения  определяются совокупностью определенных признаков: 1) это всегда деяние, т.е. действие или бездействие, 2) это  действие или бездействие органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, обладающее правоспособностью и дееспособностью. За совершение правонарушения применяется  юридическая ответственность, т.е. применяются меры государственного принуждения по отношению к правонарушителю. Данную ответственность подразделяют на виды в  зависимости от принадлежности юридических норм к определенной отрасли права, которая закрепляет такую ответственность. При изучении юридической ответственности используют разные подходы, потому что она может быть рассмотрена как ответственность органов местного самоуправления, так и ответственность должностных лиц местного самоуправления [7,с.220].

 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления бывает различной. Так к конституционной, административной и гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены органы местного самоуправления, а их должностные лица к материальной, конституционной, административной, дисциплинарной, и уголовной ответственности [5,с.101].

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вытекает в большинстве случаев из федерального законодательства, которое регулирует различные виды правоотношений. Также есть группа федеральных нормативно-правовых актов, которые прямо не регламентируют юридическую ответственность, но оказывают непосредственное воздействие на правовые отношения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Большая роль принадлежит решениям Конституционного суда, которые также регулируют вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимо отметить, что они регламентируют не одну отрасль юридической ответственности, а разные.

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает из-за утраты его доверия к данным органам и должностным лицам. Кроме этого ответственность перед населением можно определить как ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, реализующаяся как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта для проведения местного референдума, с учетом определенных правил и процедур [2,с.6].

Могут существовать различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, если это закреплено в уставе муниципального образования. Наиболее популярной и распространенной формой контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Чаще всего, отчеты публикуются в местной печати. А в небольших муниципальных образованиях целесообразнее заслушивать отчеты на собраниях (сходах) граждан. Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным населением в значительной мере является конституционно-правовой, так как речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения [7,с.150].

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными федеральными законами, в  случае причинения имущественного и иного ущерба, нарушения основных прав и свобод. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий либо бездействий органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту, акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием в соответствии со ст. 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, которые нарушают закон и иные нормативные акты. «Бездействие» в свою очередь  предполагает невыполнение органами местного самоуправления либо должностными лицами органов местного самоуправления обязанностей возложенных на них, неосуществление действий, которые в соответствии с законодательством они обязаны были совершить [1,с.9].

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации определяют объем имущественной ответственности, условия, а  также порядок  наступления ответственности органов местного самоуправления. Вред, который был причинен органами местного самоуправления, возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ. В этой статье предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, отличающих ее от общих правил деликатной ответственности [3,с.11].

Процесс становления системы местного самоуправления  показал всю сложность взаимоотношений между государственными органами и муниципальными образованиями. Конституционное обеспечение «организационной обособленности местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России» превратили местное самоуправление в одну из неотъемлемых основ конституционного строя страны. Появившаяся организационная и юридическая  обособленность местного самоуправления от государства совсем не означает, что органы и должностные лица местного самоуправления функционируют отдельно от государства, это означает то, что они тесно взаимодействуют, и имеют взаимные обязательства и ответственность. А местное самоуправление ещё в свою очередь несет и юридическую ответственность по закону [6,с.23].

Ответственность перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления наступает при нарушении ими Конституции Российский Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распушен, а должностное лицо местного самоуправления - отрешено от должности. Также ответственность перед государством наступает в таких ситуациях, когда должностные лица или органы местного самоуправления не исполняют отдельные государственные полномочия, либо полномочия имеют ненадлежащее исполнение. Они несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами [2,с.187].

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления также обширна, как и юридическая ответственность других органов государственной власти, поэтому не стоит делать вывод об отсутствии или меньшем объеме наказаний за правонарушения в сфере местного самоуправления. Данная сфера также, как и другие подлежит контролю и надзору за своей деятельностью со стороны правоохранительных органов и других, уполномоченных на то федеральным законом органов, которые следят за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов органами и должностными лицами местного самоуправления [5,с.291].

Работа выполнена в рамках темы НИР № 53/23-15: Системный анализ проблем формирования и реализации регионального законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации

Рецензенты        

Сушкова Ю.Н., д.и.н., доцент, декан юридического факультета, ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Министерства образования и науки РФ,  г. Саранск;

Еремин А.Р., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета, ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Министерства образования и науки РФ, г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Герасимова Н.Р., Бакулина Л.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22118 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674