Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

LEGAL RESPONSIBILITY IN THE SYSTEM OF LOCAL SELF – GOVERNMENT

Gerasimova N.R. 1 Bakulina L.V. 1
1 Ogarev Mordovia State University
В данной статье рассмотрен ряд вопросов, которые касаются юридической ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Дано понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность как общеправовая категория. Раскрыты содержания терминов местное самоуправление, государственный орган, должностное лицо, муниципальное образование, государство, физическое лицо, юридическое лицо. В качестве основания юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления обозначено правонарушение. Определены виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Названы нормативные акты, регулирующие правоотношения, относящиеся к сфере местного самоуправления. Выделены различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
This article discusses a number of issues that relate to the legal liability of local governments and officials of local self-government. Given the concept of legal responsibility. Legal liability as a General legal category. Disclosed the content of terms local government, public body, official, municipality, government, natural person, legal entity. As the basis of legal responsibility of bodies and officials of local self-government designated offence. Defines the legal responsibility of bodies and officials of local government before the population, government, individuals and legal entities. Called normative acts regulating legal relations relating to the sphere of local government. Highlighted various forms of control by the population over the activity of bodies and officials of local self-government.
the charter of the municipality
the official representative body
types of legal responsibility
legal liability
local government
Российская Федерация, называя себя демократическим государством, активно ведет политику по развитию местного самоуправления. Пройдя сложный этап становления, местное самоуправление укрепило свои позиции и стало неотъемлемой частью публичной власти. В настоящее время для формирования и укрепления российской государственности местное самоуправление играет важную роль, так как является основой для становления гражданского общества. В местном самоуправлении реализуется одна из основных задач государства - приближение власти к ее главному источнику - народу. Наше общество не сможет решить существующие проблемы,  если не будет выработана определенная система распределения полномочий между органами федеральной государственной власти, государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Местное самоуправление заметно стало развиваться в последние годы. Произошло усовершенствование его организационных, правовых, финансовых, территориальных и экономических основ, но не смотря на положительную динамику развития этой сферы, часто можно обнаружить правонарушения, которые совершаются органами и должностными лицам местного самоуправления. Поэтому актуальным  является вопрос о рассмотрении, установлении и регулировании юридической ответственности органов местного самоуправления  и должностных лиц местного самоуправления.

Цель статьи - рассмотреть и проанализировать юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Методология и методы исследования - совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.

В любом государстве возникающие  правонарушения создают проблемы в системе управления и наносят серьезный ущерб обществу, так как они становятся преградой для осуществления прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. Поэтому наше государство стремится проводить такую политику и создавать такие условия, которые бы снижали количество правонарушений не только на федеральном и региональном уровнях, но  и на уровне местного самоуправления [4,с.11].

В Российском законодательстве выделяется три вида ответственности, которую несут органы местного самоуправления: 1) перед населением муниципального образования, 2) перед государством, 3) перед физическими и юридическими лицами.

Юридическая ответственность всегда связана с правонарушением. Правонарушением   является такое поведением органа местного самоуправления или его должностного лица, которое нарушило норму права. Все правонарушения  определяются совокупностью определенных признаков: 1) это всегда деяние, т.е. действие или бездействие, 2) это  действие или бездействие органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, обладающее правоспособностью и дееспособностью. За совершение правонарушения применяется  юридическая ответственность, т.е. применяются меры государственного принуждения по отношению к правонарушителю. Данную ответственность подразделяют на виды в  зависимости от принадлежности юридических норм к определенной отрасли права, которая закрепляет такую ответственность. При изучении юридической ответственности используют разные подходы, потому что она может быть рассмотрена как ответственность органов местного самоуправления, так и ответственность должностных лиц местного самоуправления [7,с.220].

 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления бывает различной. Так к конституционной, административной и гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены органы местного самоуправления, а их должностные лица к материальной, конституционной, административной, дисциплинарной, и уголовной ответственности [5,с.101].

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вытекает в большинстве случаев из федерального законодательства, которое регулирует различные виды правоотношений. Также есть группа федеральных нормативно-правовых актов, которые прямо не регламентируют юридическую ответственность, но оказывают непосредственное воздействие на правовые отношения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Большая роль принадлежит решениям Конституционного суда, которые также регулируют вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимо отметить, что они регламентируют не одну отрасль юридической ответственности, а разные.

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает из-за утраты его доверия к данным органам и должностным лицам. Кроме этого ответственность перед населением можно определить как ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, реализующаяся как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта для проведения местного референдума, с учетом определенных правил и процедур [2,с.6].

Могут существовать различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, если это закреплено в уставе муниципального образования. Наиболее популярной и распространенной формой контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Чаще всего, отчеты публикуются в местной печати. А в небольших муниципальных образованиях целесообразнее заслушивать отчеты на собраниях (сходах) граждан. Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным населением в значительной мере является конституционно-правовой, так как речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения [7,с.150].

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными федеральными законами, в  случае причинения имущественного и иного ущерба, нарушения основных прав и свобод. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий либо бездействий органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту, акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием в соответствии со ст. 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, которые нарушают закон и иные нормативные акты. «Бездействие» в свою очередь  предполагает невыполнение органами местного самоуправления либо должностными лицами органов местного самоуправления обязанностей возложенных на них, неосуществление действий, которые в соответствии с законодательством они обязаны были совершить [1,с.9].

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации определяют объем имущественной ответственности, условия, а  также порядок  наступления ответственности органов местного самоуправления. Вред, который был причинен органами местного самоуправления, возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ. В этой статье предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, отличающих ее от общих правил деликатной ответственности [3,с.11].

Процесс становления системы местного самоуправления  показал всю сложность взаимоотношений между государственными органами и муниципальными образованиями. Конституционное обеспечение «организационной обособленности местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России» превратили местное самоуправление в одну из неотъемлемых основ конституционного строя страны. Появившаяся организационная и юридическая  обособленность местного самоуправления от государства совсем не означает, что органы и должностные лица местного самоуправления функционируют отдельно от государства, это означает то, что они тесно взаимодействуют, и имеют взаимные обязательства и ответственность. А местное самоуправление ещё в свою очередь несет и юридическую ответственность по закону [6,с.23].

Ответственность перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления наступает при нарушении ими Конституции Российский Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распушен, а должностное лицо местного самоуправления - отрешено от должности. Также ответственность перед государством наступает в таких ситуациях, когда должностные лица или органы местного самоуправления не исполняют отдельные государственные полномочия, либо полномочия имеют ненадлежащее исполнение. Они несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами [2,с.187].

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления также обширна, как и юридическая ответственность других органов государственной власти, поэтому не стоит делать вывод об отсутствии или меньшем объеме наказаний за правонарушения в сфере местного самоуправления. Данная сфера также, как и другие подлежит контролю и надзору за своей деятельностью со стороны правоохранительных органов и других, уполномоченных на то федеральным законом органов, которые следят за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов органами и должностными лицами местного самоуправления [5,с.291].

Работа выполнена в рамках темы НИР № 53/23-15: Системный анализ проблем формирования и реализации регионального законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации

Рецензенты        

Сушкова Ю.Н., д.и.н., доцент, декан юридического факультета, ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Министерства образования и науки РФ,  г. Саранск;

Еремин А.Р., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета, ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Министерства образования и науки РФ, г. Саранск.