Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Казакова В.В. 1 Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет» (Арзамасский филиал)
В фольклоре при всем богатстве и разнообразии его поэтических форм и видов трудно найти более любопытные жанры, чем поговорки и пословицы. Анализ современных учебных книг для начальной школы показывает, что в качестве дидактического материала пословицы используются достаточно часто. Отбор пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: воспитательными, образовательными, развивающими. Среди критериев отбора паремиологического материала можно выделить: доступность пословиц пониманию детей младшего школьного возраста; соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей пословиц тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе; употребительность пословиц в различных жизненных ситуациях; нравственно-поучительный потенциал пословиц. В статье приводится система упражнений с пословицами и поговорками. Используя данные упражнения, учитель может организовать работу младших школьников с малыми формами фольклора с учётом особенностей своего класса. Это поможет привить любовь и воспитать интерес к русскому языку, повысить общую культуру речи учащихся.
литературное чтение
русский язык
младший школьник
поговорки
пословицы
1. Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 895-898.
2. Гусев Д.А. Познавательно исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. С. 104.
3. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20.
4. Жесткова Е.А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 12. С.82-86.
5. Жесткова Е.А. Обучение словарной работе младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, О.К. Малышева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С.784-786.
6. Жесткова Е.А. Работа над фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе как средство обогащения речи младших школьников / Е. А. Жесткова, А. А. Князева // Научный поиск. № 4.1. 2013. С. 36-38.
7. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11. – С.800-803.

В фольклоре при всем богатстве и разнообразии его поэтических форм и видов трудно найти более любопытные жанры, чем поговорки и пословицы. Они порицают лень, величают труд, укрепляют веру, справедливость и добро, призывают уважать книгу и знания. В них выражены горе и радость, любовь и ненависть, печать и гнев, ирония и юмор, именно поэтому поговорки и пословицы делают речь более точной, выразительной и эмоциональной. Являясь богатым фактическим материалом, пословицы и поговорки могут быть успешно использованы на уроках русского языка и литературного чтения в школе.

Анализ современных учебных книг для начальной школы показывает, что в качестве дидактического материала пословицы используются достаточно часто. Отбор пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: воспитательными, образовательными, развивающими. Среди критериев отбора паремиологического материала можно выделить: доступность пословиц пониманию детей младшего школьного возраста; соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей пословиц тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе; употребительность пословиц в различных жизненных ситуациях; нравственно-поучительный потенциал пословиц [3, c.76].

Эффективным использованием пословиц обращает на себя внимание «Русская азбука» В.Г. Гогорецкого и др., в которой представлено около 90 паремий. В содержательном плане они отличаются тематическим многообразием: учение (Учение – путь к умению), дружба (Нет друга – ищи, а нашел – береги), труд (Всякий человек в деле познается), природа (Сентябрь холоден, да сыт), нравственные качества человека.

Звукопись языка пословиц является предметом наблюдений младших школьников при знакомстве со звуками речи:

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Поспешишь - людей насмешишь.

Такой дидактический материал «Русской азбуки» используется для произношения, различения звуков, а при чтении – нахождения соответствующих букв.

Картинность, живописность формы, способность рисовать жизнь, не прибегая к описаниям, а стремясь к наиболее яркой выразительности, позволяет пословице сопоставлять предметы или явления через сравнение: Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь. Выясняя художественный смысл сравнения, учащиеся раскрывают содержание пословицы, объясняют, почему дружбу между людьми надо беречь: как легко разбить хрупкое стекло, так и легко можно потерять друга. В работе над сравнениями в паремиях можно использовать различные задания и упражнения. Например, такое: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

Добрый человек придет, словно...

Ласковое слово, что…

Все прошло, как ...

Материал для справок: свету принесет; огнем прожгло; вешний день [1, с.40].

Воспитательное воздействие пословиц основано на раскрытии их обобщенного смысла. На вопрос «Как вы понимаете смысл пословицы?» учащиеся обычно приводят примеры из своего личного опыта, подтверждающие, что паремии представляют собой суждения общего характера.

В учебнике Евросининой Л.А. «Литературное чтение» также дан богатый материал по изучению пословиц и поговорок. Во 2 классе (1 ч.) раздел «Народная мудрость» знакомит учащихся с жанрами устного народного творчества (сказки, загадки, потешки, пословицы и др.).

В 3 классе продолжается знакомство с фольклором, даются более глубокие знания.

Учащиеся учатся правильно читать пословицы; выбирают тон чтения, выделяют важные слова, соблюдают паузы, повышают и понижают голос.

Например: Май леса наряжает, | лето в гости . (↑ (повышение), ↓ (понижение) голоса; | - деление на части)

Также пословицы используются при изучении стихов, рассказов. Например: прочитайте пословицы и объясните ее смысл. «Не говори – не умею, а говори – научусь! (рассказ «Как Алешке учиться надоело»).

Пословицы и поговорки являются также превосходным тренировочным материалом и на уроках русского языка.

Учебно-методический комплекс по русскому языку Т.Г. Рамзаевой представлен новой программой, где особую значимость для общего и речевого развития учащийся имеет познание языка как одной из сторон культуры народа.

Начиная со 2 класса, задания, связанные с пословицами направлены на развитие речи учащихся и осмысленное восприятие текста. Например: Упр. 1. Прочитай пословицу. Объясните, почему так говорят. Спиши. (Ученье и труд вместе живут.)

При изучении раздела «Звуки и буквы» основной задачей является практическое развитие у детей правильного и четкого произношения слов, умения членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме. Чтобы выработать эти умения, применяются такие упражнения, как:

Упр. 101. Прочитай пословицы. Спиши их, разделяя слова черточками на слоги. Поставь точки над гласными буквами.

Если взялся за дело – доведи его до конца.

Семь раз примерь – один раз отрежь [4, c. 43].

В 3 классе количество пословиц увеличивается, они используются в качестве дидактического материала в процессе изучения самых разных тем.

Центральное место занимает орфография, используются пословицы с разнообразными орфограммами, например:

Упр. 253. Прочитай пословицы. Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы.

Сл...мить дер..во - секунда, вырастить - г...да Л...бишь кататься - л...би и саночки в...зить.

Именно на таких заданиях дети учатся применять на практике теоретические сведения, на них формируются умения и навыки.

Гораздо меньше используются пословицы и поговорки в учебниках по русскому языку С.В. Иванова.

Работа над предложением начинается во 2 классе. Тема «Слово и предложение» вводится одним содержательным блоком. Причем в одном блоке даются начальные сведения, касающиеся лексики, морфологии, синтаксиса. В этом разделе вводятся основные понятия, на которые ученик сможет опираться на уроках русского языка во 2 классе, а сами понятия будут изучаться в 3 и 4 классах.

При изучении лексики во 2 классе нам встретилось 2 упражнения с использованием пословиц и поговорок: при изучении темы «Антонимы» и «Устаревшие слова» [3, c.86].

Упр. 1. Прочитай пословицы. Выпиши парами антонимы. В какой паре антонимы - имена существительные?

Не дорого начало, похвален конец.

Думай медленно, работай быстро.

Упр. 2. Прочитай пословицы. Объясни значение устаревших слов подбирая к ним синонимы. Запиши получившиеся пары. Проверь себя по толковому словарю в учебнике.

Всякий Еремей дело разумей.

Где сшито кое-как, там жди прорехи.

Пословица недаром молвится.

В 3 классе используется линейный принцип изложения материала и реализация одной цели обучения в рамках одного урока. Уровень сложности данной системы отличается от традиционной. Так, например, при изучении темы «Правописание мягкого после шипящих у имен существительных» прежде, чем написать нужную букву, необходимо заменить звуковую запись слова буквенной.

Упр. 2. Запиши пословицу, заменяя звукобуквенную запись буквенной.

Умную [ р’эч’] приятно и слушать.

Мал [ йорш ], да колюч.

Всякая [ в’эщ’ ] хороша на своём месте.

В традиционной же системе задания ограничивались во втором классе нахождением слов с мягким знаком, а в третьем классе - дополнением пословиц и поговорок слов с мягким знаком из материала для справок.

В 4 классе продолжается работа по использованию пословиц и поговорок (3 упражнения).

Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Стр. 84. Упр. 1.

Запиши пословицы. Объясни написание ь после шипящих. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак».

Собирай по яго...ке, соберешь кузовок. С ...одной яг...дки сыт не будешь. Сразу всему не н...учишься.

В учебниках по русскому языку Т.Г. Рамзаевой пословицы и поговоркы отражены в заданиях и упражнениях, прежде всего, по морфологии. При этом подобных заданий достаточно много (порядка 30). Вместе с тем пословицы и поговорки практически отсутствуют в упражнениях при изучении синтаксиса простого предложения [3, c.107].

В учебниках русского языка С.В. Иванова и др. в количественном отношении заданий и упражнений с пословицами и поговорками в целом значительно меньше, по сравнению с традиционной системой - 9 упражнений. Однако пословицы и поговорки используются в качестве не только орфографического и морфологического, но и синтаксического дидактического материала.

Работа над пословицами и поговорками не может ограничиваться тремя - четырьмя уроками. Требуется систематическое, постоянное внимание учителя к пословицам и поговоркам на уроках не только русского языка, но и литературного чтения, для достижения положительного результата.

Одним из типичных заданий при работе с пословицами для учащихся в книге для чтения является группировка пословиц по темам. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет. Например, в учебнике «Родная речь» для 2 класса помещены пословицы о сельском хозяйстве:

На уборке часом опоздаешь, годом не наверстаешь;

Что летом родится, то зимой пригодится.

Учащиеся, ознакомившись с данными пословицами, должны определить их общую тематику и подобрать еще 2–3 пословицы [5, c.37].

Более сложным видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословиц, которые бы раскрывали содержание данного произведения, его идею, характеризуют ли поступки действующих лиц.

Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей с рассказом, басней, сказкой, у которых заглавием является пословица. Учитель читает учащимся рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Дело мастера боится» Л. Воронковой, «Нашла коса на камень» А. Сурикова.

Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащийся анализирует заглавие – пословицу, доказывает ее органическую связь с содержанием произведения. После этого учитель предлагает подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием. Список пословиц представлен на доске.

Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивает мышление детей, учит их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать основную идею произведения.

Особым видом работы с пословицами является нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснения их назначения.

Анализируя изучаемые художественные произведения, дети видят, что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает ярлыку своих произведений особую меткость, образность, народность.

Следует отметить, что богатейший материал для таких наблюдений дают басни Крылова И.А.. При анализе его басни «Чиж и голубь» учащиеся раскрывают смысл народного выражения «Вперед чужой беде не смейся» [3, c. 94].

Также следует использовать пословицы при работе над сочинением.

В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословицам, во-вторых, включение пословиц в сочинение.

Сочинение по пословицам бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословицам составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословицам должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Сначала, например, дети учатся строить рассказ по картинкам, которые сами смогли подобрать к пословицам. После этого рассказ составляется также по картинкам, но уже созданным в воображении. Учащийся, записав новую пословицу и поняв ее смысл, рассказывает, какую картинку он может подобрать или нарисовать к этой пословице.

Особой формой работы является сочинение с включением пословиц. Учащиеся подбирают пословицы по заданной теме, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Всем классом составляется план. По плану сочиняют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.

Особым видом является сочинение пословиц.

Учащимся такое задание вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли [5, c.62].

Рекомендуется использовать в работе с пословицами картинки и иллюстрации к ним. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, сбор урожая в саду и тому подобное. К одной картинке берется определенный ряд пословиц, которые синонимичны по значению, по смыслу:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

При изучении грамматико-орфографических тем в качестве языкового материала целесообразно обратиться к пословицам. Как можно организовать работу с пословицами при обучении грамоте и правописанию? Например, на первом этапе обучения правописания корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, необходимо научить обучающихся использовать метод подстановки. Его суть заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких именно случаях его применять. Например, при объяснении правописания безударных гласных, которые проверяются ударением, педагог приводит пословицы: Кончил дело – гуляй смело; Конец – делу венец, в одной из которых имеется слово с безударным гласным, а в другой в этом слове этот гласный находится под ударением. После этого учащиеся записывают пословицы, подчеркивают слова конец и кончил, гласную букву О и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, которые проверяются ударением.

Организация утренников является интересной и полезной формой работы с пословицами. Девизом утренника может быть одна из тем: 1. Пословица – всем делам помощница. 2. Знаешь ли ты пословицы? 3. Собирай пословицы!

Учащиеся распределяют между собой обязанности. Одни учащиеся отвечают за оформление класса или зала, где проводится утренник. Они пишут и развешивают художественно оформленные плакаты с пословицами, организуют выставку. Другая группа школьников готовит небольшие сообщения – доклады на темы, связанные с пословицами. Третья группа – затейники. Они проводят различные игры с пословицами.

Используя данные упражнения, учитель может организовать работу младших школьников с малыми формами фольклора с учётом особенностей своего класса. Это поможет привить любовь и воспитать интерес к русскому языку, повысить общую культуру речи учащихся.

Рецензенты:

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики, теории и методики обучения математике Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас.


Библиографическая ссылка

Казакова В.В., Жесткова Е.А. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22008 (дата обращения: 07.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674