Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНТЕРНЕТА КАК АДДИКТИВНЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

Рыжов В.В. 1 Телепова Н.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Национальный исследовательский университет)
2 Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
Поставлена проблема аддиктивного влияния информационного пространства Интернет на личность пользователя. Показана значимость проблемы интернет-зависимости. Проведен анализ психологических особенностей личности студентов как пользователей Интернет с целью выявления свойств эмоциональной, рефлексивной и ценностно-смысловой сферы, провоцирующих интернет-аддикцию и сопровождающих ее возникновение. В экспериментальном исследовании выявлена глубокая взаимосвязь этих личностных характеристик с показателями уровня интернет-аддикции. Анализ результатов исследования показал, что эти особенности личности не только влияют на возникновение пристрастия к Интернету, но и сами испытывают его влияние, формируя интернет-аддикцию. Результаты исследования подтвердили гипотезу об аддиктивном влиянии Интернет-пространства на личностные характеристики пользователей-студентов. Полученные данные и сделанные по ним выводы открывают новые возможности психолого-педагогической работы со студенческой молодежью.
интернет-зависимость
ценностные ориентации
эмоциональная сфера
личностные характеристики
информационное пространство. Интернет
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра», 2000, с.11-40
2. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости http://user.lvs.ru/vita/doclad.html.
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра», 2000, с.11-40.
4. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером: диссертация кандидата психологических наук.- М., 1990.
5. Горбачев А.Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: дис…канд. психол. наук.-19.00.07.- Нижний Новгород, 2009.
6. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития//Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -1991, №1.
7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск: Наука. - 1990.
8. Мак-Ги Р. Поиск значимости. – СПб.: Логос, 1994.
9. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. -Казань, 2002. -240 с.
10. Рыжов В.В. Информационные технологии и личность // Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды третьей международной научной конференции – Нижний Новгород, 2005. – 240 с.
11. Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000, №2, с. 24-29.
12. Goldberg, I. MD 1996-1999 http://www.psycom.net/iasg.html.
13. Young, K.S. (1996). Addictive use of the internet: a case that breaks the stereotype. Psychological Reports, 79, 899 - 902.
Актуальность проблемы влияния современных информационных технологий и, в частности, сети Интернет на личность обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, это уникальное изобретение прочно вошло в современную жизнь и стало одним из серьезных факторов формирования личности. Интернет открывает огромные информационные возможности, позволяет идти в ногу со временем, стирает рамки времени и разрушает границы расстояний. Во-вторых, Интернет мощно воздействует на психику и ведет  к ее трансформации. Сегодня вместе с ростом числа интернет-пользователей растет и число интернет-зависимых. Характер психологических трансформаций (деструкций) личности под влиянием Интернета практически не изучен, проблема интернет-зависимости в силу своей новизны мало исследована. Здесь остается еще много белых пятен на фоне все обостряющейся проблемы интернет-аддикции.

Цель нашего исследования состоит в изучении взаимосвязи личностных характеристик эмоциональной, рефлексивной и ценностно-смысловой сферы личности студентов с уровнем их зависимости от информационного пространства Интернет. Подобная зависимость, если она достигает определенного уровня, приобретает очертания личностной патологии, и обозначается термином интернет-аддикции.

Объектом исследования выступают психологические особенности личности, провоцирующие и сопровождающие интернет-аддикцию. Предметом исследования является взаимосвязь личностных характеристик эмоциональной, рефлексивной и ценностной сферы личности студентов и особенностей интернет-аддикции. Основными положениями, которые изучаются и проверяются в  качестве гипотезы данного исследования, являются следующие:

1) мы предполагаем, что некоторые особенности личности наиболее сильно связаны с возникновением и развитием  интернет-зависимости и могут провоцировать чрезмерное увлечение индивидом виртуальной реальностью; среди таких свойств могут обнаружиться страх неудачи и отвержения, неадекватность самооценки, неблагоприятные ценностные ориентации, искаженная самооценка, неблагоприятные ценностно-смысловые ориентации личности;

2) мы предполагаем также, что спровоцированная этими качествами интернет-аддикция оказывает неблагоприятное влияние на весь спектр личностных характеристик, описывающих образ жизни личности, а основные психологические условия профилактики и преодоления интернет-аддикции следует искать в нравственно-духовной сфере личности, в ее ценностно-смысловых и нравственных ориентациях.

Сеть Интернет связана с большими психологическими нагрузками на сознание пользователя, что объясняется рядом специфических характеристик, кардинально отличающих глобальную сеть от телевидения и других информационных технологий. Именно эти свойства делают сеть Интернет на порядок сложнее в плане взаимодействия пользователя и среды [1], [10].

 1. Интерактивность. Интернет подразумевает полную вовлеченность пользователя в процесс выбора электронных адресов, сайтов и т.д., причем в каждом отдельном случае выбор пользователя получается уникальным и индивидуальным. Сама эффективность выхода в Интернет, польза от потраченного времени определяется активностью пользователя, его умением грамотно построить свой виртуальный маршрут в информационном пространстве. Поэтому человек, выходя в информационное пространство сети, ощущает внутреннюю ответственность за то, каков будет результат его выхода в Интернет - наполненность новыми знаниями, впечатлениями и информацией, либо уныние и усталость от зря потраченных сил. Передвижение в Интернете - это процесс, требующий больших затрат внутренних психических сил.

2. Архивация. Интернет - большой архив, огромные объемы информации которого доступны в любой момент. Роль пользователя - не пассивное получение информации, а активный поиск. Некоторые люди, попавшие в Интернет, испытывают внутреннюю фрустрированность от столкновения с таким огромным объемом информации, невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, волнение от необходимости выбора - поиска информации, а также возможность потерять или не найти, пропустить что-то нужное для себя.

3. Информационная перегруженность и необходимость селекции информации. Для того чтобы найти что-то нужное для себя, необходимо отсеивать огромное количество побочной информации, буквально переполняющей информационное пространство Интернет. Постоянная селекция информации определяет повышенную психологическую нагрузку при поиске нужных данных в сети Интернет.

4. Необходимость отсеивать огромное количество негативных информационных воздействий. Интернет отличается огромной информационной конкуренцией и наибольшей психологической агрессивностью информационных воздействий. Интернет оказывает двоякое воздействие на аудиторию: с одной стороны, предлагает практически любую информацию, какая может понадобиться пользователю, но с другой стороны - навязывает, иногда почти насильно, массу совершенно ненужных данных.

5. Виртуальность общения. Телекоммуникации с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности. В работах А.Е. Войскунского [3], [4] рассматривается общение в Интернет в сравнении с реальным общением. Все формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой важной характеристикой, как анонимность.

В настоящее время дискуссия о роли Интернета в формировании психологической зависимости достаточно серьезна, так как данные различных исследований вызывают обеспокоенность психотерапевтов. Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире, хотя по данным Кимберли Янг, крупнейшего специалиста в области изучения интернет-зависимости, число таковых до 5% [11], [13].

Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко все большим и большим дозам [6], [7], [9]. Различные виды зависимости можно разделить на две большие группы - химическую и нехимическую зависимость. Нехимическими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн. Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц.П. Короленко [6]. Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся:

- азартные игры или гэмблинг,

- аддикция отношений,

-  любовная аддикция и аддикция избегания,

- сексуальная аддикция,

- работоголизм,

- аддикция к трате денег,

- ургентная аддикция.

Что касается Cyber Disorder (CD), или интернет-зависимости, то на сегодняшний день официального признания этой проблемы нет. Как наиболее близкую модель можно использовать "патологическое влечение к азартным играм". По этой причине нам представляется важным более подробно рассмотреть данный вид зависимости.

 Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [7] выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся: постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в игре; изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями; "потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру; состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре.

Интернет-зависимость. Привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами, физический компонент привыкания полностью отсутствует, а  психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся ростом толерантности, социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Впервые это расстройство было описано в 1997 году доктором И. Голдбергом [12]. Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. И. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

- использование Интернета вызывает дистресс (болезненное негативное стрессовое состояние);

- использование Интернет причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

По определению Ц.П. Короленко [6], аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности (А.Е. Войскунский [3]).

Не останавливаясь на причинах интернет-аддикции и ее проявлениях, что составляет предмет специального описания, остановимся на данных проведенного нами экспериментального исследования взаимной связи интернет-аддикиции и личностных особенностей студентов.

В исследовании приняли участие 200 студентов интернет-пользователей Нижегородских ВУЗов. Средний возраст испытуемых респондентов составил 22 года, максимальный возраст - 24 года, минимальный возраст - 20 лет. Все  испытуемые имеют неоконченное высшее образование.

Разработанная нами методика исследования включала следующие процедуры для диагностики изучаемых характеристик личности.

1. Для выявления интернет-зависимости использовались русскоязычный вариант теста Кимберли Янг, разработанный в 1994 году [11], стандартизированный и апробированный в Интернете, адаптированный В.А. Буровой [2], а также канадский опросник установок по отношению к  Интернету, разработанный Г.Дж. Тэйлором и соавторами в 1985 году.

2. Для диагностики преобладающих у испытуемых эмоционально-личностных состояний нами использовались адаптированные в наших исследованиях [10] шкалы для оценки проявлений в эмоциональной сфере следующих установок: 1) страх неудачи, 2) страх быть отвергнутым, 3) чувство вины и стыда. Идеи такого рода шкал были предложены в исследовании Р. Мак Ги [8].

3. Для изучения уровня адекватности и оптимальности личностной самооценки нами применялись широко известные модифицированные Н.М. Пейсаховым шкалы самооценки С.К. Будасси.

4. Для диагностики ценностно-смысловых характеристик личности испытуемых использовался высоко прогностичный тест уровня духовности личности, разработанный А.Л. Горбачевым [5]. 

Все полученные в диагностическом исследовании показатели подвергались критериально-уровневому анализу, изучались процентные распределения испытуемых по уровням проявлений свойств, исчислялись средние уровневые показатели (СУП) проявлений для различных категорий студентов (высоко, умеренно и слабо интернет-зависимых), осуществлялся корреляционный анализ данных.

Результаты диагностики уровня интернет-зависимости являются базовыми для последующего анализа. Интегральный показатель уровня интернет-зависимости всей изучаемой выборки студентов составил по трехуровневой шкале СУП= 1,65, то есть статистически значимо ниже среднего уровня. При этом 21% испытуемых оказались субъектами с высоким уровнем зависимости, 19% - с умеренно выраженным уровнем.

В таблице 1 приводятся сравнительные данные диагностики личностных характеристик в виде средних уровневых показателей (СУП) для категорий студентов с высоким, умеренным и низким уровнем интернет-зависимости. Анализируя результаты сравнительной диагностики, приведенные в таблице, можно сделать следующие основные выводы относительно проверяемых в нашем исследовании гипотез:

Таблица 1

Результаты сравнительной диагностики личностных свойств студентов с разным уровнем интернет-зависимости (N=200, СУП , φ, p)

 

Изучаемые личностные свойства по блокам

СУП изучаемого свойства

у студентов с разным уровнем

интернет-зависимости

Высокий

Средний

Низкий

Эмоциональные

 

Страх неудачи

2,53*

2,22

1,62

Страх быть отвергнутым

2, 64**

2,16

1,69

Чувство вины и стыда

2,72**

2,08

1,43

Рефлексивные

Оптимальность  самооценки

1,65**

1,92

2,56

Ценностно-смысловые

Общий уровень ЦСО

1,83*

2,24

2,26

В личностной сфере

1,98*

2,34

2,38

В межличностной сфере

1,79*

2,20

2,36

Значимость различий по φ-критерию Фишера: * р≤0,05   ** р≤0,01

1. По уровню проявлений негативных эмоционально-личностных состояний, таких как страх неудачи, страх оказаться отвергнутым, чувство вины и стыда испытуемые с высоким уровнем интернет-аддикции значимо отличаются от студентов с низким и почти значимо - от студентов со средним уровнем зависимости (р ≤0,05). Причем более существенные различия отмечаются в показателях страха быть отвергнутым и чувства вины (р≤0,01). Эти данные означают, что интернет-зависимость связана с изменениями в эмоциональной сфере: с одной стороны эти характеристики эмоциональной сферы могут провоцировать интернет-зависимость, а с другой - они  являются ее негативным следствием.

2. Существенные различия между интернет-зависимыми и независимыми обнаруживаются в показателях оптимальности личностной самооценки (р≤0,01). Можно полагать, что субъекты с высоким уровнем нтернет-аддикции не вполне могут реально оценить свои возможности, способности, правильно отнестись к себе, что и находит выражение в низком уровне оптимальности самооценки.

3. Наиболее существенные результаты диагностики мы имеем в сравнительном изучении ценностно-смысловых ориентаций студентов в зависимости от уровня интернет-аддикции. Здесь мы имеем результаты, прямо подтверждающие, что основными факторами формирования данной личностной патологии являются ценностно-смысловые и нравственно-духовные факторы. Как показывают результаты диагностики, приведенные в таблице, уровень ценностно-смысловых ориентаций интернет-зависимых испытуемых, как в общем показателе, так и в показателях по личностной и межличностной сферам, статистически значимо ниже соответствующих показателей независимых от Интернета студентов.

Более определенно указанную взаимосвязь выявляет проведенный нами корреляционный анализ показателей уровня интернет-аддикции и уровня ценностных ориентаций личности. Линейный коэффициент корреляции Пирсона этих показателей r = 0,426, что при N=200 и df=398 статистически значим при р≤0,01 (критическое значение r = 0,416, t= 3,672). Рамки статьи не позволяют остановиться на анализе корреляционных взаимосвязей всех диагностируемых личностных характеристик студентов в зависимости от уровня интернет-аддикции. Однако и приведенных данных вполне достаточно для утверждения о том, что основные предположения нашего исследования получили подтверждение экспериментальными данными.

Не останавливаясь на рекомендациях по профилактике интернет-аддикции, отметим, что эта проблема становится все более и более актуальной в наши дни, и, следовательно, должна решаться, прежде всего, на социальном, а не на индивидуальном уровне. Исходя из этого положения, перед обществом стоят задачи, которые помогут свести к минимуму проблему интернет-зависимости.

Рецензенты:

Сорокоумова Г.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии Нижегородского филиала Университета Российской академии образования, г. Нижний Новгород;

Шамов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова", г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Рыжов В.В., Телепова Н.Н. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНТЕРНЕТА КАК АДДИКТИВНЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22027 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674