Вся структура бытия, включая то, как человек смотрит на мир, взаимодействует в нем, оценивает свои возможности и условия, зависит от этнической культуры. Именно благодаря ей человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры [2]. Будучи исторически сложившейся нормативно-ценностной системой, этническая культура (а точнее, этническая принадлежность) является фактором, акцентирующим определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется и развивается личность.
Исторически российское общество является поликультурным и полиэтническим. Как по численности, так и по своеобразию языка и культур население современной России характеризуется исключительным многообразием, при этом немалую роль в формировании и развитии России играет русский этнос. Именно этим фактом и объясняется наш интерес к представителям русского этноса. Проведенное нами исследование осуществлялось в три этапа.
Методы и организация исследования
На первом этапе мы выявляли этнокультурные особенности русского этноса. Участники фокус-группы, в которую вошли преподаватели и студенты (представители разных факультетов и курсов), анализировали русские сказки, пословицы, поговорки, писали сочинение на тему: «Кто такой русский человек?», вспоминали особенности русской культуры и традиций. Полученные в ходе работы фокус-группы данные позволили нам выделить культурные особенности русского этноса. На основе данных особенностей нами была составлена анкета, в которой респондентов просили дать самоотчет по степени выраженности у них данных параметров.
Результаты первого этапа позволили нам описать русского человека через такие понятия, как: альтруистическая направленность (поведение личности, направленное на благо другого лица без каких-либо внешних поощрений); ограничение потребностей/осуждение накопительства (поведение, характеризующееся минимальным, жизненно необходимым набором материальных благ); сила воли (поведение, связанное с преодолением жизненных препятствий, терпение, стойкость, выносливость); сложный характер (поведение, непостижимое для логического анализа, наличие стержневых свойств личности, которые накладывают отпечаток на его действия и поступки); активность в обществе, созерцание в одиночестве (поведение, сопровождающееся повышенной активностью в коллективе и пассивностью при деятельности, не контролируемой другими); эмоциональность (высокий уровень динамики возникновения и протекания эмоциональных реакций); образное мышление (решение задач с преимущественным использованием зрительных и чувственных образов); нравственность (внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра); христианство (монотеистическое верование в единого Бога); гостеприимство (традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте); почитание старших (значимость и развитость родственных и земляческих связей); честность (избегание обмана в отношениях с другими людьми); доброжелательность (позитивное отношение к окружающему миру), преданность исторической родине (проявление таких чувств, как святая любовь к Родине, любование ее красотами, преданность людям своей страны); терпимость (готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним); интернационализм (солидарность рабочих, трудящихся различных наций и рас, являющаяся выражением общности их положения и интересов).
На втором этапе проводился сбор эмпирических данных об уровне удовлетворенности жизнью (экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман)) и степени выраженности этнокультурных особенностей (авторская анкета). Полученные данные подвергались количественной обработке с последующим корреляционным анализом. Всего в исследовании приняли участие 93 опрошенных.
На третьем этапе проводились анализ и интерпретация полученных данных. В ходе анализа нами обнаружены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи, что позволяет говорить о том, что этнические особенности могут как способствовать удовлетворенности, так и быть причиной неудовлетворенности некоторыми аспектами жизнедеятельности. Рассмотрим обнаруженные взаимосвязи более подробно.
Анализ результатов и их обсуждение
Альтруистическая направленность, характерная для русского народа, взаимосвязана с удовлетворенностью возможностью выбора места работы (г=0,24, при р<0,05) и возможностью проводить досуг (г=0,29, при р<0,01), а также с удовлетворенностью своим образованием (г=-0,22, при р<0,05).
Сложный характер русской души, а точнее, ее загадочность, которая проявляется в иррациональном поведении и мышлении представителей русского этноса, находится в отрицательной корреляционной зависимости с удовлетворенностью такими сферами жизнедеятельности, как взаимоотношения с супругом (г=-0,27, при р<0,01), друзьями (г=-0,21, при р<0,05), коллегами (г=-0,29, при р<0,01), а также с удовлетворенностью условиями профессиональной деятельности (г=0,30, при р<0,01), содержанием работы (г=0,34, при р<0,01) и возможностью проводить отпуск (г=0,29, при р<0,01).
Эмоциональность негативно сказывается на удовлетворенности жизнью в целом (г=-0,21, при р<0,05) и удовлетворенности возможностью выбора места работы (г=-0,34, при р<0,01).
Интересные взаимосвязи исключительно положительной направленности были обнаружены между такой особенностью русского человека, как развитое образное мышление, и удовлетворенностью взаимоотношениями с родителями (г=0,22, при р<0,05), друзьями (г=0,31, при р<0,01), удовлетворенностью обстановкой в обществе (г=0,29, при р<0,01) и сферой медицинского обслуживания (г=0,24, при р<0,01).
Нравственность имеет положительную корреляционную взаимосвязь с удовлетворенностью взаимоотношениями с детьми (г=0,26, при р<0,01) и отрицательную - с удовлетворенностью материальным положением (г=-0,30, при р<0,01) и жилищно-бытовыми условиями (г=-0,29, при р<0,01).
Гостеприимство положительно коррелирует с удовлетворенностью материальным положением (г=0,27, при р<0,01) и удовлетворенностью жилищно-бытовыми условиями (г=0,31, при р<0,01), а также отрицательно взаимосвязано с удовлетворенностью взаимоотношениями с детьми (г=-0,24, при р<0,01).
Результаты исследования обнаружили отрицательную корреляционную взаимосвязь между приверженностью христианству и удовлетворенностью образом жизни в целом (г=-0,24, при р<0,01), возможностью выбора места работы (г=-0,31, при р<0,01), а также положительную взаимосвязь с удовлетворенностью своим образованием (г=0,29, при р<0,01).
Исключительно положительные корреляционные взаимосвязи обнаружены между почитанием взрослых и удовлетворенностью такими аспектами жизнедеятельности, как взаимоотношения с друзьями (г=0,21, при р<0,05) и родителями (г=0,22, при р<0,05), удовлетворенностью обстановкой в обществе (г=0,22, при р<0,05), проведением досуга (г=0,24, при р<0,01), возможностью выбора место работы (г=0,21, при р<0,01), а также удовлетворенностью сферой медицинского обслуживания (г=0,28, при р<0,01).
Доброжелательность взаимосвязана с удовлетворенностью образом жизни в целом (г=0,31, при р<0,01) и неудовлетворенностью своим образованием (г=0,29, при р<0,01).
Интересны обнаруженные нами отрицательные корреляционные взаимосвязи между преданностью родине и неудовлетворенностью такими аспектами, как взаимоотношения с друзьями (г=0,22, при р<0,05), родителями (г=0,21, при р<0,05), удовлетворенностью обстановкой в обществе (г=0,27, при р<0,01), сферой медицинского обслуживания (г=0,21, при р<0,05) и возможностью проведения досуга (г=0,23, при р<0,01).
И, наконец, такие особенности русского этноса, как терпимость (г=0,23, при р<0,01) и интернационализм (г=0,20, при р<0,05), положительно коррелируют с удовлетворенностью содержанием работы.
Обсудим полученные результаты и сформулируем выводы. Несомненным достоинством этнической культуры является то, что каждый может найти в ней то, что придаст ему личностный смысл, поможет определить жизненные цели и приобщит к ценностям, имеющим непреходящий характер, будет как бы питать личность, снабжая дополнительными ресурсами. В плане этнических особенностей русских такие черты, как альтруизм, гостеприимство, почитание старших, терпимость, интернационализм, могут служить дополнительным источником положительных эмоций, эмоций, которые возникают в процессе социального взаимодействия. Общение имеет наивысшую степень важности в традициях русской культуры [4], а перечисленные качества делают общение более приятным, теплым, сердечным и открытым. Таким образом, перечисленные особенности, а точнее степень приверженности данным особенностям тесным образом взаимосвязаны с удовлетворенностью теми аспектами жизнедеятельности, которые имеют как прямое, так и косвенное отношения к сфере взаимоотношений.
Очень интересными и показательными являются выявленные нами взаимосвязи удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности со свойственным русскому народу образным мышлением. Мышление в образах, без сомнения, пронизывает все параметры человеческой деятельности. Как показывают результаты проведенного нами исследования, наиболее ценным с точки зрения удовлетворенности оно становится в сферах профессиональной деятельности, досуговой, взаимоотношений и сфере отношений к разным жизненным обстоятельствам. Очевидно, данный результат объясняется тем, что сформированное у русского человека духовно-образное мышление закладывает духовно-нравственные и социальные основы русской жизни, способствует многогранному и всестороннему восприятию мира. Иными словами, оно позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон, в плохом найти хорошее, в хорошем заметить возможные затруднения и подготовиться к их решению. Тем самым развитое образное мышление является хорошим ресурсом, который позволяет личности предвидеть жизненные события, прослеживать возможные последствия собственных действий и находить нужные способы решений. К сожалению, современный этап развития русской культуры приводит к забвению образного мышления. На смену ему приходит свойственное европейскому народу понятивно-логическое мышление - мышление путем искусственного навязывания логических приемов и соответствующей информации. Хочется еще раз подчеркнуть, что взятый курс (например, современной системой школьного обучения) на формирование европейского типа мышления [3] не только негативным образом скажется на духовности русского этноса, но и будет способствовать более низкому оцениванию качества собственной жизни.
Помимо того, что этнические особенности и степень их приверженности, как показывают результаты нашего исследования, оказывают существенное влияние на удовлетворенность разными аспектами жизнедеятельности, они могут вносить и совершенно противоположный эффект. Например, те этнические особенности, которые носят ценностное отношение к судьбе другого человека, помощи ему и как крайняя степень - выражающиеся в самоотречении и самозабвении (альтруизм, преданность, нравственность, христианство), вызывают неудовлетворенность в тех сферах жизнедеятельности, которые имеют личностный характер (удовлетворенность образованием, материальное положение, досуг и пр.). Рассмотрим данный пример более конкретно. Система ценностных ориентаций личности с альтруистической направленностью проявляется в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. Одной из возможной сфер деятельности личности с альтруистической установкой может быть волонтерская деятельность. Данный вид деятельности распространяется на широкий круг помощи, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Учитывая тот факт, что волонтерство осуществляется без расчета на денежное вознаграждение, оно оказывается в свободное от работы время, время, предназначенное для досуга и отдыха. Количество людей, нуждающихся в оказании волонтерской помощи, с каждым годом не уменьшается, а, напротив, растет. Следовательно, у альтруистически направленного человека всегда есть возможность организовать свой досуг в данном направлении и получить от его проведения удовольствие. Отрицательная взаимосвязь также достаточно легко находит свое объяснение. Пока альтруистически направленный человек бескорыстно жертвовал собственными интересами в пользу интересов другого человека (бескорыстно помогал тем, кому необходима помощь, в ущерб собственным интересам), время, которое можно было использовать для получения образования или повышения его качества, было упущено. Как следствие, невысокая квалификация или квалификация в иной, а не желаемой сфере ведет к неудовлетворению своим образованием. Таким образом, в трудной, нестабильной ситуации этническая культура и этническая принадлежность является способом вновь ощутить себя частью некоего целого, помогает найти психологическую поддержку в национальных традициях и соотечественниках. Но в масштабах повседневной жизни для большинства людей более важными оказываются проблемы насущного характера, проблемы личной жизни, такие как работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени [5]. Очевидно, когда личность выстраивает и конструирует свои отношения с другими в рамках принятых в данной группе этнических норм и правил, может происходить рассогласование индивидуального и группового. Как следствие, данное рассогласование ведет к неудовлетворенности теми аспектами жизнедеятельности, которыми приходится поступиться.
Нельзя не отметить и тот факт, что не только приверженность тех или иных этнических особенностей влияет на удовлетворенность/неудовлетворенность разными аспектами жизнедеятельности, но и наоборот. Так, например, отрицательная взаимосвязь нравственности и удовлетворенности материальным положением скорее свидетельствует о том, что неудовлетворенность материальным положением порождает поступки, противоречащие морали, а не о том, что безнравственные личности удовлетворены своим материальным положением. Или же результаты, свидетельствующие об отрицательной взаимосвязи патриотизма и удовлетворенности положением в обществе. Очевидно, данный результат говорит нам о том, что именно неудовлетворенность положением в обществе, медицинским обслуживанием ослабляет любовь к Отечеству и готовность подчинить личные интересы в пользу государства. Таким образом, неудовлетворенность сферами жизнедеятельности влияет на степень приверженности этнической культуре.
Проведенное исследование позволяет нам говорить о сложном и неоднозначном характере взаимосвязи этнической культуры и степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности.
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 14-06-00250а «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ»
Рецензенты:
Шамионов Р.М. д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;
Григорьева М.В. д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Усова Н.В. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАЗЛИЧНЫМИ АСПЕКТАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22035 (дата обращения: 29.03.2024).