Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE INFLUENCE OF ETHNIC CULTURE ON SATISFACTION WITH VARIOUS ASPECTS OF LIFE

Usova N.V. 1
1 Institute of social education (branch) of Public Educational Institution of Higher Professional Training «Russian State Social University»
В статье на основе эмпирических данных выявляются культурные особенности русского этноса, определяются степень приверженности данным особенностям и уровень удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности. Показано, что представителям русского этноса свойственны альтруистическая направленность, ограничение потребностей/осуждение накопительства, сила воли, сложный характер, активность в обществе, созерцание в одиночестве, эмоциональность, образное мышление, нравственность, христианство, гостеприимство, почитание старших, честность, доброжелательность, преданность исторической родине, терпимость, интернационализм. Выявлено, как данные особенности взаимосвязаны с основными параметрами жизнедеятельности. В работе наглядно продемонстрирован двухсторонний характер изучаемых явлений. Сделан вывод о сложном и неоднозначном характере влияния степени приверженности этническим особенностям и удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности.
The article, based on empirical data, reveals the cultural peculiarities of Russian ethnicity, is determined by the degree of commitment to these features and level of satisfaction with different aspects of life. It is shown that the representatives of the Russian ethnos inherent altruistic orientation, reduced demand/condemnation of hoarding, willpower, complex activity in society, contemplation in solitude, emotion, creative thinking, morality, Christianity, hospitality, respect for elders, honesty, kindness, loyalty, homeland, tolerance, and internationalism. Identified how these features are interrelated with the basic settings of life. The work clearly demonstrated the two-way nature of the studied phenomena. The conclusion about the complex and ambiguous nature of the influence of the degree of commitment to ethnic characteristics and satisfaction with different aspects of life.
ethnic characteristics
ethnic group
Russians
Russian culture
life satisfaction
personality
Эпоха глобализации, современный темп жизни и необходимость переработки большого количества информации ставят перед наукой необходимость изучения такой проблемы, как удовлетворенность жизнью. С этой точки зрения интерес вызывает то, насколько человек удовлетворен различными аспектами жизнедеятельности, какие факторы влияют на его удовлетворенность и какие предпосылки удовлетворенности жизнью заложены в самой природе человека. Придерживаясь позиции Л. Гумилева о двойственности природы человека, с точки зрения нашего исследования нас интересует влияние этнического развития личности на удовлетворенность жизнью, а точнее - влияние степени приверженности этнической культуры на удовлетворенность разными аспектами жизнедеятельности.

Вся структура бытия, включая то, как человек смотрит на мир, взаимодействует в нем, оценивает свои возможности и условия, зависит от этнической культуры. Именно благодаря ей человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры [2]. Будучи исторически сложившейся нормативно-ценностной системой, этническая культура (а точнее, этническая принадлежность) является фактором, акцентирующим определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется и развивается личность.

Исторически российское общество является поликультурным и полиэтническим. Как по численности, так и по своеобразию языка и культур население современной России характеризуется исключительным многообразием, при этом немалую роль в формировании и развитии России играет русский этнос. Именно этим фактом и объясняется наш интерес к представителям русского этноса. Проведенное нами исследование осуществлялось в три этапа.

Методы и организация исследования

На первом этапе мы выявляли этнокультурные особенности русского этноса. Участники фокус-группы, в которую вошли преподаватели и студенты (представители разных факультетов и курсов), анализировали русские сказки, пословицы, поговорки, писали сочинение на тему: «Кто такой русский человек?», вспоминали особенности русской культуры и традиций. Полученные в ходе работы фокус-группы данные позволили нам выделить культурные особенности русского этноса. На основе данных особенностей нами была составлена анкета, в которой респондентов просили дать самоотчет по степени выраженности у них данных параметров.

Результаты первого этапа позволили нам описать русского человека через такие понятия, как: альтруистическая направленность (поведение личности, направленное на благо другого лица без каких-либо внешних поощрений); ограничение потребностей/осуждение накопительства (поведение, характеризующееся минимальным, жизненно необходимым набором материальных благ); сила воли (поведение, связанное с преодолением жизненных препятствий, терпение, стойкость, выносливость); сложный характер (поведение, непостижимое для логического анализа, наличие стержневых свойств личности, которые накладывают отпечаток на его действия и поступки); активность в обществе, созерцание в одиночестве (поведение, сопровождающееся повышенной активностью в коллективе и пассивностью при деятельности, не контролируемой другими); эмоциональность (высокий уровень динамики возникновения и протекания эмоциональных реакций); образное мышление (решение задач с преимущественным использованием зрительных и чувственных образов); нравственность (внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра); христианство (монотеистическое верование в единого Бога); гостеприимство (традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте); почитание старших (значимость и развитость родственных и земляческих связей); честность (избегание обмана в отношениях с другими людьми); доброжелательность (позитивное отношение к окружающему миру), преданность исторической родине (проявление таких чувств, как святая любовь к Родине, любование ее красотами, преданность людям своей страны); терпимость (готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним); интернационализм (солидарность рабочих, трудящихся различных наций и рас, являющаяся выражением общности их положения и интересов).

На втором этапе проводился сбор эмпирических данных об уровне удовлетворенности жизнью (экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман)) и степени выраженности этнокультурных особенностей (авторская анкета). Полученные данные подвергались количественной обработке с последующим корреляционным анализом. Всего в исследовании приняли участие 93 опрошенных.

На третьем этапе проводились анализ и интерпретация полученных данных. В ходе анализа нами обнаружены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи, что позволяет говорить о том, что этнические особенности могут как способствовать удовлетворенности, так и быть причиной неудовлетворенности некоторыми аспектами жизнедеятельности. Рассмотрим обнаруженные взаимосвязи более подробно.

Анализ результатов и их обсуждение

Альтруистическая направленность, характерная для русского народа, взаимосвязана с удовлетворенностью возможностью выбора места работы (г=0,24, при р<0,05) и возможностью проводить досуг (г=0,29, при р<0,01), а также с удовлетворенностью своим образованием (г=-0,22, при р<0,05).

Сложный характер русской души, а точнее, ее загадочность, которая проявляется в иррациональном поведении и мышлении представителей русского этноса, находится в отрицательной корреляционной зависимости с удовлетворенностью такими сферами жизнедеятельности, как взаимоотношения с супругом (г=-0,27, при р<0,01), друзьями (г=-0,21, при р<0,05), коллегами (г=-0,29, при р<0,01), а также с удовлетворенностью условиями профессиональной деятельности (г=0,30, при р<0,01), содержанием работы (г=0,34, при р<0,01)  и возможностью проводить отпуск (г=0,29, при р<0,01).

Эмоциональность негативно сказывается на удовлетворенности жизнью в целом (г=-0,21, при р<0,05) и удовлетворенности возможностью выбора места работы (г=-0,34, при р<0,01).

Интересные взаимосвязи исключительно положительной направленности были обнаружены между такой особенностью русского человека, как развитое образное мышление, и удовлетворенностью взаимоотношениями с родителями (г=0,22, при р<0,05), друзьями (г=0,31, при р<0,01), удовлетворенностью обстановкой в обществе (г=0,29, при р<0,01) и сферой медицинского обслуживания (г=0,24, при р<0,01).

Нравственность имеет положительную корреляционную взаимосвязь с удовлетворенностью взаимоотношениями с детьми (г=0,26, при р<0,01) и отрицательную - с удовлетворенностью материальным положением (г=-0,30, при р<0,01) и жилищно-бытовыми условиями (г=-0,29, при р<0,01).

Гостеприимство положительно коррелирует с удовлетворенностью материальным положением (г=0,27, при р<0,01) и удовлетворенностью жилищно-бытовыми условиями (г=0,31, при р<0,01), а также отрицательно взаимосвязано с удовлетворенностью взаимоотношениями с детьми (г=-0,24, при р<0,01).

Результаты исследования обнаружили отрицательную корреляционную взаимосвязь между приверженностью христианству и удовлетворенностью образом жизни в целом (г=-0,24, при р<0,01), возможностью выбора места работы (г=-0,31, при р<0,01), а также положительную взаимосвязь с удовлетворенностью своим образованием (г=0,29, при р<0,01).

Исключительно положительные корреляционные взаимосвязи обнаружены между почитанием взрослых и удовлетворенностью такими аспектами жизнедеятельности, как взаимоотношения с друзьями (г=0,21, при р<0,05) и родителями (г=0,22, при р<0,05), удовлетворенностью обстановкой в обществе (г=0,22, при р<0,05), проведением досуга (г=0,24, при р<0,01), возможностью выбора место работы (г=0,21, при р<0,01), а также удовлетворенностью сферой медицинского обслуживания (г=0,28, при р<0,01).

Доброжелательность взаимосвязана с удовлетворенностью образом жизни в целом (г=0,31, при р<0,01) и неудовлетворенностью своим образованием (г=0,29, при р<0,01).

Интересны обнаруженные нами отрицательные корреляционные взаимосвязи между преданностью родине и неудовлетворенностью такими аспектами, как взаимоотношения с друзьями (г=0,22, при р<0,05), родителями (г=0,21, при р<0,05), удовлетворенностью обстановкой в обществе (г=0,27, при р<0,01), сферой медицинского обслуживания (г=0,21, при р<0,05) и возможностью проведения досуга (г=0,23, при р<0,01).

И, наконец, такие особенности русского этноса, как терпимость (г=0,23, при р<0,01) и интернационализм (г=0,20, при р<0,05), положительно коррелируют с удовлетворенностью содержанием работы.

Обсудим полученные результаты и сформулируем выводы. Несомненным достоинством этнической культуры является то, что каждый может найти в ней то, что придаст ему личностный смысл, поможет определить жизненные цели и приобщит к ценностям, имеющим непреходящий характер, будет как бы питать личность, снабжая дополнительными ресурсами. В плане этнических особенностей русских такие черты, как альтруизм, гостеприимство, почитание старших, терпимость, интернационализм, могут служить дополнительным источником положительных эмоций, эмоций, которые возникают в процессе социального взаимодействия. Общение имеет наивысшую степень важности в традициях русской культуры [4], а перечисленные качества делают общение более приятным, теплым, сердечным и открытым. Таким образом, перечисленные особенности, а точнее степень приверженности данным особенностям тесным образом взаимосвязаны с удовлетворенностью теми аспектами жизнедеятельности, которые имеют как прямое, так и косвенное отношения к сфере взаимоотношений.

Очень интересными и показательными являются выявленные нами взаимосвязи удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности со свойственным русскому народу образным мышлением. Мышление в образах, без сомнения, пронизывает все параметры человеческой деятельности. Как показывают результаты проведенного нами исследования, наиболее ценным с точки зрения удовлетворенности оно становится в сферах профессиональной деятельности, досуговой, взаимоотношений и сфере отношений к разным жизненным обстоятельствам. Очевидно, данный результат объясняется тем, что сформированное у русского человека духовно-образное мышление закладывает духовно-нравственные и социальные основы русской жизни, способствует многогранному и всестороннему восприятию мира. Иными словами, оно позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон, в плохом найти хорошее, в хорошем заметить возможные затруднения и подготовиться к их решению. Тем самым развитое образное мышление является хорошим ресурсом, который позволяет личности предвидеть жизненные события, прослеживать возможные последствия собственных действий и находить нужные способы решений. К сожалению, современный этап развития русской культуры приводит к забвению образного мышления. На смену ему приходит свойственное европейскому народу понятивно-логическое мышление - мышление путем искусственного навязывания логических приемов и соответствующей информации. Хочется еще раз подчеркнуть, что взятый курс (например, современной системой школьного обучения) на формирование европейского типа мышления [3] не только негативным образом скажется на духовности русского этноса, но и будет способствовать более низкому оцениванию качества собственной жизни.

Помимо того, что этнические особенности и степень их приверженности, как показывают результаты нашего исследования, оказывают существенное влияние на удовлетворенность разными аспектами жизнедеятельности, они могут вносить и совершенно противоположный эффект. Например, те этнические особенности, которые носят ценностное отношение к судьбе другого человека, помощи ему и как крайняя степень - выражающиеся в самоотречении и самозабвении (альтруизм, преданность, нравственность, христианство), вызывают неудовлетворенность в тех сферах жизнедеятельности, которые имеют личностный характер (удовлетворенность образованием, материальное положение, досуг и пр.). Рассмотрим данный пример более конкретно. Система ценностных ориентаций личности с альтруистической направленностью проявляется в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. Одной из возможной сфер деятельности личности с альтруистической установкой может быть волонтерская деятельность. Данный вид деятельности распространяется на широкий круг помощи, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Учитывая тот факт, что волонтерство осуществляется без расчета на денежное вознаграждение, оно оказывается в свободное от работы время, время, предназначенное для досуга и отдыха. Количество людей, нуждающихся в оказании волонтерской помощи, с каждым годом не уменьшается, а, напротив, растет. Следовательно, у альтруистически направленного человека всегда есть возможность организовать свой досуг в данном направлении и получить от его проведения удовольствие. Отрицательная взаимосвязь также достаточно легко находит свое объяснение. Пока альтруистически направленный человек бескорыстно жертвовал собственными интересами в пользу интересов другого человека (бескорыстно помогал тем, кому необходима помощь, в ущерб собственным интересам), время, которое можно было использовать для получения образования или повышения его качества, было упущено. Как следствие, невысокая квалификация или квалификация в иной, а не желаемой сфере ведет к неудовлетворению своим образованием. Таким образом, в трудной, нестабильной ситуации этническая культура и этническая принадлежность является способом вновь ощутить себя частью некоего целого, помогает найти психологическую поддержку в национальных традициях и соотечественниках. Но в масштабах повседневной жизни для большинства людей более важными оказываются проблемы насущного характера, проблемы личной жизни, такие как работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени [5]. Очевидно, когда личность выстраивает и конструирует свои отношения с другими в рамках принятых в данной группе этнических норм и правил, может происходить рассогласование индивидуального и группового. Как следствие, данное рассогласование ведет к неудовлетворенности теми аспектами жизнедеятельности, которыми приходится поступиться. 

Нельзя не отметить и тот факт, что не только приверженность тех или иных этнических особенностей влияет на удовлетворенность/неудовлетворенность разными аспектами жизнедеятельности, но и наоборот. Так, например, отрицательная взаимосвязь нравственности и удовлетворенности материальным положением скорее свидетельствует о том, что неудовлетворенность материальным положением порождает поступки, противоречащие морали, а не о том, что безнравственные личности удовлетворены своим материальным положением.  Или же результаты, свидетельствующие об отрицательной взаимосвязи патриотизма и удовлетворенности положением в обществе. Очевидно, данный результат говорит нам о том, что именно неудовлетворенность положением в обществе, медицинским обслуживанием ослабляет любовь к Отечеству и готовность подчинить личные интересы в пользу государства. Таким образом, неудовлетворенность сферами жизнедеятельности влияет на степень приверженности этнической культуре.

Проведенное исследование позволяет нам говорить о сложном и неоднозначном характере взаимосвязи этнической культуры и степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности.

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 14-06-00250а «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ»

Рецензенты:

Шамионов Р.М. д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;

 Григорьева М.В. д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.